ИА REGNUM публикует сегодня, 1 февраля, подборку наиболее значимых новостных сюжетов транспортно-транзитной отрасли Северо-Западного региона за неделю.

Архангельск распахнет ворота Арктики для иностранных туристов

Границы морского порта Архангельск будут расширены до архипелага Земли Франца-Иосифа. Участок акватории¸ который войдет в порт, включает остров земли Александры архипелага. Как заявляют местные власти, благодаря этому увеличится число судозаходов иностранных пассажирских судов на территорию национального парка «Русская Арктика», а въездной турпоток в регион будет расти. Также планируется разработать новые трансграничные круизные маршруты с заходом в Архангельскую область.

На этой неделе также стало известно о планах норвежской судоходной компании Hurtigruten организовать круизные туры в российскую часть Арктики. Норвежско-российские переговоры о сотрудничестве в сфере арктического туризма ведутся уже давно, но совместному проекту сначала помешал экономический кризис 2008-го года, а затем непростая финансовая ситуация в самой Hurtigruten. В 2014 году британский инвестиционный фонд TRD Capital приобрел 90 процентов акций норвежской компании и теперь хочет вложить сотни миллионов долларов в новые корабли, которые смогут отправиться в круизы к Земле Франца- Иосифа и Новой Земле. «Российские власти заинтересованы в сотрудничестве, и мы готовим арктические маршруты по этим местам», — цитирует представителя Hurtigruten норвежская деловая газета Dagens Næringsliv.

Единственная регулярная морская линия между Эстонией и Россией возобновила свою работу, невзирая на «политическую обстановку»

После пятимесячного перерыва возобновилась единственная регулярная морская линия между Эстонией и Россией — паромное сообщение между портом Силламяэ и российским портом Усть-Луга, информирует эстонский портал err.ee. Обновленный паром отправляется ежедневно и по-прежнему перевозит как грузовые, так и легковые автомобили. Цены на перевозки также не изменились.

Главной причиной столь значительного перерыва в паромном сообщении между Силламяэ и Усть-Лугой, как передает Нарвская студия Радио 4, стал плановый ремонт парома, производившийся в Таллине. Однако, уже после выхода парома из ремонта руководство компании UniversalLogisticSystem, учитывая политическую обстановку, решило подождать более благоприятных времен. Такие времена, по мнению компании, настали, отмечает err.ee. «И оптимизм, и грузопоток у нас обширный. Мы возим как свои грузы, так и грузы наших клиентов. Цены на билеты снижать не собираемся», — говорит управляющий флотом UniversalLogisticSystem Алексей Горячев. Отметим, что паром преодолевает 53 морских мили от Силламяэ до Усть-Луги, или в обратном направлении, за 4,5 часа.

Перевалка сырой нефти через порты группы НМТП будет падать

Перевалка сырой нефти через терминалы группы НМТП (в состав группы входят два крупнейших порта России — порт Новороссийск на Черном море, порт Приморск на Балтийском море, а также порт Балтийск в Калининградской области — прим. ИА REGNUM) упала на 20,7 % относительно 2013 года и составила 72, млн тонн.

«В прошедшем году основное негативное влияние на объемы перевалки грузов оказали факторы, находящиеся вне сферы контроля группы. Это сокращение экспорта российской нефти в целом и существенное перераспределение экспортных объемов между портами и трубопроводами на дальневосточном и северо-западном направлении. За исключением нефти, объемы перевалки по остальным грузам сократились не существенно», — сообщили в НМТП.

С другой стороны, вместе с увеличением объемов переработки нефти в России, перевалка нефтепродуктов в портах группы НМТП выросла на 14,8% и составила 27, 8 млн тонн.

Как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на данные ЦДУ ТЭК, по итогам 2014 года экспорт нефти упал на 5,7% до 221,598 млн тонн. Директор по инвестициям ИК «Универ капитал» Дмитрий Александров в комментарии изданию отметил, что во-первых, растет переработка внутри страны: за год ее объем вырос на 5,2% до 288,9 млн тонн. Еще одна причина — естественное замедление добычи, а в 2015 г. она может упасть на 3 млн тонн. Прогноз до 2025 г. — «консервативный»: добыча будет снижаться ежегодно на 0,5% (2,5 млн т), сообщил аналитик. По его словам, ввод новой крупной нефтегазоносной провинции в Арктике откладывается, в том числе из-за санкций, а добыча на других новых месторождениях не будет компенсировать падение добычи на старой ресурсной базе. Нефть восточносибирских и отчасти западносибирских месторождений будет направляться на восточное направление по системе ВСТО, не попадая в порты группы НМТП, отметил Александров.

Балтийская таможня в этом году не досчиталась 5 млрд. долларов импорта

Внешнеторговый оборот в регионе деятельности Балтийской таможни (оформляет грузы и товары, прибывающие в Морской порт Санкт-Петербург, а также порты Кронштадта — прим. ИА REGNUM) за 2014 год составил 42 млрд долларов. Объем экспорта составил 5 млрд долларов (цифры остались на уровне 2013 года), импорта — 37 млрд долларов, что на 5 млрд долларов меньше по сравнению с прошлым годом. Основными странами-импортерами являются: Китай (17%), Эквадор (9%), Германия (7%), Бразилия (5%). В товарной структуре импорта первые позиции занимают фрукты, мясо и мясопродукты и полимерные материалы. Главные страны-экспортеры — это Турция (29%), Испания (20%), Швеция (7%), Германия (7%). В товарной структуре экспорта преобладают черные металлы. Второе место среди экспортируемых товаров занимают алюминий, на третьем — древесина.

На территории ОЭЗ Калинградской области упростят таможенные процедуры

Правительство России одобрило проект федерального закона РФ об упрощении таможенного администрирования на территории ОЭЗ в Калининградской области. Поправки, вносимые в федеральный закон, призваны сократить связанные с таможенным оформление финансовые и временные издержки предпринимателей. Кроме того, устанавливается отдельный порядок для таможенных операций в отношении товаров Таможенного союза, которые доставляются морским транспортом между автомобильно-железнодорожно-паромным терминалом морского порта Калининград в Балтийске и портом Усть-Луга (Ленинградская область). Власти региона совместно с бизнес-сообществом разработали предложения по сокращению избыточных таможенных процедур на паромном направлении, учитывая востребованность линии среди калининградских грузоотправителей. Кроме того, во внимание принимался и рост курса евро и доллара, в которых производится оплата транзита по железным дорогам Литвы и Белоруссии.

Контейнерооборот портов Балтийского бассейна России в 2014 году снизился на 3,2%

Как сообщают «Морские вести России» со ссылкой на данные Ассоциации морских торговых портов РФ, контейнерооборот портов Балтийского бассейна России по итогам 2014 года составил 2,8 млн TEU, что на 3,2% меньше, чем в прошлом году. Перевалка экспортных контейнеров составила 1,43 млн TEU (спад на 2,2%), из них: груженых — 0,64 млн TEU ( рост на 19,1%), порожних — 0,79 млн TEU (минус 14,6%). Перевалка импортных контейнеров составила 1,38 млн TEU (минус 4,3%).

Контейнерооборот в порту Усть-Луга увеличился на 66,8 % с 64 тыс. TEU до 106,8 тыс. TEU, в порту Калининград — на 0,8% до 325,2 тыс. TEU.

Опрошенные ИА REGNUM эксперты прогнозируют сокращение рынка контейнерных перевозок на 20-25%, по самому пессимистичному сценарию — на 40%. Как отмечают специалисты, на снижение контейнерооборота повлияют не санкции, а падение покупательной способности населения.