В Узбекистане президент России Владимир Путин обсудит с президентом Узбекистана Исламом Каримовым вопросы обеспечения безопасности республики. Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил заместитель директора института национальной стратегии Александр Костин, комментируя визит российского лидера в Узбекистан и следом в Индию. По мнению специалиста, Ислам Каримов ясно и трезво осознает кратно возросшие риски, вызванные кардинальными изменениями на карте Ближнего Востока. Имеется ввиду динамично растущая зону халифата под знаменем Исламского государства Ирака и Леванта. Известно, что исламское движение Узбекистана официально себя объявило союзником ИГИЛ, в структуре самого исламского государства, по разным данным, действует несколько сотен узбеков, а общее число выходцев из Центральной Азии насчитывает до нескольких тысяч.

«Все эти люди, получившие реальный боевой опыт, станут в будущем основой салафитского боевого подполья в своих республиках, и к чему это может привезти прогнозировать сложно», — полагает Костин. Он отмечает, что «самостоятельно страны региона в этой угрозой справиться не смогут, и позиция России в вопросах безопасности до сих пор является решающей. В первую очередь в силу общности целей».

«В Кремле понимают, что эту угрозу надо останавливать на максимально далеких от России рубежах», — рассуждает специалист.

По его мнению, «несмотря на якобы сильные политические позиции, Россия в культурном и экономическом плане представлена в Азии весьма слабо».

«Россия может и должна вовлекать страны региона в общее торгово-экономическое пространство, а это невозможно без масштабных инфраструктурных проектов. Инфраструктурно мы с Центральной Азией связаны очень слабо, а ведь Россия могла бы перенаправить через себя значительное количество торговых коммуникаций с КНР и в целом с Юго-Восточной Азией, через Казахстан и другие республики региона. Инфраструктурное развитие — это содержательное направление Евразийского пространства, которое и в будущем сможет обеспечить будущее проекта и места России в нем», — рассуждает представитель института национальной стратегии.

Говоря о визите в Индию, который состоится на день позже, эксперт отмечает, что поездка в Нью-Дели — это поиск наиболее содержательной модели международного позиционирования.

«Очевидно, что Европа в отношении России сейчас занимает позицию даже чуть более радикальную чем США. Поэтому президент ищет пути по нейтрализации технологической и экономической изоляции, в которую Россию загоняют ЕС и США», — полагает Костин.

По его мнению, Индия интересна России в первую очередь как партнер и инвестор масштабных наукоемких и инфраструктурных проектов, как в России, так и за ее пределами — в атомной энергетике, авиастроении, медицине, машиностроении, в тех сферах, где у России с одной стороны остается технологический задел, с другой — где отставание грозит стратегическими рисками. Технологические альянсы — собственно единственное конкурентоспособное будущее БРИКС, включая Россию.