"У сектантских организаций в Армении есть свои интернет-странички, есть своя пресса и даже телеканалы. Понятно, что не они их открыли, но они купили работающих там людей. У них есть такая возможность. По крайней мере, для меня очевидно - существуют СМИ, в которых сектантские организации печатают все, что пожелают. Из таких изданий для меня, в частности, является газета "Грапарак", поскольку в ней печатаются материалы, направленные против деятельности Армянской Апостольской Церкви и в угоду сектам. В электронном издании "Лрагир" существует подчеркнуто антирелигиозная страница. Из этой же серии другое издание Religions.am. Я совершенно точно знаю, что, например, один из журналистов, работающих на телеканале "Кентрон", связан с самой агрессивной сектой "Слово Жизни". Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил настоятель ереванской церкви Святой Троицы, иерей Есаи Артенян, комментируя по его просьбе царящую в стране ситуацию, связанную с широким распространением различного толка религиозных организаций.

ИА REGNUM: Отец Есаи, ведь и не только названные вами конкретные СМИ выступают с критикой деятельности ААЦ? Не смешиваются ли здесь два различных понятия - скажем так, здоровой критики в адрес отдельных священнослужителей или негативных явлений в деятельности Первопрестола и реальной связи с отличными от ААЦ религиозными организациями, которые вы называете сектами?

Сегодня наши прихожане, да и просто люди, которые время от времени посещают наши церкви и присутствуют при службах и проповедях, порой высказывают свою озабоченность в связи с теми или иными упущениями ААЦ. Конечно же, мы готовы не только их выслушать, мы с ними сотрудничаем. Но, как правило, такие люди приходят к нам не только с критикой, но и уже с готовыми решениями, хотя бы с желанием помочь. Cвященник - не всемогущ, и не всегда моя проповедь может заинтересовать пришедших в церковь. Однако для нас совершенно ясна личина тех, кто обрушивается на церковь безосновательно, без какого-либо повода или причины, не имея подтвержденных и конкретных фактов. То есть мы имеем дело с исполнением проплаченного заказа.

ИА REGNUM: А насколько широко или глубоко распространяется в армянском обществе система "проплаченных заказов"? Я имею в виду, что во время одной из наших встреч вы сказали о переговорах "некоторых политических деятелей Армении с руководителями сект"?

Мне, конечно, неизвестно, с какой именно партией работают секты. Но какие-то, скажем так, определенные разговоры все же доходят до церкви и до священнослужителей. Например, о связи секты "Слово Жизни" и молодежного крыла Армянского национального конгресса. Я понимаю, что это достаточно серьезная и ответственная информация, а посему не могу настаивать на ее истинности и достоверности. Или же другой пример - все та же секта "Слово Жизни" и АРФ "Дашнакцутюн". Но повторюсь, что это - на уровне разговоров. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что, в частности, примерно 10 тысяч адептов уже упоминаемой секты - это реальный избирательный и управляемый электорат, а значит, представляет "лакомый кусок" для политиков. Вопрос лишь в том, что политики пообещают взамен, но особенно - каких уступок потребуют договаривающиеся с ними лидеры этой и других сект. К примеру, избирательный электорат "Свидетелей Иеговы" также насчитывает порядка десяти тысяч приверженцев этой секты.

ИА REGNUM: А в целом речь идет о 300 тысячах тех армян, которые не являются сторонниками ААЦ. По крайней мере, в прессе неоднократно озвучивалась именно эта цифра. Согласитесь, показатель достаточно впечатляющий для моноэтнической страны, которая испокон веков гордится тем, что 1710 лет приняла христианство как государственную религию - в лице ААЦ.

ААЦ продолжает делать то, чем характеризовалась ее деятельность на протяжении веков - доносит до паствы Слово Божье, заботится о сохранении в армянстве христианских и национальных духовных ценностей. Распространение же сект не имеет такого масштаба, как об этом пишет пресса. Цифра в 300 тысяч последователей сект - не соответствует действительности, это неофициальные данные, предложенные некими структурами и общественными организациями. При этом авторы этих расчетов обязательно указывают, что речь идет не только о тех, кто входит в секты. То есть этот показатель учитывает также 180 тысяч католиков, 40 тысяч езидов, прихожан Русской, Греческой, Ассирийской православных церквей. Если произвести простейшее арифметическое вычитание, то, по моим расчетам, в Армении останется максимум 100 тысяч человек, которые вовлечены в деятельность церквей евангелистского направления и сект - мормоны, "Свидетели Иеговы", "Слово жизни", "Голос Бога" и другие.

ИА REGNUM: Тогда почему же ААЦ не выступит с "вашим расчетом" в печати и не проинформирует общество о нем?

Я лично на всех встречах с журналистами об этом говорю, но как распоряжаются моей информацией СМИ - это другой разговор. Не так давно меня пригласили на одну телепередачу, в которой говорилось о деятельности сект, и там присутствовали представители различных точек зрения, а точнее, двух противостоящих лагерей. В рамках этой программы все эти цифры о количестве сектантов были озвучены, но по совершенно непонятным причинам в эфир она не пошла, хотя была анонсирована - показали рекламный ролик. Уже почти три месяца прошло, а в эфире Общественного телевидения передача так и не появилась. При этом спонсором и заказчиком передачи выступало Министерство спорта и по делам молодежи. Убежден, передача, раскрывающая истинную суть сект, именно по этой причине и не была показана. Иными словами, сектанты настолько влиятельны, что могут и подобные вопросы решать - разрешать или нет выход в эфир даже Первого телеканала той или иной передачи.

ИА REGNUM: А нет ли противоречия в том, что при подавляющем большинстве последователей ААЦ, которые составляют, по утверждению различных священнослужителей, 90% населения Армении, вдруг секты стали пользоваться таким влиянием? Чем это можно объяснить?

Они используют социальное положение людей, их стремление легко достичь изменений, а ни для кого сегодня не секрет, что, к сожалению, большинство населения Армении находится в тяжелом состоянии. Помимо этого, в сектах широко используются технологии зомбирования людей, для чего применяются всевозможные интеллектуальные и технические приемы, начиная с видеоэкрана, на котором проецируются простые формулы-предложения, с цветовых и звуковых эффектов, с музыки и исполнения хора. Например, в начале службы хор исполняет несколько гимнов, очень примитивных по содержанию и не имеющих никакого отношения к духовным ценностям и к духовной культуре. Как мне объяснил специалист - профессиональный музыкант, который лично присутствовал на этих собраниях, когда наступают паузы в гимнах, то каждый участник хора не замолкает, а продолжает что-то нашептывать. То есть участники вроде бы их не слышат, но вместе с тем и слышат. Также используется и сине-голубой фон, который, по утверждению специалистов, способствует усилению воздействия. И так далее.

В последнее время и не только в Армении мы часто слышим о том, что адептами секты "Слово Жизни", которая имеет широкую разветвленную сеть по вовлечению состоятельных и влиятельных людей, являются очень много представителей шоу-бизнеса. Не случайно, что их учение называется "евангелием благоденствия", и они обещают своим последователям - "приходите к нам и ваши доходы возрастут". В этой связи я не знаю, в чем конкретно выражался интерес, например, председателя Союза писателей Еревана Абгара Апиняна, который меня просил перед одной из встреч с журналистами, чтобы я не называл секту "Слово Жизни", дескать, в суд подадут. Но это мое право - говорить то, что думаю о них, и быть ответственным за каждое свое слово.

ИА REGNUM: На какой стадии находится судебный процесс в отношении последователей "Свидетелей Иеговы", которые не только занимались "ловлей душ" на территории церкви Святой Троицы, но и напали на вас, когда вы попытались воспрепятствовать им? И разве это не наглядный пример того, насколько уверенно и вольготно чувствуют себя секты в Армении?

Суд в связи с инцидентом продолжается. Они сначала пытались разными способами затянуть процесс, теперь перешли к новой методе - называют меня по мирскому имени, отлично зная, что тем самым наносят оскорбление священнослужителю, принявшему духовный сан. Все это делается лишь потому, что они уверены в провале уголовного дела - настолько все очевидно и ясно. Поэтому их усилия направлены на, чтобы процесс прервался и не возобновлялся. Сейчас пытаются обратиться с иском и начать уголовное дело против меня, якобы я нарушил их права, не дав возможности проповедовать на территории церкви. Иными словами, армянский священник должен был позволить сектантам заниматься "ловлей душ" на территории церкви Святой Троицы. А почему бы им не осуществлять свой промысел в самом храме?! Сам характер деятельности сект и та вседозволенность, с которыми мы сегодня сталкиваемся, свидетельствует о том, что у них есть слишком много прав как в законодательстве, так и в общественном сознании. В Армении много правозащитников, которые говорят о свободе совести, о правах человека. При этом с их стороны зачастую выдвигаются различные нелепые и несуразные тезисы, вплоть до того, что якобы ААЦ - это также секта и у нее столько же прав, сколько и у других церквей. Я не говорю, что они напрочь забывают об исторической роли ААЦ в сохранении армянской нации в самые судьбоносные моменты, и где были эти секты во время блокады и войны. Но почему они не вспоминают о правах детей, которых вовлекают в деятельность сект, или же не интересуются судьбами тех, кого попросту выгнали из дома за то, что они отказались вместе с другими членами семьи принимать участие в собраниях этих сект. А наша церковь каждый день сталкивается с такими примерами и каждый раз принимает непосредственное участие в их дальнейшей жизни. Но повсеместно выступают такого рода правозащитники - постольку, поскольку получают из Европы гранты и заказы, но не более того. Вот и выходит, что в собственном доме мы на правах гостей, или же большинство населения нашей страны становятся пленниками меньшинства.

ИА REGNUM: Известно, что готовится для слушаний и принятия в парламенте новый законопроект "О свободе совести и религии". Участвует ли ААЦ в этой работе и учтены ли в нем те насущные проблемы, о которых вы упоминаете?

Мне знакома новая редакция закона, и, по моему личному мнению, это незначительный, но шаг вперед. Например, считаю положительным то, что есть попытка дать более четкое определение "душеловства". Но в законе нет запрета на проведение проповеди в общественных местах и на улице, то есть это уже есть "ловля душ". Если я желаю услышать проповедь, то не пойду гулять на улицу, а зайду в церковь. Но если я отдыхаю, то почему ко мне могут подойти с проповедью - ведь тем самым нарушаются мои права. Есть немало и других замечаний, но главное, что весь процесс обсуждений обусловлен не из стремления к созданию в стране здоровой атмосферы на этом поле, а желанием удостоиться симпатий Европы. Но для Европы, что "Слово Жизни" и что Первопрестольный Эчмиадзин - одно и то же. Европа не понимает да и не обязана понимать, в чем особая ценность и важность ААЦ для нашего народа и государства. Это мы должны понимать и соответственным образом не только сформулировать, но и настоять на этом. В свое время была попытка вынести на обсуждения такой закон, в котором предусматривались определенные льготы ААЦ, но это провалилось. Европа отреагировала сразу, а здесь также сразу согласились с этим.

ИА REGNUM: А как же быть с тем, что мы говорим о "большинстве населения" и об исторической роли ААЦ?

Не думайте, что Первопрестольный Эчмиадзин сидит и ждет, пока примут этот закон. Соответствующие структуры ААЦ участвует в этой работе, в обязательном порядке высказывают свою точку зрения по тому или иному закону, выдвигают свои предложения. Другой вопрос - принимает парламент это или нет. Не Эчмиадзин ведь должен диктовать свою волю парламентариям, тем более, что у нас церковь отделена от государства. У депутатов свои убеждения, своя вера.

ИА REGNUM: Можно ли из сказанного вами понять, что последователи и прихожане ААЦ в парламенте составляют меньшинство?

Я не знаю, сколькие и кто именно из них составляют меньшинство. Но вся боль в том, что помимо личной веры, есть также направления внешней политики, государственные интересы и так далее. То есть это туго переплетенный клубок проблем, который мы не хотим распутывать. Но тем не менее, это придется когда-нибудь сделать и понять наконец, что для нас Европа и насколько сопоставимо предлагаемое извне с нашими духовными ценностями - что приемлемо, а что исключается. Я полагаю, что нашему обществу необходимо определиться - если мы равняемся на Европу, то почему нам привносят только то, что разрушает наше общество?!

Беседовал Валерий Гаспарян