Всплеск активности иностранных НПО, в частности американских, сопровождается увеличением активности вербовочных центров, направляющих рекрутов на войну в Сирию против правительственных войск этой страны. Об этом в эксклюзивном интервью ИА REGNUM рассказал международный аналитик, эксперт по безопасности Виктор Михайлов. Он обращает внимание на такой факт: из 300 узбекских боевиков, действующих на территории Сирии, ни один не был завербован на территории Узбекистана.

ИА REGNUM: С чем связано расширение присутствия выходцев из Средней Азии в составе террористических организаций, действующих в Сирии?

Для лидеров узбекских террористических группировок (УТГ), воюющих сегодня в Сирии и Ираке пополнение новыми рекрутами — одна из основных задач, которую они ставят перед вербовщиками террористов. На протяжении достаточно длительного времени УТГ продолжают владеть достаточными организационными и финансовыми ресурсами для обеспечения бесперебойной работы вербовщиков в тех странах СНГ, в которых сложились благоприятные условия для проведения специальных мероприятий, склоняющих молодых мусульман к воинственному джихаду.

Конечно, за последние годы спецслужбы СНГ научились в той или иной степени блокировать деятельность региональных джамаатов УТГ, подпитывающие молодыми бойцами боевые подразделения в Афганистане, Сирии и Ираке. Однако полностью нейтрализовать работу логистов по вербовке новых муджахедов из стран СНГ для Ближнего Востока, пока не удается. Как, впрочем, и уничтожить сами джамааты УТГ в этих странах. При этом необходимо констатировать, что степень эффективности спецслужб в борьбе с радикальным исламом во многом связана с политической волей лидеров в странах СНГ. Политические предпочтения или позволяют разрушить всю инфраструктуру филиалов УТГ или создать таким филиалам относительно комфортные условия для подрывной деятельности.

Во всяком случае, такие выводы напрашиваются при изучении статистики эффективности деятельности структур, главной задачей которых является пополнение молодыми рекрутами УТГ. Например, самая большая по численности страна Центральной Азии — Узбекистан является главным источником пополнения двух узбекских джамаатов, входящих в состав так называемого сирийского оппозиционного Союза: «Катайиб Имам Аль-Бухарий» (КИБ) и «Джамаат Абу-Салоха» (ДАС). Конечно, первые скрипки в Союзе играют отнюдь не они, а «Джабхат ан-Нусра», «Исламский фронт», «Ахрор аш-Шам» и «Джейш аль-Мухаджирин валь-Ансар». Однако, имидж отморозков, даже по понятиям сегодняшней войны в Сирии этнические узбеки себе завоевали.

ИА REGNUM: За счет какого человеческого материала пополняются эти группировки?

Пополняются узбекские джамааты за счет граждан, уехавших на заработки в Россию. В этом году в Сирии оказались 300 узбеков, и ни один из них не был завербован в Узбекистане. С киргизскими гражданами, участвующими в боевых действиях в Сирии и Ираке, а их больше 150, ситуация иная — большинство как раз попали в сети вербовщиков именно в Киргизии. Для информации — граждан Таджикистана, которые могут похвастаться участием в боевых действиях в Сирии и Ираке, более 200 и большинство из них были завербованы в России.

ИА REGNUM: Вы выделили название двух группировок: «Катайиб Имам Аль-Бухарий» и «Джамаат Абу-Салоха». Расскажите подробнее, что они из себя представляют?

Лидером «Катайиб Имам Аль-Бухарий» (КИБ) является некий Джурабаев, его позывной «Хожи Юсуф». За счет хорошо налаженного финансирования боевики этого бандформирования в Сирии обеспечены всем необходимым: основными видами легкого и тяжелого стрелкового вооружения, достаточным количеством боезапаса, качественным питанием, обмундированием и медикаментами. После боестолкновений с сирийской армией члены КИБ возвращаются на хорошо оборудованную базу. Некоторые боевики привезли с собой жен и детей. Все члены группировки получают денежное довольствие (мужчины — 150, женщины — 100 и дети по 30 долларов США). Кстати, семьи боевиков КИБ, проживающие в Турции, находятся под постоянной заботой «смотрящих», обеспечивающих жен и детей террористов материальной помощью. Полевые командиры Хожи Юсуфа сегодня могут поставить под ружье немногим более 150 боевиков (интересно, что 70% из них выходцы из Кашкадарьинской области Узбекистана — расположена на границе с Туркменией), хотя в начале лета их было почти 300. Естественная убыль — результат активных боевых действий с правительственными войсками Сирии, а так же отток части боевиков под знамена Исламского Государства или в джамаат «Абу Салоха».

«Джамаат Абу-Салоха» (ДАС) возглавляется Салохиддином Аюбий. Ему недавно исполнилось 35 лет, он является гражданином Киргизии (этнический узбек). В ДАС (он базируется в городе Идлиб, Сирия), насчитывается более 300 боевиков. Большинство из них — выходцы из Киргизии. По имеющейся информации, главные финансовые доноры ДАС — катарские благотворительные фонды. В группировке хорошо поставлена работа по переброске новых бойцов через территорию Турции. В Турции шефом бюро, которое отвечает за технические вопросы по отправке рекрутов в САД, отвечает гражданин Киргизии, выходец из Ошской области Д. Жусупалиев по кличке «Дилмурод» или «Мурод». По некоторым данным, 40-летний Мурод чувствует себя в Турции достаточно вольготно, по причине, как считают сами боевики САД, работы под прикрытием местных спецслужб. Месячная квота, запланированная для Мурода — 20 молодых рекрутов, она покрывается с лихвой. Кстати, интересный факт — Мурод контролируя безопасные коридоры переброски боевиков в джамаат хозяина, успешно занимается и перевербовкой рекрутов, которых готовили для других террористических группировок. Именно за такую деятельность Хожи Юсуф — главарь КИБ — пообещал отрезать Муроду голову.

ИА REGNUM: А есть ли примеры того, кто и как был завербован рекрутами, в какой стране, в каких обстоятельствах?

Сегодня спецслужбы Киргизии озвучивают внушительный список выходцев из разных регионов страны, замеченных в отрядах, ведущих активные боевые действия на Ближнем Востоке. Традиционный поставщик кадров в исламистские группировки — Ошская область Киргизии. Для примера перечислю имена лишь нескольких воинов джихада в Сирии: Иброхим Тешабаев, 1977 года рождения, из села Япча. В сентябре этого года продал все свое имущество (включая дом и автомобиль), с женой Нодирой, 9-летней дочкой Мадиной и 6-летним сыном Абдулборием отправился воевать с «врагами» ислама на Ближний Восток. Воюет в Сирии и Бахтиер Долимов, 1982 года рождения, из села Арап. В августе этого года вместе со своей женой Шохидахон, 6-летним сыном и двумя дочерьми Ойшабон и Ойшахон, которым 5 и 3 года соответственно, отправился убивать неверных в Сирию. Своим родителя в прощальном письме объяснил, что принял решение стать шахидом и встретятся они теперь лишь на судном дне. Есть информация и про Шавката Джораева, 1976 года рождения, из Араванкого района, был завербован в России. Ему правда хватило ума уехать на войну с «неверными» в гордом одиночестве — семья осталась дома, на прощанье он лишь позвонил своим близким с коротким словом: «прощайте». А вот Азимжон Кодиров, 1985 года рождения из села Япчан, еще в 2005 году будучи имамом мечети «Тепа-Курган» активно пропагандировал идеи радикального ислама. Попал под пристальное внимание сотрудников Араванского РОВД, проводивших с ним разъяснительные беседы. Результат — 2008 год, выезд в Саудовскую Аравию для углубления теологических знаний. Теперь Кодиров один из успешных дистанционных вербовщиков рекрутов из Араванского района на священную войну с крестоносцами и отступниками ислама.

Еще один интересный факт. Житель Ала-Букинского района Асадбек Камолиддинов, 1998 года рождения, учащийся медресе города Джалал-Абада вместе с группой однокурсников в начале сентября этого года уехал через Турцию воевать с врагами ислама прямо под крылышком Халифа Исламского Государства.

ИА REGNUM: Почему среди экстремистов так много граждан Киргизии? Это связано с наличием гражданских свобод? В странах Центральной Азии «таблиговцы» или сторонники «Таблиги Джамаат», мусульманской организации радикального толка, еще в начале своей миссионерской деятельности старались вербовать себе сторонников в силовых структурах и чиновников всех уровней власти. Лучше всего это у них получилось в Киргизии. При этом официально организация не запрещена в республике, между тем, я уже в одном из своих интервью говорил о том, что «Таблиги Джамаат» как и «Хизб-ут-тахрир» — фактически, «прихожая» терроризма. В настоящее время «таблиговцы», разделившись на две группы, ведут активную разъяснительно — агитационную работу среди местного населения. Во время пятничных молитв в мечетях они разъясняют религиозную ситуацию, сложившуюся в странах ЦА, подвергая критике лидеров государств и религиозных деятелей, приведших к тотальному падению идей чистого ислама. Агитируют они за соблюдение норм шариата и за обучение нормам радикального ислама в Пакистане.

Кстати, местные сотрудники РОВД, заинтересовались «просветительской» деятельностью, но документы у агитаторов были выправлены духовным управлением мусульман Киргизии и стражи правопорядка были вынуждены ретироваться, хотя и составили соответствующие отчеты о губительной деятельности организации «Таблиги Джамаат». Справедливости ради надо заметить, что правоохранительные органы Киргизии периодически проводят задержание членов запрещенных радикальных исламских группировок.

Так, 13 сентября этого года были арестованы активисты «Хизб-ут-тахрир», ранее судимый Дилер Жумбаев (кличка «журналист»), братья Шамсиддиновы Иброхим и Убайдулло — все трое жители города Кара-Суу Ошской области.

Жумабаев — представитель местного «медиа офиса» «Хизб-ут-тахрир», несколько лет находившийся под наблюдением правоохранительных органов Киргизии. Он известен, как активный сторонник идей партии и участник различных международных проектов «Хизб-ут-тахрир», проводимых в разных странах мира.

Шамсутдиновы тоже не ангелы небесные — поддерживают тесные связи с криминальными группировками в Баткенской области, призывают к скорейшему созданию Халифата в Ферганской долине, активно участвуют в программе отправки граждан Киргизии на паломничество в хадж.

Адвокатами этих троих выступают правозащитники из «Бир дуйно — Кыргызстан». Причем юристы правозащитной организации пустились с места в карьер, стараясь обвинить сотрудников спецслужб в превышение силы, избиении подзащитных в процессе задержания. Поскольку судмедэкспертиза, под пристальным контролем правозащитников, не нашла ни одного синяка, то адвокаты организации собирают подписи местных жителей под петицией об изменении им меры задержания.

ИА REGNUM: Какова роль внешних факторов в увеличении потока экстремистов из Средней Азии?

Больших и малых причин, конечно же, множество, но я бы хотел остановиться на одной из них.

Демократический выбор киргизского народа можно лишь приветствовать, но хочу напомнить, что именно в этой стране в начале 90-х годов расцвели пышным цветом множество иностранных НПО. О негативной роли различных благотворительных фондов на стабильность в республике написано огромное количество материалов. И все же хочу обратить внимание на такой факт. Всплеск активности иностранных НПО, в частности американских, сопровождается увеличением активности вербовочных центров, направляющих рекрутов на войну в Сирию против правительственных войск этой страны. Может быть это простое совпадение.

Визит в середине октября в Киргизию заместителя помощника госсекретаря США по Центральной Азии Даниэля Розенблюма, принявшего участие в церемонии открытия нового Проекта агентства США по международному развитию (USAID), можно рассматривать, как выдачу очередных гарантий структурам гражданского общества. Посещение мистером Розенблюмом Оша и Джалал-Абада, где он проводил встречи с руководителями местной администрации, общественными активистами и студентами мне кажется знаковым. И дело даже не в параллелях, которые просматриваются с активностью американцев на Украине. А дело в том, что Киргизия — мусульманская страна и инвестирование значительных финансовых средств в такие структуры, как например исламская группировка «Мусульманская интеграция в Центральной Азии» с непонятными и размытыми целями и задачами — может привести к предсказуемым последствиям. Не случайным является факт смычки «Мусульманской интеграции в Центральной Азии» с партией «Хиз бут-Тахрир», «Таблиги Джамаат» и группировкой «Акрамийлар».