Россия и Украина: кто кому что должен
Сразу обозначу свою позицию: я очень не хочу, чтобы Россия воевала против Украины. Не хочу, прежде всего, потому, что это была бы братоубийственная война. И, конечно же, потому, что Украина (Малороссия) — мой родной край. Как, наверное, и каждому нормальному человеку, мне не хочется, чтобы на мой родной город падали бомбы, чтобы на его улицах рвались снаряды, чтобы от этих бомб, снарядов, пуль гибли ни в чём не повинные мирные люди.
Это предисловие необходимо в связи с нижеследующим.
Недавно некий «известный блогер» (так его обычно характеризуют поклонники) Дмитрий Дзыговбродский опубликовал довольно пространный набор предложений под заглавием: «Вы. Нам. Должны». Данный текст фактически представляет собой обвинительный акт против народа Украины. Подчеркиваю: не против ныне правящего там режима, а против жителей соседней с Россией страны. Они, дескать, и кровожадны, и корыстолюбивы, и наглы до крайности. «До украинцев, — объявляет автор, — так и не дошло за два года, что они поступают антигуманно, неправильно, не по-братски, даже не по-людски… Украина… привыкла за 23 года в рай въезжать на чужой шее». А раз так, продолжает он, то России нужно преподать соседке «хороший урок».
Заключаться сей «хороший урок», считает Дзыговбродский, должен в том, что не следует помогать украинцам, даже тем, кто сопротивляется нынешней власти. Не стоит на их спасение «тратить уйму ресурсов». Пусть, мол, пройдут через кровь и страдание, пусть «наедятся» русофобией. Потом, может быть, «поумнеют».
Иными словами, «известный блогер» предлагает россиянам выступить в роли Понтия Пилата, отвернуться от украинцев и умыть руки. Пусть сами спасаются, если смогут. А не смогут, так и будет.
Я не знаю, зачем Дзыговбродский это написал? Имеет ли тут место злой умысел или же просто недомыслие? Не знаю, хотя и знаком с автором лично. Но знакомство было слишком шапочным, общение ограничилось несколькими фразами, чего, разумеется, недостаточно для того, чтобы делать о новом (случайном) знакомом всеобъемлющие выводы. Единственное, что уже тогда бросилось в глаза, — несколько преувеличенное самомнение «известного блогера». Он явно переоценивал свою «известность». Ну, как говорится, то такое…
В принципе, на разглагольствования Дзыговбродского можно было бы и не обращать внимания, если бы мнения, высказанного в том опусе, не придерживались многие другие. Увы, «известный блогер» в этом далеко не одинок. И потому на его тексте стоит остановиться подробнее. Дабы на конкретном примере попробовать показать несостоятельность подобных воззрений.
Фраза «вы нам должны!», уверяет Дзыговбродский, «это лозунг украинства. Ментальная болезнь, которой подвержена большая часть жителей Украины, и даже выходцы с Украины, проживающие в России, проходят болезненную внутреннюю трансформацию, прежде чем превратиться из инфантилов во взрослых людей. Для «свидомых» должны США, Европа, МВФ, «весь прогрессивный мир». Для антифашистов должны Россия и Донбасс. Иногда трудно различать первых и вторых, настолько слово «ДОЛЖНЫ» у них перекрывает прочие цели, идеологию и видение будущего».
Уже из этого пассажа становится очевидным, что «известный блогер» взялся рассуждать на тему, в которой является дилетантом. Термины «украинство» и «украинцы» — совсем не синонимы. Слово «украинцы» одни (те, кто думает, что существует самостоятельная украинская нация) употребляют как национальное имя. Другие используют его для обозначения всех жителей Украины, без учёта их национального происхождения, либо как современный аналог слова «малорусы» — более старого наименования одной из ветвей русской нации.
«Украинство» же — это украинское движение, изначально направленное против России и русских. Это часть (только часть!) украинского общества. Та часть, которая настроена русофобски. Соответственно, теперешние «свидомые» («национально сознательные») — это и есть украинство. Антифашисты Украины (то есть те, кто идеологию так называемого «украинского национализма» не приемлет) сюда совершенно не относятся. Причислять их к украинству — мягко выражаясь, неправомерно.
Между тем, спутав грешное с праведным, «известный блогер» с яростью обрушивается именно на антифашистов. Им, дескать, хочется, «чтобы пришли «зелёные человечки», сделали хорошо, посадили на места «правильных людей» — причем правильных по версии украинцев-антифашистов, а не самого Кремля — а затем отправились восвояси, не мешая строить антифашистскую, пророссийскую Украину. Получится у них или нет — второй вопрос. Главное, что «панувать» на Украине должен украинец. Всё вмещается в формулу «Вы. Нам. Должны». Почему должны — непонятно. Зачем Россия должна вмешиваться в тот хаос и треш, который происходит на Украине, тоже непонятно».
Примечательно, что такие вот «хотелки» Дзыговбродский приписывает не просто украинцам-антифашистам, а украинцам-антифашистам из Одессы. Сомневаюсь, что это правда. Не про то, как бы «панувать» за «чужой» счёт, думают украинцы-антифашисты. Им сейчас явно не до этого. Хотя в том, что в решении всевозможных управленческих проблем на местах должны принимать участие люди, с этими проблемами знакомые не понаслышке, думается, сомнений не возникает.
Как, наверное, не должно возникать сомнений и в том, что нормальной власти следует опираться на сведущих патриотов. А не на беспринципных чинуш, которым, в общем-то, всё равно, под каким флагом и под чьим портретом сидеть в служебном кабинете, какую идеологию исповедовать — лишь бы иметь доступ к «кормушке». К сожалению, на протяжении четверти века в Кремле слишком часто предпочитали иметь дело с представителями Украины именно из числа последних (наглядный пример — некоторые члены Партии регионов), что тоже, помимо прочего, привело к нынешней печальной реальности.
Это, действительно, вызывает тревогу в антифашистских кругах. И это могло там обсуждаться. Именно это, а уж никак не чьё-то там «панування». Кстати сказать, очень многие антифашисты вообще считают украинцев и великорусов единым народом. В отличие от Дзывгобродского, который не то что единым народом, а и братскими народами их не считает.
«Идеологема о «братских народах» при ближайшем рассмотрении трещит по швам и заплаткам», — пишет он. И «напоминает», что «на Донбасс с веселым гиканьем рванули не западенцы — туда с желанием наколотить колорадов и сепаров поехали жители Днепропетровска, Винницы, Киева, Полтавы, Харькова, Одессы, Запорожья. Получается, поехала та самая «Новороссия», которую мы все хотели освободить в 2014 году».
Позволю себе утверждать, что это ложь или заблуждение. Всё-таки первыми в Донбасс «рванули» как раз западенцы. К тому же Винница, Киев, Полтава — это не Новороссия, а Малороссия, то есть другая историческая область. Харьков тоже в полной мере к Новороссии отнести нельзя — это Слобожанщина. «Известный блогер» и тут показал себя дилетантом. Но, понятное дело, суть не в том.
Важнее припомнить, как и когда украинцы в массовом порядке двинулись «колотить колорадов и сепаров». Ведь поначалу военнослужащие ВСУ оружия не применяли. Помните, как безоружное население Донбасса голыми руками останавливало бронетранспортеры?
Почему происходило так? Наверное, не только потому, что солдаты и офицеры украинской армии считали преступным стрелять в мирных жителей. А ещё и потому, что эти солдаты и офицеры были уверены: за подобные преступления их накажут. И накажут строго. Весной 2014 года очень многие жители Украины считали, что Россия вот-вот введёт войска. Тем более что и сам российский президент во всеуслышание допустил такую возможность в целях защиты гражданского населения.
Кто-то ждал эти войска со страхом. Кто-то — с надеждой. Но ждали те и другие. И не дождались…
Понимание того, что российские войска не придут, доходило до сознания украинцев постепенно. Пожалуй, окончательно всё стало ясно после событий 2 мая в Одессе. Кошмарное преступление против мирных жителей. А из России в ответ никакой защиты. Только охи и вздохи.
Вот тогда те, кто в Киеве отдавал приказы, получили чёткий сигнал: «Можно всё!» Тогда и те, кто по своему положению должен был приказы выполнять, оказались перед выбором. Они могли и дальше отказываться применять оружие против людей, выходивших на акции протеста. Но при этом не имея надежды на защиту, подвергнуться репрессиям, потерять очень многое, а, возможно, и всё, включая собственную жизнь, подставить под удар не только себя, но и свои семьи. А могли, заглушив в себе голос совести (иногда и голос разума), пойти на выполнение любых приказов командования.
Большинство военнослужащих выбрало второй вариант. Можно их за это упрекать, обвинять? — Да, можно. Но не надо забывать, что к сделанному выбору их подтолкнули.
Однако вернемся к тексту «известного блогера». Заклеймив позором всех украинцев, он переходит к предъявлению претензий отдельным городам и их жителям. Начинает с Днепропетровска. Там «люди десятками пропадали в результате действий Корбана», а днепропетровцы выступали против режима, по выражению Дзыговбродского, «как-то слабо».
Так, может, потому и выступали слабо, что с противниками режима расправлялись десятками? Помощи же и защиты ждать было неоткуда. Ибо те, кто мог помочь, предпочитали играть роль Понтиев Пилатов. Ту самую роль, которую рекомендует «известный блогер» россиянам.
Следующий в перечне «обвиняемых» — Харьков. «В Харькове, пишет Дзыговбродский, — активно пахал и пашет танковый завод, поставляя обновлённую и модифицированную гусеничную рухлядь на Донбасс, чтобы она хоть пару раз успела выстрелить по жилым кварталам. И что-то я не слышал про случаи диверсии на производстве. Даже в Третьем рейхе немецкие коммунисты регулярно устраивали диверсии. А вот на Украине тишь и благодать».
Ну, то, что автор «что-то не слышал о диверсиях», вовсе не означает, что их нет (вряд ли укроСМИ стали бы трубить об этом на весь мир). Да и вообще — «что-то я не слышал» доказательством не является. Я, например, ещё год назад и не подозревал о существовании Дмитрия Дзыговбродского. А он, оказывается, «известный блогер». О неуместности же сравнений украинских антифашистов с немецкими подпольщиками времен Второй мировой войны скажу чуть ниже.
Третий обвиненный Дзыговбродским город — Сумы. Сумчане, по мнению обвинителя, могли бы устроить что-то наподобие рельсовой войны, а вместо этого сказали: «Вот приедут российские танки, тогда мы с радостью поднимем флаги России и будем наводить порядок».
«То есть, — комментирует эти слова «известный блогер», — русские танки поедут дальше наводить порядок на Украине, а сумчане останутся на месте и будут наводить порядок-порядочек у себя… Прямо-таки: «Нет, сказали жители Сталинграда, мы не хотим, чтобы у нас было, как в Ленинграде и Харькове, — не лезьте к нам, советские войска».
Кажется, обвинитель здесь немножко запутался. С одной стороны, он утверждает, что сумчане ждут русские танки «с радостью», а с другой — они будто бы говорят «не лезьте к нам». В этом случае обвинение сформулировано недостаточно чётко. Может быть, потому, что «известный блогер» решил не зацикливаться на Сумах, торопясь предъявить обвинение одесситам: «Одесса получила самый страшный удар 2 мая. Но вместо ответа засунула голову в песок».
И далее Дзыговбродский ставит в пример украинцам немецких подпольщиков, расклеивавших листовки и писавших на стенах домов: «Долой Гитлера!». А также партизан-ковпаковцев, совершавших рейды на оккупированной фашистами территории. Тем самым подпольщики и партизаны, отмечает автор, давали людям надежду на освобождение, вселяли в них чувство веры в победу.
Героизм антигитлеровских подпольщиков и партизан бесспорен. Только вот надежду на освобождение и победу давали всё-таки не листовки и настенные надписи. И даже не деятельность партизан. Эту надежду давали реальные победы на фронте. В ноябре 1942 года гитлеровцы стояли на Волге. А через год их уже гнали от Днепра. Ещё через год они судорожно (и безуспешно!) пытались удержаться хотя бы на берегах Вислы и среднего Дуная.
Где тут аналогия с современностью? При всём уважении к немецким подпольщикам, Гитлера победили не они…
Идём далее. Дзыговбродский берёт воображаемую семью «ярых русофилов», в которой, однако, оказывается и один укропатриот — Тарасик, записавшийся в добровольческий батальон «Айдар». Автор предлагает представить, что будет, «когда ополченцы или войска РФ перейдут административные границы Донецка и Луганска, превратят в фарш ВСУ и в молотую кильку в томатном соусе всякие «Айдары» и «правые секторы»…», убив в том числе и Тарасика.
В результате от русофильства всей семьи и других подобных семей не останется и следа. «Мамы Тарасиков будут проклинать «москалей» и «даунбассцев» до самой смерти, выращивая очередное русофобское поколение».
Тут можно заметить, что в семьях ярых русофилов, как правило, не принято называть детей Тарасиками. Но это, конечно, малозначительная деталь. Тема же затронута важная. Передача чувства ненависти из поколения в поколение — опасность серьёзная. Будет не лишним остановиться на ней подробнее.
Когда-то, не так давно с исторической точки зрения, менее ста лет назад, Россию (Украину в том числе — тогда мы были единым целым) раздирала Гражданская война. Раскол общества был страшным. Две части населения люто ненавидели друг друга. Однако в следующие поколения эта ненависть, за некоторым исключением, не передалась. Почему? Не в последнюю очередь потому, что непосредственно в боевых действиях той войны приняло участие сравнительно немного, как для той страны, людей — несколько процентов от общего числа жителей.
Я сейчас не о том, хорошо это или плохо, что большая часть народа, образно выражаясь, сидела в кустах, когда решалась судьба Родины. Этот факт нужно принять как данность, не давая ему моральных оценок. Проливали кровь (свою и чужую) лишь несколько процентов жителей страны. Даже если добавить сюда их родных и близких, получится сравнительно небольшая часть. У большинства остальных личных причин для ненависти не было. И для следующих поколений Гражданская война стала уже историей.
Попробуем сопоставить с тем, что сегодня происходит на Украине. По официальным данным, в ходе боевых действий погибло около двух тысяч украинских военнослужащих. По неофициальным — эту цифру следует увеличить в разы. Близким погибших, прежде всего их детям, внушают, что виной всему «российские агрессоры». Вот первый канал распространения русофобских настроений в будущие поколения. А ведь боевые действия продолжаются. И число погибших растёт.
Далее. Через так называемое АТО правящий режим прогнал уже около двухсот тысяч человек. По отзывам тех, кто с ними общался, даже вполне адекватные до того времени люди возвращаются из зоны АТО закоренелыми русофобами. Как там на них воздействуют (зомбируют? «вяжут» кровью?) — можно только догадываться. Понятно, что и детей своих «герои АТО» будут воспитывать в соответствующем духе. Вот второй канал распространения русофобских настроений в будущие поколения. Между тем количество украинцев, мобилизуемых для участия в АТО, продолжает увеличиваться.
И, наконец, русофобская пропаганда на Украине ширится сегодня повсеместно — через СМИ, литературу, кино, театры. А главное — через систему образования, где русофобия внедряется в детское сознание. Вот третий (самый массовый) канал распространения русофобских настроений в будущие поколения.
И пока дзыговбродские деланно тревожатся гипотетическим ростом русофобии в воображаемых (не существующих) украинских семьях, русофобия на Украине расцветает буйным цветом в семьях вполне реальных. И продолжает расцветать, в то время как «известный блогер» (да если б только он один!) предлагает отказаться от спасения украинцев, пока, дескать, они не «поумнеют».
А ведь ждать этого «поумнения» совершенно нет нужды. Ну, хотя бы потому, что тотального оглупления не произошло. Во всяком случае, пока не произошло (хоть пропаганда правящего режима прилагает в этом направлении немалые усилия). Чтобы доказать это, следует обратиться не к виртуальным картинам, рисуемым воображением некоторых «известных блогеров» и т.п., а к реальной действительности.
Возьмем, например, результаты выборов в Верховную раду осенью 2014 года. Опять же, речь не о том, что это были за «выборы», в каких условиях они проводились и сколько липовых голосов могли приписать «партиям-победителям». Прошу обратить внимание на то, что даже по данным ЦИК (скорее всего, сильно завышенным) в этих организованных правящим режимом «выборах» приняло участие всего 52% избирателей. Меньше, чем когда-либо за все годы независимости. Причём во всех без исключения юго-восточных регионах явка избирателей составила менее 50%.
И это без учёта неподконтрольной киевскому режиму территории Донбасса, где голосование не проводилось. А ведь было ещё немалое количество тех, кто пришёл на избирательные участки лишь по недоразумению и голосовал за формально оппозиционные партии (настоящая оппозиция в той избирательной кампании не участвовала).
Какие ещё требуются доказательства того, что Украину и правящий сейчас на Украине режим отождествлять неправомерно? Что ещё надо, чтоб убедиться в этом? Открытого выражения широкими массами несогласия с властью? Такого сейчас не будет. Несогласных на Украине нынче калечат и убивают. А те, кто калечит и убивает, остаются безнаказанными.
Так уже происходило неоднократно. И, вероятно, будет происходить дальше. Во всяком случае до тех пор, пока украинцы не найдут себе защитников. Защитников, а не Понтиев Пилатов.
И ещё одно. Я уже работал над этой статьей, когда «известный блогер» разродился новым опусом — «Вы. Виноваты. Все». Название говорит само за себя. В творящемся ныне на Украине обвиняются все её жители. «Все. От первого и до последнего» (это цитата).
Итак, украинцам внушают, что все (или почти все — исключение делается для кучки либеральствующих русофобов) жители России — это враги. А россиянам рассказывают, что все обитатели Украины — от первого до последнего — либо фашисты, либо приспешники фашистов.
Количество верующих в этот бред растет и с той, и с другой стороны. Если так будет продолжаться, то рано или поздно таки приведет к братоубийственной войне. Чего, повторюсь, очень бы не хотелось.
- «Питтсбург Пингвинз» сделал заявление после ограбления дома Евгения Малкина
- В Энгельсе введён режим ЧС межмуниципального уровня — 1056-й день СВО
- В США раскрыли, какое предложение Трамп может сделать Путину по Украине
- В Батуми неизвестные избили экс-премьера Грузии Георгия Гахарию
- Разведка Украины предлагала военным РФ $1 млн за сдачу позиций в Горловке