Действия и заявления США по кризису в Ираке пока свидетельствуют о нежелании Вашингтона оказывать активную военную помощь иракским властям, даже в виде ударов по позициям боевиков-джихадистов, захвативших ряд крупных городов. Напомним, что Вашингтон пока ограничивается отправкой около 300 военных советников и активизацией разведывательных полетов авиации над территорией Ирака. В то же время, по данным западных СМИ, Вашингтон связывает оказание военной помощи Ираку с вопросом о составе нового правительства страны с учетом при его формировании интересов суннитов и курдов, а также пребыванием у власти действующего премьер-министра Ирака Нури аль-Малики. Таким образом, США пытаются использовать кризис, вызванный наступлением боевиков группировки "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ), для достижения кардинальных сдвигов во властной системе Ирака.

Вашингтон и ранее неоднократно выражал недовольство действиями аль-Малики по созданию сильной центральной власти в Ираке при доминировании шиитов, а также его излишним, по мнению США, сближением с Ираном. По сути, выполнение требований США объективно будет способствовать закреплению в Ираке системы власти, основанной на хрупком балансе интересов трех основных общин, что сделает Ирак менее самостоятельным на международной арене и создаст более широкие возможности для воздействия извне на политику этой страны. В принципе само кардинальное переформатирование властной системы Ирака вполне ожидаемо - после провала сил безопасности страны, допустивших захват боевиками ИГИЛ двух провинций, было очевидно, что изменений во властном балансе Ирака не избежать. Однако в данном случае настораживает, то, что данный процесс активно берется под контроль внешними игроками.

Отметим, что в данном вопросе активность проявляют и региональные союзники США, имеющие собственные интересы применительно к конфликту в Ираке. Саудовская Аравия и Катар выступили с заявлениями о недопустимости внешнего вмешательства в конфликт в Ираке, попутно обвинив власти в Багдаде в проведении политики, способствовавшей разжиганию конфликта. В свою очередь ОАЭ отозвали своего посла из Ирака для консультаций. Примечательно, что эти заявления и шаги были сделаны непосредственно после сообщений об отправке Ираном сил спецназначения для оказания помощи правительственной армии Ирака. При этом аравийские монархии и прежде всего Саудовскую Аравию встревожила также готовность США взаимодействовать с Ираном по ситуации в Ираке, что означало продолжение укрепления региональных позиций Тегерана в ущерб значению Саудовской Аравии. В то же время, по некоторым данным, Эр-Рияд и сам активно вовлекается в конфликт в Ираке. Так, по сообщениям курдских СМИ, в Ирак, в район Мосула отправлено около 150 офицеров саудовских спецслужб для оказания помощи боевикам ИГИЛ. В результате конфликт в Ираке, похоже, постепенно приобретает черты сирийского кризиса, то есть становится своего рода опосредованным конфликтом между Ираном и Саудовской Аравией.

Против военного вмешательства США в Ираке выступил и другой ключевой игрок в регионе - Турция. Анкара мотивирует свою позицию опасениями относительно судьбы около 80 граждан Турции, захваченных в заложники в Ираке боевиками ИГИЛ. Так, по сообщениям турецких СМИ, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган просил вице-президента США Джо Байдена не проводить военную операцию в Ираке, которая может угрожать турецким заложникам. В то же время позиция Турции сложнее и в ней угадываются, по крайней мере, два скрытых уровня. В первую очередь, Анкара не хочет выступать против ИГИЛ, своего фактического союзника по конфликту в Сирии. Тем более, что появляются сообщения о причастности Турции к подготовке боевиков группировки и в Ираке. Так турецкий генштаб выступил с опровержением информации о задержании иракскими силами безопасности в Фаллудже 4 турецких офицеров, занимавшихся подготовкой боевиков ИГИЛ. Также примечательно и заявление вице-премьера Турции Бюлента Арынча, подчеркнувшего, что, по его мнению, Турция не является следующей мишенью для боевиков группировки. Второй аспект турецкой позиции связан с уже указанным сдвигом во внутреннем балансе власти в Ираке, что может соответствовать интересам Анкары. Турция в последние годы активно выстраивает энергетический альянс с Иракским Курдистаном, однако вынуждена была делать это с оглядкой на позицию официального Багдада. Ослабление центральных властей Ирака и укрепление позиций руководства курдской автономии в этом отношении в интересах Анкары, так как может развязать ей руки в вопросе эксплуатации энергоресурсов региона и превращения Турции в основной транзитный узел экспорта нефти из Иракского Курдистана.

Энергетический фактор, по-видимому, также оказывает влияние и на позицию США. Повышение цен на нефть в связи с кризисом в Ираке скорее на руку Вашингтону, чья экономика в меньшей степени зависит от колебаний в поставках ближневосточной нефти. В то же время воздействие иракского кризиса на нефтяной рынок может негативно сказаться на экономиках конкурентов США - ЕС и азиатских гигантов Китая и Японии, зависимых от ближневосточных ресурсов. Кроме того ослабляются позиции ОПЕК, в рамках которой Ирак выступал как один из основных источников наращивания поставок нефти на мировой рынок. Однако воздействие иракского кризиса на энергетический рынок несколько противоречиво и с точки зрения интересов США. Так оно подчеркивает важность для глобальных конкурентов США полноценного возвращения на мировой рынок Ирана, что, несомненно, подстегнет ЕС и Китай занять более активную позицию для достижения с Ираном соглашения по ядерной программе. В то же время иракский кризис наносит удар также по планам Ирана по выходу на энергетический рынок ЕС, так как присутствие ИГИЛ на севере Ирака создает зону нестабильности в одном из районов потенциальной прокладки трубопроводов для поставок энергоносителей из Ирана в Европу.

Таким образом, в настоящее время позиция США, Саудовской Аравии и Турции скорее способствует консервации ситуации в Ираке и присутствия ИГИЛ на территории страны, так как иракская армия самостоятельно, скорее всего, сможет остановить продвижение боевиков к Багдаду, однако едва ли сумеет полностью устранить присутствие группировки в стране. Данная ситуация объективно может представлять угрозу интересам и самих этих государств, однако похоже, что в настоящее время в Вашингтоне, Эр-Рияде и Анкаре стремление получить более управляемый Ирак перевешивает.

Давид Арутюнов - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM