21-я годовщина независимости: "Цепочка ассоциаций подводит к слову "очко" - дырке для стока экскрементов, проделанной в полу архаичных туалетов". Молдавско-приднестровское урегулирование: "Все против федерации". Образование: "Русская община и Российский центр науки и культуры согласились с мнением властей, что русскую школу содержать невыгодно".

21-я годовщина независимости: "Цепочка ассоциаций подводит к слову "очко" - дырке для стока экскрементов, проделанной в полу архаичных туалетов"

Молдавия встречает 21-ю годовщину своей независимости в условиях беспрецедентной атаки на ее же независимость, пишет "Независимая Молдова". Трагизм этой ситуации тем сильней, если осознать, что нападки на молдавскую государственность осуществляются самими высшими руководителями государства, что называется - "изнутри". Считающий себя президентом Тимофти, вкусив сполна с первых же месяцев неожиданно свалившейся на него президентской должности, и, как видно, не намеренный останавливаться "на достигнутом", сыплет словно из рога изобилия декларациями, за которые в любой другой стране подобное считалось бы изменой родине с обязательным приговором к исключительной мере наказания.

Придворные аналитики, уже не стесняясь, заявляют о бесперспективности "молдавской идеи", определив, что долгожданная ими "униря" (молд. "объединение"; в молдавском политическом дискурсе употребляется в контексте присоединения Молдавии к Румынии - прим. ИА REGNUM) произойдет через промежуточную цель - доведения молдавского народа до безысходности, продолжает "Независимая Молдова". Наивно полагать, что они озвучивают исключительно собственное мнение. Очевидно, что им в уста было вложено истинное намерение тех, кто руководит сегодня Молдавией и является щедрыми хозяевами этих самых оракулов.

Молдавия встречает свою очередную годовщину независимости в условиях, когда о свободных демократических выборах говорить больше нельзя, пишет "Независимая Молдова". Но, это не значит, что стоит опускать руки перед бесчинствующим режимом. Поскольку, наши правители только и ждут этого. Вспомните слова придворного строителя рейтингов Цэрану: "Страна должна быть доведена до хаоса, когда уже сам народ скажет: Все! Хуже уже не может быть! Спасение - в объединении с Румынией!" Этот самый проповедник унионизма Цэрану, который уже в эпоху перестройки и ветра перемен, пел оды советскому режиму, который в 96-м руководил Социал-демократической партией и выступал за укрепление молдавской государственности, сегодня не стесняясь пропагандирует необходимость "унири", к которой нас ведут Гимпу, Лупу и Филат.

Вот уже два с лишним десятилетия девяносто девять процентов граждан страны пожинают горькие плоды демократии молдавского розлива: бедность, нищета, организованная преступность, коррупция, взяточничество, растущие как на дрожжах тарифы, вандализация страны румынскими унионистами, разрушенные парламент и президентура, закрытие неугодных телеканалов и газет, преследования оппозиции, разделенная на три княжество страна - это лишь часть руин, оставшихся от "разрушенной" господином Тимофти Империи (27 августа в ходе празднования 21-й годовщины со дня принятия декларации о независимости Молдавии президент РМ Николай Тимофти заявил, что "21 год назад мы вырвались из империи" - прим. ИА REGNUM), продолжает "Независимая Молдова". Со времен провозглашения независимости демократы всех мастей вытирают ноги о прошлое, обзывают это прошлое самыми грязными словами, просят подаяние у Европы, ничегошеньки при этом не предлагая взамен разрушенной Николаем Тимофти Империи.

Отгремели праздничные фанфары очередной годовщины независимости Молдавии, пишет "Независимая Молдова". Уходит в историю еще один день пышных речей и восторженных од трубадуров райского европейского наслаждения - ЕС. Фермеры оплакивают уничтоженный засухой урожай, а остальные граждане собирают с миру по нитке, чтобы отправить своих детишек в школу. Продолжается успешный распил дорожных и прочих грантов и кредитов, толк от которых ощущается разве что в кошельках банкиров, подсчитывающих проценты от кредитов... Продолжаем волочить воз своего нищенского существования на обломках разрушенной Николаем Тимофти империи...

Нынешний праздник молдавской независимости от России вызывает в сознании карточную игру, участник которой, набрав по сумме значений карт "двадцать одно", победно кричит: "Очко"! - пишет eNews. Поскольку о победах новейшей молдавской государственности говорить трудно, цепочка ассоциаций подводит к другому значению слова "очко" - дырке для стока экскрементов, проделанной в полу архаичных туалетов, которыми до сих пор пользуется большинство жителей Молдавии.

Сегодняшний праздник - "со слезами на глазах", продолжает eNews. Но это слезы не гордости, а стыда за то, что мы сделали со своей страной за два последних десятилетия... Хочется напомнить тем, у кого критика СССР незаметно переходит в русофобию, что русские оккупанты создали хороший фундамент для старта независимой Молдавии в рыночное будущее. За годы своего колониального присутствия русские инженеры создали два "козырных", как сейчас говорят, "кластера" экономики: гигантские заводы радиоэлектроники и бытовой техники, а также индустриальное сельское хозяйство. Наличие материальной базы и главное - обученных кадров позволяло при грамотном руководстве конкурировать на мировых рынках и с Силиконовой долиной (как это делают индийцы), и с калифорнийским винпромом.

Но для решения столь дерзкой задачи руководство должно быть грамотным в смысле понимания тенденций мирового развития, пишет eNews. Судя по косноязычию всех без исключения молдавских президентов, они не представляли не только вызовов современной информационной цивилизации, но и не были готовы решать индустриальные задачи вчерашнего дня. Крестьянские дети принесли свое позавчерашнее аграрное мировоззрение во все сферы нашей жизни. Благодаря им, за несколько лет было разрушено все, что с таким трудом создавалось десятилетиями. Кишинев стал большим селом. Молдавское село - зоной социального бедствия. Молдавия - выгребной ямой, в которую через очко хлещут экскременты... Скорее всего, нас ожидает еще не одно десятилетие деградирующего свития, в итоге которого поглощение молдавского проекта братской Румынией будет восприниматься, как избавление от мук адовых, подводит итог издание.

В национальные праздники нужно радоваться, но все же, не теряя головы, пишет Jurnal de Chisinau. 21 год назад, как свидетельствует современная история, исчез Советский Союз. Однако Империя зла существует и сегодня. Разве что, она приобрела иную форму.

Известный русский диссидент Павел Строилов, скопировавший архив Горбачёва, разоблачает, возможно, самую крупную мистификацию ХХ века, продолжает Jurnal de Chisinau. Империя зла и Коминтерна, доказывает он, сумели выжить, инсценируя собственную смерть. Никогда не существовало геополитической катастрофы, о которой говорит Владимир Путин, оплакивая гибель Советского Союза. В конце прошлого тысячелетия мы стали свидетелями огромной и непростительной политической аферы.

На самом деле, утверждает русский диссидент, в 1989-1991 годах Кремль начал создавать Европейский социалистический союз, план, который Михаил Горбачёв заранее согласовал с Франсуа Миттераном, пишет Jurnal de Chisinau. Они образно называли его: "Европа - наш общий дом" - лозунг, который в 1990 году был выгравирован на всех заборах Кишинёва. Советский лидер и французский президент часто обнаруживали в своих разговорах, что Восточная Европа должна быть зажата между Европейским союзом и Советским Союзом, чтобы остаться под влиянием Кремля. Для достижения своей цели они пытались воспользоваться эгоистичной позицией Великобритании, которая выступала против воссоединения двух немецких государств. Париж и Москва, по словам Миттерана, должны были стать двумя полюсами новой Европы, двумя центрами власти, которую они контролируют.

Коминтернские планы Горбачёва перевернулись от быстрого банкротства и впадения СССР в кому, продолжает Jurnal de Chisinau. Однако он не умер, а лишь был похоронен Борисом Ельциным в глазах всего мира. Оживление Советского Союза произошло, считают Строилов и Буковский, путём скрытой кагебизации новой России. Путём просачивания чекистов в постсоветские властные структуры, которые позволили им контролировать деньги, экономику, судебную систему, средства массовой информации и научный мир. Скрываясь за спиной могильщика Ельцина, спецслужбы дали новую формулу не только Империи зла, но и Коминтерну. И это не случайно. Коммунизм - идеальный и непревзойдённый хамелеон. Он существовал во все времена по-разному: как тоталитарная доктрина, как международное движение, как политический режим.

Несмотря на одежду, которую он носит, коммунизм был мафией, пишет Jurnal de Chisinau. Другими словами, тайная террористическая организация, практикующая шантаж и убийство. Начиная с Ленина, большевизм всегда был кучей нарушителей. Банда гангстеров. Отряд убийц, которые лишали собственности, затевали заговоры, убивали, чтобы в итоге захватить власть сначала в одной стране, а затем и в почти половине стран мира. Он правил теми же старыми и проверенными методами, которые применял в борьбе за захват власти: террор, запугивание, пропаганда.

Как и любая другая бессмертная мафия, СССР возродился в приюте путинского чекизма, продолжает Jurnal de Chisinau. Используя идиому товарищей из Китая - корпоративный капитализм, российский коммунизм напрямую контролирует Россия и косвенно, но посредством тех же неокэгэбэшных сетей, бывшие советские республики. Основательно укрепившись за последние два десятилетия, она желает перевоплотиться в новый СССР под названием Евразийское сообщество.

Не нужно строить иллюзий, предупреждает Павел Строилов, Империя зла совсем рядом, пишет Jurnal de Chisinau. Хотя за последние два десятилетия она пережила унизительные потери и поражения, все еще пытается успешно взять реванш. И сегодня она как никогда опасна, так как для многих людей остается невидимой, подводит итог издание.

Каждое празднование независимости - это повод не просто для сравнения прошлого с настоящим по принципу "что у нас было тогда" (до независимости) и "что мы имеем теперь", пишет "Панорама". Для большинства людей, успевших часть сознательной жизни прожить в условиях советского строя, такое сравнение по-любому окажется не в пользу нынешних времен. Для людей нормальных, не замороченных идеологическими стереотипами. Гораздо поучительнее было бы поразмыслить в рамках другой парадигмы: к чему стремились в самом начале, на заре независимости, и что получилось в итоге? Поучительнее, разумеется, для тех, кто все еще претендует числить себя по разряду homo sapiens, для людей думающих.

Одной из целей, если кто помнит, было создание в независимой Молдавии демократии, продолжает "Панорама". Не народовластия - Советы народных депутатов как раз и были формой народовластия, пусть и в большой степени символической, - а представительской демократии либерального толка. По западному образцу. Не получилось. Получился клептократический режим (из Википедии: клептократия - буквально "власть воров" - определение, применяемое к правительству, контролируемому мошенниками, использующими преимущества власти для увеличения личного богатства и политического влияния), который и функционирует как таковой. В сочетании с элементами плутократии (из того же источника: плутократия - форма правления, когда решения правительства определяются мнением не всего народа, а влиятельного класса богатых людей, при этом существует глубокое социальное неравенство и низкая социальная мобильность). Итак, гибрид клептократии с плутократией. Главные инструменты такого режима - коррупция и ложь. В состоявшихся современных либеральных демократиях работают другие инструменты. Молдавия ими не обладает. И никакие выборы - хоть каждый год выбирай новый парламент, а раз в полгода президента - эту ситуацию не изменят. Выборы - это вообще про другое.

Еще одной целью было создание эффективной рыночной экономики, основанной на частной собственности, которая должна была сменить неэффективную (якобы) централизованную плановую экономику, базировавшуюся на собственности государственной, пишет "Панорама". Тут не получилось совсем. Получилось разрушить какие-то отрасли промышленности окончательно (и какие отрасли - электронику, машиностроение, приборостроение, их еще наукоемкими называли). А какие-то - например, легкую промышленность или предприятия по переработке сельхозпродукции - поставить в условия каждодневной борьбы за выживание с минимальными шансами выжить.

Про молдавское сельское хозяйство много говорить в этом контексте не имеет смысла, продолжает "Панорама". Достаточно констатировать, что приватизация земли и колхозного имущества не только не привела к росту эффективности аграрного производства, а многократно ее снизила. Со всеми сопутствующими последствиями для жизни на селе, начиная от деградации школьного образования и заканчивая разрушением объектов социально-культурного назначения. При советской власти любили повторять, что жизнь на селе тяжелая. Наверное, так оно и было. Но при колхозах села жили. Сейчас в них жизни почти не осталось, села стремительно пустеют. А ведь именно село веками было традиционной средой обитания (воспроизводства) молдавского народа.

Вот и разглагольствуй после этого про "затратность" и "нерыночность" колхозной формы производства, пишет "Панорама". Она, может, и затратной была, зато социально целесообразной. Да и национально - тоже. Потому что тогда нация воспроизводилась у себя дома, в Молдавии, а сейчас где? А нигде, потому что национальное воспроизводство - это не обычная биология, тут не только рождаемость важна, но и соответствующее воспитание, и приумножение национального богатства. Это целый процесс с множеством компонентов, который в условиях советского строя происходил. Как столетиями и до него. Не без проблем, не без трудностей, но происходил. А при клепто-плутократическом режиме не происходит. Какое уж тут воспроизводство, если молдаване, едва достигнув трудоспособного возраста, начинают искать возможности для трудоустройства за рубежом?

Другие цели, к которым стремились на заре 1990-х, можно не перечислять, итог будет столь же неутешительным, продолжает "Панорама". Важно понять, почему получилось совсем не то, к чему стремились. Два десятилетия в Молдавии говорится о необходимости проведения реформ во всех сферах жизни общества, но любые попытки что-то изменить приводят лишь к деградации. Можно, конечно, вспомнить известное высказывание Карла Маркса о том, что "и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в голове". И сказать в связи с этим, что весь минувший период в головах у наших архитекторов реформ (от любых партий, что побывали у власти) не было никакого "плана реформ", никаких представлений о смысле и ожидаемых результатах проводимых перемен, и это будет правдой. При отсутствии собственного плана все, что остается, - это имитация, копирование. Сделаем в Молдавии, как "на Западе". Так сказать, вестернизируем ее. Но ведь и "списывать" с чужого можно по-разному. Можно - аккуратно и педантично, а можно так, что не то чтобы в каждом предложении - в каждом слове по две-три ошибки допустить. Последний вариант - как раз про молдавские власти.

Сегодня, по прошествии более двух десятилетий, уже можно констатировать: либеральный проект в Молдавии провалился, пишет "Панорама". Она в этом смысле - не единичный пример, но о других говорить не будем. Наиболее последовательно его пыталась внедрять ПКРМ (у нас же все шиворот-навыворот), но и у нее ничего не получилось. Потому что не могло получиться вообще. Другая цивилизационная матрица. И другой культурный код. Наши автохтонные либералы на уровне своего либерального подсознания это, кстати, чувствуют. Откуда и пребывают в состоянии тихой ярости в отношении к Церкви. Как же иначе, ведь именно она является главной хранительницей этой матрицы и этого кода.

Тут другое сравнение небезынтересно, историческое: советский проект сумел наложиться на эту матрицу, а либеральный - нет, продолжает "Панорама". Не вдаваясь в причины, почему так случилось (об этом написано достаточно много, хоть и не в связи с Молдавией, написанное доступно), мы лишь повторим два общеизвестных факта. Первый: за 50 лет реализации советского проекта народ Молдавии жил в условиях динамичного социально-экономического и культурного прогресса. Это не апология советского прошлого, отрицать данный факт могут только дебилы. И второй факт: за 21 год реализации антисоветского либерального проекта он же, народ, по тем же упомянутым параметрам живет в условиях столь же динамичного регресса. С какой бы ненавистью ни относились к своему собственному прошлому нынешние молдавские власти, как бы ни боролись они с советской символикой, как бы ни фальсифицировали историю, а для приема в Кишиневе канцлера Германии Ангелы Меркель все равно использовали достижения советского проекта. Тот же Дворец Республики, где она выступила, те же Криковские подвалы. Даже дорога, по которой она из аэропорта в Кишинев ехала, и та первоначально строилась для встречи "дорогого Леонида Ильича". Не создав ничего своего, паразитировать на том, что было создано другими, да при этом еще и "плевать в колодец" - вот сущность современного молдавского либерализма.

Насилие, совершаемое либеральными утопистами над Молдавией, в одночасье, конечно, не прекратится, пишет "Панорама". Они будут упрямо твердить свою мантру про "европейский выбор Молдавии" (а что им еще остается?), при этом клепто-плутократический режим продолжит функционировать без помех. Как долго? А до тех пор, пока в противовес нынешней либерально ориентированной элите не созреет и не оформится контрэлита. Контрэлита, способная предложить Молдавии альтернативный проект социально-политического обустройства. Проект, который опирался бы на традиционный менталитет, а не калечил его. Который бы учитывал православный код нашего народа, а не воевал с ним. Новый проект, который обеспечил бы стране развитие - для начала, хотя бы на таком социально-экономическом уровне, как это на практике сделал советский проект.

Пока не ясны даже контуры такого проекта, продолжает "Панорама". История православной цивилизации дает нам примеры Византии, допетровской Руси, Молдавии времен святого господаря Штефана Великого. Но для современных реалий в этих примерах можно почерпнуть, пожалуй, только одно - идею бескорыстного служения Богу, своему народу и своей стране. Это великая идея, абсолютно чуждая сегодняшней Республике Молдова. Но для будущего проекта обустройства страны одной ее недостаточно. Конкретные очертания начнут вырисовываться только одновременно со становлением контрэлиты. Предпосылки для этого есть, и главная из них - православная вера, живущая в нашем народе.

Сегодня такой проект рано рассматривать и в ракурсе геополитического выбора, пишет "Панорама". В любом случае, Молдавия должна оставаться открытой миру, даже после того, как, разочаровавшись в "евроинтеграции", переориентируется на интеграцию с постсоветскими странами. Просто у нас очень любят играть в геополитику: раз ты либерал, значит, тебе прямая дорога на Запад, ну а если антилиберал, а тем более православный - ступай себе на Восток. Насчет Запада оно, может, и верно, а вот с Востоком пока не все ясно. В той же России, например, значительная часть элиты продолжает бредить либеральной утопией.

Ясно только одно: за два прошедших десятилетия постсоветская Молдавия так и не смогла обрести органичный для себя вектор развития, продолжает "Панорама". Все это время мы были площадкой (одной из многих) для конфликта цивилизаций и продолжаем оставаться ею. Мы все еще стоим на пороге цивилизационного выбора. Рано или поздно его придется переступить, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: 27 августа 1991 года кишиневским парламентом была принята "декларация о независимости Республики Молдова". Этот документ объявляет недействительными пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР "Об образовании союзной Молдавской ССР", созданной путем присоединения освобожденной от румынской оккупации Бессарабии к Приднестровью, никогда ранее частью Молдавии не являвшееся, а также аннулирует "акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов", в результате которых Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая - территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, а южная часть входит в Одесскую область Украины. Таким образом кишиневская "декларация о независимости" де-юре аннулирует пребывание Приднестровья в составе Республики Молдова, а также отменяет современную молдавско-румынскую и молдавско-украинскую границы. Оригинал "декларации о независимости" пропал во время поствыборных беспорядков в Кишиневе 7 апреля 2009 года. Проведенное расследование показало, что она была уничтожена во время пожара в архиве здания парламента. "Декларация о независимости" была восстановлена в торжественной обстановке на заседании молдавского парламента 26 апреля 2010 года.

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Все против федерации"

Бурные дискуссии о вариантах урегулирования приднестровской проблемы, вновь вспыхнувшие в ответ на слухи о готовящейся федерализации Молдавии и показавшие, что именно такой подход к реинтеграции двух территорий имеет на берегах Днестра яростных противников, лишний раз заставляют задуматься о поисках промежуточных решений проблемы. Об этом в интервью агентству "НИКА-пресс" заявил исполнительный секретарь Партии социалистов РМ Валентин Крылов. Он считает, что концепция национального примирения двух берегов, предложенная социалистами в начале года, как один из путей, способный привести конфликтующие стороны к началу строительства федеративной Молдавии могла бы стать на нынешнем этапе предметом обсуждения хотя бы на уровне левобережных и правобережных общественных и политических формирований. Собеседник агентства напомнил, что документальные основы, сформированные сторонами за время конфликта, а также известные положения Конституции РМ, не позволяют сегодня начать сколько-нибудь продуктивные консультации. А принятые в одностороннем порядке закон РМ от 2005 года и осуществленный в 2006 году Тирасполем ответный референдум о независимости республики (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению". В ответ в Приднестровской Молдавской Республике 17 сентября 2006 года состоялся референдум, по итогам которого более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM), считает Крылов, вообще лишил проблему каких-либо положительных перспектив, кроме так называемого цивилизованного развода. По его мнению, данное обстоятельство должно заставить политиков, дипломатов и практических переговорщиков обратиться к опыту Кишинева и Комрата, как известно, совместно разработавших статус АТО Гагауз Ери и принявших его.

Наверное, это естественный процесс - чем дольше длится приднестровский конфликт, тем меньше остается вариантов его разрешения, пишет в своем комментарии "НИКА-пресс". Сегодня их практически никаких не осталось. Недавние жаркие выводы, сделанные, кстати сказать, на обоих берегах, о невозможности, а то и бессмысленности строительства федеративной Молдавии, навели и на другой не менее печальный вывод: все против федерации, они же, эти все, против и иных вариантов налаживания отношений. При этом Тирасполь - за свою независимость, Кишинев - за свою территориальную целостность.

Сейчас зримо проступает еще одна яркая и до сих пор остававшаяся без внимания проблема, продолжает "НИКА-пресс". Тирасполь не знает точно, что ему делать со своей независимостью, если она, наконец-то, долгожданная придет, но в то же время угрюмо не отвечает Москве, опять зачастившей в напоминаниях об "уважении суверенитета РМ" (Ранее МИД Приднестровской Молдавской Республики неоднократно заявлял, что постоянно подтверждаемая официальными лицами РФ приверженность урегулированию конфликта на основе "территориальной целостности" Республики Молдова противоречит ее статусу гаранта и посредника, т.к. "ни в одном из документов переговорного процесса не идет речи об урегулировании в рамках "единого государства в рамках территориальной целостности Республики Молдова", а "попытки предопределить модель урегулирования до решения самих сторон конфликта в корне противоречат незыблемому в переговорном процессе принципу равноправия сторон" - прим. ИА REGNUM).

Кишинев не в лучшем положении, пишет "НИКА-пресс". Он тоже не знает, что ему делать с Приднестровьем, если оно со всем своим "российско-советским, сепаратистским, не очень демократическим, но очень амбициозным и заносчивым опытом, со всей ненавистью к евроитеграторам, румынятам, и натовцам и со всей своей любовью к России" вернется в унитарную Молдавию. И поэтому инициативы социалистов, нацеленные на "национальное примирение", могли бы хоть слегка прикрыть весь "переговорный срам". На фоне так называемых прорывов в нем севшие за стол кишиневские и тираспольские политики и общественники, чтобы поговорить (вдвоем) фактически о прекращении гражданской войны, вселили бы определенный оптимизм. Но... Не запоздала ли идея? И не помешает ли она "новым старым планам" заставить стороны вновь приступить к политической части урегулирования? Наверное, помешает.

Сегодня опять заметны внешние намерения принудить участников конфликта к переговорам с обязательным поиском компромисса, обязательными взаимными уступками и обязательным положительным финалом, продолжает "НИКА-пресс". Недавнее заявление главы миссии ОБСЕ в РМ госпожи Браш о том, что тактика "мелких шагов" скоро исчерпает себя, дают основания думать, что эту тактику начинают оценивать по достоинству - сначала она себя исчерпает, потом станет бутафорной, потом и вовсе смешной, превратившись в надежную часть вечного молдавского двигателя под названием "Приднестровское урегулирование". И ладно бы внешние игроки находились в поисках до сих пор не испробованного приема для урегулирования. Они невольно приходят к тому, что уже Кишинев и Тирасполь пробовали в 2001 и 2002 годах. Пытались создать общие для себя отраслевые пространства. Получалась федерация. Отказались. Пытались написать общую Конституцию, и даже сели писать на предоставленных внешними партнерами компьютерах. Опять получалась федерация. Отказались. Это при том, что их усердно принуждали. И нет этому конца. И кто знает, быть может, идея национального примирения - это путь хоть к какому-то вразумительному финалу, подводит итог агентство.

Образование: "Русская община и Российский центр науки и культуры согласились с мнением властей, что русскую школу содержать невыгодно"

Начало учебного года в районе Штефан-Водэ омрачил скандал в сфере образования, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Учащиеся и преподаватели единственной в селе Оланешты русской гимназии отказываются подчиниться решению мэрии о ликвидации учебного заведения и переводе гимназистов в другие лицеи. Соответствующий приказ был выпущен мэрией еще 18 августа в рамках проводимой Минпросвещения так называемой оптимизации учебных заведений. Причиной решения стало несоответствие количества учащихся законодательно закрепленным нормам - по закону для работы гимназии необходимо девяносто учащихся, тогда как в оланештской гимназии их насчитывается восемьдесят. Мэрия порекомендовала гимназистам начальных классов перевестись в функционирующий в Оланештах молдавский лицей, а старшеклассникам - в русский лицей в Штефан-Водэ в 25 километрах от села. Для перевозки последних власти даже выделили специальный автобус. Однако 3 сентября - в первый учебный день - он так и не сдвинулся с места. Несмотря на решение властей, гимназисты с родителями, а также шестнадцать преподавателей пришли в ликвидированную гимназию, провели торжественную линейку с первым звонком и приступили к занятиям.

В беседе с "Коммерсантъ-Молдова" учительница Лилиана Иванченко сообщила, что после приказа мэрии коллектив гимназии выразил свое несогласие с решением закрыть гимназию. Не получив на него ответа, педагоги опротестовали приказ мэрии в суде - слушания по этому делу начнутся 11 сентября. "Мы, скорее всего, проиграем. Но пойдем до конца и обжалуем решение в Апелляционной палате", - говорит госпожа Иванченко. Пока же учителя намерены работать даже бесплатно и в нарушение приказа. "По Трудовому кодексу нам обязаны еще два месяца выплачивать зарплату. Официально мы еще не уволены", - заключила педагог.

Не согласны с оптимизацией и родители гимназистов, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". По словам отца двух второклассников Владимира Малюлина, в ноябре прошлого года мэрия предложила в целях оптимизации объединить русскую гимназию со школой с румынским языком обучения. Этот вариант устраивал и детей, и родителей, и учителей. Однако затем, говорит господин Малюлин, без объяснения причин мэрия попросту закрыла школу. По его словам, учреждение или упразднение учебных заведений не входит в компетенцию мэрии. Отдавать же своих детей в школу с румынским языком обучения родители отказались, а отправлять их на учебу в районный центр Штефан-Водэ родители считают небезопасным. "25 километров по трассе международного значения, где ездят большегрузные автомобили и никто не соблюдает правила дорожного движения. Вы как себе это представляете?" - возмущается Владимир Малюлин.

Чиновники оланештской мэрии и районной администрации проигнорировали открытие нового учебного года в закрытой гимназии, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Зато понаблюдать за процессом приехали председатель Русской общины Людмила Лащенова и заведующий консульским отделом посольства РФ в Молдавии Александр Авлуков. При этом общиннице Лащеновой родители гимназистов не обрадовались. Владимир Малюлин попросил ее от лица всех родителей не мешать решению проблемы, если община не может помочь урегулировать ситуацию. По его словам, в ходе предыдущего визита в село представители Русской общины и Российского центра науки и культуры согласились с мнением властей о том, что школу содержать невыгодно, и признали предложения мэрии по поводу перевода детей в другие учебные заведения адекватными. Тем самым, считает господин Малюлин, общественники приняли в этом конфликте сторону администрации.

Господин Авлуков, между тем, сразу оговорился, что прибыл в Оланешты как наблюдатель, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Я бы просил, чтобы никаких провокационных вопросов не задавалось на эту тему. От себя могу сказать, что вопрос со школой должен побыстрее решиться, чтобы дети приступили к нормальному учебному процессу", - заявил он журналистам. Дипломат также отметил, что обращения родителей в посольство России в Молдавии и к президенту РФ Владимиру Путину в настоящее время находятся на рассмотрении.

Конфликтная ситуация сложилась вокруг еще одного учебного заведения - лицея с русским языком обучения имени Дмитрия Кантемира в городе Штефан-Водэ, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Там тринадцать десятиклассников не могут продолжить обучение в родном лицее из-за приказа министерства просвещения Молдавии от 20 июня этого года "О количестве детей в классах". Согласно прописанным в нем положениям, для открытия десятого класса необходимо 45 учащихся. Это означает, что никто не будет создавать отдельный класс для тринадцати лицеистов.

Родители старшеклассников считают, что тем самым Минпросвещения ущемляет права нацменьшинств, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". По их словам, с начала лета управление образования Штефан-Водэ настойчиво распространяло информацию о том, что лицей будет закрыт. В итоге около 30 потенциальных лицеистов поступили в учебные заведения Приднестровья. Оставшимся администрация района предлагает два варианта: пойти учиться в лицее с румынским языком обучения в Штефан-Водэ либо ездить в лицей с русским языком обучения в Каушанский район. Родители лицеистов отвергают оба предложения. Первое - потому что дети не смогут интегрироваться в румыноязычные классы и не сдадут выпускные экзамены на государственном языке, а второе - из соображений безопасности: родители считают рискованной перевозку детей в соседний район по международной трассе.

Председатель района Штефан-Водэ Василий Бузу на совещании с родителями лицеистов заявил, что он не может решить возникшие проблемы и лишь подчиняется приказу Минпросвещения, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Он добавил, что не видит ничего страшного в том, что дети не смогут получить лицейское образование, ведь оно не "является обязательным", отметив, что из-за недостаточного количества детей десятые классы были закрыты еще в семи селах района Штефан-Водэ.

Пресс-секретарь Минпросвещения Виолина Лаврик сообщила "Коммерсантъ-Молдова", что 4 сентября замглавы ведомства Татьяна Потынг посетит Штефан-Водэ, чтобы обсудить с руководством района сложившуюся ситуацию и принять окончательное решение по проблемным учебным заведениям. Разгневанные родители заверили, что будут ждать ее приезда с нетерпением, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Согласно конституции Молдавии, государственным языком в стране является "молдавский язык на основе латинской графики". В то же время во всех учебных заведениях на протяжении всех 20 лет независимости РМ изучаются предметы "Румынский язык" и "Румынская литература". Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии. При этом румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке. 31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял Закон о статусе государственного языка МССР и Закон о "возврате" молдавского к латинской графике, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка.

Согласно действующему молдавскому законодательству русский является языком межнационального общения, однако на практике эта норма соблюдается не в полной мере и постоянно нарушается молдавскими властями. В Гагаузии для абсолютного большинства населения родным является русский язык, который наряду с гагаузским и молдавским имеет в автономии статус официального языка. Согласно аналитическому отчету "Русский язык на постсоветском пространстве: сравнительное исследование распространенности" (март 2009 года), осуществленному Исследовательской группой "Циркон", в Молдавии русский язык считают родным от 20% до трети населения, предпочитают общаться на нем более 40%, свободно владеют - более 70%, могут объясниться - более 90%, а понимают - более 95%. Обнародованные 1 марта 2011 года результаты социологического опроса, проведенного институтом CBS-AXA, свидетельствуют о том, что около 62% жителей Молдавии свободно владеют русским языком в устной и письменной форме, еще 18% говорят по-русски свободно, но пишут с ошибками, 7% - могут общаться с русскоговорящими, еще 5% лишь понимают русский язык, но не могут говорить, и лишь 1% совершенно им не владеют. Согласно обнародованным 26 мая 2010 года данным наиболее авторитетного в Молдавии опроса "Барометр общественного мнения", более половины населения Бессарабии - 54,1% - выступают за придание русскому языку статуса второго государственного, в то время как против этой идеи выступают 38,8% опрошенных.