В Санкт-Петербурге в Центре искусств и музыки Центральной городской публичной библиотеки им. В.В.Маяковского открылась выставка "Мода по обе стороны фронта, 1939-1945: модная пресса Второй мировой войны" из коллекции историка моды Мэган Виртанен. Как сообщает сегодня, 22 февраля, корреспондент ИА REGNUM, на выставке представлены не только модные аксессуары тех далеких лет - шляпки, перчатки, сумочки, но и модные журналы воюющих стран, причем, впервые представлены немецкие и итальянские журналы.

страницы модных журналов "по обе стороны фронта"

Как говорит Мэган Виртанен, "никакой идеологии на страницах этих изданий нет - только тряпки". Оригиналы журналов выставлены в витринах, а на стенах выставочного зала размещены копии страниц - это дает возможность не только рассмотреть силуэты, но и вчитаться в тексты.

Все без исключения модные издания по обе стороны фронта дают женщинам советы, как выглядеть элегантно и современно в условиях тотального дефицита. Правда, если в начале военных действий французские модельеры еще создавали флаконы для духов в форме противогаза и "сочиняли" модные силуэты для халатов сестер милосердия, то потом и в мире моды поняли, что мировая бойня - отнюдь не шутки. Талоны и карточки на одежду и ткани были введены во всех воюющих странах - начиная с 1939 в гитлеровской Германии и заканчивая 1942 годом в США, про СССР и говорить нечего - там давно уже были "ордера на мануфактуру".

Поэтому в модных журналах идет речь о том, как перелицевать старое платье или сделать из двух старых платьев одно новое, как "сочинить" женский костюм из мужского костюма ушедшего воевать супруга, как из поломанной застежки-молнии смастерить в домашних условиях брошь. Ничего не выбрасывать - все идет в дело: старые трусы на шляпку, кусочки фетра на бусы, деревяшки на подошвы для туфель.

При этом в журналах публикуют и образцы моделей, как будто никакой войны нет - струящихся платьев, романтичных шляпок, элегантных пальто. Даже в блокадном Ленинграде в 1942 году в журнале "Модели сезона" кроме эскизов одежды для групп самозащиты - тех, что создавались в каждом доме, эскизы длинных вечерних платьев, элегантных повседневных.

Мэган Виртанен, которая и в обычной жизни одевается только по моде 40-х - начала 50-х годов минувшего столетия, на открытии выставки была в шляпке производства США 1942 года и с американской сумочкой 1943-го, в платье, созданном в наши дни, но по эскизам французского модного журнала 1941 года. Виртанен проведет в рамках выставки показ мод 1945 года и прочтет лекцию по истории военной моды.

"В те годы полноправно вошли в женский гардероб не в качестве рабочей одежды или униформы женские брюки, - рассказала Мэган Виртанен. - Также начинает преобладать в гардеробе не платье, как главная единица, а комплект вещей. Ведь одна юбка и две блузки - это уже два наряда".

В открытии выставки, как это всегда бывает в проектах Мэган Виртанен, принимали участие девушки-реконструкторы, одетые по моде середины минувшего века. Яна и Ирина - психолог и криминалист в реальной жизни - представляли советских модниц сороковых годов. Причем, как сообщила корреспонденту ИА REGNUM Яна, на ней подлинное платье сороковых годов, бережно сохраненное бабушкой друга. Ирина, которая принимает участие в военных реконструкциях, сообщила, что для нее важна память о войне, бережно сохраняемая в семье.