Ирина Влах: «Мы мирно обсуждаем это, дискутируем, но понимаем, что топчемся на месте»

Отношения между Гагаузией и Молдавией, а также необходимость полноценного выполнения Кишиневом Закона об особом правовом статусе Гагаузии стали предметом дискуссии на состоявшейся в Комрате встречи руководства Гагаузской автономии с содокладчиками ПАСЕ по Молдавии Лиз Кристофферсен и Петром Вахом. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе башкана (главы) Гагаузии, на встрече также обсуждалось сотрудничество Гагаузии с внешними партнерами, а также соблюдение прав человека в регионе.

«Мы готовы к сотрудничеству и надеемся на положительные результаты переговоров», — заявила башкан Ирина Влах. «Мы рады, когда к нам приезжают такие гости, и с каждым визитом ждем, что что-то изменится», — сказал в свою очередь спикер гагаузского парламента Дмитрий Константинов.

«Вопрос Гагаузии всегда находится в нашей повестке дня», — заверила Лиз Кристофферсен. Она сообщила, что в рамках визита в Молдавию были проведены встречи с руководством страны, на которых также обсуждалось положение дел в Гагаузии. «Мы здесь, чтобы узнать вашу точку зрения», — сказала она.

Ирина Влах подчеркнула, что руководство Гагаузии рассчитывает на поддержку ПАСЕ в убеждении руководства Молдавии проявить политическую волю и учесть требования Гагаузии об обеспечении функционирования Закона об особом правовом статусе. «Принимаются законодательные акты, которые отменяют некоторые позиции Закона об особом правовом статусе Гагаузии. Мы мирно обсуждаем это, дискутируем, но понимаем, что топчемся на месте», — сказала башкан.

«Мы согласны, что Закон об особом правовом статусе должен выполняться», — заявил в свою очередь Петр Вах.

На пресс-конференции в Кишиневе по итогам визита в Молдавию Лиз Кристофферсен и Петр Вах сообщили, что в ПАСЕ в настоящее время более всего обеспокоены ситуацией в финансово-банковской сфере Молдавии и уровнем коррупции в республике. По словам Кристофферсен, впечатления от визита будут оформлены в виде обширной информационной записки по ситуации в Молдавии, которая будет представлена на заседании Мониторинговой комиссии ПАСЕ в июне.

Справка ИА REGNUM: 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена Гагаузская Республика, в то время как «Республика Молдова» появилась только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и «волонтеров» из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты «Гагаузия — лишай на теле Молдавии» и «Хороший гагауз — мертвый гагауз». «Поход на Гагаузию» возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк — один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а все чаще и сам статус автономно-территориального образования, который Кишинев стремится понизить до уровня «обычного молдавского района».