Интервью ИА REGNUM Новости с независимым азербайджанским экспертом Тогрулом Софиевым.

ИА REGNUM Новости: Господин Софиев, насколько, по-вашему, отражает действительность сделанное президентом Турции Абдуллой Гюлем в Астане заявление о том, что его визит весной 2009 года в Ереван "в какой-то степени расшатал статус-кво" в армяно-азербайджанском конфликте?

Думаю, статус-кво не только в указанном конфликте, но и во всём южнокавказском регионе и не "в какой-то степени", а основательно пошатнула пятидневная августовская война в 2008 году. А футбольная дипломатия турецкого президента, равно как и вбрасывание в большую политику премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом проекта "Платформы сотрудничества и стабильности на Кавказе" - это реакция Анкары на произошедшие изменения - сначала всяческую поддержку, а затем и признание Россией независимыми государствами Южной Осетии и Абхазии.

Турецкое правительство понимает, что нельзя жить счастливо в окружении неблагополучных соседей и поэтому пытается всячески способствовать решению их проблем и, в первую очередь, проблем в сфере безопасности. Другое дело, что на Южном Кавказе видимых успехов Анкары, в том числе и в урегулировании карабахской проблемы, пока нет. Лично меня привлекли другие слова, сказанные Гюлем на совместной пресс-конференции с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в Астане: если в ближайшие два года ничего в существующем статус-кво не изменится, то и в последующие 10 лет ничего не переменится, и от этого никто не выиграет.

Из них следует, что у турецкого премьера есть достаточно большие надежды на достижение существенного прорыва в азербайджано-армянских переговорах в 2010-11 годах. Эти надежды можно считать довольно обоснованными, если учесть, что президент России Дмитрий Медведев, судя по публикациям турецких СМИ, обещал турецкому руководству, что увеличит усилия по урегулированию карабахского конфликта. Вполне возможно, что Армения вернет Азербайджану первые два из семи оккупированных его районов за пределами Нагорного Карабаха. Это даст возможность Турции ратифицировать цюрихские протоколы и открыть границу с Арменией. Возможно, в качестве ответного жеста доброй воли частично общую границу с Арменией откроет и Азербайджан. Но если совместные российско-турецкие усилия успехом не увенчаются, то карабахский процесс, а вместе с ним и другой - разблокирования Турцией границы с Арменией - будут заморожены, и мы будем наблюдать очередную десятилетку бесплодных переговоров. Очевидно также, что если не произойдет чего-то экстраординарного, Баку не начнет военную кампанию по освобождению азербайджанских земель. Хотя бы потому, что, во-первых, и не пытался это сделать до сих пор, во-вторых, трудно надеяться, что Россия оставит Армению воевать в одиночку с Азербайджаном. Но, рано или поздно, и в Ереване поймут, что частичная изоляция от внешнего мира, сидение на пороховой бочке, пусть и с какими-то козырями в руках, далеко не самое выигрышное статус-кво.

ИА REGNUM Новости: Наполнилась ли выдвинутая без малого два года назад турецкая "Платформа сотрудничества и стабильности на Кавказе" реальным содержанием или продолжает оставаться "набором благих пожеланий", которыми устлана дорога, мягко говоря, не ведущая в храм? Продвигает ли Анкара процесс обнуления проблем в отношениях с соседями?

Начнем с того, что по большому счету этой идее не два года, а целых 10 лет, причем была она выдвинута в период нахождения у власти девятого президента Турции Сулеймана Демиреля и называлась "Пакт стабильности на Кавказе" (по аналогии с "Пактом стабильности для Юго-Восточной Европы"). Тогда мировому сообществу, занятому решением проблем на Балканах, не было резона переключаться на Кавказ и демирелевская инициатива, что называется, была положена в долгий ящик.

Что же касается нынешней "платформы", то формально ее одобрили Россия и другие серьезные игроки, но вместе с тем было ясно указано, что данная инициатива не может подменить "минский формат" азербайджано-армянских переговоров. У этой "платформы" нет внятно указанного порядка и сроков действий и она, как вы указали, продолжает оставаться "набором благих пожеланий".

В принципе во внешней политике Анкары пока два серьезных успеха - установление отношений на уровне стратегического партнерства с Москвой и достаточно доверительных, я бы даже сказал, приятельских отношений с Тегераном. Но ни с кем из других соседей полной аннигиляции проблем в отношениях так и не произошло.

Скажем, в декларировано братском Баку и еще больше во "всего лишь" дружеском Тбилиси были и остаются силы, относящиеся к турецкому правительству с недоверием, причем немалую роль в этом играет постепенное разрушение исламистской правящей партией Турции демократических ценностей, завещанных основателем Турецкой Республики Мустафой Кемалем Ататюрком. В отношениях с Афинами, Софией часть проблем сглажена, другая остается. Про Никосию и Ереван и говорить нечего. Отношения с арабскими странами, традиционно не забывающими многовековое пребывание в Османской империи, связанное не с самыми приятными воспоминаниями, оставляют желать много лучшего, а от былой дружбы Анкары с Тель-Авивом не осталось и следа. Для довершения картины остается добавить, что и Евросоюз не спешит раскрыть свои объятия Турции, а лоббирование ее движения в ЕС со стороны США уменьшилась. Вместе с тем повторю, что жду позитива для южнокавказского региона от складывающейся оси Москва - Анкара. Предвидя вопрос - зачем это нужно Кремлю, скажу, что одним из самых больших выигрышей России от союза с Турцией может быть выбивание почвы из-под ног северокавказских боевиков, прячущих свои сепаратистские устремления под религиозными знаменами. Если такая большая мусульманская страна как Турция, в которой, как и на Северном Кавказе преобладают сунниты, будет осуждать этих боевиков, то их ряды основательно поредеют. Турция также может вложить инвестиции в Северный Кавказ, создать здесь тысячи новых рабочих мест. Она же может помочь в восстановлении переговоров российских и грузинской дипломатии. В то же время она в обозримом будущем не будет иметь сил для конкуренции в регионе с Россией. В отличие от заметно активизировавшегося на этом направлении Ирана...

ИА REGNUM Новости: Что вы ждете от назначения бывшего американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза на должность посла США в Азербайджане?

Самое хорошее в этом назначении то, что, наконец, прекратятся инсинуации на тему: Баку и Вашингтон чуть ли не ведут друг против друга необъявленную холодную войну. Хотя, дым был не совсем без огня. Ведь и в самом деле посольство США в Азербайджане после отъезда Энн Дерси около года оставалось "обезглавленным", президент Ильхам Алиев не был, в отличие от своих грузинского и армянского коллег, приглашен на ядерный саммит в США; международные влиятельные (как правило, проамериканские) организации все чаще приходили к выводам о том, что в Азербайджане сворачиваются демократические свободы...

Но правильнее было бы объяснять годовое отсутствие американского посла снижением у новой администрации Белого дома интереса ко всему южнокавказскому региону. Что же касается ядерного саммита, то главу Грузии пригласили задолго до его проведения, а президента Армении - исключительно с целью подтолкнуть к нормализации отношений с Турцией. Теперь по демократии. Да, с ней дела в Азербайджане обстоят не ахти как, но ведь, скажем, на Ближнем Востоке есть государства, где её отродясь не было, но Вашингтон поддерживает с ними едва ли не идиллические отношения.

Теперь о новом американском после в Азербайджане. Я не понимаю причины некоторой эйфории в Баку и истерики в Ереване. Несомненно, Мэтью Брайза - опытнейший дипломат, хорошо знающий проблемы Южного Кавказа и в особенности нагорно-карабахскую, которой он занимался в качестве американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Он может на новом посту продолжить попытки содействовать решению азербайджано-армянских и турецко-армянских проблем, но получится ли что-то из этого? Напомню, несмотря на массу оптимистичных его заявлений, мы так и не увидели прорыва в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. А ведь тогда он был нейтральным посредником, а теперь становится послом в одной из конфликтующих стран.

В Ереване Брайзу записали в супердрузья турок еще тогда, когда он женился на американке с турецкими корнями Зейно Баран и мало того, пригласил на свою свадьбу главу МИД Азербайджана и некоторых других азербайджанских государственных мужей. Дальше - больше. Узнав о представлении его кандидатуры президентом США на утверждение сенату, Армянский национальный комитет Америки обратился к сенаторам с настоятельной просьбой подробно изучить его дипломатическое прошлое. Наверное, в комитете надеются: сенаторы обнаружат, что Брайза неровно дышит к тюркам, а значит, пылает враждой к армянам, то завалят его кандидатуру. А если нет, то прощай завоеванные, вернее оккупированные азербайджанские земли, включая Нагорный Карабах.

Ну и буквально умиляют ожидания некоторых достаточно опытных политических фигур в Баку, причем как представителей власти, так и оппозиции. Оказывается, назначение Брайзы послом в Азербайджане может способствовать интеграции Азербайджана в Евроатлантическое пространство и демократизации страны, а также придать динамизм двусторонним отношениям с Америкой. Он на новом посту, мол, еще более активизирует усилия по мирному урегулированию карабахской проблемы, подтолкнет Ереван к возвращению оккупированных районов с одновременным открытием всех армянских границ. Увы, в обеих столицах не все помнят, что посол - это всего лишь чиновник, проводящий в стране назначения линию своего правительства, причем строго в рамках должностной инструкции и указаний начальства...

Беседовал Рафаэль Мустафаев