Наталья Эфендиева: Сто дней после приказа: культура одного города
Первые сто дней Дмитрия Месхиева на посту руководителя петербургского Комитета по культуре истекут в ближайшее время. А в актив ему уже можно записать ряд резонансных действий (увольнение директора киноцентра "Родина", акция на День всех влюбленных) и заявлений.
По сделанному и пока лишь обещанному можно предположить, что новый председатель петербургского Комитета по культуре страдает мегаломанией в какой-то особо острой форме. Из Петербурга он хочет сделать культурную столицу. Но не российского масштаба или, хотя бы, европейского, а сразу - мирового. Вот так вот без обиняков - не больше и не меньше. Что же нужно для достижения сей замечательной цели? В сущности, не так уж и много. Следует объединить некоторое количество локальных петербургских кинофестивалей в один большой-большой. Тот же фокус совершить с театральными смотрами и конкурсами. К ним добавить фестиваль рок-музыки. И обрамить эти махины фестивалями фейерверков и световых шоу, в которых вовсю окультуриваемые петербуржцы нуждаются, видимо, особенно остро. Идею эту, кстати, можно развить дальше и провести, например, чемпионат (для начала - российский) по выдуванию мыльных пузырей. Тоже очень красиво, радостно, а главное - затраты будут не так уж и велики.
О том, чтобы продолжать поддерживать, к примеру, негосударственные театры, инициативу по ретроспективам и показам немого кино, проходящим в киноцентре "Родина", развивать кинофестивали с давней историей - то есть использовать уже имеющиеся ресурсы - разговор если и заводится, то как-то слишком неартикулированно и туманно.
Взять, к примеру, Кинофорум, вполне успешно состоявшийся в прошлом июле. Сама по себе идея мероприятия с программами европейских, азиатских, американских и прочих фильмов, которые вряд ли выйдут в российский прокат, замечательна. И публика нуждается в подобном киносмотре, что подтвердилось год назад. Разумеется, на бесплатных показах были переаншлаги. Так и на платных залы заполнялись на 75-85 процентов. Были собраны ретроспективы сразу нескольких кинорежиссеров: как известных публике (Марлен Хуциев), так и тех, о ком знают лишь специалисты (Александр Рехвиашвили, Наоми Кавасе). Провели несколько круглых столов, "построили" молодежный киногород и т.д. и т.п. Просветительская задача была выполнена на 100 процентов. И время выбрали подходящее - вторая декада июля, когда меньше конкурентов, в смысле широты мероприятий. Что же маячит впереди? А маячит сваливание в одну кучу нескольких местных киносмотров ("Фестиваль фестивалей", "Послание к человеку", "Виват, кино России", "Киноэкспо"), у каждого из которых уже есть своя публика, за много лет привыкшая к конкретным датам. Передвинуть же фестиваль предлагается с июля на сентябрь. Аргумент звучит удивительно - якобы осенью у нас случается немного значимых событий. На всякий случай напомним, что в это время в городе обычно проходят: Манхэттенский фестиваль короткометражного кино, фестиваль Александринского театра, фестиваль "Балтийский дом", фестивали национальных кинематографов, выставки в Эрмитаже и Русском музее, начинается театральный сезон и др.
К тому же, в сентябре есть еще и серьезные международные конкуренты - кинофестивали в Торонто (вторая декада) и Сан-Себастьяне (третья декада). Можно быть уверенным: и кинозвезды, и дистрибьюторы не будут раздумывать сверх меры куда им ехать и куда отдавать свои фильмы - в Канаду, Испанию или Россию. Ответ, что называется, на поверхности и организаторам петербургского киномероприятия придется изрядно попотеть, чтобы добыть достойные работы. Сообщение о том, что в этом деле поможет Марко Мюллер, восемь лет пестовавший Венецианский кинофестиваль, убеждает слабо. Благодаря, мол, его авторитету, связям и т.д., новый грандиозный кинофестиваль быстро окажется в лидерах. Хотя есть пример Торонто, которому понадобилось без малого двадцать лет, чтобы превратиться в одно из самых влиятельных мировых киномероприятий. Возможно, этот аргумент мог бы заставит посмотреть на вероятный мегакинопроект более здраво и менее прожектерски.
"Родина": рокировка в длинную сторону
Равно показательна история с увольнением Анастасии Караваевой, директора киноцентра "Родина". Уволили ее после новогодних каникул, и новость вызвала бурную реакцию у некоторого количества журналистов и кинокритиков. Правда, негодование, как нередко у нас случается, быстро сошло на нет. Все, кто хотели и могли, высказались и затихли. Ситуация же с "Родиной" осталась висеть в воздухе. А дальше произошла удивительная вещь. На освобожденное место назначили некую Марину Васильевну Масленок, допрежь возглавлявшую ООО "Пари Сервис", реализующую торговое оборудование. Не исключено, что госпожа Масленок с детства испытывает сильную и непреодолимую тягу к важнейшему из искусств. Но речь-то идет об управлении учреждением культуры. А зачем же тогда, спрашивается в задаче, совершать рокировку? А затем, что на свою беду старейший петербургский кинотеатр делит одно здание с Домом Кино, находящимся в ведении местного Союза кинематографистов под председательством Дмитрия Месхиева. "Родина" явно мозолит глаза и раздражает успешными проектами - сеансами немого кино под живую музыку, фестивалями фильмов нуар, датского и современного американского кино, ретроспективами прославленных режиссеров и т.п. А вот Дом Кино может похвастаться, разве что, свадебными банкетами, которые устраивают в его фойе. И раз так, то следует использовать административный ресурс, дабы остановить столь успешное движение соседей. Город и несколько тысяч зрителей лишатся единственной, по сути, площадки, где показывают кино, альтернативное коммерческому? Не беда! Взамен же сделают международный фестивальный центр, слив "Родину" с Домом Кино. Есть ли действительная нужда в новом образовании - а какая разница? Ведь все же делается исключительно во имя петербургской культуры и во благо горожан. И если еще в прошлом году была надежда на серию очередных заметных кинопоказов, то с этого года останется, видимо, предаваться воспоминаниям да легенды сочинять.
Петербургский День влюбленных: инструкция по применению
Хотя все вышеназванное пока меркнет на фоне аттракциона невиданной щедрости в честь Дня Святого Валентина. О том, что на 14 февраля жителей города ждет необычный подарок - билеты на спектакли и кинофильмы будут стоить 10 рублей, Дмитрий Месхиев сообщил на своей первой пресс-конференции 19 января. В итоге же вышло, что вроде бы и хотели хорошо сделать всем и сразу, а получилось как всегда. Далеко не все театры были готовы к таким жестам. Одним, по своему расписанию отдыхавшим во вторник, пришлось в спешном порядке находить какие-то спектакли и ставить в сетку. У других не было возможности внести коррективы - вместо сложных для неподготовленного зрителя постановок показать более легкие. Зато с кинотеатрами обошлись ловко - в этот праздничный день из расписаний исчезли "Фауст", "Опасный метод" и "Кожа, в которой я живу". По многочисленным письменным просьбам, по всей вероятности, особенно культурных граждан, эти картины заменили на более благопристойные и не травмирующие хрупкую психику влюбленных - "Джейн Эйр", "Любовь. Инструкция по применению" и "Океаны".
На пятимиллионное население пришлось лишь 12 тысяч билетов, часть из которых осела у спекулянтов. Но все перечисленное - полбеды. За несколько дней до начала акции, в ожидании бросовых цен, билеты в театры практически перестали покупать. Зато на сайте Комитета по культуре днем 9 февраля появилась новость об очередях с 6 утра и сметании билетов из касс всего за 15 минут. Завершалась она проникновенно-победоносными словами господина Месхиева: "Хочу поблагодарить всех горожан, которые поддержали акцию "День влюбленных". Я совершенно не удивлен, что акция так понравилась людям. Вот вам лучшее доказательство того, что культура сегодня очень нужна обществу. Считаю одной из главных задач Комитета по культуре сделать искусство доступным для всех". Дескать, как же это раньше никто не догадался таким немудреным способом осчастливить меньше трех десятых процента населения Петербурга. Теперь придется наверстывать.
Общество, действительно, нуждается в культуре. А российское - в особенности. Но почему даже первое обращение к искусству оборачивается начетничеством? Почему Петербург должен превратиться в мировую культурную столицу, не достигнув в этом даже регионального статуса? Как можно проводить акцию с недорогими билетами без предварительной и осмысленной подготовки всех участников? Для чего у зрителей отбирается единственный на весь город кинотеатр с неформатным репертуаром? Вопросы множатся. Внятных ответов до сих пор не появилось. В сухом остатке - личные интересы чиновников, поставленных высоко над культурой.
- Директору школы, где подросток ради хайпа ударил девочку, грозит увольнение
- Финский политолог объяснил, какой ясный сигнал Путин послал Западу
- Россиянам расскажут, как уберечь себя от сахарного диабета
- Членов семьи 7-летнего мальчика, погибшего при пожаре, спасла кошка
- Отделение ВС РФ 10 дней отражало атаки превосходящих по численности ВСУ