Макс Рева: Новый глава Центробанка: выбор между стабильной экономикой и ростом
Интрига с выдвижением кандидатуры на пост главы Центрального Банка России разрешилась поздно вечером во вторник - 12 марта. Президент России Владимир Путин предложил возглавить Центробанк своему помощнику Эльвире Набиуллиной.
И хотя президент за четыре дня до принятия своего решения сказал, что кандидатура будет неожиданной, но всем понравится, назначение Эльвиры Сахипзадовны нельзя назвать столь уж неожиданным. В принципе, не что не предвещает резкой смены денежной политики России, а значит, президент мог выбрать того, кто, так или иначе, имел непосредственное отношение к современной архитектуре российской экономики. Однако вопрос в том, продолжится ли жесткая консервативная денежная политика ЦБ, направленная на понижение инфляции до 3-4%, или же регулятор начнёт постепенное смягчение и денежное стимулирование экономики.
Возглавлявшая до 2012 года министерство экономического развития Эльвира Набиуллина на протяжении последних 20 лет проработала либо в системе министерства экономики, либо на должностях, которые требовали от неё фундаментальных экономических знаний. Как банкир она обладает небольшим опытом работы в "Промторгбанке", на должности председателя правления. Однако работа Центрального банка, отвечающего за регуляцию финансового рынка в стране, обладающего правом эмиссии денег, целью которого является не прибыль акционеров, а стабильность денежной системы страны, кардинально отличается от коммерческого банка. Как показывает мировая практика, на должность председателя денежно-финансового регулятора государства обычно назначается экономист, обладающий опытом работы по регулированию экономических процессов.
Когда в 2002 году Сергей Михайлович Игнатьев вступил в должность председателя ЦБ, курс рубля находился на уровне 31 рубль за доллар и 28 рублей за евро, инфляция составляла 15,1%, а золотовалютные резервы составляли $18 млрд. Рубль регулировался путём валютных интервенций в рамках узкого валютного коридора. Тогда ЦБ решал две противоположные задачи - недопущение роста рубля в условиях притока нефтедолларов и сокращение инфляции.
По прошествии одиннадцати лет, в условиях экономического кризиса, рубль стал одной из наиболее стабильных валют в мире. Его надёжность наилучшая за последнее 150 лет. ЦБ с резервом в $525 млрд способен полностью контролировать курсовую стоимость рубля, не допуская его резких колебаний, и готов к 2015 году отпустить национальную валюту в свободное плавание, отказавшись от валютного коридора. Благодаря жесткой политике ЦБ инфляция сократилась до 6-7%. Баланс банка вырос до $525 млрд.
Однако за 11 лет в российской экономике сохранились те же проблемы, которые напрямую связаны с отрицательным влиянием притока нефтедолларов, - укрепление рубля, инфляция, высокие процентные ставки.
В нулевых годах, из-за роста цен на нефть, экономика России столкнулась с притоком большого объёма иностранной валюты, что заметно стало укреплять рубль. Крепкая национальная валюта поощряет импорт и не позволяет развиваться внутреннему производителю. В то же время приток излишней денежной массы в экономику приводит к инфляции, что сокращает покупательную способность населения.
Чтобы ослабить давление нефтедолларов на экономику, Минфин РФ вкладывал часть полученных от продажи нефти денег в зарубежные активы. В это время ЦБ при помощи процентных ставок и валютных интервенций регулировал количество рублей в экономике. В конечном итоге такая политика привела к снижению инфляции до 6-7%, однако сохранила высокие процентные ставки по кредитам и лишила Россию части возможных инвестиций.
В 2012 году в стране наметилось замедление экономического роста. За год прирост ВВП составил 3,4%, вместо ожидаемых 4-4,5%. Произошёл скачёк инфляции с 6% в 2011 году до 6,6% в 2012 году. На протяжении всего года политика ЦБ по контролю над инфляцией подвергалась критике. Банкиры и финансисты утверждали, что высокие процентные ставки и низкая ликвидность препятствуют росту экономики. Однако, согласно данным ЦБ, за последние 10 лет в России никогда денежная масса не сокращалась. Даже в кризисный 2008 год её прирост составил 0,8%, и она всегда превышала рост ВВП. В прошлом году прирост составил 20%. Следовательно, денег в экономике страны предостаточно, вопрос в их стоимости и эффективном вложении. И если стоимость денег зависит от процентных ставок, которые устанавливает ЦБ, то эффективность вложения должна обеспечиваться правительством и предпринимателями.
Тем не менее, часть экономического блока правительства и крупный бизнес считают, что понижение процентных ставок будет способствовать усилению потребительской активности, что даст новый импульс экономике. Дешёвые кредиты помогут росту внутреннего производства, а в экономике продолжится импортозамещение. В то же время, по их мнению, инфляция, сохраняющаяся на уровне 6-7%, не так уж опасна для экономики, если экономический рост при этом будет 4-5%, который возможно обеспечить путём больших денежных вливаний.
Президент выбирал из двух кандидатур, и первым этот пост был предложен бывшему министру финансов Кудрину. Возможно, что Алексей Леонидович отказался от предложения президента как раз по причине несовпадения их мнений о дальнейшей политике ЦБ. Бывший министр финансов - сторонник жесткой денежной политики, в статье "Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России", опубликованной в журнале "Вопросы экономики", он утверждает, что инфляция на уровне 6-7% опасна и сильно сокращает манёвр как ЦБ, так и правительству в случае рецидива мирового экономического кризиса. Он приводит данные, говорящие, что за последнее время на фоне увеличения ненефтегазового дефицита бюджета существенно вырос импорт, при этом наблюдается сокращение экспорта. Он полагает, что "внутренний спрос на российском рынке подошел к уровню насыщения, его уже существенно не поднимешь. Поэтому для продолжения роста Россия должна менять модель экономики, сделав акцент на конкурентоспособности и улучшении инвест-климата. Что касается денежно-монетарной политики, чрезвычайно важно перейти к таргетированию низкой инфляции".
Бывшей же министр Минэкономразвития, в чью задачу как раз входила стимуляция экономики, должна больше склоняться к смягчению денежной политики и к денежному стимулированию. В этом есть свой резон. Понижение процентных ставок поможет предпринимателям получить дешёвые деньги для развития бизнеса. Потребительские кредиты помогут росту внутреннего спроса. Вливание инвестиций со стороны государства в инфраструктуру теоретически сильно не повлияет на инфляцию. К тому же не надо забывать, что ЕС, США, Япония, Китай, Англия ведут политику количественного смягчения и понижают процентные ставки. Например, ставка федерального резерва 0,25%, Европейского центрального банка 0,75%, а процентная ставка рефинансирования Центрального банка России 8,25%. Надо отметить, что президент считает неправильным подталкивать Центральный банк к понижению процентных ставок, но, тем не менее, подчеркивает, что всем экономическим структурам государства необходимо способствовать экономическому росту.
Путин часто говорит о стимуляции экономки, его стратегия - это новые инвестиции в экономику России, в первую очередь, в инфраструктуру. Однако можно ли быть уверенным, на фоне коррупционных скандалов в Министерстве обороны, Росгидро, на строительстве олимпийских объектов, что намечающиеся многомиллиардные вливания не будут разворованы, а будут потрачены максимально эффективно с учётом интересов, прежде всего, отечественного производителя. А ведь украденные миллиарды, вливаются в экономику в виде той самой излишней денежной массы, давящей на инфляцию. Если государственная машина не сможет создать в ближайшее время условия, при которых инвестиции пойдут на внутреннее производство и инфраструктуру, не будут стимулировать импорт, то при мягкой политике ЦБ, мы снова получим высокую инфляцию и нестабильный рубль. Тем ни менее, президент между стабильной экономкой и экономическим ростом выбрал второе - рост, и назначение Набиуллиной тому подтверждение.
Сейчас ЦБ заверяет, что не будет понижать ставки до тех пор, пока не начнёт снижаться инфляция. В прошлом году правительство, из-за выборов президента, перенесло повышение тарифов естественных монополий, ЖКХ и акцизов с 1 января на 1 июля. В этом же году запланированное повышение цен произошло как обычно 1 января, из чего следует, что в первом полугодии инфляция будет выше, чем во втором, и при этом 1 июля будет зафиксировано резкое замедление темпов роста цен в годовом исчислении. Скорее всего, именно в этот момент ЦБ понизит процентные ставки. В дальнейшем регулятор, если инфляция не будет расти, продолжит снижение процентной ставки, и позволит рублю слабеть.
Эльвира Набиуллина попросила президента оставить Сергея Игнатьева в Центральном банке России, в качестве её советника. Это даёт большую надежду на разумный консерватизм в области денежной политики. Нам остаётся пожелать новому председателю Центрального банка успехов, выдержки и сохранения независимости регулятора.