Сергей Потапкин: Турецкое распутье
Сегодня Ближний Восток является без сомнения тем местом, где в большой степени определяется будущее мироустройство. Череда революций и общая нестабильность заставляет задумываться - кто обретёт контроль над регионом и в результате получит доступ к богатым природным ресурсам, контроль над транзитными путями, и значительный рост глобального влияния. Уже давно неактуальным стало разделение мира на сферы влияния России (как преемника СССР) и Запада, ассоциирующегося со странами НАТО.
На мировой шахматной доске в игру входят новые фигуры, не игравшие значительных ролей по той причине, что ранее являлись вторичными по отношению к сверхдержавам. Они выполняли свою роль в системе сдерживания и противовесов, а взамен получали заботу и поддержку "больших братьев". Большие братья в свою очередь, крепко держали руку на пульсе, а также закрывали глаза на некоторые вольности своих союзников.
С окончанием противостояния в конце 80-х годов "дружеские объятия" и контроль значительно ослабли, как ослабел и поток финансовой помощи. Да и в целом начавшая рушиться биполярная система международных отношений, привела многие страны (и народы) к необходимости переосмысления своей идентичности. Результат медленного двадцатилетнего брожения вылился в череду революций, арабскую весну, эскалацию отношений Запада с нелояльными режимами - в частности, сирийским и иранским.
Для того чтобы понять, кто в результате этих процессов приобретёт новое влияние - приходится обращать внимание на сильных, а главное - стабильных игроков. Бурный экономический рост и привлекательная идеология умеренного ислама, подкрепленные лидерскими амбициями, выводят Турцию в разряд первостепенных региональных держав.
В годы холодной войны страна была нашпигована разнообразными шпионскими базами и военными объектами, обеспечивающими безопасность Европы. Турции была отведена роль отдаленного гарнизона, охранявшего юг Европы от экспансии Советского Союза, где должны были "увязнуть 20 советских дивизий". В рамках этого сценария, Турция успешно (и логично) двигалась в направлении западной интеграции, являясь участником всех самых престижных клубов "западных" демократий - НАТО, ОБСЕ, ОЭСР, и последовательно добивалась членства в ЕС.
Турция является одним из основателей Совета Европы (1949), а в сентябре 1963 года стала "ассоциированным членом" Европейского союза. Страна формально подала заявку на вступление 14 апреля 1987, и если бы не распад Советского Союза, видимо, уже была бы полноценным членом ЕС.
Однако, распад СССР и завершение периода блокового противостояния парадоксальным образом повлияли на европейские перспективы Турции. Хотя по инерции на саммите в Хельсинки (1999) страна получила официальный статус кандидата, в Европе все менее охотно стали рассуждать на тему ее полноценного членства в ЕС. Сегодня переговоры практически заморожены. Да и саму Турцию, похоже, уже не устраивает отношение со стороны ЕС. Членство в этой организации уже не кажется таким привлекательным ни политикам, ни жителям Турции. Турция по-прежнему декларирует своей целью присоединение к Европе, но между строк всё более явно читается раздражение по отношению к европейским партнерам. В Европе же, похоже, полностью определились в нежелании видеть Турцию в "своей песочнице". Ярые противники среди ведущих европейских держав - Германия и Франция. Среди сторонников - Великобритания и Швеция. Но они никакими усилиями не смогли помочь Турции обойти проведённую комбинацию с наложением вето Греции и Кипра, блокирующих вхождение Турции в ЕС.
Представитель Центра европейских реформ Хизер Грейб, сказала про расширение ЕС: "Белоруссия слишком авторитарна, Молдавия слишком бедна, Украина слишком велика, а Россия слишком страшна для ЕС, чтобы рассматривать их потенциальное участие"
Следуя этой логике, Турция одновременно и слишком велика (75 млн. человек - сравнимо с населением Германии), и слишком страшна для ЕС (97% населения исповедуют ислам). И эти два факта не может перевесить даже перспектива того, что, являясь ключевой силой в регионе, имея крупную экономику и вторые по величине в НАТО вооружённые силы, Турция может значительно усилить позицию ЕС как глобального геостратегического игрока.
На фоне этих явных внутренних разногласий среди западных партнёров, Россия совсем не прочь заполучить Турцию себе в "близкие" союзники, играя на недовольстве Анкары отношением со стороны партнёров. Происходит серьёзное экономическое сближение двух стран: объём торговли России и Турции превысил показатели торговли между Россией и США, между странами успешно реализован проект газопровода "Голубой поток", вооруженные силы двух стран сотрудничают в рамках договора BLACKSEAFOR. Попыткой ослабить влияние США и наладить более тесное сотрудничество, можно назвать так же принятое в июне 2012 года решение предоставить Турции статус партнёра по диалогу ШОС (Шанхайской Организации Сотрудничества). Также было предложено утвердить к 2013 году официальный порядок приёма в ШОС новых членов (в следующем году планируется принять Монголию, Индию и Пакистан). Уже сегодня общая территория входящих в ШОС стран составляет порядка 60 % всей территории Евразии, а общая численность населения - порядка четверти населения планеты. Таким образом, "европейские" идеалы могут быть заменены "евразийскими", что вполне логично, учитывая, что лишь 3% территории Турции относится к Европе, а ислам не является "проблемой" для партнёров по ШОС. И хотя не стоит переоценивать сегодняшний уровень влияния ШОС, нельзя и сбрасывать со счетов перспективу роста её влияния.
Однако и этот путь, видимо, не кажется особо предпочтительным для самой Турции - ведь если в ЕС она могла приобрести вес, сопоставимый с Германией - как по числу представителей в Европейском парламенте, так и по населению и размеру экономики, то на фоне Китая, России и Индии, ей, как потенциальному участнику ШОС - будет отведена роль младшего брата. Кроме того, для Анкары, выступающей в сирийском вопросе за внешнее военное вмешательство, и скорейшее смещение Асада, позиция КНР и России является раздражающим фактором. Да и само нежелание Турции договариваться по сирийскому вопросу вряд ли свидетельствует о её серьёзном намерении вступить в Шанхайский клуб.
Существует и третий путь, громко не объявленный, но, тем не менее, всё более явно читающийся в турецкой внешней политике. Согласно этому пути, Турция использует возможности, возникшие в результате перетасовки карт в расстановке сил в Западной Азии и Северной Африке, и используя сирийскую проблему постарается укрепиться на Ближнем Востоке, сменив ослабленный Египет в роли самой сильной страны региона.
Вдохновителем и теоретиком этого пути можно назвать министра иностранных дел Турции, доктора политологии и международных отношений, Ахмета Давутоглу, который резко критикует прежнюю турецкую политику, которая была направлена на сохранение статус-кво, вместо того, чтобы занять подобающее государству место в мире.
Давутоглу утверждает, что раньше Анкара "практически бездействовала" на международной арене, и настало время "динамической интерпретации" внешней политики, результатом которого станет резкое усиление глобального влияния Турции. С точки зрения Давутоглу, Турция - ближневосточная, балканская, кавказская, среднеазиатская, каспийская, средиземноморская и черноморская держава, которая в состоянии играть стратегическую роль во всех перечисленных регионах одновременно, и, таким образом, претендовать на глобальную роль. Здесь можно вспомнить, что Тюрки управляли народами Азии и Африки более тысячи лет. На вершине своего могущества Османская империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко. (Арабам же удалось создать национальные государства лишь в XX веке, после первой мировой войны, при помощи англичан и французов, на территориях распавшейся Османской империи)
Сегодня, похоже, сложился такой момент, когда неоимперские амбиции могут найти благодатную почву. На внеочередных парламентских выборах опять уверенно выиграла Партия справедливости и развития, правопреемница когда-то запрещенной радикальной организации. Кандидат партии, в прошлом занимавший пост министра иностранных дел Абдулла Гюль, стал главой государства.
Если еще недавно премьер-министра от радикальной партии уравновешивал президент, то теперь две главные должности в государстве занимают однопартийцы. Партия Эрдогана находится у власти с 2002 года. Экономика государства с того времени растет на 7% в год. Турция имеет стойкую репутацию растущего рынка с довольно дешевой рабочей силой и прогрессивным законодательством.
После произошедших в прошлом году на Среднем Востоке потрясений, Турция стала по своему экономическому, военному и демографическому потенциалу одной из самых сильных стран региона. Поскольку Турция скорее всего оставила надежду "уйти из Азии и войти в Европу", она использует попытки западных стран свергнуть режим Башара Асада и желает встать во главе этого процесса, чтобы увеличить своё влияние.
Помимо этого, Турция уже предпринимала попытки стать лидером тюркоязычного мира в начале 1990-х, и хотя они не были успешными, рано говорить о полном отказе Турции от этих амбиций. Об этом косвенно свидетельствует создание в 2009 году "Тюркского совета", с секретариатом в Стамбуле. Туда входят помимо Турции так же Азербайджан, Казахстан и Киргизия. Хотя для среднего европейского обывателя нежелание видеть Турцию в ЕС связано с исламской принадлежностью страны, а ислам в первую очередь прочно ассоциируется с арабским миром, тем не менее сильные арабские страны, окружающие Турцию, воспринимаются ей скорее как геополитические соперники, нежели друзья. Доказательство тому - то, что Анкара без колебаний поддержала "арабские революции", практически выведшие из игры сильный Египет и Ливию. Кроме того, одним из инструментов влияния является так же то, что через Турцию в Сирию и Иран протекают реки Евфрат и Тигр и, строя плотины и контролируя речные стоки в арабские страны, Турция сможет контролировать весь арабский мир. Ослабленные Арабские страны под Турецким влиянием приведут к образованию нового центра силы, объединённого идеей турецкой "исламской демократии" - основанной на исламских ценностях в сочетании с преобразованиями демократического характера.
Сегодня Турция не отвергает ни Западного (ЕС), ни Восточного (ШОС) пути: Россия является для Турции торговым партнёром номер один, в то же время премьер Эрдоган декларирует целью государства вступление в ЕС в 2023 году - к столетнему юбилею провозглашения Турецкой Республики.
Однако постоянные заверения первых лиц государства о неизменности курса присоединения к ЕС скорее следует оценивать как прагматичность турецкого руководства, которое не станет "кусать руку кормящего", а будет до последнего эксплуатировать эту идею. Того же принципа Турция будет придерживаться и в отношениях с Россией, развивая экономические отношения и до поры сдерживая свои амбиции в черноморском регионе. Да и в конце концов, если что-то не получится в реализации собственного пути, всегда можно будет сыграть на разнице интересов Востока и Запада. Политика Турции многовекторна, амбициозна, но лишена излишнего радикализма и от этого выигрышна. Однако в случае успешной реализации, может быть распространена как на Ближний Восток, так и в Центральную Азию, что приведёт к существенному изменению привычной нам картины мира.
Сергей Потапкин. Заместитель председателя Комиссии по иностранным делам парламента Латвии.
- Путин назвал Шольцу причину начала конфликта на Украине — 996-й день СВО
- СК возбудил дело после сообщений о митинге с русофобскими лозунгами в МФЮА
- Как изменится материнский капитал в 2025 году
- Роспотребнадзор сообщил, что проверяет информацию о личинках в консервах
- Бетербиев бросил вызов победившему Тайсона блогеру