"Мы же живём не в Европе, мы граничим с Ираном": эксперт об интеграции Армении
Вопрос о готовящемся вступлении Армении в Таможенный союз (ТС) СНГ и, с другой стороны, неопределённые перспективы в сфере переговоров с Евросоюзом о возможностях Армении парафировать Соглашение об Ассоциации с ЕС остаются в качестве одной из актуальнейших тем обсуждений как в самой Армении, так и за её пределами. На вопросы ИА REGNUM отвечает ереванский эксперт по региональным проблемам Сергей Шакарянц.
ИА REGNUM: Г-н Шакарянц, многие сторонники так называемой евроинтеграции твердят, якобы при присоединении к Таможенному союзу с Россией, Белоруссией и Казахстаном, Армения утратит часть своего суверенитета? Насколько оправданы такие оцени?
Любая форма интеграции ведет к уступке определённой части национальных суверенных прав в пользу общих интересов. Конечно при условии, что подобные общие интересы есть, и они абсолютно объективные. Разумеется, что-то придётся уступить в пользу пресловутых наднациональных органов и Армении. Но смешно, когда об этом как об "угрозе государственности" начинают говорить сторонники евроинтеграции. Более ненациональных стран, чем из себя представляют современные государства-члены ЕС, трудно себе представить. В отличие от ЕС, в рамках Таможенного союза, как мы многократно имели возможность убедиться, те же Белоруссия и Казахстан не раз и не два остро и обстоятельно ставили перед Россией вопросы, которые вытекали из национальных интересов белорусов и казахстанцев. То есть, даже при наличии наднациональной правовой составляющей, в составе ТС прав у Армении сохранится намного больше, чем в Ассоциации с ЕС. Разумеется, необходимым условием является также и стремление самих армянских властей последовательно отстаивать свои национальные интересы.
Другой вопрос - в действительности, тот ли сегодня этап, чтобы Армения допускала возможность переуступки части своих суверенных прав в пользу некой наднациональной структуры в рамках того или иного интеграционного процесса. Вот в этом плане я всё же не сторонник поспешностей. Дело в том, что, по моему убеждению, к подобной форме сосуществования с внешним миром могут себе позволить стремиться только те страны, которые считают, что уже выполнена некая политическая повестка дня сугубо национальных задач и целей. К сожалению, я не считаю, что Армения является такой страной. Проблема Нагорного Карабаха - это безусловный приоритет в череде сугубо национальных задач и целей, стоящих перед Арменией.
С другой стороны, попытки Евросоюза лишить Армению суверенитета начались гораздо раньше, с 2010 года, когда ЕС пролоббировал внедрение европейских экспертов в администрацию президента, правительство, министерства и ведомства республики. Эти эксперты Еврокомиссии навязали внесение изменений в законодательство и работу всех государственных органов, президента, парламента, премьера. По сути, это и была попытка ЕС управлять Арменией, создать в виде экспертной группы ЕС систему манипулирования страной.
ИА REGNUM: Что имеется в виду, когда вы говорите о проблеме утраты национального суверенитета, участвуя в интеграционных процессах с ЕС? Обычно говорят о неких сказочных преимуществах и перспективах, встающих перед странами, ориентирующимися исключительно на ЕС?
Обратимся к примеру Турции, ассоциированной с ЕС и входящей в зону свободной торговли с союзом. Не далее как 4 октября текущего года министр иностранных дел этой страны Ахмед Давудоглу заявил, что объём торговли между Турцией и ещё одним соседом Армении - Ираном, вырос в десять раз в течение последнего десятилетия - с $2,5 млрд до $25 млрд. И это в условиях участия Турции в антииранских санкциях Запада! То есть, потенциал огромный. Но если Анкара не в состоянии во имя своих национальных интересов отвергнуть участие в некой общей кампании под эгидой Запада, то это - явная утрата национального суверенитета. А в этом нас убеждает следующее заявление Давудоглу, сделанное в тот же день - "полное снятие санкций с Ирана поднимет показатель торгового оборота между двумя странами до $100 млрд!"
Армения же, в каком-то смысле - особая страна. Мы на протяжении 22 лет относительно успешно противостояли усилиям США и Западной Европы вовлечь Армению в те или иные антииранские санкции или некие иные акции. И что же? Сейчас, когда Армения и Иран готовятся к продолжению и углублению двустороннего сотрудничества в самых различных сферах, в частности, в силе договоры о строительстве нефтеперерабатывающего завода, о строительстве ГЭС, о прокладке железной дороги и так далее, мы должны - пусть и не сразу - подчиняться общим решениям ЕС, которые распространяются не только на членов Евросоюза, но и на ассоциированные с ЕС государства типа Турции? Но это же нонсенс - отказываться от выгодных отношений и торговли с соседом в угоду некой "солидарности" с Западом. Мы же живём не в Европе, мы граничим с Ираном. И разве турецкий министр иностранных дел, говоря о возможности увеличения торгового оборота от современного в четыре раза, не выражал сожаления в связи с явно уже утраченными преференциями? Так зачем же Армении повторять чужие ошибки? Ведь для нас уровень отношений с Ираном не менее важен, чем сотрудничество с Россией, другими странами-членами ТС. А вот в рядах Таможенного союза подобной угрозы не было и нет - хотя бы потому, что сами страны-члены ТС сейчас бурно развивают свои отношения и торговлю с Ираном. Безусловно, никогда со стороны ТС не пойдёт "приказа" Армении свёртывать сотрудничество и взаимодействие в Тегераном.
Таким образом, учитывая, что ЕС, увы, давно уже придаток американской стратегической политики, мы должны констатировать, что отношения Запад-Иран, по-прежнему, остаются под большим вопросом. И оттесняя на задний план вопрос об Ассоциации с ЕС, Армения избавляет себя от угрозы своим национальным интересам в виде необратимого подчинения антииранским санкциям Запада.
ИА REGNUM: Также немало говорилось и говорится о возможных негативах для Нагорного Карабаха в случае участия Армении в Таможенном союзе...
Увы, это вполне реально существующие опасения. В конце концов, мы ни на секунду не должны забывать, что карабахская проблема (именно проблема, а не конфликт) так и не решена и Нагорно-Карабахская Республика, к сожалению, продолжает оставаться непризнанным государством. А участие в том или ином интеграционном процессе, связанном в том числе с решением вопросов межгосударственной торговли, неумолимо выдвинет на первый план вопрос о том, каковы же таможенные границы у Армении и у стран, с кем Армения собирается вступать в интеграционные отношения.
Долгие месяцы власти Армении успешно замалчивали данную проблему. Во всяком случае, я не помню, чтобы кто-то со стороны МИД, которое и занято переговорами с ЕС, прокомментировал бы вопрос о том, что же будет с НКР и торговым оборотом между Ереваном и Степанакертом в случае, если Армения подписывает соответствующий договор с ЕС. Вместо этого ангажированные эксперты пытались внушить общественности, что якобы "ЕС предложил в плане Карабаха нечто большее, чем Россия/ТС", и так далее. Однако летом обман полностью вскрылся. Эксперт Симон Манукян еще 30 июля 2013 года в качестве одного из основных минусов процесса политической и экономической интеграции Армении с Европой отметил потерю Арменией контроля над НКР и передачу Ереваном функции определения будущего статуса Карабаха Брюсселю.
Манукян аргументировал данный тезис тем, что соглашения об ассоциации и создании зоны свободной торговли с Евросоюзом, которые Ереван намеревался парафировать в Вильнюсе в этом году и подписать в 2014 г., официально закрепляют таможенные границы Армении с Грузией, Турцией, Ираном и Азербайджаном, равно как и азербайджанские границы. И так как Карабах ещё не признан на международным уровне, то территория НКР однозначно выпадает из экономических процессов общей зоны свободной торговли Армении, Грузии и Азербайджана с ЕС, а политические и экономические контакты с НКР Армения будет вынуждена осуществлять по нормам и под контролем Европейского союза и ВТО, в том числе поставки из Армении в Нагорный Карабах вооружений и оказание Степанакерту, в случае необходимости, военной помощи.
А затем уже и чешский эксперт, член Ассоциации европейского центра контактов между Востоком и Западом Эрика Лернер в начале августа этого года окончательно разоблачила ереванских евро-интеграторов: "Вопрос Нагорного Карабаха является очень важным. ЕС, как все страны, в том числе и Армения, не признает Карабах отдельным государством. Пока парламентом хоть одной страны не принято ничего иного, Нагорный Карабах официально находится в границах Азербайджана. Территория Карабаха чисто формально может вписаться в процесс переговоров по Ассоциации Азербайджана и ЕС. Европейцы не будут поддерживать статус Армении в качестве протектора Карабаха... Экономически, политически и иным любым возможным способом ЕС будет отделять Карабах от Армении. Механизмы этого отделения, я думаю, нам станут известны вскоре после парафирования соглашения. Типовой украинский договор, однако, прямо говорит о территории подписанта, на которой действует соглашение, и уважении территориальной целостности обеими сторонами. Это уже категорическое отделение Армении от Карабаха".
Таким образом, вопрос установления таможенной территории Армении - это реальная угроза для, в том числе, и безопасности армян Карабаха. И мы понимаем, что пока это угроза не ликвидирована, раз вопрос об Ассоциации с ЕС не снят из повестки дня внешней политики Армении. Кстати, вопрос о таможенной территории Армении - это, в случае ЕС, и угроза армяно-иранским отношениям. А вот что касается ТС СНГ, то здесь мы пока не в состоянии сделать окончательный вывод. Но на экспертном уровне нас ставят в известность, что вопрос об установлении своей таможенной территории и границ Армения будет решать самостоятельно, исходя из своих интересов. За этой формулировкой, на мой взгляд, скрыты многие недоговорки по проблеме НКР, но эти недоговорки - с положительным знаком, а не отрицательным, как будет или могло бы быть в случае с ЕС. Кстати, я вполне могу представить, что именно некого рода гарантии относительно возможности вовлечения НКР в торговый оборот в рамках ТС СНГ, пусть и в рамках таможенных границ Армении, президент Серж Саргсян сумел получить во время переговоров со своим российским коллегой, и гарантии Москвы армянский лидер расценил как более достоверные и перспективные.
ИА REGNUM: А как же перспектива сближения с ЕС? Не предлагаете же вы и вовсе свернуть ероинтеграцию?
Европа - это изо дня в день ухудшающаяся экономическая ситуация. И уже не только в балканских странах-членах ЕС - Греции, на Кипре, в Болгарии, Румынии, но уже и в Италии, Испании, Португалии и недавнем "экономическом чуде" ЕС - Ирландии. И - что это? Перспектива для Армении?! Очень сомнительного качества перспективы, если учитывать, что перед вступлением в ЕС перечисленные страны обладали куда как более развитыми экономиками, чем сегодняшняя Армения. Однако после вступления в ЕС их национальные экономики и финансовые сферы были фактически удушены и уничтожены в угоду общим интересам и общей экономической политике ЕС. Так кто же даст гарантии того, что аналогичная, если не ещё хуже, судьба не ждёт Армению, если страна продолжит интеграционные процессы в сторону Запада?
Знаете, наверное, лучше поверить в то, что есть возможность совместными усилиями в рамках ТС перебороть угрозы и вызовы современности, чем ежедневно вглядываться в то, как ты можешь деградировать наподобие болгар или румын даже в рядах ЕС.
- Алиев посоветовал ЕС держаться подальше от Азербайджана
- Врач предупредила об опасных паразитах в красной икре
- Рогов: армия РФ зачистила котёл ВСУ южнее Курахово — 1028-й день СВО
- Младшего из братьев Емельяненко приговорили к 18 месяцам лишения свободы
- Один человек оказался зажат в вагоне после ж/д аварии в Мурманской области