Закрытие предприятия "Медрадиопрепарат" уже сказывается на качестве жизни больных онкологическими заболеваниями и в конечном итоге приведет к увеличению смертности населения, заявляют врачи Московской межрегиональной организации "Общество ядерной медицины". Только в Российском онкологическом научном центре им. Блохина (РОНЦ) пострадает около тысячи больных в течение этого года. Половина из них - это онкологически больные дети, которым не смогут провести ни необходимой диагностики, ни лечения. В связи со сложившейся крайне серьезной ситуацией медики обратились к председателю правительства России Владимиру Путину.

Предысторию сложившегося положения корреспонденту ИА REGNUM Новости изложил заведующий лабораторией радиоизотопной диагностики ФГУ РКНПК Владимир Сергиенко. "Эти радиофармацевтические препараты (РФП), меченые короткоживущие изотопы испльзуются для диагностики в онкологии и кардиологии, - пояснил он. - Например, радиоактивный йод. В мире целый ряд раковых опухолей уже лечатся не хирургическим путем, а с применением подобных препаратов. Особенно это важно при диагностике и лечении детей, например, больных нефробластомой. Радиоизлучение в микродозах убивает раковые клетки, при этом не провоцирует других заболеваний, и позволяет не проводить операцию".

"Теперь эти препараты у нас кончились, так как завод "Медрадиопрепарат" закрылся, - констатировал Сергиенко. - Как это получилось? Летом правительство выделило крупную сумму денег Федеральному медико-биологическому агентству РФ, которому принадлежит предприятие "Медрадиопрепарат". Руководство предприятия тут же закрыло его на ремонт. Это абсолютно безответственное отношение руководства предприятия и чиновников ФМБА - при том, что президент России Дмитрий Медведев и министр Минздравсоцразвития Татьяна Голикова поддержали идею развития ядерной медицины в России!"

Напомним, проект межведомственной программы по развитию ядерной медицины в РФ, нацеленный на снижение заболеваемости и смертности от онкологических, сердечно-сосудистых и эндокринных заболеваний, глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова представила в конце апреля 2010 года, выступая в Обнинске с докладом на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России под председательством президента Дмитрия Медведева.

"Под этот доклад ФМБА схватило бюджетные деньги и закрыло завод на ремонт. То есть сделало все ровно наоборот! - констатировал Сергиенко. - Можно было бы все подготовить заранее, перенести производство на другие площадки, но этого сделано не было. Теперь нам приходится завозить метайодбензилгуанидин из Санкт-Петербурга - достигнута договоренность с Радиевым институтом им. Хлопина. Но период полураспада этого препарата составляет всего 9 часов. В итоге нам приходится закупать вдвое больше, а с учетом перевозки и прочих издержек цена одной дозы для исследования выросла с 14 тысяч рублей до 54 тысяч. Это бюджетные деньги, и их не хватает. Ведь на лечение нужно еще больше".

Как добавил заведующий лабораторией радиоизотопной диагностики РОНЦ Сергей Ширяев, завод "Медрадиопрепарат" разорвал все контракты с медучреждениями, которые он снабжал уникальными РФП. "Детские онкологи не знают, что теперь делать, ведь с 2003 года без метайодбензилгуанидина исследования вообще не проводятся, то же касается и дальнейшего лечения, - констатировал специалист. - Нужен и препарат стронций-89: он применяется для лечения метастаз костей... На заводе сейчас новое руководство, которое, видимо, не понимает, что они сделали. Российской онкологии просто перекрыли кислород".

Предприятие, по заявлению его руководства, откроется не ранее, чем через год (с учетом того, что в марте 2011 года у него истекает лицензия, и ее переоформление также займет несколько месяцев). Повернуть процесс вспять уже невозможно: в цехах разрушена система вентиляции, открыть завод сейчас не представляется возможным, пояснил Ширяев. "Если Минздрав принимает такие решения, то, что это за Минздрав, что за министр?" - задаются вопросом медики. Медики также отметили, что пока найдена замена только одному препарату. А четыре других изотопа просто нечем заменить. Это РФП на основе изотопа Галлия, Октриатид, меченный индием 111, РФП на основе стронция, применяемый для снятия боли у больных с 4-й степенью рака костей и натрия йодид.

"Учитывая подобное безответственное отношение к больным, вызывает большое сомнение в способности ФМБА участвовать в реализации программы "Ядерной медицины" в Российской Федерации. Тем более что по решению правительства с этой целью им уже выделено около 0,5 миллиарда рублей, - отмечают авторы обращения к Владимиру Путину. - В связи с тем, что наши обращения в соответствующие инстанции полностью проигнорированы чиновниками всех уровней просим Вас решить вопрос возобновления выпуска РФП предприятием "Медрадиопрепарат" ФМБА".

Справка:

По статистике, в США диагностические радионуклидные исследования проводятся в среднем 40 пациентам из 1000 в год, в Японии - 25, в Австрии - 10, в России - 7. В мировой медицинской практике используется около 190 радиодиагностических методов, а в России - 22 радиофармацевтических препаратов для компьютерной томографии, около 20 наборов (импортных) для радиоиммунного анализа, только 3 ультракороткоживущих радионуклида для позитронной эмиссионной томографии(ПЭТ). Между тем, в том же докладе весной 2010 года Татьяна Голикова отмечала, что ежегодно в радионуклидном лечении в России нуждаются около 50 тысяч человек.