Чингиз Велиев: Пустые карманы толкают Румынию к фантастическим прожектам и ссоре с Киевом
Интервью ИА REGNUM Новости с независимым азербайджанским экспертом в топливно-энергетической сфере, кандидатом технических наук Чингизом Велиевым.
ИА REGNUM: Как вы можете прокомментировать заявление госсекретаря министерства экономики, торговли и бизнес-среды Румынии Тудора Сербана о том, что OGIR - проект транспортировки природного газа из Каспийского региона в Европу через Азербайджан и Грузию - может быть осуществлен быстрее, чем NABUCCO?
Чем больше возникает проблем с транспортировкой азербайджанского природного газа со стадии-2 проекта "Шах Дениз", тем больше "экзотических" проектов появляются на свет. Вызывает недоумение: несмотря на то, что, мягко говоря, еще далеко не доведен до ума проект NABUCCO, в изобилии генерируются новые его "братья". Как правило, они порождаются теми государствами, которых пустые карманы заставляют в поисках грантов заниматься подобными фантастическими прожектами. Тем более, что технико-экономического обоснования указанного господином Сербаном варианта транспортировки газа никем просчитано не было. Что же касается Азербайджана, то здесь отнюдь не против очередной бесплатной пиар-кампании вокруг "несметных" запасов газа.
ИА REGNUM: Чем, по-вашему, вызвано столь большое расхождение в румынской и азербайджанской оценках стоимости проекта OGIR?
Действительно, в свое время глава азербайджанской госнефтекомпании SOCAR Ровнаг Абдуллаев, высказываясь об этом проекте, заявил, что для реализации AGIR потребуется от 7,5 до 14 миллиардов долларов. Где SOCAR возьмет такие деньги, непонятно. Но, думаю, в любом случае не у Румынии или Грузии. Кроме того, Национальные компании Romqaz (Румыния) и SOCAR, которые предлагаются для строительства терминалов по отправке и приему сжиженного газа, никогда и нигде в проведении подобных работ замечены не были. Не говоря о том, что они вообще не располагают технологией по сжижению и дегазификации природного газа. На основе каких расчетов госсекретарь министерства экономики, торговли и бизнес-среды Румынии Тудор Сербан говорит, что стоимость проекта может варьироваться от 4 до 6 млрд. евр, что почти в 2 раза отличается от цифр, приводимых Абдуллаевым, непонятно. Неясно также, какими будут объемы сжиженного газа и сколько потребуется газовозов для перевозки сжиженного газа с одного берега Черного моря на другой. Есть и другие вопросы. Например, каковой будет степень их загруженности, где они будут находиться в свободное от перевозок время, как это воспримет Турция, по понятным причинам болезненно относящаяся к движению через Босфор.
ИА REGNUM: По словам Тудора Сербана, уже в марте нынешнего года Румыния собирается заключить соответствующий трехсторонний договор с Азербайджаном и Грузией. Насколько это реально?
Пожалуй, в SOCAR и без того накопилось на воз и маленькую тележку протоколов о намерениях транспортировать азербайджанское углеводородное сырье тем или иным способом. Конечно же, вопрос сжижения природного газа не нов и поднимался еще в бытность ныне покойного Сапармурата Туркменбаши президентом Туркмении. Уже тогда расчеты показали, что строительство завода по сжижению природного газа на берегу Каспия нерентабельно и несмотря на огромное по сравнению с азербайджанскими запасы туркменского газа вопрос был закрыт. Так что применительно к Каспийско-Черноморскому региону затея румынского министра не является на самом деле ни новой, ни оригинальной.
ИА REGNUM: Какие неясности в OGIR есть на сегодня и с какими трудностями может столкнуться Азербайджан после подписания трехстороннего соглашения с Румынией и Грузией?
Начну с того, что мы не знаем, о каких это несметных залежах азербайджанского газа идет речь. Если его объемы действительно столь велики, как это декларируется, то ими давно можно было бы заполнить не один NABUCCO. Но если их лишь столько, сколько сейчас остается азербайджанской стороне от стадии-1 проекта "Шах Дениз" после экспорта в Грузию и Турцию, то смело можно считать, что половина Азербайджана останется без электроэнергии.
Кроме того. Жаль, что Румыния не торопится огласить, сколько лет она готова закупать газ согласно проекту OGIR и не указывает, по какой формуле будет определяться цена приобретаемого ею азербайджанского "голубого топлива". А Грузия пока умалчивает о своих аппетитах на тарифы за транзит и прочие услуги.
Напомню, что Азербайджан с этим уже сталкивался при поставках своего природного газа в Турцию, где уже более двух лет при наличии формулы цены в контракте стороны почему-то не могут прийти к общему знаменателю. Не говоря уже о спорах по тарифам на транзит азербайджанского газа через территорию Турции. Как известно, Румыния является одной из беднейших стран Европейского Союза, причем успела себя "прославить" такими большими масштабами коррупции, что вызывает сомнение на получение ею денег на осуществление вышеуказанного проекта ни от ЕС, ни от других заемных учреждений.
Кроме того, ситуация с ценами на газ сегодня в Европе столь плачевна, что вряд ли найдется много желающих финансировать новый дорогостоящий проект. Посмотрите, тот же NABUCCO буксует на месте не первый месяц. Остается добавить, что, как всегда, экономика теснейшим образом связана с политикой. Поэтому несложно также предсказать, что осуществление проекта AGIR неминуемо приведет к ухудшению и без того проблемных отношений Румынии с Украиной и в то же время поставит под вопрос сотрудничество Киева с Баку и Тбилиси в рамках ГУАМ.
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Над Красным морем истребитель США был ошибочно сбит американским крейсером
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- Спасённые на Камчатке экипаж и пассажир Ан-2 рассказали об авиаинциденте