Юрий Баранчик: Беларусь накануне перемен: официальный Минск в геополитической ловушке
Пиррова победа
Понятно, что речь идет о 19 декабря. Несмотря на озвученные (еще до получения белорусским ЦИК окончательно обработанных данных с участков) со сцены Дворца республики итоги оглушительной "победы" и последовавшую за этим кампанию по зачистке политического пространства республики от инакомыслящих, которая завершается сегодня, через четыре с лишним месяца, оглашением приговоров заключенным кандидатам в президенты, их сторонникам и иным гражданам республики, принявшим активное участие в событиях 19 декабря, белорусский режим до сих пор не пришел в себя и пребывает в каком-то чрезвычайно нервозном состоянии.
Это проявляется во всем. В продолжающемся разгроме оппозиционной инфраструктуры, от которой уже практически ничего не осталось, кроме диссидентствующих сектантских групп, в закрытии офисов партий, никому не причиняющих вреда, в тотальным контроле информационного пространства, проявляющемся в закрытии оставшихся наиболее читаемых независимых газет, попытках закрытия независимых популярных интернет-ресурсов, травле отдельных журналистов и т.д. Вроде бы уже все зачистили, однако нервозность не исчезает, наоборот, она нарастает, что следует из анализа отдельных заявлений официального Минска.
И правильно, поскольку одержанная таким образом победа не решила ни одной из поставленных перед выборами задач. Следовательно, ее итоги могут быть всегда пересмотрены теми, кто на Западе стоит за белорусской оппозицией. То, что Европа в данном случае уже на попятную не пойдет, видно из резолюции Европарламента, в которой содержится призыв к принятию экономических санкций в отношении отдельных граждан и предприятий республики. При этом отношения с Западом загнаны в полный тупик только из-за "сопротивления" официального Минска.
Сейчас начато вынесение приговоров ключевым оппозиционным фигурам. Так, лидер "Европейской Белоруссии" Андрей Санников получил 5 лет строгого режима. Где-то столько же получит и Николай Статкевич. Помягче приговоры будут лидерам движения "Говори правду". Европа пока молчит. Но как только будут оглашены последние приговоры, США и Европа резко активизируются. И эта активизация будет не только на уровне политической риторики и заявлений политиков или политических институтов. Вполне возможно, что против официального Минска действительно будут приняты меры экономического характера.
Самым действенной мерой, и это ни для кого не секрет, станет удар по белорусскому экспорту в Европу нефти и нефтепродуктов. Если Европа на это пойдет, к чему, кстати, ее давно подталкивают США, то это станет очень серьезной проблемой белорусской власти, которая только подтолкнет те экономические процессы, которые происходят в стране. Вместе с тем, введение моратория на белорусскую нефть и нефтепродукты внесет свои "нюансы" и в белорусско-российские отношения, поскольку санкции ударят и по интересам российских нефтяных компаний. Они вынуждены будут перестать поставлять нефть в республику и перенаправить ее на другие НПЗ. В результате республику может ожидать полномасштабный финансово-экономический кризис.
Следовательно, у официального Минска, с целью избегания экономического дефолта остается только один вариант реагирования на западное давление: уход под полный экономический и политический зонтик России. Сделать это можно только через приватизацию с участием российского капитала и дальнейшим введением российского рубля в республике. Это будет знак как Западу, что он ничего не в силах сделать, так и собственному населению, которое устало жить в состоянии непрерывного стресса из-за политических и экономических неурядиц последнего времени. Если белорусское руководство не сделает сильного шага, оно столкнется с войной на два фронта, чего ослабленная белорусская экономика просто не выдержит.
Введение российского рубля решит практически все нынешние проблемы белорусской валютной системы, и, прежде всего, оно уберет множественность курсов и необходимость конвертации валюты при сделках субъектов хозяйствования двух стран. Только этот шаг белорусской стороны позволит России взять руководство республики под свой политический зонтик и начать договариваться с Западом о путях выхода из сложившейся ситуации. Если этого шага не будет, тогда санкции окончательно взорвут белорусскую экономическую и финансовую систему.
Т.е. "молодую белорусскую государственность", этот "островок стабильности" в центре бушующей Европы стало очень сильно и очень быстро зажимать между молотом и наковальней. И зажимают исключительно потому, что тот геополитический бардак на этой территории, случившийся в связи с распадом Советского Союза, должен закончиться. Экономическое и политическое влияние России и Европы возрастает, и нынешняя "пустота" в "центре" Европы, которую собой символизирует микроскопическая в геополитическом плане Беларусь, должна быть заполнена.
Раньше, при прежних отношениях с Россией, тех, которые были до периода шараханий 2004-2010 годов, официальный Минск еще мог надеяться на то, что Москва его прикроет за просто так, за то, что "вместе гнили в окопах". Однако за этот период было сказано слишком много лишнего, такого, что не забывается. Эти шарахания уже обошлись белорусской экономике в десятки миллиардов долларов. И Россия, прекрасно понимающая ту ситуацию, в которой оказался официальный Минск благодаря своему "геополитическому чутью" и финансовой "смекалке", за просто так, за "чистый разговор о вечном", на помощь не придет. Уже не раз на этом горели. Поэтому только конкретика, скрепленная подписями и печатями, спасет официальный Минск от взрыва социально-экономической и общественно-политической ситуации в республике.
Вообще, официальный Минск после 19 декабря так и не пришел в себя, и поэтому не может логично оценить, что происходит, что начались совсем другие игры, и начать на это рационально реагировать. Реакция следует исключительно эмоциональная, что только ухудшает состояние межгосударственных отношений и положение республиканской власти как в глазах населения, которому надоело быть осажденной крепостью в центре Европы, так и в глазах своих важнейших партнеров по всему периметру границ.
Нервозность официального Минска объясняется именно этим. Тем, что нынешние суды только ухудшат ситуацию власти, а не решат те проблемы, которые возникли 19 декабря. Жесткая реакция Европы произойдёт. И с этим надо будет что-то делать. Но жесткая реакция Европы - это только один аспект проблемы. Другой ее аспект заключается в не менее жесткой экономической позиции России, и данный аспект имеет и политическое проявление: официальный Минск не выдержит экономических санкций со стороны США и Евросоюза, если помощь не окажет Россия. А тут могут быть вопросы - за что и почему? Остается только приватизация и российский рубль. Ради этого, возможно, Москва и вытащит своего союзника из костра западных экономических санкций. А, возможно, и нет - Ливию же не вытащили...
В связи с этим, напрашивается аналогия официального Минска со штангистом, который и в четвертом подходе смог поднять штангу на грудь, но толкнуть ее сил уже не оказалось. Так и стоит он со штангой на груди, ни присесть, ни вдохнуть, ни выдохнуть. Бросать - нельзя, а поднять - сил нет. Вместе с тем также очевидно, что не может такая ситуация продолжаться бесконечно долго. Ситуация должна разрешиться.
Довольно шаткое положение официального Минска между молотом США-ЕС и наковальней России вполне объяснимо, как и вытекающие из этого тревоги и нервозности белорусского руководства. Вместе с тем, из поля зрения политологов ускользает и еще один очень важный фактор внутриполитической жизни республики, который также заставляет нервничать высшее политическое руководство страны. Об этом - во второй части статьи.
Продолжение следует...
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Украинский боксёр Усик посвятил матери вторую победу над Фьюри
- Путин: «цивилизованному миру» нужно было разрушение России
- Польские наёмники уничтожены при зачистке Курахово — 1032-й день СВО