Астамур Антонович, какими правовыми актами руководствуется ваше ведомство, ведь на сегодняшний день закона о туризме в Абхазии нет?

Есть положение министерства, которое определяет наши права и обязанности. Разработан законопроект "Об основах туристической деятельности на территории Республики Абхазия", необходимость которого диктуется сегодняшним днем.

Каковы основные проблемы туристической отрасли, и что делается для их преодоления?

Проблема номер один - состояние наших объектов. В связи с грузино-абхазской войной мы отстали по уровню сервиса от остального мира. Действительно, есть единицы туристических объектов соблюдающих необходимый для удовлетворения потребностей любого туриста уровень. Обслуживающий персонал, откровенно говоря, неподготовлен, что тоже немаловажно. Нам надо обучать людей. 90% туристических объектов Абхазии находятся в аренде. Руководители этих объектов должны позаботиться и быть ответственны за повышение уровня сервисных услуг. Абхазию любят, знают, приезжают сюда отдыхать, и этот вопрос рано или поздно встанет. Человек, который тратит деньги на путевку, естественно хочет, чтобы сервис был обеспечен на должном уровне. Поэтому мы намерены требовать от владельцев туристических объектов высокого качества обслуживания.

Какую роль играет министерство в экскурсионном обслуживании туристов?

Экскурсионная деятельность контролируется министерством посредством выдачи лицензии на экскурсионную деятельность. Помимо шести государственных экскурсионных учреждений, действуют также семь коммерческих структур, которым разрешено проведение экскурсий на территории Абхазии. Все экскурсоводы проходят аттестацию в аттестационной комиссии при министерстве, в состав которой входят ученые Академии наук РА и специалисты министерства.

Какие действующие объекты остались сегодня за государством?

Их не так уж много: это "Айтар", объединение пансионатов курорта "Пицунда" и Новоафонский пещерный комплекс. В "Айтаре" уже отстроен целый курортный городок - двухэтажные коттеджи, со всеми удобствами. Считаю, что курорты должны выглядеть именно так. Высотки не вписываются в нашу природу, в облик города. Они должны быть компактные. Бесспорно, нужны и масштабные постройки, в том числе, и комфортабельные гостиницы.

Какова судьба курортных объектов, пострадавших в период войны?

Все объекты, взятые в аренду на сегодняшний день, функционируют. Это, в первую очередь, Гагра и Пицунда. Действительно, ряд объектов долгое время были законсервированы, но теперь там все восстановлено. Арендованные и приватизированные объекты перешли в ведение Госкомимущества. Сегодня есть потребность в наших курортах, у нас были прогнозы, но, признаться такого потока туристов мы не ожидали. Для нас это приятная неожиданность. Мы уверены, что наши курорты возродятся, даже те, кто отдыхал в Сочи в прошлом году, теперь рвутся в Абхазию.

Г-н министр, какое количество туристов отдохнуло в Абхазии за текущий курортный сезон?

На сегодняшний день в различных курортах Абхазии отдохнули около 300 тысяч человек. Безусловно, это намного меньше, чем в советское время. Тогда наши курорты за год посещало более 1 млн. организованных отдыхающих, еще столько же селились в частном секторе. Но, за последние годы у нас наблюдается явная тенденция к росту.

Чем это объясняется?

Красотой, климатом и гостеприимностью нашего народа в первую очередь! Туристы это всегда подчеркивают. Одним словом - любовь к Абхазии. И еще. Обстановка в стране стабилизируется, как бы этому не препятствовали грузинские власти. Дело еще и в том, что цены на абхазские путевки ниже российских, а условия отдыха не хуже. Абхазия постепенно возвращается на туристическую орбиту. А что такое Гагра, Пицунда, Новый Афон, Сухум россиянам объяснять не надо. Любовь старшего поколения России вновь привлекает людей в это райское место Черноморья. Страна у нас маленькая, но большой души.

Какие места наиболее излюблены и посещаемы курортниками?

Это - Рицинский Национальный Реликтовый Парк, Голубое озеро, знаменитая Новоафонская пещера, за один день эту пещеру посещают более 2 тысяч человек. Кстати, мы сейчас открываем новый маршрут- это отапская пещера "Абрскила", ведутся переговоры о возобновлении туристического маршрута Красная поляна - Ауадхара. Теперь всем приезжим можем предложить новый вид услуг - рафтинг: спуск на катамаранах по горным рекам. Мы подготовили наших ребят из числа бывших "скаутов Абхазии", теперь у них есть сертификаты инструкторов. Сплавляются они на безопасном участке реки Бзыбь. Там побывали российские рафтсмены, которые утверждают, что река Бзыбь - одна из самых интересных для этого вида спорта. Отмечу, что еще ни одна экспедиция не смогла преодолеть всю реку. У нас прекрасные условия для разворачивания треккинга, джиппинга и горного спелеотуризма - проблема лишь в отсутствии средств.

Какая сумма поступила в бюджет республики от курортов?

В прошлом году поступило более 19 миллионов рублей. В этом году в 2 раза больше. Основная доля дохода в бюджет поступает именно от курортов. Хочу отметить, что нашу экономику можно вытянуть только на курортном бизнесе. И Абхазия с надеждой смотрит на возрождение туристической отрасли и старается модернизировать инфраструктуру.