Станислав Тарасов: Заря Западной Армении и Курдистана: зачем Анкара вызывает дух Тургута Озала
В последнее время в турецких СМИ стало активно "подогреваться" тема таинственных обстоятельств смерти восьмого президента страны Тургута Озала, занимавшего этот высокий пост в 1989-1993-х годах. Передовицы газет запестрели сенсационными заголовками, а супруга и родственники покойного президента стали выступать с громкими заявлениями, за которыми последовали их приемы в самых высоких кабинетах.
Повышенный интерес турок к личности Тургута Озала вполне объясним. Его считают вторым по значению после Кемаля Ататюрка государственным деятелем в истории республиканской Турции, "архитектором турецкого экономического чуда", автором новой концепции внешней политики, ориентированной на вывод Турции на лидирующие позиции на Ближнем Востоке. Это - видимые страницы биографии Озала. Но есть малоизвестные, и даже загадочные. Так стали появляться сообщения о том, что Тургут Озал договорился с курдами об урегулировании вооруженного конфликта и собирался публично объявить об этом. В этой связи супруга Озала Семра внесла важные уточняющие детали. По ее словам, "мать Тургута Озала была курдиянкой" и "Озал планировал постепенно добиться разрешения курдской проблемы". К тому же еще в ноябре 1996 года турецкие телеканалы показали видеоматериал, рассказывающий о том, что еще за два дня до своей кончины в 1993 году он договорился с курдами.
Дело в том, что создание в конце 1991 года курдского управления в северных провинциях Ирака стало причиной серьезного беспокойства Анкары. Многие в правительстве высказывали опасения, что пример северного Ирака создаст политический прецедент, которым воспользуются и турецкие курды. В этой связи Анкара предприняла первый ход - стала переселять курдов из юго-восточных районов в центр страны. По сообщению западных СМИ, за первые четыре года 1990-х годов около 2 миллионов курдов вынуждены были покинуть места своего проживания, либо были силой выселены в другие районы "в целях безопасности". Был предпринят и второй ход. Озал через одного из лидеров иракских курдов Д. Талабани вступил в секретные контакты с лидером Курдской рабочей партии (КРП) Оджаланом. В конце марта 1993 года обе стороны были готовы к политическому разрешению конфликта. КРП должна была прекратить военные действия, а Оджалан больше не настаивать на отделении от Турции и создании независимого Курдистана. Была также подготовлена специальная программа, которая предусматривала изменение конституции Турции в сторону федерализации страны. Так, американский исследователь Эрик Эверби пишет со ссылкой на высказывание одного турецкого дипломата, который заявил тогда, что "Озал является верховным главой государства, но излишняя самостоятельность может стоить ему головы".
Кстати, как шокирующие можно сейчас воспринимать и сведения, сообщенные лицами из окружения Озала. В интервью СМИ они говорят и о желании бывшего президента "решить длящуюся десятилетиями армянскую проблему за счет взаимных компромиссов". Экс-министр образования и госминистр в правительстве Озала Вехби Динчерлер заявил, что Озал через американцев наводил справки об устремлениях армянской диаспоры, а в 1984 году поручил своим помощникам изучить вопрос о том, какую экономическую и политическую цену может заплатить Турция, если пойдет на уступки в этой проблеме". Есть также сведения, сообщенные неким Сулейманом Руманом, который работал вместе с Озалом в 80-е годы прошлого столетия. Он утверждает, что бывший президент планировал вернуть армянам некоторые территории в Ване, "однако из-за сильного сопротивления со стороны оппозиции план не сработал". Как потом намекал в интервью газете Milliyet бывший президент Турции Сулейман Демирель, тогда "США посредством Турции пытались укрепиться в Армении". Есть также свидетельства мемуарного свойства, согласно которым в 1991 году в ходе своего первого визита в США Тургут Озал после встречи с президентом Джорджем Бушем-старшим заявил в нью-йоркской гостинице "Мэдисон": "А не лучше ли нам признать геноцид армян и избавиться от головной боли?". То, что такой разговор действительно имел место, подтвердил и тогдашний глава внешнеполитического ведомства Турции Ильтер Туркмен во время встречи в Стамбуле с армянским кинодокументалистом Артемом Ерканяном. По его словам, Туркмен вообще не исключал возможность признания Анкарой факта армянского геноцида.
Но военная верхушка считала, что Озал идет на чрезмерные уступки в армянском и курдском вопросах и решила устранить Озала. Во всяком случае, сын покойного президента Ахмет Озал и его брат Коркут Озал утверждают, что восьмой президент Турции стал жертвой заговора военных.
Вот почему особенно важным выглядит решение нынешнего главы Турции глава Абдуллы Гюля провести эксгумацию тела Тургута Озала. Если судить по остросюжетным деталям обстоятельств смерти Тургута Озала, складывается ощущение, что удастся доказать факт его отравления. Конечно, эту акцию припишут турецким военным, что станет дополнительной "козырной картой" в игре, которую ведет нынешнее турецкое правительство против военных. Но это - только часть проблемы.
Суть другой в том, что реанимируя "дух Озала", Анкара одновременно может актуализировать и интерес к озаловскому идейному и политическому наследию в отношении будущего обустройство Турции - в целом, и в отношении решения курдского и армянского вопросов - в частности. Если расследование обстоятельств смерти Озала будет сопровождаться и дальше такой же острой политической дискуссией, что было до настоящего времени, это будет означать только одно: Турция готовится к важным политическим переменам.
- Украинский беспилотник, предварительно, упал на заводской цех в Ижевске
- В Германии заявили, что Зеленский ищет скорейшей встречи с Трампом
- Как изменится материнский капитал в 2025 году
- Представительница России прошла в финал конкурса «Мисс Вселенная» в Мексике
- В Новосибирской области при пожаре погибли мать и четверо детей