В Саранске обсудили проблемы проникновения ИГИЛ в Поволжье
Саранск, 7 сентября, 2015, 19:07 — ИА Регнум.
4 сентября 2015 года в Саранске состоялась научно-практическая конференция «Россия победит терроризм», организованная Исламским культурным центром при поддержке Администрации главы Мордовии и Мордовской митрополии РПЦ. Мероприятие прошло в стенах Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева, передает корреспондент ИА REGNUM.
Конференцию открыл муфтий Центрального духовного управления Мордовии Фагим Шафиев. В своей речи мусульманский религиозный лидер сказал, что проблема ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта») является крайне злободневной и острой не только для Ближнего Востока, но и также для России.
Заместитель председателя Государственного собрания Республики Мордовия, глава татарской национально-культурной автономии «Якташлар» Рафаэль Аширов говорил очень откровенно: он признал и не скрывал того факта, что среди мусульман Мордовии имеются религиозные экстремисты, нередко в республику прибывают из других регионов миссионеры нетрадиционного для татар ислама, активно ведется агитация идеологии нетерпимости под исламскими лозунгами в Интернете.
Признание проблемы прозвучало также из уст заведующего отделом по работе с общественными организациями управления внутренней политики Администрации главы Мордовии Николая Салтаева. «В Мордовии уже имелись случаи, когда выявлялись пособники международного терроризма, люди, уехавшие в ряды ИГИЛ», — заметил чиновник, отметив необходимость усиления профилактических мер предупреждения подобных форм религиозного экстремизма.
Член Общественной палаты Мордовии, заместитель председателя Общественной организации ветеранов органов безопасности Мордовии Николай Сипягин в своем выступлении отметил, что если в 1980-е годы в регионе было всего 23 религиозные организации, то сегодня насчитывается 500 приходов разных конфессий. И в Мордовии есть религиозные течения, которые нелояльны российскому государству, пытаются перестроить жизнь общества в нарушение конституционного порядка в стране. Сипягин поделился своими наблюдениями, что встречал уже даже в Саранске исламистов из Киргизии, которые заметно отличаются своим внешним видом (намек на членов «Джамаата Таблиг»). Затронул он и раздуваемую в Мордовию проблему хиджабов в школах, сказав, что сам он считает, что хиджаб девушка должна носить в совершеннолетнем возрасте.
Член правления Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Али Вячеслав Полосин рассказал о недавно подписанный многими муфтиями России «Социальной доктрины российских мусульман» 14 июня 2015 года в Болгаре (Татарстан). «У традиционного ислама нет своего единого богословского кодекса, привязанного к России. Например, почему надо любить свою родину с точки зрения шариата? Мы, разрабатывая социальную доктрину российских мусульман, пытались создать портрет традиционного ислама в России», — рассказал Полосин, который считает, что этот документ должны подписать не только муфтии, но и имамы мечетей и преподаватели исламских учебных заведений. «Если откажутся подписывать, то это будет для нас сигналом, что они не разделяют положения этого документа», — предлагает сделать это ее автор, отмечая, что «террористы не любят эту доктрину и негативно относятся к тем, кто ее подписал». «Если же кто-то подписал доктрину, а потом нарушил ее положения, то это тогда будет считаться как нарушения клятвы и восприниматься как измена», — резюмировал Полосин.
Эмоциональным было выступление профессора кафедры прикладного политического анализа и прогнозирования Нижегородского государственного университета Сергея Грачева, который привел статистику частоты терактов: по его мнению, после 11 сентября 2001 года, когда произошел по количеству жертв самый крупный теракт в мире, количество терактов выросло в 50 раз. Ученый отметил, что сегодня террористы — это не какие-то материально обездоленные люди, вынужденные участвовать в терактах, а молодые люди с высшим образованием из обеспеченных семей.
Обстоятельным был доклад эксперта Института национальной стратегии Раиса Сулейманова на тему «ИГИЛ в Поволжье: масштаб распространения угрозы и меры ее противодействия». Исламовед рассказал, что проблема отъезда мусульман с территории Поволжья для участия в «джихаде» в страны зарубежного Востока начинается с 1999 года, когда 17 жителей Набережных Челнов (Татарстан) выехали в Афганистан. Затем на протяжении 2000-х годов факты отъезда ваххабитов Поволжья туда и в Вазиристан (провинция на севере Пакистана) стали фиксироваться постоянно. Более того, выходцы с территории Приволжского федерального округа создали даже свое землячество — «Булгарский джамаат» в Афганистане.
По словам эксперта, в Сирию стали уезжать на «джихад» задолго до того, как там 29 июня 2014 года был провозглашен «халифат». Одними из первых, кто отправился еще в 2012 году воевать против законного правительства Башара Асада из Поволжья были братья Галим и Руслан Нигматуллины (райцентр Базарные Матаки, Татарстан), студент Альметьевского медресе Станислав (Абдулла) Васильев вместе со своей женой и сокурсником и бывший имам мечети «Тауба» г. Набережные Челны Айрат Вахитов (более известный по прозвищу «Салман Булгарский»). Затем поток жителей Поволжья, поехавших воевать в Сирию, только увеличивался, особенно после того, как одна из террористических группировок ИГИЛ провозгласила на подконтрольной ей территории Сирии и Ирака «исламский халифат».
«Так, в 2013—2014 годах в «татарском джамаате» в Сирии находились Раиф Мустафин из Казани и Ришат Идрисов из Набережных Челнов (впоследствии оба вернулись домой, были арестованы и осуждены на сроки от 1 года до 3,5 лет. В 2015 году стало понятно, что в рядах ИГИЛ находятся жители татарского села Белозерье (Мордовия) Абдулкарим Янгличев и Абдулхай Рамазанов, 57-летний житель г. Кумертау (Башкортостан) Дамир Тулиганов также уехал на «джихад», — привел конкретные примеры Сулейманов.
Нередкой является практика финансирования исламистами Поволжья террористов, находящихся на Ближнем Востоке: такие факты фиксировались еще в 2013 году, когда в одном из городских парков Набережных Челнов у прохожих спрашивали деньги «на помощь нашим воюющим братьям в Сирии». И в дальнейшем за это же были осуждены житель башкирского города Сибай Радик Гильванов и житель упоминавшегося села Белозерье Равиль Абдуллов.
По оценкам российских спецслужб, с территории Поволжья уехало около 200 человек на «джихад». Раис Сулейманов не исключает, что цифра занижена, однако даже это публично озвученная численность все же требует серьезного отношения. Исламовед считает, что главная опасность — это возможность возвращения ваххабитов обратно домой в Поволжье, только теперь они имеют за плечами боевой и идеологический опыт.
«Если проследить жизненный путь террористов 2000-х и 2010-х годов, которые действовали на территории Поволжья, то мы увидим, что у многих из них в биографии значится пребывание в Афганистане, то есть там они получили навыки организации терактов, изготовления взрывчатки и т.д. Боюсь, что теперь в биографиях террористов будет значится опыт войны в Сирии, что не менее опасно», — полагает эксперт, добавляя, что «силовые методы пока остаются более существенными формами противодействия терроризму, чем разного рода принятые декларации или доктрины на бумаге».
По итогам мероприятия была принята резолюция конференции, в которой указали на необходимость усиления работы с молодежью в части обличения теории и практики религиозного экстремизма.
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- В России стартует марафон по отказу от курения
- ВСУ перебросили в Часов Яр элитные подразделения
- Медведев объяснил возможность быстрого окончания конфликта на Украине