В регионах Юга России продолжают обсуждать перспективы Северо-Кавказского федерального округа, которому в январе исполнилось два года. Об опыте создания СКФО и перспективах Дагестана в интервью ИА REGNUM размышляет ректор Дагестанского института экономики и политики, доктор политических наук, заслуженный деятель науки Республики Дагестан Абдул-Насир Дибиров.

Какие проблемы помогло решить создание два года назад Северо-Кавказского федерального округа?

Создание СКФО само по себе не решало и не могло решить проблемы регионов, входящих в округ, и прежде всего проблемы Дагестана. СКФО был создан не столько как органичная часть вертикали власти, а как некий буфер в преддверии Олимпийских игр 2014 года. Одной из целей создания СКФО было изолировать проблемные северокавказские республики от Краснодарского края, где будут проходить основные события Олимпийских игр. Дагестан - это не только северокавказский регион, а прежде всего прикаспийский регион. И будущее Дагестана в большей степени связано не с Северным Кавказом, а с Каспием. С превращением Каспия в международное море изменяется геополитическое положение Дагестана, его экономические возможности. Более органичным было бы создание не Северокавказского федерального округа, а Прикаспийского федерального округа, куда входили бы Дагестан, Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области. В таком округе промышленный потенциал северных регионов соединялся бы с аграрным потенциалом южных регионов. Более благоприятная демографическая ситуация в Дагестане могла бы помочь решить проблемы занятости в северной части такого округа. Это позволило бы более целенаправленно проводить общероссийскую политику на Каспии.

Дагестан нужно отрывать от проблем. В Северо-Кавказский округ включили все проблемные, бедные субъекты региона. Закинули их в общий котел, чтобы сами решали свои проблемы. А в прикаспийской зоне коридор возможностей достаточно большой. Потенциал у республики есть, и он, прежде всего, связан с Каспием. Это позволит и разрулить этнополитическую ситуацию, потому что большая часть населения в округе будут русские.

Может ли проект создания курортного кластера и в целом Стратегия развития СКФО может решить системные проблемы Северного Кавказа?

Проект создания курортного кластера вряд ли будет реализован в условиях необъявленной гражданской войны. В Приэльбрусье, в Дагестане часто проводятся КТО. Наша довольно известная горнолыжная база Чиндир-Черо периодически закрывается.

Нужно начинать с развития того, что было. Дагестан в свое время был одним из самых мелиорированных регионов. Здесь была самая большая оросительная сеть в СССР. Почему сегодня не направлять ресурсы на развитие аграрного сектора? Все южные регионы являются аграрными. Почему бы не направить ресурсы на воссоздание современной мелиоративной системы, на строительство дорожных сетей? Многие проблемы южных республик связаны с миграцией из горных регионов. Особо проблематично то, что миграция происходит в сжатые сроки. Психология остается сельской, люди сразу не становятся городскими жителями. За двадцать лет в горах произошло опустынивание. Меняется этнический баланс. Двойственное маргинальное положение толкает переселенцев на крайности. В горах нужно обеспечить занятость. В советское время там работали и филиалы заводов, фабрики, и сельское хозяйство, - садоводство, скотоводство достаточно интенсивно развивалось. А развитие туризма - это уже второй этап. Когда есть реальная экономика, реальная занятость населения, можно создавать туристские комплексы. При наличии дорог, инфраструктуры частный бизнес сам пойдет и создаст туристские комплексы. Современные дороги сделают села ближе к городу, за 2-3 часа можно будет приехать, людям не будет необходимости переселяться в города. Они могут там жить, а работать в городе.

Сейчас муссируется тема упразднения федеральных округов. Имеется ли в действительности такая перспектива?

Упразднение федеральных округов вряд ли произойдет. Выборность губернаторов возвращают, но не потому, что власть воспылала любовью к демократии, а под давлением общества. В условиях выборности, когда губернаторы приобретают больше свободы и поле для маневра, я думаю, власть будет заинтересовано в сохранении такого промежуточного звена, как полпредства.

Системные проблемы возникли из-за того, что Северный Кавказ, по сути, явочным порядком вышел из правового поля России. Здесь законы действуют избирательно и воспринимаются как охранные грамоты для коррумпированной власти. Второй момент - власть в регионах тесно связана с криминалом. И бюджетные деньги используются неэффективно. Часть их используется по назначению, по крайней мере, мы в республике видим, что строятся новые объекты, дороги. Но большая часть этих денег просто расхищается. И население это видит.

У государства нет внятной политики в отношении Северного Кавказа, создается впечатление, что в условиях слабой легитимности власти северокавказский регион сохраняется как некий раздражитель, для общественного мнения, которое можно в нужный момент "взбодрить" на почве национализма для усиления собственной легитимности. Сегодня мы видим власть, которая на одном этапе пыталась оседлать либерализм, на втором этапе - консерватизм, а сейчас все больше скатывается к национализму, пытается оседлать русский этнический национализм. Это очень опасная политика. Хотя официальная риторика говорит о многонациональной сути РФ, на практике происходят противоположные процессы. Очевидно, что либерализм и консерватизм в стране не работают и носят подражательный характер, не привязаны к собственной исторической почве России. Идеология социализма себя дискредитировала. Проблема отсутствия ценностных ориентиров еще и в том, что, по сути, нет политических партий. Партии, представленные в Думе, работают в сговоре с Кремлем. В "нулевые" в России утвердилась практика таких политических сговоров.

При создании СКФО учитывался не только фактор олимпийских игр, но и исторический опыт. В царской России было наместничество, в СССР - Северокавказский край со столицей в Пятигорске...

Опыт создания Северокавказского края многие, в том числе и историки, считают неудачным. Я тоже придерживаюсь этого мнения. Руководство Дагестана все время боролось за то, чтобы выйти из этого края и подчиняться напрямую Москве. Как я уже сказал, будущее Дагестана связано с Каспием.. И не учитывать этот фактор в геополитических интересах России было бы неправильно. Это оправдано и с политической точки зрения. Дагестан - крупнейший регион юга, с растущим населением. Его проблемы должны решаться отдельно от других республик Северного Кавказа. Прикаспийский регион целесообразен и перспективен.