Жизнь коренных соловчан существенно изменилась после того как на Соловках стали происходить изменения. Еще несколько лет назад, когда руководителем Соловецкого музея был Михаил Лопаткин, на островах велась активная деятельность по вовлечению местных жителей в туристическую отрасль. Тогда Соловецкий музей был инициатором повышения активности местных жителей - это считалось залогом успешного развития территории. Сейчас местные жители уже не видят своей роли в развитии островов, так как ведущую роль постепенно принимает на себя Соловецкий ставропигиальный монастырь.

О том, как изменения на Соловках видятся жителям островов, подробно рассказывается в их письме президенту России и премьер-министру. ИА REGNUM Новости публикует его полностью:

"Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву;

копия: председателю правительства РФ Владимиру Путину

жалоба.

Уважаемые Дмитрий Анатольевич и Владимир Владимирович!

Вам жалуются граждане Российской Федерации - жители сельского поселения Соловецкое (Соловецкий архипелаг) Архангельской области. Мы вынуждены обратиться к главным лицам нашего государства в связи с ситуацией, сложившейся вокруг нашей малой родины - Соловецких островов.

Мы живём на Соловках. Уже несколько поколений соловчан считают острова своей Родиной. Мы здесь рождаемся, воспитываем детей, живём и умираем. Может быть, Вы не знаете, но у нас есть кладбище, где лежат наши родители, родственники и друзья... Нам нравится жить на Соловках, мы любим свою Родину, и готовы сделать всё для её истинного возрождения и процветания. Но только в том случае, когда варианты возрождения и процветания предусматривают и наши интересы. Заботясь о ближних своих, добавим: и интересы наших ближних - детей, стариков, друзей...

Мы просим Вас объяснить нам суть происходящего на наших островах, и нашу роль в происходящем. Давайте обо всё по порядку.

Мы тяжело пережили перестройку. Мы понимаем - в тяжёлый час стране не до нас - острова всегда на отшибе. Тем не менее, мы не бросили свою Родину, участвовали в восстановлении Соловецкого музея, наш труд был отмечен включением памятников наших островов в список Федерального наследия и в список ЮНЕСКО - список мирового наследия. Сегодня же у нас сложилось убеждение, что наше государство больше не нуждается в нас - своих гражданах. Позвольте Вам изложить суть наших опасений. Мы приветствовали в 1991 году восстановление Соловецкого ставропигиального монастыря. Тогда нам казалось, что за возрождением монастыря должно последовать и возрождение посёлка - улучшение качества нашей жизни, модернизация островов и нашего быта. И даже редкие реплики наших новых соседей - монахов - не настораживали нас, несмотря на то, что уже тогда монастырь вступил в конфронтацию с Соловецким музеем и заявлял о своей главной цели - о полном владении Соловецкими островами. Надо сказать, что большинство работоспособного населения нашего посёлка работает в Соловецком музее, а потому всё, что происходит в отношениях федерального музея и ставропигиального монастыря, напрямую влияет на нашу жизнь. Как говорится - паны дерутся - у холопов чубы трещат.

Что только не происходило на наших глазах за последние десять лет! И когда в 2001 году Соловецкий монастырь заключил договор с Соловецким музеем о совместном использовании памятников религиозного назначения - мы уже тогда воспринимали этот шаг как очевидное давление РПЦ на правительство Российской Федерации. РПЦ был передан огромный остров Анзер (24 кв.км.), имеющий водные источники и дороги, доступ на который был перекрыт частной охраной, нанятой Соловецким монастырём, а за высадку на остров (в нарушение всяческих законов) сегодня требуется плата: необходимо заплатить либо за музейную экскурсию, либо посетить остров по "благословению", как стыдливо называется та же самая оплата экскурсий в паломническом бюро Соловецкого монастыря. В нарушение всех конституционных норм свободное перемещение по острову Анзер сегодня запрещено.

Множество событий происходило в жизни нашего посёлка. В 2002 году монахи Соловецкого монастыря произвели самозахват федерального памятника - скита на горе Секирной. Но, будучи законопослушными гражданами, мы никак не могли воздействовать на отношения патриархии и Российской Федерации. Мы не роптали, когда наших детей, занимавшихся в Соловецком яхт-клубе, попросили удалиться со Святого озера в морскую акваторию, где мы не могли обеспечить безопасность их занятий парусным спортом, а потому просто прекратили их обучение. Правда, ходить им стало вовсе некуда - ведь Дворца Пионеров у нас отродясь не бывало.

Был поселковый клуб, но в 2006 году по настоятельной просьбе монастыря в нашем клубе перестали проводить дискотеки для молодёжи. Сначала - в дни постов и религиозных праздников, а сегодня - и вовсе перестали. А уж когда в 2007 году по телефонному звонку из областной администрации у нас запретили показ фильма "Код да Винчи", мы стали первой и (пока) единственной территорией в России, где показ фильма был запрещён по идеологическим соображениям. К слову сказать, мы уже четыре года живём без поселкового клуба: номинально он есть, но череда "телефонных" запретов сделала невозможным показ кинофильмов и проведение увеселительных мероприятий.

Как государственные служащие, мы тоже могли бы выразить своё опасение: ведь в 2009 году по благословению архимандрита Мефодия во внутреннем дворе комплекса хозяйственных амбаров (федеральных памятников XIX века) была вкопана цистерна мазута, и организована неофициальная монастырская топливозаправка. Но большинство из нас работает в Соловецком музее, и после того как директором нашего (федерального!) Соловецкого музея был назначен церковный сановник - архимандрит Соловецкого монастыря - мы не можем свободно выражать своё отношение к происходящему, потому что обладание собственным мнением грозит увольнением и потерей заработной платы, весьма актуальной при проживании на островных территориях. Кстати, по поводу заработной платы: с приходом на должность директора музея архимандрита монастыря, зарплаты были урезаны почти в половину.

И в этот момент нам стало понятно, что наше государство просто отдало нас на откуп очередным "великим" целям. Когда в 2009 году прокуратура Архангельской области издала постановление о закрытии некоторых соловецких дорог для движения автобусов из-за аварийного состояния мостов и угрозы жизни туристов, а Соловецкий монастырь игнорировал это постановление прокуратуры, мы осознали, что мы больше не живём в Российской Федерации - и вслед за монастырём стали нарушать постановление прокуратуры. Потому что мы считаем, что закон должен быть един для всех.

В 2009-10 годах мы всеми силами отбивались от навязываемого нам решения о строительстве нового микрорайона для жителей посёлка. Предлагалось построить новый микрорайон... в лесу, в нескольких километрах от моря. Видимо, власти не знают, что наша жизнь напрямую связана с морем. Население и название уже посёлку придумало - "Резервация". Но внезапно планы о новом посёлке отпали сами собой.

Зато 30 июня 2010 года губернатор Архангельской области Илья Михальчук, говоря о концепции развития Соловков, заявил: "...Туристы будут находиться на островах строго ограниченное время. Размещать гостей на ночной отдых можно будет в отелях на материке, а гостиницы архипелага предоставить паломникам, которым необходимо намного больше времени для посещения монастыря...". И, хотя с уменьшением заработных плат в музее обслуживание туристов стало для нас насущной необходимостью, нам угрожают лишением нас летних туристических заработков. Никак более мы не можем расценить подобные заявления.

В желании "ограничить" соловецкий туризм (и без того - небольшой), мы видим не желание церкви улучшить жизнь на островах, а элементарную жажду наживы: ведь на остров смогут приезжать только те, кто купит "паломническую путёвку", а это значит, что весь оборот соловецкого туристического бизнеса попадёт в один широкий карман - церковный. Это даже не разделение по "религиозному признаку", хотя и выглядит таковым. Фактически, это захват соловецкого туристического бизнеса, благодаря которому мы живём на островах. Лишив нас заработка, Вы обречёте нас покинуть свою Родину - Соловецкий архипелаг. То есть - мы можем стать первыми гражданами России, вынужденными просить убежища за рубежом из-за религиозных притеснений на родине.

Итак, мы жалуемся! Мы жалуемся высшим лицам Российской Федерации, хотя мы понимаем, что именно Вы и создали такую ситуацию в нашей жизни и на наших островах. Мы оскорблены наплевательским отношением к нам - гражданам Российской Федерации. Нам стыдно наблюдать, как под термином "модернизация страны" происходит архаизация сознания народа, разбазаривание музейных ценностей, клерикализация государственных функций. На нашем примере мы видим, что президент и председатель Правительства РФ так и не нашли в себе силы и мужество создать настоящее гражданское общество, в замен которого нам сегодня предлагают неосоветский строй с РПЦ в роли КПСС. И пусть наш посёлок - следствие истории страны, но мы не хотим быть жертвами этой истории.

Мы требуем разработки и общественной публикации программы развития наших островов, которая учитывала бы не только интересы церковников и власть придержащих, но интересы всего населения посёлка, мнение экспертов туризма и специалистов музейного дела независимо от его религиозной, этнической и политической принадлежности. Потому что мы и есть - народ России.

С уважением, жители посёлка Соловецкий. Архангельская область. Август, 2010 года".

Как пишет известный архангельский блоггер Кочегар, в настоящее время жители Соловков собирают подписи под этим письмом.