В редакцию ИА REGNUM обратилась жительница Казани, мать двоих детей Екатерина Беляева, у которой младшая дочь в этом году идет в детский сад. Она рассказала об особенностях в системе дошкольного образования, которые начали практиковать в Татарстане. Текст обращения публикуется с небольшими сокращениями.

Наверное, каждый родитель знает, с каким нетерпением мы все ждём вожделенной очереди в детский сад. Казань, как мегаполис, разрастается, однако дошкольных учреждений строится недостаточно, из-за чего проблема детских садов является одной из острых социальных проблем крупных городов. Если очередь в выбранный Вами детский сад по какой-либо причине задерживается на неопределённое время, родители стараются найти возможность перевести ребёнка в другой детский сад: очередность — неизбежный сопутствующий фактор в обустройстве детей.

Вот и у нас с мужем родился малыш, мы, как все, встали на очередь, когда малышу не было и месяца. Как и многие, мы понимали, что в желаемый детский сад не попадаем, перевелись в другой, новый детский сад на улице Хади Такташ, д. 89, который в сентябре будет принимать детей. Мы подали заявление. Спустя три дня статус заявления был уже «на рассмотрении УО» (управления образования — прим. ИА REGNUM). Тут нам позвонили наши знакомые, которые тоже отдают детей в этот детсад, и сказали, что общались с заведующей, и та им сказала, что новый детский сад будет татарским, питание — халяльным (по нормам Шариата — прим. ИА REGNUM). Состояние замешательства не покидает нас все выходные. В понедельник статус заявления в электронной очереди изменился на «Направлен в ДОУ».

Звоню. Объясняю, что статус заявления изменился, мне говорят, что нужно приехать, написать заявление на зачисление ребенка. Я отвечаю, что в связи с новыми, открывшимися мне обстоятельствами я в замешательстве и не знаю, стоит ли мне писать заявление, поскольку семья у нас русская, православная, дети русские и для нас очень важно, чтобы ребёнок воспитывался и обучался на русском языке в русскоязычной среде. На том конце провода замешательство… Спрашивают, откуда у меня информация, что детский сад с татарским языком воспитания и обучения? Отвечаю, что рассказали знакомые, получившие зачисление раньше нас. Сотрудники РОНО не могут ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию. Предлагают приехать и решить на месте, писать отказ от направления или же заявление на приём.

Приезжаю в приёмные часы. Сидят два специалиста, милые женщины, принимающие заявления в «детсады-новострои». Дают бланк. Я говорю, что звонила и сначала хотела бы уточнить все нюансы по поводу статуса садика, быта и питания. Опять вопрос об источнике информации, опять объясняю. На мои объяснения меня успокаивают, что это «слухи среди родителей» и статус садика ещё не определён, а определять его будет учредитель (т.е. исполком Казани), а в связи с тем, что в детсад уже зачислено много русских детей, вряд ли он будет татарским.

Я прошу чиновников дать хоть какие-то более менее конкретные гарантии, что мой малыш окажется в русскоязычной среде и будет воспитываться на русском языке. Гарантий мне никто дать не может. Я говорю, что не знаю, писать ли мне заявление на приём моего ребенка в этот детский сад. «Но татарским в чистом виде он не будет, он будет для всех детей, независимо от национальности и вероисповедания», — пытаются меня успокоить.

Не скажу, что ответ удовлетворил меня на 100%, поскольку в РОНО говорили неуверенно, но написать заявление я решилась: все-таки ребенка надо устроить в детский садик. С другими родителями из русских православных семей мы решили, что будем на собрании просить о том, чтобы питание было обычным (нашим детям не нужно навязывать халяльные продукты), также поднимем вопрос о языке воспитания и обучения.

А дальше узнаю из СМИ, что «осенью в Казани откроет двери татарский детский сад имени известного ученого Шигабутдина Марджани. С такой инициативой выступил мухтасибат города. Обучение будет проходить на двух государственных языках — русском и татарском. Помимо общеобразовательных основ детей ожидает экскурс в историю, культуру и обычаи татарского народа»… И это именно о том детском саде, куда мы, русские родители, отдали своих детей, и в отношении которого нас в РОНО заверили, что там будут приниматься дети всех национальностей и вероисповеданий.

К слову, Алсу Хафизова, заведующая этим «проектом», родителям сказала, что ВСЕ вновь строящиеся САДИКИ СТРОЯТСЯ ПО ПРОГРАММЕ С ТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ.

Тогда почему о нём не знают в РОНО? Или знают и не говорят? Если знают и не говорят, тоже — почему? И зачем в мусульманский садик так активно набирают русских детей? Некем его укомплектовать или с малолетства хотят воспитать в детях из неисламских семей приверженность к исламу? Если некем укомплектовать, тогда может стоит пересмотреть статус детского сада — до самого обычного? И непонятна сама постановка ситуации перед русскими родителями: либо татарский детсад с халяльным питанием, либо жди очень долго, когда построят обычные детсады для всех?

Вопросы и вопросы. Я очень хочу получить на них ответы, хотя уверена, что вместо этого получу кучу негатива и окриков в ответ.

Родителям из немусульманских семей я очень советую не молчать, тихо обсуждая всё в сторонке (увы, многие так и делают, как будто смирились со статусом религиозного меньшинства), а задавать эти вопросы.

Мы, русские Татарстана, — граждане России, Татарстан — это часть России, а наше государство не является мусульманским.

Я ничего не имею против халяльного питания для желающих, есть люди, которые хотят есть пищу из продуктов, над которыми совершены мусульманские обряды, но не надо делать это принудительно-поголовным, тем более, что мы, русские, православные, не требуем этого для своих детей. Почему руководство Казани и Татарстана не хочет освободить наших детей от халяльного питания в государственных детсадах, тем более что мы его не и просили?