Араз Ализаде: Военная база Турции в Нахичевани - "бред сивой кобылы"
Интервью ИА REGNUM Новости с сопредседателем Социал-демократической партии Азербайджана Аразом Ализаде
ИА REGNUM: Господин Ализаде, как вы относитесь к заявлению замминистра иностранных дел Армении Шаварша Кочаряна о том, что президент Азербайджана согласился в Санкт-Петербурге со сделанными главой России Дмитрием Медведевым предложениями по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта?
Начнем с того, что я, как и большинство политиков и экспертов, не знаю точно, какие именно предложения были сделаны на той встрече трех президентов в Санкт-Петербурге. Судя по тому, что эти предложения до сих пор в официальной печати не появились, можно судить о том, что они носили конфиденциальный характер. Двое участников - главы Азербайджана и России, как и подобает настоящим мужчинам и джентльменам, до сих пор не сказали журналистам ни слова о сути переговоров, один - бывший полевой командир в Карабахе и нынешний президент Армении Серж Саргсян это использует в своих целях, и говорит сотрудникам СМИ всё, что заблагорассудится. Это обстоятельство показывает, что армянский руководитель не может держать даже данное слово, не говоря уже о выполнении каких-либо масштабных договоренностей.
В пользу того, что предложения носили неофициальный характер, говорит и то, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ до сих пор не заявили, что это консолидированные предложения этой организации и не озвучили их суть. Неудивительно, что на столе азербайджано-армянских переговоров в настоящее время лежат только обновленные Мадридские принципы, от признания которых, кстати, официальный Ереван всячески пытается увильнуть.
Я допускаю и следующее. Не самый сильный знаток русского языка, Серж Саргсян по завершении переговоров мог невольно представить своему окружению их содержание в искаженном виде. Ну а дальше мог включиться принцип "испорченного телефона", когда при каждой новой передаче из информации выпадают одни детали, вместо которых появляются другие. Поэтому нет смысла комментировать утверждение Шаварша Кочаряна, который говорит с чьих-то слов. Как гласит азербайджанская пословица: слепой говорит, что видел...
ИА REGNUM: Визит президента России в Армению в первую очередь запомнился выводом военно-политического сотрудничества этих стран на максимально высокий уровень. Какие, по-вашему, предложения, кроме недавно озвученных российский торгпредом в Азербайджане Юрием Щедриным, Медведев везет в Баку, чтобы "залечить свеженанесенную рану"?
Лично для меня в подписанном в Ереване протоколе по 102-й российской военной базе в Гюмри, ее функциям и срокам размещения в Армении, не было ничего неожиданного. Сегодняшние проблемы безопасности Армении не отличаются от вчерашних или позавчерашних. Но, учитывая напряженность, которую Соединенные Штаты и их союзники нагнетают вокруг ядерной программы Ирана, Россия должна была заявить о себе, напомнить о себе как о крупном региональном игроке с большими возможностями. На Западе должны помнить свои маневры вокруг Ирана в начале Второй мировой войны, когда терпение Советского Союза лопнуло, и он первым вошел в эту страну. И сейчас Россия способна направить события вокруг Ирана в нужное для себя русло. Что же касается обеспечения ею, согласно протоколу, безопасности Армении, то данное обязательство носит символический характер. Россия и без того, как главный фигурант ОДКБ должна была гарантировать безопасность Армении. Было бы смешно, если дела обстояли наоборот. Но давайте посмотрим фактам в глаза: реально никто из соседей на Армению, страну, население которой прозябает в нищете и голосует ногами, нападать не собирается. Кому нужна такая страна с нескончаемым потоком проблем, которой неминуемо, если она не заключит мир с Азербайджаном, грозят полное запустение и упадок?!
То есть не думаю, что расширение функций 102-й базы в Армении может серьезно беспокоить официальный Баку. В случае, если Азербайджан начнет операцию по освобождению Нагорного Карабаха и других своих оккупированных территорий, наши военные не переступят границу с Арменией, то есть и в этом случае ничто безопасности последней угрожать не будет.
ИА REGNUM: Смотря что понимать под территорией Армении. Немногие помнят, что до распада СССР Азербайджан имел два анклава в Армении, а та - один в Азербайджане. То есть формально и Азербайджан удерживает крохотную часть армянской территории, а значит, нарушает безопасность этой страны...
Мы говорим о настоящем времени. Существуют признанные мировым сообществом границы государств, в том числе и Армении, которые Азербайджан нарушать не собирается. А значит, нет ни малейшего повода для беспокойства и вмешательства ОДКБ в возможную войну, когда все мирные средства заставить агрессора возвратить оккупированные территории будут исчерпаны. Скажем, в Южной Осетии были размещены российские миротворцы, и потому военная операция ВС Грузии была расценена не как попытка восстановления территориальной целостности страны, а как нападение на Россию. В нашем случае, слава Аллаху, миротворцев нет и не нужно бояться "данайцев, дары приносящих".
ИА REGNUM: Многих в Азербайджане и Армении, по-прежнему, живо интересует правдивость информации, озвученной на днях политологом Габилем Гусейнли, согласно которой, в Баку ведутся турецко-азербайджанские переговоры об условиях размещения в Нахичевани военной базы Турции. Ваши комментарии...
Если называть вещи своими именами, то это бред сивой кобылы. Никаких военных баз иностранных государств в Азербайджане нет и быть не может, согласно Конституции АР. За исключением, практически фантастических обстоятельств. Напомню, что и Габалинская РЛС, арендуемая Россией, служит интересам и Азербайджана и, строго говоря, не является военной базой. Можно даже не принимать во внимание тот факт, что Турция как член НАТО не может без согласия альянса размещать военные базы за своими пределами. В принципе, данная информация, это плод фантазии Гусейнли, а она у него богатая.
Приведу пример. Как-то я участвовал с Гусейнли в дебатах на Общественном радио и он заявил, что много американских президентов пребывали на своих постах выше двух сроков, и что на это в Конституции США ограничений нет. Я напомнил, что на высший пост в США избирался четырежды лишь Франклин Делано Рузвельт, и то нужно учитывать, что шла мировая война. После чего я добавил, что если Гусейнли докажет, что еще кто-то, кроме Рузвельта избирался в Соединенных Штатах на этот пост выше двух раз, то я буду лоббировать его избрание в академики.
Беседовал Рафаэль Мустафаев
- В Абхазии заявили, что не нуждаются в солидарности президента Грузии
- Си Цзиньпин: конфликт на Украине нужно разрешить миром — 997-й день СВО
- В России растёт число библиотек будущего
- Кремль знал, что США будут искать «жучки» в подаренном Путиным Трампу мяче
- Две авиабомбы ВСУ сбили в приграничных районах Курской области