«Импортозамещение в России: слабый эффект»
Москва, 9 марта, 2016, 12:58 — ИА Регнум. Политика импортозамещения в России не приводит к масштабным результатам. Лишь в некоторых отраслях наблюдается слабое замещение импортных товаров отечественными — в металлургическом комплексе, текстильном производстве, автопроме. При этом зависимость экономики от импорта, в том числе машин и оборудования, остается высокой. Низкая вовлеченность в международные цепочки создания добавленной стоимости ограничивает возможности увеличения объемов производства в большинстве перерабатывающих отраслей. Такое мнение высказали эксперты Институт экономической политики им. Гайдара Андрей Каукин и Павел Павлов.
В настоящий момент можно выделить три основных механизма, потенциально приводящих к замещению иностранной продукции на территории России отечественными аналогами:
1. Ослабление национальной валюты. В условиях девальвации рубля отрасли с высокой долей потребления импортных промежуточных товаров, поставляющие продукцию преимущественно на внутренний рынок, должны проигрывать в наибольшей степени (автомобилестроение, машиностроение, фармацевтика, производство электрооборудования). А отрасли, ориентированные на экспорт и характеризующиеся низкой производственной зависимостью от импорта, должны выигрывать в наибольшей степени (черная и цветная металлургия, химия и нефтехимия, производство и отделка кожи).
2. Ограничения на торгуемость товаров. В 2014—2015 гг. в отношении РФ были введены санкции, в том числе технологические, которые затронули поставки оборудования для нефтегазовой отрасли, включая оборудование для добычи на шельфе, а также на предприятия оборонно-промышленного комплекса РФ. Дефицит соответствующего оборудования на внутреннем рынке теоретически мог способствовать развитию отечественного производства аналогичной продукции. Российские продовольственные контрсанкции и специальные экономические меры в отношении Турции предоставили возможности для импортозамещения в пищевой и легкой промышленности. Сокращение товарооборота между Россией и Украиной в 2014—2015 гг. по геополитическим соображениям увеличило потенциал импортозамещения в металлургии и производстве строительных материалов.
3. Целенаправленная деятельность экономических властей. Задачи по стимулированию импортозамещения в РФ в последние годы обсуждаются на уровне высших органов исполнительной власти. К настоящему моменту Министерством промышленности и торговли РФ разработана серия отраслевых планов мероприятий по импортозамещению, охватывающих практически весь спектр обрабатывающих производств. В условиях действующих санкций и контрсанкций, а также складывающейся динамики основных макроэкономических показателей анализ эффективности мер в сфере импортозамещения приобретает особую актуальность.
По данным статистики, наиболее существенные масштабы импортозамещения можно отметить в производстве автотранспортных средств, где среднегодовая доля импорта в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снизилась на 22,5 п.п., автомобильных комплектующих (на 5,7 п.п.), металлов и металлических руд (на 4,5 п.п.), текстильных и галантерейных изделий (7,8 п.п.), пищевых продуктов (4,1 п.п.).
Существенное снижение доли импорта в товарообороте автотранспортных средств обусловлено созданием совместных сборочных производств с привлечением зарубежных партнеров (например, «Автоваз», «Соллерс»). Судя по динамике доли импорта комплектующих (автомобильных деталей узлов и принадлежностей), уровень локализации этих производств также продолжает расти.
В металлургии наблюдаемая динамика объясняется, вероятно, остановкой импорта с Украины, который, по крайней мере частично, смогла заместить российская продукция. При этом необходимо учитывать, что на протяжении 2015 г. объемы производства металлургической отрасли в целом снижались в связи с общим падением как внутреннего, так и внешнего спроса.
Сокращение доли импорта текстильных изделий может быть связано как с повышением привлекательности отечественных производств за счет снижения издержек в долларовом выражении (в частности на заработную плату), так и с реализацией инвестиционных проектов, которые позволили при изменении условий торговли повысить эффективность данных производств (например, «Вологодский текстиль», «Камышинский текстиль» и др.). Факторами ослабления рубля и контрсанкций объясняется сокращение в 2014—2015 гг. доли импорта в товарообороте пищевых продуктов.
В то же время можно назвать ряд отраслей, где, по всей видимости, идет обратный импортозамещению процесс. Прежде всего это фармацевтика и производство машин и оборудования (включая электрооборудование).
Российская фармацевтическая отрасль испытывает серьезное давление со стороны глобальных конкурентов. Среднегодовая доля импорта в товарообороте фармацевтических и медицинских товаров на протяжении 2010−2015 гг. была значительна, она колебалась в диапазоне 50−60%, а в 2015 г. увеличилась на 3,2 п.п. по отношению к 2014 г. Таким образом, девальвация рубля не обеспечила вытеснение импорта, поскольку российских аналогов для широкого спектра лекарств и медтехники просто не существует. Вместе с тем в перспективе возможно некоторое увеличение отечественного выпуска в отрасли: процесс лицензирования новых лекарств является достаточно длительным, поэтому эффект от снижения обменного курса рубля в 2014—2015 гг. может проявиться через 2−3 года.
Аналогичная ситуация наблюдается и в секторе машин и оборудования, где в период с 2012 по 2015 гг. прирост среднегодовой доли импорта составил 17,6 п.п., и снижение среднегодовой доли импорта в 2015 г. всего на 1,1 п.п. преждевременно интерпретировать как перелом среднесрочной тенденции по увеличению зависимости российской обрабатывающей промышленности от капитальных благ зарубежного производства.
Наблюдаемая динамика доли импорта в товарообороте фармацевтической продукции и товаров инвестиционного назначения (машин и оборудования) является индикатором проблем в решении задач импортозамещения: производящие данную продукцию отрасли практически не смогли воспользоваться улучшением условий торговли, снижением реального эффективного обменного курса рубля в 2014—2015 гг., что выразилось, в том числе и в общем падении выпуска в этих отраслях на протяжении всего 2015 г.
«В целом складывающаяся картина говорит о низкой реализации потенциала импортозамещения. К сожалению, лишь некоторые отрасли смогли воспользоваться представившимися возможностями и повысить долю отечественной продукции на внутреннем рынке (металлургическое и текстильное производство, производство автотранспортных средств и комплектующих), в остальных же отраслях процессы импортозамещения в 2015 году были практически не заметны», — резюмировали эксперты.
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- Как в России отметят День матери
- Рогов: СБУ засекретила данные о последствиях удара «Орешником» по «Южмашу»
- Путин: средств противодействия «Орешнику» не существует — 1003-й день СВО