Виталий Журавлёв: О некоторых актуальных аспектах переговоров по приднестровскому урегулированию
Как известно, 7 мая с.г. Владимир Путин подписал Указ "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации". В нём, в частности, предусмотрено уделить пристальное внимание конфликтам на постсоветском пространстве: "продолжать активно участвовать в поиске путей решения приднестровской проблемы на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нейтрального статуса Республики Молдова при определении особого статуса Приднестровья"; "продолжать последовательную работу в интересах урегулирования нагорно-карабахского конфликта во взаимодействии с другими государствами - сопредседателями Минской группы ОБСЕ и на основе принципов, изложенных в совместных заявлениях Президента Российской Федерации, Президента Соединённых Штатов Америки и Президента Французской Республики, сделанных в 2009-2011 годах"; "активно содействовать становлению Республики Абхазия и Республики Южная Осетия как современных демократических государств, укреплению международных позиций, обеспечению надёжной безопасности и социально-экономическому восстановлению этих республик".
Особую важность для России, на наш взгляд, представляет приднестровская тема, поскольку в регионе проживает свыше 100 тысяч российских граждан, в Приднестровье находятся российский миротворческий воинский контингент, Оперативная группа войск Российской Федерации, охраняющая военные склады с боеприпасами бывшей 14-й армии. Российская Федерация является посредником и страной-гарантом договорённостей по политическому урегулированию между Молдовой и Приднестровьем, входит в состав пятистороннего формата (Россия, Украина, ОБСЕ, Молдова, Приднестровье и в качестве наблюдателей США и ЕС) Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию. Следует также отметить, что Россия является основным поставщиком энергоресурсов в Приднестровье, через его территорию осуществляется транзит российского газа на Балканы, между экономическими субъектами Приднестровья и России существуют традиционные хозяйственные связи, а российский капитал принял активное участие в приватизации приднестровских предприятий.
С точки зрения истории, территория левобережного Приднестровья никогда не входила ни в состав Молдавского княжества, граница которого проходила по реке Днестр, ни в состав Бессарабской губернии Российской Империи. Фактически только в период 1944-1989 г. Приднестровье находилось в составе Молдавской ССР (Приднестровье и присоединенная к нему Бессарабия составили Молдавскую ССР в 1940 году - прим. ИА REGNUM). По мнению ряда авторитетных международных экспертов, юридический и фактический анализы показывают, что во время распада СССР МССР распалась на 2 государства-преемника: Республику Молдову и Приднестровскую Молдавскую Республику и было бы неправильно называть каждую из двух составляющих сепаратистским государством, как и в случае с некоторыми другими государствами, например, Чехией и Словакией. Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), начиная с 1990 г., самостоятельно контролирует собственную территорию, никогда не получала никакой помощи от Молдовы, которая по объёму ВВП и душевому доходу населения является самой бедной страной Европы. В июле 2005 г. молдавским парламентом был принят Закон Республики "Об основных положениях статуса Приднестровья" без согласования и обсуждения его содержания с приднестровской стороной и странами-посредниками в переговорном процессе. В соответствии с этим Законом, после включения в свой состав Приднестровья, Молдова остаётся унитарным государством. 17 сентября 2006 г. в Приднестровье состоялся референдум. В ходе голосования за поддержание курса на независимость ПМР и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации высказались 97,1%, против - 2,3%. Против возможного отказа от независимости ПМР с последующим вхождением Приднестровья в состав Республики Молдова проголосовали 94,6%, за - 3,4%.
После поражения Партии коммунистов Республики Молдова (ПКРМ) на парламентских выборах 2009 г. и прихода к власти альянса "За европейскую интеграцию", руководство Молдовы взяло стратегический курс на "румынизацию" страны, активно выступает за изменение формата миротворческой операции и требует вывести российский воинский контингент из Приднестровья, на самом высоком политическом уровне называя россиян оккупантами. Премьер-министр страны Владимир Филат, лидер Либеральной партии и бывший и.о. президента Михай Гимпу, а также большинство молдавских парламентариев имеют румынские паспорта. 10 января с.г. Молдавия и Евросоюз подписали соглашение, согласно которому ЕС совместно с ПРООН предоставит молдавскому правительству 13,1 млн. евро на "меры по укреплению доверия" между Кишиневом и Тирасполем. 12 млн. евро выделены из европейских фондов, остальная сумма предоставлена ПРООН. Период внедрения соглашения - 5 лет. Главная цель программы - "содействие урегулированию приднестровского конфликта путем обеспечения социального и экономического развития населенных пунктов на обоих берегах Днестра".
Сегодня можно констатировать, что Россия окончательно уступила своё политическое влияние в Молдове США, ЕС, Румынии и НАТО, несмотря на сохранившиеся с прошлых времён достаточно активные торгово-экономические и гуманитарные связи. Так, В. Филат на встрече 27 марта с.г. в Брюсселе с руководством НАТО выступил с рядом просьб к генеральному секретарю альянса Андерсу Фог Расмуссену. Филат попросил НАТО предоставить Молдавии столь же привилегированный статус в отношениях с НАТО, каковым обладает Грузия, признать Объединённый совет правительств Румынии и Молдавии в качестве особого партнёра НАТО, оказать давление на спецпредставителя президента России в Приднестровье Дмитрия Рогозина с тем, чтобы он "не вмешивался во внутренние дела Молдавии". "Мы ратуем за расширение политического диалога и практического сотрудничества с НАТО во многих областях, предусмотренных Индивидуальным планом партнерских действий (IPAP), который был пересмотрен в 2010 году. Мы расцениваем этот план как неотъемлемый инструмент демократических преобразований, через которые проходит Республика Молдова", - сказал Филат.
На этом фоне особенно обращает на себя внимание тот факт, что парламент Молдавии принял законопроект, предусматривающий, что до 2015 г. Молдавия потратит более 240 млн. дол. на закупку военных самолетов и вертолетов для обеспечения безопасности воздушного пространства. Это может означать, что министерство обороны Молдовы готовится сбивать цели в воздушном пространстве ПМР. Увяжите это с развитием сотрудничества Молдовы и НАТО, трендом "объединительной" "румынизации" Молдовы и планами размещения американской системы ПРО в Румынии - картина получится впечатляющая.
Отметим, что США стремятся принимать более активное участие в процессе урегулирования молдо-приднестровского конфликта в формате "5+2" и выступают за расширение сотрудничества США с ЕС в этом направлении. Об этом заявил помощник государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Филипп Гордон 22 июня с.г. в ходе встречи с председателем Парламента Республики Молдова Марианом Лупу. М. Лупу сказал, что РМ рассчитывает и далее на политическую поддержку Вашингтона в рамках формата переговорного процесса по разрешению молдо-приднестровской проблемы, в том числе в вопросе замены нынешней миротворческой операции многонациональной гражданской миссией с международным мандатом.
Итак, ЕС и США последовательно выступают за смену формата миротворческой миссии в Приднестровье и вывод российского контингента с территории ПМР. Однако президент ПМР Евгений Шевчук заявил в ряде выступлений вскоре после своего избрания в декабре 2011 г., что изменение формата миротворческой операции в соответствии с достигнутым соглашением возможно только по взаимному согласию участников миротворческой операции. В таком внешнеполитическом контексте проходила 20 июня с.г. в Роттах-Эгерне (Германия) конференции ОБСЕ по совершенствованию мер доверия в процессе урегулирования молдо-приднестровских отношений, на которой официально обсуждались три блока вопросов: по укреплению доверия в области экономики; укреплению доверия в военной сфере и сфере безопасности и укреплению доверия в социальной сфере. По утверждениям ряда СМИ, в ходе встречи В. Филата и Е. Шевчука также обсуждался вопрос о федерализации Республики Молдова, включая и статус Гагаузии, которая могла бы стать составной частью федеральной Молдовы. Это, по мнению некоторых аналитиков, способно предотвратить поглощение Молдовы Румынией и позволит сохранить в Приднестровье российскую военную базу, как в 2003 г. предусматривал известный план Дмитрия Козака.
Насколько вероятен такой сценарий развития событий? В своё время "план Козака" расценивался неоднозначно и в Молдове, и в Приднестровье, и в России и на Западе. Напомним, что начиная с 2002 г. в ходе переговорного процесса обсуждалась возможность построения в Республике Молдова федеративного государства с участием Приднестровья, что могло бы стать формой урегулирования т.н. называемой "приднестровской проблемы". В ноябре 2003 г. был обнародован меморандум специального представителя Президента РФ Д. Козака (тогда - заместителя главы кремлевской администрации), об урегулировании приднестровской проблемы через федерализацию Молдовы, гарантом чего становилась Россия. Данный меморандум был официально поддержан приднестровской стороной и согласован (парафирован) молдавским президентом Владимиром Ворониным. Однако публикация документа вызвала активное недовольство США, ЕС, молдавской оппозиции. Их не устраивала идея федерализации Молдовы и то, что документ предусматривал сохранение военного присутствия России (не более 2 тыс. человек на переходный период, который должен был закончиться не позднее 2020 г.). Под давлением западных дипломатов и митингов оппозиции, накануне даты подписания документа в Кишинёве с участием российского президента В. Путина, В. Воронин отказался от Меморандума. После этого началось заметное охлаждение российско-молдавских отношений, возникла пауза в переговорном процессе.
С тех пор политическая ситуация в Молдове, как мы уже выше отметили, ещё заметнее поменялась не в пользу России. За прошедшее время Республика Молдова и ПМР продолжали идти разными векторами развития в законодательной, культурной, финансовой, политической, образовательной и иных сферах. Выросло целое поколение молодых людей и в Приднестровье, и в Молдове, которые прошли общественную социализацию и воспитаны в разных государствах. Частный, но красноречивый пример: в нынешнем составе Государственной Думы РФ в двух фракциях ("Единая Россия" и ЛДПР) есть два молодых политика, которые являются выходцами из Приднестровья. Так какая может быть федерализация в рамках постепенно дрейфующей в сторону Румынии Молдовы, предполагающая включение в её состав ПМР, когда последняя является органической частью Русского мира и важнейшим геополитическим плацдармом евразийской интеграции? Некоторые аналитики предполагают, что речь идет о возможных совместных действиях российской и немецкой стороны в рамках соглашения 2010 г. о внешнеполитической комиссии, одной из задач которой является урегулирование приднестровского конфликта. Но насколько стратегические цели России и Германии здесь совпадают - большой вопрос. Кроме того, концептуальные противоречия в переговорном процессе сводятся к тому, что для Приднестровья любые отношения с Молдовой могут строиться только при сохранении независимой государственности ПМР, в то время как Молдова готова выстраивать свои отношения с Приднестровьем только как со своей частью, по отношению к которой Кишинёв исполняет роль управляющего центра. Проект федерации практически в любой форме под эгидой Кишинёва означает для Приднестровья отказ от независимой государственности, попрание воли народа, слом исторически сложившейся системы ценностей и социальных отношений, а также неминуемые репрессии в той или иной форме по отношению к значительной части приднестровского общества. Наиболее подходящий аналог - сценарии в Косово, Боснии и Герцеговине.
Принципиально были и остаются две возможности решения приднестровской проблемы в плане легитимации её государственно-правового статуса: 1) определение статуса Приднестровья в составе Молдовы; 2) признание права Приднестровья на государственно-правовое самоопределение, включая признание ПМР независимым суверенным государством. Основной аргумент, который выдвигается молдавской стороной в поддержку своей позиции, состоит в международно-правовом принципе территориальной целостности, трактуемого как невозможность признания ПМР со стороны других государств без согласия на то самого Кишинёва. Однако прецедент того же Косово, Абхазии, Южной Осетии, Тайваня и т.д. показывает иллюзорность подобного рода аргументов. Очевидно, что всё упирается в политические интересы сторон, точнее, в их интерпретацию с точки зрения ценностей и прагматизма. Планы размещения американской системы ПРО в Румынии, усиливающиеся тренды присоединения Молдовы к Румынии, историческая принадлежность Приднестровья к Русскому миру и воля его народа - вот основания для принятия обоснованного решения в Российской Федерации в определении политической стратегии на приднестровском направлении. Программа "минимум" - полноценная евразийская интеграция ПМР как самостоятельного субъекта во все интеграционные структуры; программа "максимум" - полноценная евразийская интеграция Республики Молдова. В последнем случае, два соседних государства могут рассмотреть вопрос об оптимальной форме государственно-правого построения двусторонних отношений. Пока же реальной и единственно возможной остаётся программа "минимум". Учитывая, что Россия и Приднестровье не имеют общей границы, эффективно действовать на приднестровском направлении Россия может только совместно с Украиной и в контексте евразийской интеграции. Но это отдельная тема.
Виталий Журавлёв