Чем живет Польша: спектакль с возвращенцами, «киевские сказки» и яблочно-сланцевый провал
В течение последней недели года поляки не скучали в ожидании встречи Нового года: было множество эмоций — как связанных с текущими событиями, так и с подведением итогов 2014 года
Провал мечты или подготовка спектакля?
На прошлой неделе, в канун Рождества (католического — 24 декабря), в Варшаве было официально объявлено о решении польского правительства эвакуировать лица польского происхождения из Донбасса (мы подробно писали об этом неделю назад — прим. ИА REGNUM).
Можно представить себе радость людей, у которых появилась надежда покинуть район вооруженного конфликта со всеми трудностями и нередко настоящими трагедиями повседневной жизни. Тем более, что представители польских властей громогласно заверяли: группа репатриантов выедет из Донбасса 29 декабря, а Новый год встретит уже в мирной и спокойной Польше. Оценивалось, что этой возможностью воспользуется около 100 человек из района Луганска и Донецка.
Оказалось, что заинтересованных польским предложением было в два раза больше — около 200 человек. И можно представить себе их разочарование после того, как выезд в объявленный срок 29 декабря был отменен, а одновременно началась карусель таинственности или, по мнению многих поляков, чиновничьего балагана вокруг дальнейшей судьбы этих людей. Не было ни однозначной информации о причинах отмены запланированной эвакуации (говорилось и о том, что польская сторона была застигнута врасплох значительным ростом числа желающих уехать, и о необходимости их тщательной проверки, и о трениях на линии МВД-МИД, и даже о том, что в проведении операции помешал… мороз).
Не объявлено также, когда эта эвакуация будет в конце концов проведена. С одной стороны один из министров говорил о том, что вот-вот будет объявлена дата эвакуации, с другой — его коллега в правительстве утверждал, что спешки с объявлением этой даты вообще нет. Несколько дней спустя точку в этой «таинственности» поставил министр иностранных дел Гжегож Схетына на специально созванной пресс-конференции. Он заявил, что «сделает все, чтобы эта операция была проведена еще в январе», но «конкретной даты он не укажет ни сегодня, ни в ближайшее время — по соображениям безопасности».
Такое поведение властей возмутило, в частности, представителей неправительственных организаций, которые не в комфортных варшавских кабинетах, а на месте помогают беженцам. Михал Дворчик, руководитель одной из таких организаций, прямо говорил о том, что поляки из Донбасса теряют терпение, что они разочарованы таким поворотом дела.
Он напомнил, что решение о переезде в Польшу было для этих людей трудным шагом. «Но они приняли это решение не потому, что это была их идея, а потому, что польское государство устами своих чиновников дало им это обещание», — подчеркнул общественник. При этом призвал власти не медлить с проведением обещанной эвакуации, обращая внимание на «трудные условия жизни, проблемы с обогревом жилищ, электричеством, дороговизну», а также на то, что «украинские власти препятствуют передаче продовольствия жителям районов, находящихся под контролем сепаратистов, люди там не получают пенсий».
Представители польской политической оппозиции быстро открыли двойное дно шумихи и неожиданных событий вокруг этой довольно простой операции. По их мнению, правительство в последний момент решило «приурочить» эвакуацию к… готовящемуся визиту премьер-министра Евы Копач на Украину. Как подчеркивали, власти цинично и бесцеремонно играют судьбой, безопасностью и — возможно — даже жизнью людей только для того, чтобы из этой операции «сделать большой спектакль, который можно было бы показать по телевидению».
Оливер Стоун и «киевские сказки»
На минувшей неделе конфликт на востоке Украины появился в сознании поляков также в ином контексте, чем безграничная любовь официальной Варшавы к новым властям в Киеве — на такую позицию политиков и ведущих средств массовой информации они уже обычно реагируют аллергически. Их внимание привлекло сообщение о встрече в Москве трехкратного лауреата «Оскара» американского режиссера Оливера Стоуна с бывшим президентом Украины Виктором Януковичем в связи с документальным фильмом, посвященным событиям на Украине, который он снимает. По словам Стоуна, «за убийством 14 полицейских и 45 участников протестов на Украине, а в это верят многие свидетели, в том числе Янукович и полицейские, стоят международные элементы, спровоцированные ЦРУ». Режиссер отметил, что Запад все время говорит о том, что события на востоке Украины связаны с «Россией в Крыму», а нужно говорить о «США на Украине». «Правда не раскрывается. Это сюрреалистическое извращение истории — как в пропаганде Буша перед войной в Ираке. Я надеюсь, что правда в конце концов будет раскрыта», — заявил Стоун.
На такой взгляд, «абсолютно политически неправильный» с точки зрения польских СМИ, поляки ждали, чтобы засыпать интернет своими комментариями: «Смелый человек. Правду не удастся скрыть. Рано или поздно она станет явной. Есть еще несколько очередных вопросов — в частности, расстрел малайзийского самолета. Многое изменится, когда поляки из Донбасса вернутся в Польшу — или же им заклеют рты? Трудное дело для премьера Копач», «Не только Стоун, но и большинство поляков знает, что Майдан — это была организованная операция свержения пророссийского президента, выбранного в демократических выборах. А наши СМИ притворяются дураками и передают нам „киевские сказки“. Украинский скандал — это то, что демократические государства Евросоюза и США поддержали обычное бесправие, чем поспешно воспользовалась Россия, забирая Крым без единого выстрела. Следует задуматься над позицией нашего правительства — правительства демократического и законопослушного, которое так активно выступило на стороне бесправия, вероятно, вопреки воле большинства народа (референдума по столь серьезному вопросу не было)».
Разочарования года
Последняя неделя 2014 года стала прекрасным поводом для подведения его итогов. Особенно трудным оказался он для польских крестьян и пищепроизводителей. «Принимая во внимание число негативных факторов, которые повлияли на этот сектор, можно говорить прямо-таки о крахе», — так подытожил минувший год Анджей Ковальский, директор Института экономики сельского хозяйства и пищеперерабатывающей промышленности.
Среди факторов, которые в наибольшей степени навредили сельскому хозяйству и экспорту, профессор указал появление африканской чумы свиней, российское эмбарго, черный PR по отношению к польским продуктам в Чехии, Словакии, Великобритании и Ирландии, деконъюнктуру на мировых рынках продовольствия.
«Хотя мы высылали в Россию лишь 6% экспортируемого продовольствия, российское эмбарго оказалось болезненным для многих производителей. Особенно пострадали производители яблок и овощей. Его последствия почувствовали на себе также производители сыров. Россия была хорошим торговым партнером, потому что она близко», — подчеркнул эксперт. При этом обратил внимание на успех польских экспортеров: несмотря на все трудности, скорее всего в 2014 году (данных за весь год еще нет) не будет снижения экспорта; останется он на уровне предыдущего года и составит около 20 млрд евро, даже при лучшем положительном сальдо (польский экспорт рос быстрее, чем импорт продовольствия).
Итогом года, несомненно, радостным для потребителей, стало снижение цен продовольствия в стране. Однако явление дефляции имеет также менее приятную сторону: оно не мобилизует производителей, их прибыль падает. С этой точки зрения минувший год уже стал нетипичным: в последние годы доходы польских крестьян регулярно росли, а на этот раз они упали, как оценивается, на 5-6%.
Однако звания самого большого разочарования года, прежде всего для польских политиков, заслуживает регресс в вопросе сланцевого газа в Польше, особенно на фоне ура-оптимистических оценок его запасов и ожидаемого супербогатства для будущих поколений поляков. Международные концерны начали отказываться от дальнейших поисковых работ в Польше. Их менеджеры устали, в частности, от ведения постоянных битв с польской бюрократией. Правда, власти уже давно обещали им новый специальный «сланцевый» закон, который упростил бы административные процедуры. Но подготовка законопроекта затягивается, после очередных проволочек правительство запланировало его утверждение в первом квартале этого года.
В итоге в течение 4 лет «сланцевого бума» в Польше пробурено лишь 67 скважин, хотя, по данным специалистов, для оценки польского сланцевого потенциала необходимо 200 скважин. Поисковыми работами занимаются теперь в основном польские фирмы (Lotos, PGNIG и Orlen), а их темп ограничивает высокая стоимость: на одну скважину приходится израсходовать 15 млн долларов. Вовсе не удивительно, что ведро ледяной воды на горячие головы сланцевых ура-оптимистов вылил на минувшей неделе Кшиштоф Ксенжопольский, эксперт из Варшавского университета: «Ни о какой революции не может быть речи. Фирмы уходят, скважин слишком мало. Это последствия отсутствия правовых норм в Польше, а также падения цен нефти на мировых рынках».
Новогодний рекорд с улыбкой
На встречу Нового года отправлялся 44-летний житель города Белосток (на востоке Польши). Но не доехал. Его автомобиль «Аudi» обратил на себя внимание дорожной полиции тем, что ехал по улицам города без включенных фар. Когда полицейские остановили машину, они проверили также трезвость водителя, поскольку — как видно было невооруженным взглядом — трезв он не был. Тестер-алкомат зашкалило, а даже видавшие виды полицейские были результатом ошарашены: 4,5 промилле алкоголя в организме!
Причем, как оказалось в ходе проверки, злоумышленник уже год назад лишился водительских прав именно за поездки в пьяном виде, а к тому же — находился в розыске в связи с приговором о лишении свободы за это преступление (вождение автомобиля в пьяном виде — это в Польше преступление, а не правонарушение). Поэтому «герой» сразу же был взят под стражу и новогоднюю ночь провел в комиссариате полиции.
- Кабмин Германии: США сообщили о решении санкционировать удары вглубь РФ
- Тренер Евсеев сообщил о проблемах со зрением после вооружённого нападения
- Мадуро назвал безумием разрешение на удары вглубь России — 998-й день СВО
- В Одесской области боец ВСУ отрубил голову пятилетней девочке
- В Польше рассказали о необычном желании Байдена