В Европе размышляют над проблемой, насколько прочна наблюдаемая сейчас экономическая и финансовая стабилизация. Являются ли частные положительные явления в экономике еврозоны надежным трендом? В этой связи событием минувшей недели для Евросоюза стало традиционное ежегодное выступление "о положении Союза" председателя Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу. Оно прозвучало в минувшую среду в стенах Европейского парламента в Страсбурге.

Баррозу говорил: "Не питайте иллюзий. В бизнесе нет пути назад к обычному состоянию дел. Некоторые поверили, что после всего все вернется к прежнему состоянию. Они ошибаются. Мы не вернемся к "старой" норме. Нам придется создавать "новую" норму". Баррозу констатировал, что весной этого года еврозона вернулась в состояние экономического роста после долгой череды спадов, вызванного долговым и банковским кризисами. "Восстановление в пределах видимости. Это должно побуждать нас удвоить наши усилия... Мы обязаны сделать это ради наших 26 миллионов безработных", - сказал он и продолжил, - "С хрупким восстановлением, самый большой риск падения я вижу в политическом факторе". "Существует прямая связь между кредитами одной страны и банками другой страны, между инвестициями в одной стране и бизнесом другой страны, между работниками одной страны и компанией другой страны. Такая взаимозависимость означает, что только европейские решения могут работать", - констатировал в своем выступлении председатель Еврокомиссии. Наибольшую озабоченность для Баррозу и других высокопоставленных политиков в Брюсселе вызывает то, что интерес к реформам бюджетной экономии идет на убыль при снижающемся давлении со стороны финансовых рынков и признаках восстановления экономики.

Итак, как полагает председатель Европейской комиссии, самый большой риск в этих условиях для Европы - отсутствие политической воли. Однако нынешнее обращение Баррозу к Европейскому Союзу, в отличие от прошлогоднего, не содержало кардинальных призывов по политическому реформированию организации. Если год назад Баррозу говорил о политическом союзе в Европе, т. е. о некоем подобии федерации, как о ближайшей реальности, то теперь речь идет лишь о неопределенном "политическом горизонте". Баррозу в своем выступлении констатировал, что достигнутый под влиянием кризиса уровень экономической интеграции Европы является состоянием, о котором руководители Европейского Союза не могли помыслить пять лет назад.

Впрочем, выступление в минувшую среду председателя Еврокомиссии не смогло обойти важный внешнеполитический вопрос - конфликт России и ЕС из-за европейской программы "Восточное партнерство". В своей речи председатель Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, намекая на Россию, что ЕС не одобряет усилия, препятствующие восточноевропейским странам устанавливать более тесные связи с Европейским Союзом, состоящим из 28-ми наций. "Мы не можем принять любые попытки ограничить собственный суверенный выбор этих стран", - сказал Баррозу в своем ежегодном обращении в Европейском парламенте в Страсбурге, - "Мы не можем отвернуться от них". Противодействие российским планам по расширению Таможенного союза свелось к риторике, позаимствованной у россиян. В Брюсселе заговорили, что зона свободной торговли ЕС "совместима" с российским Таможенным союзом, поскольку в перспективе якобы две зоны свободной торговли сольются в одну, простирающуюся от Лиссабона до Владивостока.

Мандат нынешнего состава Европейского парламента заканчивается в мае 2014 года. До этого срока Баррозу пообещал представить предложения по "социальному измерению" Европы, по вопросам промышленной политики, а также по законодательству о том, как наказывать государства-члены ЕС, которые нарушают демократические нормы Евросоюза.

Заявленные год назад широкие политические планы сменились частностями политики финансовой и экономической интеграции Евросоюза. Впрочем, в политической сфере Европейская комиссия за оставшийся срок намерена продвигать реальное и менее амбициозное. Европейская комиссия, как полагает Баррозу, должна встать на стражу демократии и демократических ценностей в ЕС. Для этого она должна получить соответствующие полномочия. Проблема защиты коллективных демократических ценностей Союза стала актуальной в 2011 и 2012 году из-за тенденций авторитаризма в Венгрии и Румынии. В качестве штрафной санкции рассматривается возможность лишения голоса в Совете Европы страны-нарушителя. В политическом плане наделение Европейской комиссии полномочиями против возможных стран-нарушителей демократических ценностей Европы поддерживается Германией. "Опыт подтверждает полезность комиссии в качестве независимого и объективного рефери. Нам следует консолидировать этот опыт в более общих рамках. Дело должно быть основано на принципе равенства между государствами-членами, и активироваться только в ситуациях, когда существует серьезная опасность системного риска для верховенства закона", - сказал по этому поводу европейским парламентариям Баррозу.

Тем временем от Франции до Португалии контролируемые Европейской комиссией реформы бюджетной экономии встречают как протест масс, так обструкцию действующих политиков. Хорошим примером последних действий является июльский кризис в Португалии. Под сомнением оказались планы банковского и фискального союза. Накануне выступления Баррозу в ночь на 11 сентября руководители Европейского парламента и Европейского центрального банка (ЕЦБ) достигли договоренности о прозрачности правил банковского надзора, которые коснутся 150-ти крупнейших банков еврозоны. По условиям соглашения, если совет ЕЦБ постановит отклонить решение банковского надзорного органа, он обязан проинформировать об этом в конфиденциальном порядке главу Европейского парламента и председателя соответствующего парламентского комитета. Это пока все. Создание единой структуры, объединяющей около 6 тыс. банков еврозоны, с механизмами контроля, чтобы свести на нет риски и защитить, как кредиторов, так и вкладчиков депозитов, является одним из самых масштабных и сложных проектов ЕС.

Усилия претворить планы банковского союза зашли в тупик в преддверии выборов в Германии, и есть сомнения в том, что Берлин добавит импульс проекту после того, как там будет сформировано новое правительство. Германия не заинтересована в быстром запуске банковского союза.

Португалец Баррозу закончит свой второй пятилетний срок в качестве председателя Еврокомиссии в ноябре следующего года, и не ожидается, что он будет вновь назначен на следующий срок. Сегодня Баррозу имеет мало влияния на идущие переговоры о банковском союзе. Однако есть одно практическое дело, которое он желал бы завершить до своего ухода с поста председателя Европейской комиссии. Баррозу хотел бы провести реформу телекоммуникационной связи в ЕС с ликвидацией роуминга мобильной связи в странах Европейского Союза. Еще в 2007 году Еврокомиссия определила ценовые потолки для роуминга. С того времени оплата за телефонные звонки абонентов между государствами-членами ЕС сократилась на целых 80%. Намечаемая окончательная отмена роуминга будет означать коренную перестройку европейского рынка телекоммуникаций с его унификацией. Реформа предполагает формирование в Европе по образцу организации авиасообщения двух международных телекоммуникационных альянсов. Проект предусматривает постепенное и "добровольное" устранение роуминга европейскими телекоммуникационными компаниями, начиная с лета 2014 года. Практическое осуществление этой реформы находится в руках еврокомиссара Нели Крус. Разумеется, лобби европейских телекоммуникационных компаний выступает против отмены роуминга. Критики указывают, что Европа и так отстает от Азии и США в плане реализации следующего 4G стандарта мобильной связи. Снижение доходов, связанное с ликвидацией роуминга, может привести к сокращению инвестиций в телекоммуникационном секторе экономики Европы, - утверждают критики реформы. Однако унификационное и интегрирующее значение для Европы телекоммуникационной реформы, продвигаемой Баррозу, даже они не отрицают. Если не удается великое, Баррозу продвигает малое, но весьма полезное для интеграции европейского пространства. На днях британский премьер Дэвид Кэмерон дал следующую откровенную оценку председателю Европейской комиссии, вступившему после 11 сентября 2013 года в заключительный год своих полномочий: "Дело в том, что Баррозу действительно раздражает меня, потому что его работа заключается в обслуживании членов Европейского Союза".