В Казани обсудили проблему мусульманского коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны
Чувашия, 14 мая, 2013, 14:16 — ИА Регнум. 13 мая в Казани прошла научная конференция "Плечом к плечу: участие татар в Великой Отечественной войне и попытки реабилитации коллаборационизма в постсоветский период", организатором которой выступил Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ.
Открывая конференцию, руководитель центра Раис Сулейманов отметил, что в Татарстане сейчас наметилась тенденция к героизации коллаборационистов, наблюдаются попытки очернить героический подвиг татар, воевавших в рядах Красной Армии и в партизанских отрядах, а в последнее время от национал-сепаратистов стали слышны призывы не отмечать День Победы, поскольку "это не мусульманский праздник, и праздник, который ничего не дал татарам".
Имам казанской мечети "Хэтер", ветеран Великой Отечественной войны Харис Салихжан рассказал о том, как советские мусульмане служили в Красной армии и воевали на фронтах. В 1944 году его, учащегося Арского педагогического училища, призвали в армию, и он служил в 503-м отдельном батальоне правительственной связи внутренних войск НКВД в Венгрии и Австрии. "Поначалу молитвы мы совершали втайне от командиров, уходя читать намаз в лес, - вспоминает ветеран. - Расстилали на земле плащ-палатку, где и молились 15-20 человек".
По словам Хариса-хазрата, когда командование его батальона узнало об отправлении религиозных культов рядовым составом, оно не стало препятствовать. "И что удивительно: те из татар, кто молились, не погибали", - отметил священнослужитель. Он сообщил, что из его родной деревни Чутай Балтасинского района Татарстана, насчитывавшей 250 дворов, отправилось 172 человека на фронт, 106 из них погибли, а в живых из участников войны из села остался сегодня только он один.
Заведующий кафедрой истории татарского народа Казанского федерального университета, профессор Искандер Гилязов начал свое выступление с юридической оценки коллаборационизма: "С правовой точки зрения военный коллаборационизм - это измена, нарушение присяги, поэтому он юристами оценивается как преступление. Однако с противником сотрудничали не только военнопленные, но и гражданское население".
По словам Гилязова, непризнание Женевской конвенции о военнопленных Советским Союзом создало для оказавшихся в плену красноармейцев невыносимые условия. Это толкало на сотрудничество с нацистами. При этом идейных коллаборационистов было гораздо меньше, чем тех, кто вступал в ряды вермахта из приспособленчества и желания просто выжить. "В конечном счете, одно можно сказать: коллаборационисты - это всегда проигравшие", - констатировал историк.
Доцент кафедры отечественной истории Казанского федерального университета Валерий Телишев рассказал о том, как формировалось в СССР и постсоветской России отношение к коллаборационизму. Советские историки вообще отрицали само явление коллаборационизма как форму сотрудничества с противником. "За ними просто закреплялось определение предателей", - отметил историк. В постсоветское время эта оценка изменилась. При этом, по мнению Телишева, политизация этой проблематики только вредит пониманию самого явления.
Выступавший за Телишевым Раис Сулейманов указал, что отход от однозначной оценки коллаборационизма привел к тому, что в Татарстане сотрудничество с нацистами стало нередко восприниматься как правильное поведение.
"Татарские сепаратисты пошли по пути не просто оправдания коллаборационистов, а принялись героизировать подобных персонажей", - напомнил Сулейманов. Гариф Султан (1923-2011), Ахмет Тимер (1912-2003) и Шафи Алмас (1885-1954), идейные вдохновители создания татарского легиона "Идель-Урал" в составе вермахта стали подаваться в качестве героев, "борцов за независимость татарского государства". Однако первые двое, пережившие распад СССР, так никогда и не вернулись на Родину, которой они изменили. Видимо, помешал страх быть плохо встреченными своими землякам. Оба умерли на чужбине: Султан - в Германии, Тимер в Турции. Единственный, кто вернулся после распада Советского Союза из легионеров "Идель-Урала" на Родину, это Минхадж Исмагилов. Он приехал в 1990-е годы в родную деревню Шигырдан (Чувашия), но был весьма прохладно принят земляками.
По словам Раиса Сулейманова, последние три года в интернете идет активная пропаганда десакрализации Дня Победы, ширятся призывы не праздновать эту дату. При этом из государственных праздников патриотической направленности (День России, День Конституции России, День народного единства, День Победы) только 9 Мая воспринимается всем населением как праздник. Поэтому не случайно, что на исламистских сайтах стали звучать призывы выбросить георгиевскую ленточку как "православную тряпку", не возлагать цветы к памятникам советским воинам и к Вечному огню, потому что это "идолопоклонство". Одновременно Адольф Гитлер выставляться "покровителем ислама".
"День Победы соединяет новые поколения с героическими достижениями советского народа, и нанести удар по этому празднику является задачей тех, кто хочет развала России как правопреемницы СССР", - резюмировал эксперт.
Подводя итог конференции, участники отметили, что тема коллаборационизма советских мусульман в годы Великой Отечественной войны приобрела в последнее время политическое звучание, однако адекватного ответа на провокации национал-сепаратистов по данному направлению в Татарстане пока нет.
- В Москве водитель грузовика расстрелял двух рабочих-мигрантов
- Ученик рязанской школы выстрелил в одноклассника из игрушечного пистолета
- Москалькова показала кадры с российскими военными, освобождёнными из плена
- В Энгельсе введён режим ЧС межмуниципального уровня — 1056-й день СВО
- Запорожские власти отказались признавать себя потерпевшими по делу Попова