Минтруд РФ заявил о снижении реальной заработной платы в 2015 году на 9%. По неофициальным данным, цифра колеблется в диапазоне от 15 до 25%. Следствием подобных изменений становится сужение базы по взносам в ПФР. Таким образом, дефицит Пенсионного фонда России, который в 2016 г. вырастет до 1,6 трлн рублей, — следствие кризиса и вызван сокращением совокупного фонда оплаты труда россиян, возвратом к зарплатам в «конвертах» и уменьшением объема страховых взносов работодателей. Об этом заявила доцент кафедры управления рисками, страхования и ценных бумаг РЭУ им. Г. В. Плеханова Юлия Финогенова, комментируя корреспонденту ИА REGNUM сложившуюся ситуацию в Пенсионном фонде РФ.

Размер собираемых ПФР страховых взносов зависит преимущественно от таких параметров, как количество официально занятых в экономике, с фонда оплаты труда которых уплачиваются страховые взносы, и размера зарплат [1]. И с первым, и со вторым параметром в нашей стране наблюдается ряд проблем.

Так, учитывая специфику российской экономики, работодатели совсем не платят взносы за 11,8 млн человек. Более того, до конца 2015 года прогнозируется и рост числа безработных до 1,6 млн человек. Если исходить из того, что численность экономически активного населения составляет порядка 75 млн человек., то за каждого пятого взносы не уплачиваются. Кроме того, не до конца ясна картина и со взносами индивидуальных предпринимателей, чье количество сейчас составляет около 3,5 млн человек. Размер страховых тарифов на фоне снижения экономической активности не стимулируют их показывать реальный размер доходов. Так, в 2015 году фиксированные взносы в ПФР для предпринимателей выросли в связи с тем, что с этого года выросла величина МРОТ (5965 руб). При уровне годового дохода свыше 300 тыс. руб. размер страховых взносов в ПФР может доходить до 148 тыс. 886 руб.

В настоящее время в условиях дефицита средств ПРФ и роста его обязательств перед текущими пенсионерами все чаще поднимется вопрос об эффективности накопительной пенсионной системы в РФ.

Первый аргумент за отмену накопительной системы — временное улучшение баланса ПФР, в частности ликвидация его дефицита, а также уменьшение бюджетного трансферта. Так, 6%, идущие в накопительную систему, отвлекают средства из страховой распределительной системы.

Реальность же такова, что объем средств в обязательной накопительной системе на 1 июля 2015 г. составлял 3,6 трлн руб., из них 1,7 трлн руб. — в негосударственных пенсионных фондах. Накопительная пенсия формируется у 28 млн человек. Следовательно, ликвидация уже имеющихся обязательных накоплений приведет к разрушению рынка негосударственных пенсионных фондов и стимулированию финансового инфантилизма населения.

За 13 лет функционирования накопительной пенсионной системы более трети застрахованных лиц выбрали НПФ, а объем пенсионных накоплений отрасли достиг 2,4% от ВВП. На 30 июня 2015 года в НПФ формировали свои накопления 28,1 млн человек или 35% от всех застрахованных лиц. С конца 2005 года средний счет застрахованных лиц в НПФ увеличился с 3,3 до 60,8 тыс. рублей.

При отказе от накопительной системы возможно ухудшение сбалансированности пенсионной системы в перспективе: распределительный компонент не захеджирован накопительным. Возможно усиление риска политических кризисов: накопление «прав на пенсию» вместо денег может привести к протестам в будущем.

С инвестиционной точки зрения, уменьшение притока средств к управляющим компаниям, которые распоряжаются активами НПФ, приведёт к сокращению инвестиционного ресурса на фондовом рынке и ликвидации возможного «амортизатора» санкций.

Звучат также мнения о том, что для работников со средним и высоким уровнем дохода нынешняя система не привлекательна: их пенсия составит не более 10−15% от уровня зарплаты.

Действительно, в том виде, в котором сегодня существует накопительный компонент, никто много не накопит. Работники с высокими доходами — из-за предельного ограничения доходов, попадающих под страховые взносы. Отчисления в ПФР в 2015 г. с размера превышения годового ФОТ в 711 тыс. руб. — только 10%. Работники с низкими доходами — из-за незначительности накопительной части по причине низких зарплат. Если проанализировать распределение общей суммы средств, направленных на оплату труда, и среднюю заработную плату по 10-процентным (децильным) группам работников организаций за апрель 2015 года, то можно увидеть, что 68% работников, согласно официальным данным Росстата, в России получают зарплату менее 52 тыс. руб. в месяц. Это говорит о назревшей своевременности налогового стимулирования участия в добровольных программах пенсионного страхования для граждан. Ведь социальный налоговый вычет сейчас дается на сумму, в совокупности не превышающую 120 тыс. руб. за налоговый период, соответственно максимальный размер возвращаемой суммы всего 15 тыс. 600 рублей в год.

Кроме того, доходность по пенсионным накоплениям в НПФ и управляющих компаниях зачастую оказывается ниже инфляции. И это серьезная проблема. Так, если проанализировать среднюю годовую доходность пенсионных накоплений в ВЭБ и НПФ, то сравнение не в пользу последних.

Следовательно, помимо госгарантий на сохранность пенсионных накоплений, нужны еще гарантии в отношении минимальной доходности, а также развитие специальных инструментов фондового рынка, предназначенных для пенсионной системы, например, инфраструктурных облигаций. Реформа 2013 года, предусматривающая государственное гарантирование сохранности пенсионных накоплений, акционирование НПФ и расширяющая инвестиционный горизонт для НПФ до 5 лет, позволит им добиться в будущем большей доходности, чем в предыдущие годы.

«К 15 декабря 2015 года правительство и Банк России должны подготовить предложения о направлении средств НПФ на долгосрочные инвестпроекты, в том числе в АПК. Преимуществом НПФ является то, что они способны «держать» ценные бумаги, а получая пенсионные взносы, инвестировать даже тогда, когда остальные инвесторы предпочитают этого не делать. Благодаря этому НПФ будет способствовать стабилизации финансового рынка, снижая его волатильность и риски для всех его участников», — резюмировала эксперт.

Справка:

Поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 г. составили 3 трлн 694 млрд руб., а за I полугодие 2015 г. ПФР обеспечил поступление страховых в размере 1 трлн 840 млрд рублей (темп прироста 4,9% к I полугодию 2014 г.; 45,9% от годового прогнозного показателя).