Геополитика: "Соответствует ли соглашение об ассоциации с ЕС конституции, в которой говорится, что Молдавия - суверенное и независимое государство?" Политика: "Скандальный предприниматель обещает "порвать парус молдавским политикам". Экономика: "После создания ЗСТ с ЕС и Турцией Молдавия останется без национальной экономики".

Геополитика: "Соответствует ли соглашение об ассоциации с ЕС конституции, в которой говорится, что Молдавия - суверенное и независимое государство?"

Начавшаяся в ЕС дискуссия о необходимости пересмотра отношений с Россией, в том числе по поводу будущего стран-участниц проекта "Восточное партнерство", приобретает черты новой европейской стратегии, пишет "Коммерсантъ-Молдова". На Совете глав МИД стран ЕС в Брюсселе был рассмотрен проект документа, определяющего будущее "Восточного партнерства" после саммита в Вильнюсе. В нем красной нитью проходит мысль о том, что без сотрудничества с Москвой стабильность на постсоветском пространстве - недостижима ("красной нитью" в этом документе проходит положение о том, что в противостоянии России и ЕС за страны "Восточного партнерства", "Евросоюз будет согласованно реагировать на торговые эмбарго, ограничения в отношении трудящихся-мигрантов, усиление напряженности и затяжные конфликты" - прим. ИА REGNUM).

Новый европейский стратегический документ под названием "20 пунктов для "Восточного партнерства" после Вильнюса" подготовлен 13 странами ЕС, среди которых такие тяжеловесы, как Германия и Великобритания, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Проект - пока в формате non-paper - стал достоянием гласности за неделю до его обсуждения главами МИД стран Евросоюза. Первым о его содержании сообщило радио "Свобода". Затем документ появился в открытом доступе в интернете.

Суть подготовленного проекта сводится к осознанию Евросоюзом того факта, что без эффективного диалога с Россией стабильность в странах "Восточного партнерства" и в регионе в целом является задачей недостижимой, пишет "Коммерсантъ-Молдова". При этом, надеясь на "предметный, откровенный и открытый диалог с Россией по интеграционным процессам в Европе", Евросоюз допускает и неблагоприятный сценарий развития событий. В частности, в Брюсселе не исключают усиления внешнего давления на лидеров "Восточного партнерства" - Молдавию и Грузию - в форме торговых эмбарго, миграционных ограничений и усиления напряженности в зонах замороженных конфликтов.

Оставлять своих постсоветских "фаворитов" на произвол судьбы Евросоюз не намерен, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Да и об отказе от подписания соглашений об ассоциации (СА) и дальнейшего углубления интеграционных процессов речи не идет. Более того, в документе установлен крайний срок подписания СА с Молдавией и Грузией - конец августа 2014 года. До тех пор ЕС намерен обеспечить беспрерывный поток визитов своих высокопоставленных представителей в Кишинев и Тбилиси, а также удвоить усилия для разъяснения преимуществ евроинтеграции. Причем упор планируется сделать на те сообщества и регионы, где наиболее распространен евроскептицизм.

О том, что данная стратегия уже проводится в жизнь, свидетельствуют последние визиты еврочиновников в Кишинев, пишет "Коммерсантъ-Молдова". К примеру, еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле, посетивший в конце января Молдавию, большую часть визита посвятил убеждению молдавских коммунистов, а также жителей Гагаузии и Приднестровья в том, что им не следует бояться Европы. В начале нынешней недели уже и премьер-министр Румынии Виктор Понта заявил, что Россия - это "великий сосед, которого мы не можем игнорировать". Более того, господин Понта первым из высокопоставленных румынских чиновников заявил, что решение проблем, связанных с Республикой Молдова, "невозможно без диалога с Россией и Украиной". При этом, сделал он традиционную ремарку, "поддержка Румынией европейского пути Молдавии остается полной и безусловной".

Еще ранее о том, что ЕС не может игнорировать российские интересы в регионе, заявил координатор российско-германских отношений в МИД ФРГ Гернот Эрлер, в чьи полномочия входит и курирование "Восточного партнерства", продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Лучше бы говорить о том, как сделать Евразийский таможенный союз и соглашение о свободной торговле ЕС совместимыми", - отметил влиятельный германский дипломат.

Встречный интерес к диалогу с ЕС, похоже, проявляет и российская сторона, пишет "Коммерсантъ-Молдова". По крайней мере, постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов заявил в начале недели, что Россия ждет от партнеров из ЕС предложения по срокам и месту проведения экспертных консультаций по "Восточному партнерству", о которых стороны договорились во время последнего саммита Россия-ЕС в Брюсселе в конце января. По словам господина Чижова, российская сторона на этих встречах будет "с цифрами в руках показывать, к чему соглашение об ассоциации приведет украинскую экономику, ну и заодно все остальные экономики".

Тем временем в самой Молдавии мнения о том, на что указывают последние тенденции в российско-европейских отношениях, разделились в зависимости от политических и геополитических предпочтений, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". В заявлениях политиков явно доминируют электоральные интересы, поэтому большинство реакций больше походят на предвыборные лозунги с характерными для них популизмом и категоричностью.

Оппозиционные коммунисты твердят о том, что Брюссель фактически признал провал "Восточного партнерства", и теперь Молдавии не остается ничего другого, как скинуть "бандитскую" проевропейскую власть и зашагать в сторону пока не существующего Евразийского союза, пишет "Коммерсантъ-Молдова". По словам идеолога Партии коммунистов (ПКРМ), депутата Марка Ткачука, Евросоюз "скомпрометировал свои принципы и ценности". "Европейский выбор сегодня означает не модернизацию государства, а только то, что ты отказываешься от любых иных проектов развития, иных интеграций, кроме демонстративной вассальной лояльности Брюсселю", - говорит депутат. Поэтому на ближайшие выборы коммунисты пойдут под лозунгами евразийской, а не европейской интеграции. "От любви до ненависти один шаг", - прокомментировал очередную смену геополитической ориентации депутат от ПКРМ Юрий Мунтян.

Представители власти и лояльные им эксперты уверяют, что это, напротив, признак растущего интереса ЕС к Молдавии и главное - продолжать широким шагом идти в Европу, не поддаваясь на провокации России и коммунистов, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Мы должны продолжить все начатые процессы параллельно с работой по уже парафированным документам, претворяя их в реальность у нас в стране", - говорит глава парламентской фракции либерал-демократов Валерий Стрелец. "Республика Молдова успешно движется к ЕС. Главная наша обязанность - общаться с гражданами, объяснять им преимущества европейской интеграции", - вторит ему спикер парламента и демократ Игорь Корман. А либерал-реформатор Ион Хадыркэ уверен, что ЕС готов "подставить плечо" Молдавии в том, чтобы сохранить здесь политическую стабильность, несмотря на происки внутренних и внешних врагов.

Чаще других напрямую общающийся с европейскими чиновниками премьер Юрий Лянкэ не столь категоричен, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Он признает, что вопрос о будущем "Восточного партнерства" является в настоящий момент одним из центральных пунктов внутриевропейской повестки дня. "В Брюсселе, в других европейских столицах и не только начали процесс глубокого осмысления будущего инициативы как таковой и, в частности, стран в отдельности, в том числе Молдавии", - заявил Лянкэ. Программа "Восточного партнерства", по его словам, давно нуждалась в корректировках. И вот, похоже, время пришло.

По мнению политолога Богдана Цырди, одной из причин кризиса программы "Восточное партнерство" после вильнюсского саммита стало то, что геополитика в данном проекте стала преобладать над изначально заявленными ценностями, связанными с демократизацией и модернизацией стран-соседей ЕС, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Сегодня не совсем ясна цель этой организации, ее задачи и выгоды для ее участников, притом что никому из них не обещают даже шанса когда-то стать членом ЕС. Складывается впечатление, что в действительности цель этой структуры - создание санитарного кордона вокруг России или территории транзита углеводородов из Азии в обход России", - говорит эксперт. Негативная реакция России, по его словам, в этих условиях закономерна. "Желали того авторы проекта или нет, но "Восточное партнерство" создало глубокие геополитические разломы на пространстве СНГ, где Россия является доминирующим игроком. Геополитический баланс в регионе был нарушен, что обернулось огромными рисками для стран-участниц проекта. Если ЕС не пересмотрит позиции и отношение к ВП, некоторые из этих стран могут скатиться к гражданской войне или даже политическому и территориальному распаду", - уверен он. Эти риски, наряду с отсутствием четкого и прозрачного образа будущего для стран "Восточного партнерства", включая шансы на присоединение в ЕС, по мнению эксперта, способны окончательно похоронить инициативу, над спасением которой сегодня бьются европейские политики.

Программа "Восточное партнерство" скоропостижно скончалась в Вильнюсе в ноябре прошлого года, пишет "Независимая Молдова". Реанимация из Брюсселя, хоть и спешила, но ко времени не подоспела. Больной "Украина" выздоровела. "Евротифозные" пока остаются. Увы, многие из них пока еще заседают в нашем законодательном органе. Хочется надеяться, что ненадолго, хоть и не в этом суть. А суть в том, что торпедированный Украиной корабль "Восточного партнерства" надо спасать. Для чего Евросоюз и подготовил для Украины (!), Молдавии, Белоруссии, Армении, Грузии и Азербайджана новую морковку под названием "Европейский пакет". Брюсселем официально провозглашено, что цель "пакета" - показать наглядно перспективы стран "Восточного партнерства" в будущей счастливой европейской семье. Ну, перспективы мы видим хотя бы на киевском майдане, где Западная Европа, посредством хулиганья наказывает ослушников, не записавшихся в разряд ее бантустанов.

Вот, на прошлой неделе встретились министры иностранных дел стран-участниц ЕС для обсуждения "пакета", продолжает "Независимая Молдова". И было их, согласно фильму Михаила Рома, тринадцать (советский режиссер Михаил Ромм умер в 1971 году, поэтому непонятно, что имеется в виду - прим. ИА REGNUM). А обсуждать было что. Брюссель осознал, как просчитался со странами "Восточного партнерства". Он хотел завлечь их на свою орбиту, не прилагая при этом серьезных усилий. В ход шли различные соглашения, от которых выигрывал только Евросоюз, а выгода стран ВП была мизерной, если вообще была. В результате от ЕС стали отворачиваться: Армения, Украина, а со 2 февраля и наша страна. Впечатляющие результаты гагаузского референдума говорят сами за себя (2 февраля в Гагаузии прошел референдум, по итогам которого 98,09% его участников проголосовали за отложенный статус независимости Гагаузии, 98,47% - за интеграцию в Таможенный союз и 97,43% - против интеграции в ЕС - прим. ИА REGNUM).

Но вернемся к "Европакету", пишет "Независимая Молдова". Да, там вешается обычная лапша насчет передвижения без виз, обмена студентами, а также большего привлечения стран "Восточного партнерства" к общественным программам. О нас с грузинами говорится: "усилить роль Евросоюза в вопросе урегулирования затяжных конфликтов: сделать реализацию соглашения об ассоциации механизмом, который предоставит Кишиневу и Тбилиси возможность укрепить связи с сепаратистскими территориями". Видимо, речь идет о Приднестровье и Южной Осетии (видимо, еще и об Абхазии - прим. ИА REGNUM). Непонятно другое: а что вам раньше мешало "усилить" и "укрепить"? (действительно, непонятно, что более 20 лет мешало и мешает Кишиневу и Тбилиси укреплять связи с ПМР, РЮО и РА - прим. ИА REGNUM)

Но, в основном, документ грозит пальчиком России, продолжает "Независимая Молдова". "Евросоюз желает установить с этой страной обстоятельный, честный и открытый диалог по вопросам европейской интеграции". Но... "для Евросоюза неприемлем карательный образ действий в отношении стран "Восточного партнерства" и "Евросоюз будет согласованно реагировать на торговые эмбарго, ограничения в отношении трудящихся-мигрантов, усиление напряженности и затяжные конфликты". Ага, безе с шоколадом нас кормить. Нигде в проекте не указано, что страны-участницы "Восточного партнерства" рассматриваются хотя бы в отдаленном будущем, как полноправные члены Евросоюза.

Есть проверенное средство, которое признано и в ЕС, пишет "Независимая Молдова". Оно называется просто - референдум. Власти Молдавии боятся проводить общенациональный референдум, справедливо опасаясь, что народ выскажется против евроинтеграции. Это означает крах брюссельских чиновников и смерть КПП (Коалиция проевропейского правления). Чего никак допустить нельзя. Пусть ничего не вышло с Украиной, Арменией, Азербайджаном (не говоря о Белоруссии), Молдавию еще можно довести до конечного пункта. Правда, пока большинство в парламенте составляют деятели из КПП. Посему все средства хороши: можно поддерживать парламентских воров, закрывать глаза на нарушение всех законов, включая конституцию, менять их перед выборами... А идея общереспубликанского референдума витает в воздухе. О нем уже говорит вся Молдавия. Начнем, благословясь? - подводит итог издание.

Вас еще удивляет, что при слове "Европа" у многострадального молдавского народа начинается непроизвольная истерика и рука сама тянется к вилам? - пишет "Пульс". Не в первый раз мы сталкиваемся с некоей новой европейской логикой. Логикой, предусматривающей вовсе не внедрение высоких демократических, правовых, экономических, социальных, культурных стандартов в государствах, которые партнерствуют с ЕС. Эта логика не предусматривает особой щепетильности в выборе визави. Ее главная составляющая - против кого дружим, а уж с кем - совершенно неважно. Нет сегодня таких политиков, с которыми просвещенной Европе было бы западло поручкаться и объединиться, если эти политики соответствуют главной геополитической задаче Запада в регионе. Обложить со всех сторон Россию, не дать развиться новым интеграционным процессам на постсоветском пространстве.

Короче говоря, если ты кричишь где-нибудь на Майдане "геть москалей", то тебе легко простится и лозунг "геть жидов", продолжает "Пульс". Ну а че? Еще вчера нерукоподатный украинский националист Тягнибок, от одного упоминании имени которого брюссельскую бюрократию трясло мелкой дрожью, сегодня - вполне респектабельный проевропейский политик, участник проевропейского сопротивления антиевропейскому курсу Януковича. И это при том, что до разворота Януковича перед Вильнюсом ЕС считал, что он вполне удобоваримый лидер европейского толка. Больше того, когда пресловутый "Беркут" разгонял митинги, направленные против проевропейской политики Януковича, к примеру, в Одессе, и законопачивал за решетку противников подписания Януковичем договора об ассоциации в Вильнюсе, действия "Беркута" и судов воспринимались Брюсселем в качестве адекватных мер по наведению общественного порядка. А организаторы тех, куда более спокойных, нежели Майдан или тем более улица Грушевского манифестаций, в европейской оптике не были диссидентами, а были - наоборот - хулиганами.

Больше того, уже взбрыкнувшего Януковича, обхаживали до самой последней минуты, и в обмен на его автограф под вильнюсскими документами, Брюссель был готов закрыть глаза на нежелание Киева выпускать из-за решетки Юлию Тимошенко, пишет "Пульс". Но как только Янукович дал окончательный отказ он тут же превратился в кровавого диктатора, "Беркут" - в террористическую организацию, а Тягнибоки - в безукоризненных революционеров без страха и упрека, спасителей Украины и защитников свободы. Свободы без кавычек. И если уж с подобными гражданами Евросоюз находит общий язык, что уж говорить про наших жуликов, хапуг и вороваек?

Такая бесстыдная демонстрация моральной гибкости на грани аморальности, готовность заключить союз хоть с дьяволом, взбаламутить хорошую мирную страну до гражданского противостояния с пожарищами, погромами, расколом и пролитой кровью - и все это лишь для того, чтобы было на кого опереться в выполнении своей геополитической сверхзадачи, продолжает "Пульс". Все это, мягко говоря, меняет отношение к Евросоюзу как к генератору ценностей, идей, стандартов - они на поверку оказались не прочнее и не ценнее принципов и ценностей какого-нибудь Лупу (до 2009 года бывшего спикером молдавского парламента от Партии коммунистов, рупором которой является "Пульс" - прим. ИА REGNUM). Меняется отношение к Евросоюзу, как к рефери, арбитру, слово которого - моральный закон, который часто выше юридической нормы. Меняется отношение к Евросоюзу как к мечте, которую так всем хотелось сделать реальностью. Все, исчезло, растворилось. Как сон, как утренний туман.

После Вильнюса, после парафирования договора об ассоциации, они, наша криминально-олигархическая власть, вместо того чтобы измениться и соответствовать, пошли по беспределу, пишет "Пульс". Ну а что? Вильнюс позади, теперь можно не придуриваться, не прикидываться паиньками. Теперь можно - все! Раззудись плечо, размахнись рука. Додушить, кого не додушили, украсть, чего еще там не украли, свернуть свободы, отобрать последние права, загнать страну в окончательную социально-экономическую яму, а потом и от самой страны можно избавиться, как от ненужного уже никому рудимента. И европейцам, которые прошли с рейдерами и контрабандистами путь до Вильнюса, после Вильнюса ничего не остается, кроме как продолжать их поддерживать.

О том, что сам Евросоюз давным-давно изменил собственному курсу в Брюсселе, разумеется, в жизни не признаются, продолжает "Пульс". Так что особого выбора и нет. Эти, конечно, далеки от идеала. И воруют, и сворачивают свободы, душат демократию, и закрывают СМИ, и коррумпируются и коррумпируют других, и в ручном режиме управляют прокуратурой, полицией, судами и снова воруют, воруют, воруют. Но ведь служат. Команду "сидеть" и команду "фас" выполняют четко. Вот и славно. Вот и получается, что из европейских ценностей осталась только одна, характерная для Европы развитого феодализма. Шутка Довлатова: рабы идут с транспарантами, на которых написано "Да здравствует феодализм, светлое будущее человечества" (очевидно, издание имеет в виду некого нарицательного "Довлатова" - прим. ИА REGNUM). Это про сегодняшнюю Молдавию и ее отношения с ЕС. Высокородные феодалы-сюзерены в ответ на верность позволяют резвиться, воровать и бить плетьми, морить голодом крепостных своим вассалам в ответ на верное служение. Наши власти чувствуют: у них есть индульгенция. Вот и наглеют! - подводит итог издание.

За месяц до вильнюсского саммита Кабинет министров Украины утвердил соглашение об ассоциации с ЕС, пишет "Панорама". После голосования премьер-министр Николай Азаров сказал: "Этот документ надо изучать и изучать". Только после этого проект был опубликован, видимо, его изучили, и в последний момент отказались подписывать. Хорошо, что текст Соглашения между Молдавией и ЕС опубликован сразу после парафирования. Есть полгода на изучение и, думается, что результат будет такой же, как в случае с Украиной.

Соглашение с ЕС, наверное, самый всеобъемлющий международный документ, который когда-то подписывала Молдавия, продолжает "Панорама". Документ состоит из преамбулы, семи разделов, включающих 465 статей, 35 приложений и четырех протоколов. Собственно соглашение занимает первые 218 страниц, остальное - приложения и протоколы. В нем содержатся многочисленные ссылки примерно на 450 европейских директив, решений, рекомендаций, регламентов, соглашений, договоров, конвенций и протоколов, которые Молдавия обязуется внедрить у себя в качестве национального законодательства. Каждая такая директива или рекомендация занимает сотни страниц и представляет собой предельно конкретный правовой, технический текст, который должен стать для Молдавии законом. Таким образом, речь идет не просто о 984 страницах соглашения об ассоциации, а о нормативной базе объемом в десятки, а, возможно, и в сотни тысяч страниц, которая должна быть внедрена в Молдавии после подписания соглашения. Чаще всего речь идет о сроках в 2-5 лет, некоторые документы должны исполняться сразу после подписания, для внедрения других даются сроки до 10 лет.

По сути, не становясь членом ЕС, Молдавия обязуется внедрить у себя коммунитарное законодательство, пишет "Панорама". Трудно поверить, что в Молдавии есть хотя бы один человек, который прочитал и изучил десятки тысяч страниц этих законодательных и нормативных актов ЕС и может объяснить, что означает для Молдавии их внедрение. Нет такого сектора, который не был бы включен в соглашение. Раздел IV состоит из 28 глав, которые затрагивают все ключевые сферы, - внешнюю политику, общую политику обороны и безопасности, юстицию, приднестровское урегулирование, торговлю, технические и санитарные стандарты, публичную администрацию, законы о компаниях, бухгалтерский учет, аудит, занятость, социальную политику, равенство возможностей, защиту потребителей, статистику, публичные финансы, бюджетную политику, налоги, финансовые услуги, промышленную и предпринимательскую политику, добычу полезных ископаемых, сельское хозяйство, рыболовство, морскую политику, энергетику, транспорт, окружающую среду, климат, информационное общество, туризм, региональное развитие, здравоохранение, образование, гражданскую защиту, науку, культуру, спорт, средства массовой информации, гражданское общество, права детей. Есть в этом списке директивы о качестве человеческих органов для трансплантации, об употреблении алкоголя молодежью, о канатных установках для перевозки людей, о лифтах, о тормозной системе мотоциклов, о рулевом оборудовании тракторов, о компонентах мази от псориаза и т.п. В общем - всё.

Следить за этим процессом будет наднациональный орган - Совет Ассоциации, продолжает "Панорама". Парламент и правительство превращаются в придаток к соглашению и к совету. Они должны просто формально штамповать законы, список которых определен на 10 лет вперед. Власти Молдавии утверждают, что цель как раз и состоит во внедрении у нас общеевропейского законодательства, и это пойдет стране на пользу. У правительства есть еще полгода, чтобы доказать это конкретно, а не просто повторять, что ЕС - это самый большой в мире рынок.

В соглашении очень много подводных камней и "засад", которые надо "изучать и изучать", как говорил Азаров, пишет "Панорама". Согласно статье 5, стороны должны "добиваться постепенной конвергенции в области внешней политики и политики безопасности, включая Общую политику обороны и безопасности". Последняя тесно связана с НАТО и включает, среди прочего, участие вооруженных сил ЕС в международных военных операциях. Статья 7 "Предотвращение конфликтов и кризис-менеджмент" предусматривает, что в этой сфере стороны будут "сотрудничать практически", включая "возможное участие Республики Молдова в руководимых ЕС гражданских и военных операциях по кризис-менеджменту". Молдавия обязуется также участвовать в военных учениях и тренингах по приглашению ЕС. Насколько это согласуется с конституционным статусом нейтралитета Молдавии? В статье 8 "Региональная стабильность" говорится, что стороны обязуются "совместно содействовать постконфликтной реабилитации" в Приднестровье. А в Тирасполе об этом знают?

Если взять экономический раздел, то ни один человек в правительстве не может объяснить - конкретно, а не общими словами, ― что означает для Молдавии внедрение десятков и сотен тысяч страниц европейских законов и правил торговли, продолжает "Панорама". Многие документы ЕС упоминаются в соглашении одной-двумя строчками, но сами по себе включают сотни страниц и на практике означают переворот в целых отраслях. Кто скажет, например, как будет внедряться в Молдавии энергетическая политика ЕС, предполагающая, среди прочего, расчленение компании "Молдова-газ" (50% акций которой принадлежит российскому "Газпрому", и еще 13,44% приднестровских акций - находится в его управлении - прим. ИА REGNUM)? Как будет меняться система налогообложения в соответствии с европейскими стандартами? Какие технические, санитарные нормы ЕС будут внедряться и как? Что изменится в трудовом законодательстве? Законодательство ЕС предусматривает свободную продажу земли иностранцам. Будет ли это положение применяться и в Молдавии? Еще один вопрос: закрывает ли соглашение об ассоциации с ЕС путь Молдавии в Таможенный союз? И соответствует ли вообще это соглашение Конституции, в которой говорится, что Молдавия - это суверенное и независимое государство?

На все это можно было бы как-то закрыть глаза при одном условии - если бы у Молдавии была перспектива стать кандидатом в члены ЕС, пишет "Панорама". Эта цель оправдывала бы все средства, и критикам соглашения пришлось бы "съесть свою шляпу".

Но такой перспективы у Молдавии нет, продолжает "Панорама". Европейские и молдавские чиновники говорят, что нужно лучше разъяснять населению преимущества европейской интеграции. Но как можно разъяснять то, чего в природе не существует? Ассоциация, сближение, партнерство, добрососедство, свободная торговля, безвизовый режим - это не интеграция в ЕС. Статья 460 гласит: "Настоящее соглашение заключается на неопределенный срок". Молдавии говорят: мы вас к себе в ЕС не возьмем, но и в другую сторону двигаться не разрешим. Сидите там, где сидите, и продолжайте превращаться в территорию без людей, без экономики, без государства. Это не европейская интеграция. Это европейское гетто, подводит итог издание.

Политика: "Скандальный предприниматель обещает "порвать парус молдавским политикам"

До очередных парламентских выборов остается, как минимум, 10 месяцев: по действующему законодательству они должны состояться между 28 ноября 2014-го и 28 февраля 2015 года, пишет Noi. Однако предвыборная кампания уже в самом разгаре. Практически все основные политические игроки уже определились и публично озвучили свои выборные стратегии.

Либерал-демократы себя активно позиционируют как главные по евроинтеграции, продолжает Noi. Для этого у них все кадровые козыри в руках: премьер-министр "проевропейского" правительства - первый вице-председатель партии Юрий Лянкэ. А основным переговорщиком с ЕС была и остается ставленница ЛДПМ, министр иностранных дел Наталья Герман. Она же на саммите в Вильнюсе со стороны Молдавии визировала соглашение об ассоциации. Поэтому, когда через пару недель Европейский парламент примет решение о либерализации визового режима для граждан Республики Молдова, а до конца августа будет подписано соглашение об ассоциации с ЕС, либерал-демократы во время предвыборной кампании с полным основанием могут сказать: "Это сделали мы!"

Но вот незадача - как показали результаты последнего соцопроса, евроинтеграционная идея стремительно теряет свою привлекательность в глазах молдавских избирателей, пишет Noi. За четыре года количество ее сторонников в РМ сократилось с 55% до 44%. Обвинить социологов в предвзятости и выполнении политического заказа не получится: опрос был проведен по заказу Словацкой атлантической комиссии (SAC) ее мозговым центром СЕPI (Central European Policy Institute). Для ЛДПМ, выстраивающей свою предвыборную стратегию на евроинтеграционном посыле, это тревожный сигнал. "Сейчас самый большой риск для нас - проиграть выборы тем, кто выступает за евразийскую интеграцию", - публично признал на открытии весенне-летней сессии парламента в четверг Юрий Лянкэ. Для ЛДПМ такой поворот событий может обернуться политическим крахом.

В прошлом году ходило немало разговоров о том, что в ЛДПМ якобы зреет раскол, что после показательной отставки Владимира Филата с поста премьер-министра в партии образовались группировки, а часть ее руководства контролируется Владимиром Плахотнюком, продолжает Noi. Филату не без труда и (как утверждал политический аналитик Алексей Тулбуре) не без помощи Плахотнюка удалось сохранить свое положение в партии и укрепить пошатнувшуюся власть. Поэтому либеральные демократы будут из шкуры лезть, чтобы сохранить свои правящие позиции.

Предвыборный рейтинг демократов балансирует на грани, пишет Noi. Еще пару месяцев назад, согласно закрытым социологическим опросам, он не дотягивал даже до 6% ("открытый" соцопрос в ноябре давал ДПМ 8,6%). А сейчас, как утверждают некоторые политологи, рейтинговый показатель Демпартии опустился еще ниже. В общем, не помог Демпартии демонстративный отказ от депутатского мандата ее фактического лидера Владимира Плахотнюка и его уход "в народ": политическим соперникам и без Плахотнюка было кого "склонять" у демократов.

Одной из таких "ахиллесовых пят", например, стал депутат Валерий Гума, продолжает Noi. Несколько лет назад румынские судебные инстанции приговорили его сначала к двум, а потом четырем годам лишения свободы за участие в коррупционном скандале. В апреле прошлого года Верховный суд Румынии оставил в силе решение Апелляционной палаты Бухареста о четырехлетнем заключении за пассивную и активную коррупцию. А через месяц Валерий Гума был объявлен Интерполом в международный розыск. Сейчас, в преддверии выборов, руководство партии настойчиво попросило Валерия Гуму сдать депутатский мандат и покинуть партийные ряды. О чем он и был вынужден объявить перед первым заседанием весенне-летней сессии. Как написал потом в социальных сетях депутат-коммунист Зураб Тодуа, "тот, кто заправляет в ДПМ (а все в Молдавии знают, кто этот "герой") выбросил В. Гуму из Демпартии, как сбрасывают балласт (мешок с песком) из гондолы воздушного шара, который неудержимо и стремительно движется вниз. Можно выдумывать какие угодно фантазии относительно формальной стороны дела. Однако факт состоит в следующем: В. Гуму вынудили сдать мандат. Примитивно и грубо. Приближаются выборы, положение ДПМ таково, что тут не до сантиментов".

В этот же день Национальный политсовет Демпартии исключил из партии и четверых депутатов Народного собрания Гагаузии, в том числе председателя НСГ Дмитрия Константинова с формулировкой "за нарушение партийной дисциплины и участие в незаконном референдуме", пишет Noi. Вообще-то в "незаконном" референдуме (референдум в Гагаузии прошел в полном соответствии с молдавским законом Об особом правовом статусе Гагаузии и Уложением (конституцией) Гагауз Ери. Власти Молдавии, тем не менее, объявили гагаузский референдум "незаконным", а также заявили о решимости не допустить подобных мероприятий в других регионах страны - прим. ИА REGNUM) участвовала не только эта четверка, но и мэр Комрата, лидер гагаузских демократов Николай Дудогло, который даже не скрывал, что голосовал за Таможенный союз. Кроме того, за организацию референдума Народное собрание автономии, как известно, проголосовало единогласно. В том числе те 16 депутатов, что входят во фракцию ДПМ. Но под "зачистку" попали только четверо. Все дело в том, что именно эта четверка, несмотря на разъяснительную работу "центра", приняла участие в состоявшемся 31 января специальном заседании НСГ, обеспечив ему минимально необходимый кворум для принятия повторного решения о назначении на 2 февраля референдума о внешнеполитическом курсе страны и отложенном статусе Гагаузии. Остальные депутаты от ДПМ, а также либерал-демократы под разными предлогами на заседании отсутствовали. Повторное голосование понадобилось после того, как Комратский суд отменил прошлогоднее решение НСГ о проведении референдума.

Кроме активного избавления от балласта и "предателей", Демпартия перед выборами активно продвигает и идею об изменении избирательной системы с пропорциональной на смешанную, продолжает Noi. Однако особого энтузиазма у союзников она не вызывает. Владимир Филат уже дал понять, что его партия не поддержит инициативу об изменении избирательной системы.

Партия коммунистов на парламентские выборы пойдет под лозунгом "За Таможенный союз!", продолжает Noi. Смена внешнеполитической парадигмы ПКРМ (в 2002 году, будучи у власти, она, как известно, провозгласила курс на европейскую интеграцию), была очевидна. Но официально об отказе от проевропейской риторики в пользу евразийского курса на недавнем круглом столе "Молдавия в "Восточном партнерстве" после Вильнюса" объявил главный идеолог Партии коммунистов Марк Ткачук. Смену своих внешнеполитических ориентиров коммунисты объясняют тем, что Евросоюз уже не тот, что был в 2002 году. Так что "теперь Партия коммунистов, безо всякого сомнения, будет говорить исключительно о преимуществах евразийской интеграции и вступления в Таможенный союз".

Соперником ПКРМ в борьбе за евразийскую идею активно пытается выступить Партия социалистов Игоря Додона, разыгрывая карту "референдум за Таможенный союз должен пройти в каждом районе", пишет Noi. Но слишком уж разные весовые категории у этих политформирований. И уже мало кто вспомнит, что впервые о необходимости отказа от "бессвязных евробутафорских речей", реинтеграции Молдавии в восточное пространство, вступлении в Таможенный союз с последующим созданием политического союза государств, входящих в СНГ, на парламентских выборах 2010 года объявила Партия гуманистов Валерия Пасата.

Правый предвыборный фланг сегодня - это принципиальное соперничество между Либеральной партией Михая Гимпу и отпочковавшейся от нее Либерально-реформаторской партией Иона Хадыркэ, продолжает Noi. Причем, оба политформирования в графе "количество членов" указывают одну и ту же цифру - 20 тыс. человек. Так что политический развод в либеральном семействе еще до конца не оформлен. Либеральная партия уже активно включилась в предвыборную борьбу и ее нынешний оппозиционный статус ЛП только на руку. Своей предвыборной тактикой либералы избрали регулярное обращение в Конституционный суд, выступая в роли защитников униженных и оскорбленных правительством и парламентским большинством. У Либерально-реформаторской партии, как партии власти, гораздо меньше возможностей для предвыборного маневра. Да и ярких личностей нет. Ион Хадыркэ на лидера как-то не тянет. Правда, некоторое время ходили упорные слухи, что ЛРП в скором времени возглавит бывший премьер-министр Ион Стурза. Якобы этот политический тандем поддерживают в Брюсселе в качестве альтернативы вышедшим из доверия ДПМ и ЛДПМ, но пока никаких кадровых подвижек в руководстве Либерально-реформаторской партии не происходило.

Парламентские выборы - это благоприятный период для размножения т.н. политического планктона (мелких карликовых политических образований), пишет Noi. И появления по весне новых политических игроков - "подснежников". "Планктон", как правило, создается более крупными партиями с какой-то определенной целью. Например, отобрать голоса избирателей и, тем самым, ослабить позиции основного политического соперника. Чаще всего в политической истории РМ такие действия предпринимались по отношению к ПКРМ.

Очень часто перед выборами появляются и новые политические игроки, самоуверенно заявляющие о своем намерении кардинально перетрясти молдавскую политику и позиционирующие себя в качестве контрэлиты или "третьей силы", продолжает Noi. К пресловутой "третьей силе"из уже действующих партий в какой-то мере можно отнести не "замазавшихся" во власти "Патриотов Молдовы" Михаила Гарбуза и "Народную силу" Николая Киртоакэ. Если "Патриоты" выступают за вступление РМ в Таможенный союз и евразийское пространство, то "Народная сила", объявив о себе, как об альтернативе коммунистам и трем правящим партиям КПП, своими стратегическими целями называет проведение глубоких реформ и продолжение евроинтеграции страны.

А вот "подснежником" предвыборной кампании-2014 может стать пока еще мифическая партия скандального предпринимателя Ренато Усатого, пообещавшего "порвать парус молдавским политикам", пишет Noi. Презентацию своего политформирования бизнесмен обещает провести где-то в апреле. А до этого планирует объехать страну, "чтобы выявить людей, способных стать частью нового формирования". Варианты названия будущей партии - "Новая партия" или "Партия победы", подводит итог издание.

Экономика: "После создания ЗСТ с ЕС и Турцией Молдавия останется без национальной экономики"

Глава одного из ключевых ведомств страны, вице-премьер по экономическим вопросам Валерий Лазэр подвел итоги прошлого года и объявил о задачах на нынешний, пишут "Молдавские ведомости". 2013-й, по его оценке, был очень плодотворным. Министерством было разработано и утверждено десять стратегий и программ, 27 законопроектов и 71 постановление. В этом смысле Минэкономики - несомненный лидер в правительстве. В 2014-м, особенно учитывая, что это год предвыборный, когда традиционно новые проекты и документы не запускаются, главные усилия будут направлены на внедрение уже стартовавших.

Результаты прошлого года Валерий Лазэр назвал впечатляющими и одними из лучших в регионе, продолжают "Молдавские ведомости". По итогам девяти месяцев (за год статистика посчитает только в марте) экономический рост составил 8 процентов. В ответ на замечания некоторых аналитиков, что он получился от минусовой расчетной базы засушливого и потому провального 2012-го, вице-премьер предложил журналистам заняться математикой: "8 процентов прошлого года минус 0,8 позапрошлого все равно дают рост более 7 процентов".

Несправедливо, по его мнению, все списывать и на почти 30-процентный рост в сельском хозяйстве, так как в ВВП это дало не более 2-3 процентов прибавки, остальное - хорошие показатели в промышленности, внешнеторговых операциях, пишут "Молдавские ведомости". И, вообще, в 2013-м хорошо показали себя все отрасли экономики, аргументировал свою позицию Лазэр. Все это позволяет говорить не о конъюнктурных показателях, а о качественных, связанных с результатами запущенных структурных реформ. В этом своем убеждении глава Минэкономики тверд, несмотря на жесткую критику качества роста большинством независимых экономистов. В подтверждение своей точки зрения Лазэр привел и факт улучшения позиций страны в международных рейтингах (в Doing Business Молдавия поднялась на пять позиций) и увеличение прямых иностранных инвестиций, и хорошие социальные индикаторы: инфляцию, не подверженную резким колебаниям, сокращение безработицы и реальный рост заработной платы на 2,5 процента, а располагаемых доходов - на 3,5. Все это позволит, наконец, ощутить результаты экономического роста и населению, считает вице-премьер.

Одним из самых важных событий минувшего года глава Минэкономики назвал парафирование Вильнюсе соглашения о создании зоны всеобъемлющей и углубленной свободной торговли с ЕС, часто называемого соглашением о свободной торговле, продолжают "Молдавские ведомости". Документ нужно именовать полностью и правильно, отметил Лазэр, так как между двумя названиями есть принципиальная разница. "Мы становимся частью этого свободного рынка, а не его партнером", - обратил внимание Лазэр на этот существенный, по его мнению, момент.

Кроме того, вице-премьер напомнил о том, что параллельно шла работа над другим соглашением - о свободной торговле с Турцией, пишут "Молдавские ведомости". Они будут подписываться и вступать в действие одновременно. Турция - очень динамичная экономика, демонстрирующая также топовый в своем регионе и стабильный рост - 7-8 процентов в год. Вместе с ЕС перед Молдавией открывается огромный 600-миллионный рынок. Все это приводит нашу страну к совершенно иным геоэкономическим реалиям. 2014 год - время подготовки и нашей трансформации к этим новым условиям. Работая с новыми партнерами, министерство, по словам Лазэра, не забывало и о старых. Велась разработка соглашения о рынке услуг СНГ, о системе сертификации в содружестве.

В числе достижений министерства - и разработка правового поля для этих самых структурных преобразований: стратегии инноваций и защиты прав потребителя, развития внутренней торговли, повышения энергоэффективности, регуляторная реформа, планы действий по устранению барьеров для бизнеса и повышения конкурентоспособности, программы улучшения доступа к финансированию малых и средних предприятий, особенно в сельской местности, продолжают "Молдавские ведомости". Есть, по оценке Лазэра, и практические результаты, которыми он также очень доволен. Открыто четыре новых индустриальных парка. Теперь их уже шесть. Жизнь показала, что идея их создания была верной. Согласно инвестиционным планам, ими взяты обязательства на сумму 1,4 миллиарда леев (1 рубль = 0,38 лея - прим. ИА REGNUM). Общий объем уже сделанных инвестиций на 1 октября 2013 года составил 90,8 миллиона леев, или 6,5 процента от заявленных. В настоящее время там трудоустроено 900 работников. Подтвердили свою жизнеспособность и бизнес-инкубаторы, и СЭЗ, став настоящим оазисом инвестиций и новых технологий.

К категории успешных проектов Лазэр отнес и начало работ по строительству газопровода Унгены-Яссы, несмотря на то, что первоначальные сроки готовности объекта отложены, пишут "Молдавские ведомости". "Апрель 2014-го был сроком нереальным, но румынская сторона его все же так обозначила, - отметил вице-премьер, - сейчас назван более реальный: июнь-июль" (Строительство газопровода Яссы-Унгены было официально начато 27 августа 2013 года, а запуск газопровода изначально был запланирован на конец декабря. Однако молдавский участок газопровода до сих пор не построен. Посредством газопровода Яссы-Унгены Молдавия рассчитывает на "диверсификацию поставок газа". В то же время в настоящее время Румыния сама не покрывает свои потребности в газе из собственных источников и импортирует из России от 22% до 42% от объема потребляемого ею газа. Найденные на отсуженном в 2009 году Румынией у Украины черноморском шельфе потенциальные залежи газа в данный момент исследуются на предмет рентабельности их добычи, которая в случае успешного завершения этого процесса может начаться только к концу десятилетия. Кроме того, для завершения взаимоподключения газотранспортных сетей Молдавии и Румынии молдавской стороне также будет необходимо построить компрессионные станции и еще один газопровод Унгены-Кишинев. Затраты на эти проекты примерно в 10 раз превышают стоимость газопровода Яссы-Унгены, при том, что молдавская сторона не сумела изыскать денег на покрытие строительства даже своего участка этого газопровода, обратившись за помощью к Румынии и европейским фондам. Тем не менее, власти Молдавии уже поспешили объявить начало строительства газопровода Яссы-Унгены "декларацией об энергетической независимости Республики Молдова" от России - прим. ИА REGNUM).

Вопреки всем пессимистическим оценкам итогов последней миссии МВФ, отношения с организацией Лазэр называет очень хорошими, продолжают "Молдавские ведомости". "С МВФ мы ищем форму наших отношений, - сказал он. - Но для нас главное, что они есть. Нам важна их экспертная оценка, и она практически во всем совпадает с нашей. У нас нет с ними принципиальных разногласий ни по одному вопросу, не считая некоторых деталей. И это главное. Вместе с тем вопрос о форме сотрудничества, действительно, остается открытым. Нам не нужны их деньги. Валютные резервы НБМ, на что обычно фонд дает кредиты, достигли исторического максимума и покрывают не трехмесячный, как требуется, а пятимесячный импорт. Кроме того, надо понимать, что МВФ не станет подписывать какой-либо договор с правительством, у которого 10-месячный мандат - до декабря 2014-го. Главное, повторяю, у нас нет разногласий и нам более всего нужна их экспертиза". Есть у РМ соглашение с фондом или нет - власти все делают так же, как если бы оно было, консультируясь с МВФ абсолютно по всем вопросам своей политики и принимаемым нормативным актам, подчеркнул Лазэр.

И даже в оценке не выполненного в прошлом году плана приватизации глава Минэкономики настроен оптимистично, пишут "Молдавские ведомости". Из ожидавшегося миллиарда было получено лишь 100 миллионов леев. По мнению Лазэра, необходимо разграничивать приватизацию массовую и крупную. Первую провести проще. А тот факт, что не пошла, как планировалось, продажа крупных государственных активов, как считает вице-премьер, также объясняется предвыборным статусом страны. Крупные иностранные инвесторы, мол, в такое время не придут. Вместе с тем, принимать такой план было необходимо, он стал своего рода тестом ситуации. В этом году Минэкономики рассчитывает заработать для государства на приватизации около 140 миллионов леев. "Но главное для нас не деньги, - пояснил Лазэр. - Приватизация - это тоже структурная реформа. Важно дать частнику возможность развивать предприятия и отрасли". Основной упор в 2014-м будет сделан на продаже активов в ценовом сегменте 2-3 миллиона долларов.

Несмотря на разногласия с МВФ, позиция Минэкономики по ставке НДС на первичную сельхозпродукцию и сахар остается на 8 процентах, продолжают "Молдавские ведомости". "На сегодняшний день это правильное решение. Может быть когда-нибудь, лет через 10, можно будет вернуться к этому вопросу, когда ситуация будет иной и порядок возврата НДС у нас будет как в Швеции, а не таким плохим, как в прошлом году. Пока же аграриев надо оставить в покое, пусть спокойно занимаются сельским хозяйством. У отрасли огромный потенциал, только она сильно декапитализирована после засухи 2012 года. Нужно позаботиться о том, чтобы привлечь в нее инвестиции и создать нормальную систему налогообложения. Но не налоговыми постами в поле. Не там их нужно ставить. И, вообще, я против прессинга на тех, кто что-то производит. У нас полно налоговых дыр, но они в сфере услуг, торговли, а не производства. Вы не найдете производителей-идиотов, рискующих таким образом своими инвестициями", - заявил Лазэр.

Главная задача на 2014 год, по словам Лазэра, внедрение уже разработанных программных и нормативных актов, с упором на те, что пока хромают, например, закон об авторизации, введение принципа единого окна для работы публичных структур, пишут "Молдавские ведомости". В целом же, вице-премьер прогнозирует год удачный. Для него он особый, юбилейный. В 1994-м году Лазэр впервые переступил порог этого здания, придя на работу в тогдашнее министерство внешних экономических связей, которое затем слилось с министерством экономики. С учетом перерыва на предпринимательскую деятельность выходит 15-летний чиновничий стаж.

Прогноз Минэкономики по экономическому росту в этом году и в среднесрочной перспективе - 4,5 - 5 процентов, продолжают "Молдавские ведомости". При этом предполагается, что возрастет доля промышленности в ВВП с 14,1 процента в 2014-м до 14,5 в 2017, строительства - с 3,5 до 3,7 процента. Экспорт, как ожидают в ведомстве, будет прирастать на 8,5 процента ежегодно, а импорт - на 7,2. Средняя номинальная зарплата в национальной экономике по планам увеличится на 31,5 процента и достигнет к 2017 году 5525 леев. Это "консервативная оценка" возможностей, считает Лазэр, так как потенциал страны позволяет добиваться и лучших показателей, при благоприятной внешней и внутренней обстановке. Ко внутренней при этом он отнес и такой фактор, как преемственность политики. Впереди ведь, как известно, парламентские выборы. А каждая новая власть у нас, как повелось, начинает, словно до нее ничего и не было, с чистого листа, подводит итог издание.

Ну, вот, наконец-то, министр экономики доволен "рекордным экономическим ростом" в Молдавии, пишет "Пульс". Попробуйте после этого что-то возразить - цены растут, народ нищает, инфляция съедает зарплаты... О чем вы? Лазэр занят построением нового будущего, он обещает - в 2015 году "Молдавия будет жить в новых геоэкономических реалиях". Планы Минэкономики на светлое будущее полностью связаны с подписанием соглашения об ассоциации и зоны свободной торговли с ЕС, которое запланировано на август месяц текущего года. "Согласно уточненной программе действий с ЕС, соглашение об ассоциации, в том числе о зоне свободной торговли, будет подписано в августе 2014 года. Это значит, что поэтапное внедрение документа и создание зоны свободной торговли с ЕС начнется с 1 января 2015 года", - посвящает нас в свои планы Валерий Лазэр. А далее чиновник подтвердил опасения экономических экспертов. Оказывается, одновременно с внедрением положений договоренностей с ЕС вступит в силу аналогичное соглашение о зоне свободной торговли с Турцией. И тогда, по словам Лазэра, "молдавская экономика начнет работать в совершенно других условиях".

Тот факт, что молдавская экономика уже не сможет работать по-старому и ежу понятно, продолжает "Пульс". Соглашения с ЕС, и это уже очевидно для всех экономических и политических экспертов, несут большие риски только для Молдавии, молдавских производителей, и никаких рисков для европейского рынка. На наш небольшой, слаборазвитый и не слишком конкурентоспособный внутренний рынок хлынут не только европейские качественные товары, но и турецкий импорт. Это просто убьет местное производство. Если перефразировать министра экономики, то с этого момента молдавская экономика не то что начнет работать в новых условиях - условия будут новыми: без национальной экономики.

ВВП, говорит Лазэр, начиная с этого года и в течение последующих четырех лет будет не менее 4,5 процента в год, пишет "Пульс". Все вырастет - и промышленность, и рынок строительства, а торговля как оживится, вам и не снилось. В общем, "Молдавия будет жить в новых геоэкономических реалиях". Министр Лазэр обещает, что экспорт будет расти быстрее импорта - 8,5 процента и 7,2 соответственно. А со средней заработной платой по экономике вообще полный ажур. Чиновник заявил, что за три года (следующие) зарплаты вырастут аж на 31,5 процента, то есть к 2017 году средняя по стране зарплата составит 5525 леев.

Лазэр на полном серьезе считает, что именно такой "рекордный экономический рост" и такие "рекордные зарплаты" повысят производительность труда в Молдавии на 4,4 процента, продолжает "Пульс". Правда, чиновник ничего не сказал, а что будет делать, в том числе и его министерство экономики, если при существующих темпах миграции трудоспособного населения из страны, да еще и после либерализации визового режима, не на ком будет проверять статистику производительности труда, подводит итог издание.