Станислав Тарасов: Кто на самом деле втягивает Азербайджан в войну против Ирана
Азербайджанские информагентства предприняли интригующий ход. Из пестрой американской политической аналитики, которая представляет собой "корзину с бумагами", откуда при желании можно вытащить все что угодно, бакинские журналисты достали фрагменты статьи известного эксперта Майкла Видлянски под названием "Iran`s Best Defense" ("Лучшая защита Ирана"), опубликованной в одном из западных изданий. "Азербайджанская сторона, испытывая давление со стороны США, всюду отрицает какое-либо антииранское сотрудничество с Израилем, - пишет Видлянски. - Сейчас Обама, как белка в колесе. Он даже попросил премьера Турции Эрдогана отправить письмо в Иран, в котором говорится о том, что США готовы принять иранскую ядерную программу". Видлянски, ссылаясь на мнение экспертов, также отмечает, что США ни в коем случае не следует нападать на Иран. По его словам, "это может стать и концом доверия к США". Что бы все это значило?
Дело в том, что по мере наращивания угроз со стороны Запада в отношении Ирана, эксперты придавали всё большее значение тому, что Баку вступил на путь активного военно-технического сотрудничества с Израилем. Баку приобрел у Израиля вооружений на полтора миллиарда долларов: 10 беспилотников, зенитные ракетные системы и радарную систему. Конечно, первый напрашивающийся банальный вывод звучит так: Азербайджан готовится к войне с Арменией из-за Карабаха. Но даже поверхностный анализ складывающейся ситуации свидетельствует о том, что Баку вряд ли решится сейчас на развязывание региональной войны.
Поэтому второй вывод звучит так: закупленное у Израиля оружие может быть использовано в операции против Ирана. Тем более что, что в последнее время во взаимоотношениях между двумя соседними странами пробежала "черная кошка". Появились рассуждения о нерешенности и пограничных вопросов, разразился скандал в связи с задержанием иранских сотрудников спецслужб в Азербайджане, стали выявляться элементы информационной войны. Как заявил известный азербайджанский политолог Зардушт Ализаде в интервью "Эхо Кавказа", "азербайджанские власти делают все, чтобы получить статус форпоста Израиля на Южном Кавказе" и что "инициатива ухудшения отношений с Ираном принадлежит Азербайджану". Действительно, в бакинских СМИ чаще стали появляться суждения экспертов о том, что "странам, лежащим в кавказском регионе и на Ближнем Востоке, не стоит гадать, когда именно произойдет удар по Ирану - летом, осенью или зимой", и что они "обязаны использовать паузу для укрепления своей собственной безопасности в будущей войне". Что же касается позиции России, то она описывалась следующим образом: "Москва может вынужденно втянуться в большую войну на Кавказе только в одном случае: когда физически ударят не только по ней, но и по Армении". Более того, в интервью ИА REGNUM директор Института по правам человека Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), депутат Милли Меджлиса Азербайджана Айтен Мустафаева со ссылкой на неназванные российские СМИ, заявила, что Генштаб РФ якобы подготовил план действий на случай нападения на Иран, который предусматривает перемещение российских войск в Армению.
Любопытно и то, что одновременно и в ряде турецких СМИ появились публикации о том, что у Израиля, как основного инициатора удара по Ирану, без Турции не будет возможности "сокрушить иранскую оборону". В этой связи многие турецкие эксперты приходят к выводу о том, что Баку, расширяя военно-техническое сотрудничество с Израилем в момент обострения его отношений с Турцией, начинает дрейфовать в сторону от союза с Анкарой, выставляя перед собой новые геополитические цели типа проекта "Большого Азербайджана". Речь идет о нашумевшем заявлении одного из азербайджанских парламентариев переименовать страну в "Северную республику Азербайджан". Одновременно в западных СМИ появляются сообщения об усилении роли иранских тюрок в общеиранской политике. На наш взгляд, это новое обстоятельство в определенной степени стало стимулировать действия турецкой дипломатии на иранском направлении. Так, Анкара предприняла невероятные усилия, чтобы переговоры Ирана с "шестеркой" по ядерной программе состоялись именно в Стамбуле. Напомним, что накануне Иран предложил перенести место переговоров в Багдад, а "шестерка" называла Вену или столицы некоторых скандинавских стран. После десятичасового диалога стороны выступили с оптимистическими заявлениями, отметив, что следующий раунд переговоров состоится 23 мая в Багдаде.
Скептицизм звучит только со стороны Израиля. Глава правительства Биньямин Нетаньяху считает, что Тегеран получил "в подарок" от "шестерки" международных посредников передышку. Действительно, передышка налицо и проблема сейчас в том, как стороны ею воспользуются. Иран в Стамбуле представил ряд новых инициатив по разрешению ситуации вокруг ядерной программы, заявил о готовности к конструктивному сотрудничеству с Западом и к компромиссам. Неслучайно и то, что именно в момент стамбульских переговоров министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз заявил, что Турция не намерена сворачивать энергетическое сотрудничество с Ираном, на что, похоже, рассчитывали в Баку.
Таким образом, Анкаре удалось на этом этапе через Тегеран разыграть азербайджанскую "карту". Вот почему статья Майкла Видлянски о том, что "азербайджанская сторона испытывала давление со стороны США в отношении Ирана", пришлась для бакинского агитпропа как никогда кстати, поскольку она имеет для него некоторый "оправдывающий и объяснительный характер".
Но "игра" еще не закончена. Появились сообщения о том, что до конца апреля в Закавказье должен побывать один из членов высшего руководства Государства Израиль. Его будет сопровождать ряд чиновников, в частности директор Департамента Центральной Европы и Евразии МИД Израиля Анна Азари.