Казахстан может оказаться, как и страны Восточной Европы и Прибалтики, перед дефолтом, поскольку ни один руководитель ни одного экономического ведомства, ни национальной компании, - еще никто не понес ответственности за провалы в планировании, в стратегии, в финансово-экономической политике, и в политическом плане. По мнению директора Института развития Казахстана Магбата Спанова, в итоге в стране за все отвечает президент, и фактически никто, кроме президента. И это расшатывает форму президентского правления.

ИА REGNUM Новости: С 1 января 2010 года в Казахстане вступит в силу "Концепция финансового развития в посткризисный период", существенно ужесточающая правила игры. Но самое главное ее предназначение многие видят в том, чтобы государство еще больше вошло в экономику Казахстана.

Появление новой финансовой концепции - это необходимость, которая возникла после наступления финансово-экономического кризиса в Казахстане. То, что происходило в финансовой сфере, не могло вызвать у государства и бизнеса особого оптимизма. Сама финансовая система была настроена не на развитие промышленности, а фактически на функционирование самой себя, на привлечение финансовой прибыли. Работала сама на себя. С этой точки зрения появление новой финансовой концепции внушает оптимизм. Некоторые моменты не нужны, спорить не буду.

Мне не нравится, что эта концепция, с одной стороны, усиливает ответственность руководителей финансовых структур, а с другой стороны государство, вместо того, чтобы создавать правила игры, грубо вмешивается в эту процедуру. Даже тот факт, что в Казахстане необходимо сокращение финансово-кредитных учреждений, я считаю проявлением эгоизма. Сейчас в обществе и во власти бытует мнение о том, что государство может все. 20 лет назад мы это проходили и говорили, напротив, что государство не может все. Поэтому возникали разные программы, в том числе и государственно-частного партнерства. К сожалению, сейчас, используя кризис, государство пытается войти во все сферы: финансовую, нефтегазовую, торговую, поставки товаров, продуктов. То есть государство хочет охватить все. Мы идем опять к принципу административно-командного распределения. Не только финансовых ресурсов, но и в целом обеспечения государства.

ИА REGNUM Новости: Может, это и неплохо? Во всем мире так поступают. И потом, у нас есть определенное средство сохранения стабильности - пятилетний бюджет.

С одной стороны введение пятилетнего планирования это, на мой взгляд, достаточно положительный сдвиг в экономике. Мы не будем жить из года в год, резко меняя приоритеты. То есть пятилетний план по опыту таких стран как Малайзия, Япония, Южная Корея, Китай показывает, что можно совмещать рыночное и плановое начало, когда индикативное планирование ставит какие-то определенные приоритеты. С этой точки зрения новая финансовая концепция выстраивает какие-то механизмы. Но говорить о том, что та система была плоха, я бы не торопился. Да, она не оказалась адаптированной к кризису. Но, с моей точки зрения, как аналитика, как экономиста, финансовая система, которая была построена в Казахстане, была идеальной.

ИА REGNUM Новости: Не вполне понимаю. Идеальная система оказалась крайне неустойчивой?

Все финансовые учреждения находятся в частных руках, принадлежат частному капиталу. А еще Карл Маркс писал, что главная цель любого частного предприятия - это получение прибыли. И с этой точки зрения финансовый сектор приносил наибольшую долю прибыли. И с точки зрения теоретической базы это было идеально. То, что эта финансово-экономическая база не работала на государство и на население в целом, это уже другой вопрос. Мы упираемся снова в неэффективность экономического управления государством. И наметилась такая тенденция. В управлении государством образовалась своеобразная квинтэссенция. С одной стороны остались кадры советско-хозяйственного периода. Я туда отношу и бывших комсомольцев. И сейчас делается упор на молодую плеяду болашаковцев в управлении. И самое смешное, что в стране сейчас проводится политика централизованного управления. Жесткого командного управления во всех сферах. И это поддерживают и представители советско-хозяйственной школы, и болашаковцы. Это говорит о том, что они не умеют работать в по-настоящему рыночной экономике. Они не привыкли работать в конкурентной борьбе. Цели, которые преследовались при создании "Самрук-Казына" были динамичными и амбициозными, положительными. Но сейчас, по результатам почти шести лет деятельности, видно, что цели, которые преследовались при создании этого фонда, не достигнуты и в ближайшее время вряд ли будут достигнуты. Система превратилась в саму себя содержащую и саму себя поглощающую.

ИА REGNUM Новости: Есть конкретные примеры?

Да, конечно. На самом высоком уровне заявлялось, что для помощи экономике Казахстана было выделено почти 19 с чем-то миллиардов долларов. Было выделено наличными, живыми деньгами. При этом ВВП РК чуть больше 100 миллиардов долларов. В экономику были брошены почти 20 миллиардов, пятая часть экономики. Но на выходе (а выход, о котором постоянно ратует наш премьер-министр, это ВВП) получается 0 целых 0 сотых процента рост экономики. Вопрос возникает: куда ушли деньги? Естественно, эта финансовая концепция предусматривает ответственность. Но она была принята после того, как были распределены деньги, эти 20 миллиардов. То есть за это время, я думаю, кто-то достаточно обогатился. И вряд ли экономика в дальнейшем будет работать на рост.

Для чего вообще нужен госхолдинг "Самрук-Казына"? Благодаря его ресурсу у нас в стране 3 центра власти. Экономических. Это правительство, "Самрук-Казына" и третий, как не парадоксально это звучит, администрация президента. Несмотря на то, что она занимается политическим устройством, она, конечно, очень сильно вмешивается в экономику. Да, идут определенные подвижки в экономике, идут плюсы. И с этой точки зрения эта концепция нужна, но, мне кажется, здесь упор опять сделан на создание крупных монопольных объединений. Для чего это делается? Для того, чтобы государству было легче контролировать процессы. Это видно по таким отраслям как фармацевтика, как поставки овощей и многое другое. То есть государство не создает контролирующие органы. Оно просто само входит туда. А к чему это может привести? Мы в принципе видим, что в один момент ресурсы могут закончиться, и государство не сможет поддержать достигнутый уровень.

Естественно, это вызовет определенное социальное недовольство. Это правительство смогло сделать то, что до этого не могли сделать 8 или 9 правительств. Оно превратило социально-экономические требования в политические.

ИА REGNUM Новости: Это плохо? Быть может, хоть из экономических требований вырастет нормальное гражданское общество?

В результате этого возникло множество общественных объединений, с прицелом на 2012 год, возникло множество НПО, которые требуют выполнения тех или иных социально-экономических требований, которые плавно переходят в политические, вплоть до смены правительства, вплоть до смены управления, роли и месте самого президента. Хотя нам везде заявляют, что страна развивается очень хорошо. С одной стороны приводят слова международных экспертов о принятой в Казахстане антикризисной программе. И в то же время не приводят цифры и данные Международного валютного фонда Всемирного банка о том, что в Казахстане в этом году не планируется рост, несмотря на вложенные 20 миллиардов. Скорее всего, значения будут по их показателям минус 2. Я согласен, что минус два - не самая страшная цифра. Наоборот, кризис как возможность реструктуризации и обновления экономики - это необходимо. И в момент кризиса можно было бы отрезать то, что не нужно, как бы хирургическим путем, поменять принципы и методы управления в экономике. И тогда через 2-3 года мы могли бы сделать еще один скачок, как в свое время сделали в 99-м году после первой девальвации тенге. Тогда мы сделали потрясающий скачок с точки зрения ВВП, привлечения инвестиций, повышения среднего жизненного уровня населения. Сейчас все идет вниз.

ИА REGNUM Новости: А вы не сгущаете краски? У вас прямо апокалиптическое видение экономики.

Безусловно, есть моменты, которые оцениваются положительно, например, Дорожная карта. С толчки зрения ответственности, то, что заложено в новой концепции, надо было делать не сейчас, а 10 лет назад. Руководители банков, фактически распоряжались деньгами акционеров. Банк - это, по сути, пирамида. Он привлекает деньги инвесторов, акционеров и распоряжается ими так, чтобы приносить прибыль всем, а не только самому себе. Они же, я не буду называть поименно, использовали в частных и государственных структурах эти экономические органы для получения прибыли. Действовали по формуле "Спасибо за наш общий труд в мою пользу!" По большому счету ни один руководитель ни одного экономического ведомства, ни национальной компании, - никто еще не понес ответственность за провалы в планировании, в стратегии, в финансово-экономической политике, и в политическом плане. Никто. Это наша казахстанская традиция. К чему это может привести? Есть разные сценарии. Но если правительство будет снова зарывать голову в песок и говорить, что у нас все хорошо, выделяя все больше средств из национального фонда, из внебюджетных источников, то мы можем оказаться как некоторые страны Восточной Европы и Прибалтики перед дефолтом. Это вполне вероятная ситуация, когда бездумно тратятся деньги. С этой точки зрения мне импонирует последнее выступление президента, когда он поставил перед иностранными инвесторами вопрос о том, что они пришли на эту землю не только получать прибыль и доход. Нужно и делиться. И с этой точки зрения этот комплекс мер при определенной политической воле вполне может принести какие-то дополнительные дивиденды всему обществу. Но опять же, если политика и экономика будут развиваться одновременно. Не надо этого бояться.

ИА REGNUM Новости: То есть получается, мы на перепутье. Ужесточение правил игры, усиление доли государства в экономике никому не нравится, но при этом тотальная безответственность чуть не поставила страну на грань дефолта.

Жесткие методы нужны, они как лекарство. Но чрезмерное потребление лекарств может привести к смерти пациента. Есть объективные экономические законы. Хочет правительство страны или нет, но с этими законами надо считаться. Не исходить из личных интересов, а подстраиваться под экономические законы и направлять усилия так, чтобы это работало на благо всего общества. Население Казахстана уже почти век живет в ожидании лучшей жизни. Любой руководитель страны, начиная с советских времен, обещает, что мы скоро будем жить очень хорошо. Что будут решены все проблемы. А какие основные проблемы? Жилье, достойный уровень зарплаты, услуги здравоохранения и образование. Вот четыре пункта, на которых должно сосредотачиваться государство. У нас же до сих пор не закончилась эпоха первоначального накопления капитала, начавшаяся в 92-м году. Система не устоялась. Ни политическая, ни экономическая. За этот период мы сменили несколько моделей экономического развития, что говорит об отсутствии четкого видения. Мне могут возразить: дескать, есть стратегия 1997 года. Я как политэконом и аналитик высоко ценю этот документ. Но в последнее время любая бумага, даже та, которая не вписывается в эту стратегию, преподносится под эгидой этой стратегии. К сожалению, мы уходим в сторону от тех вещей, которые были в ней заложены. Я считаю, государство должно держать под контролем только стратегические отрасли: нефтегазовый сектор, энергетика, транспортная инфраструктура. В остальных сферах, в том числе финансовой, оно должно создавать жесткие условия, правила игры обязательные для всех, вне зависимости от близости к власти той или иной финансово-олигархической группы. Пока же они имеют возможность изменять эти правила в угоду своим интересам. Усилилась одна группа - она вносит свои законопроекты и решения, в результате которых имеет возможность получения дополнительной прибыли. Даже контроль над бензином. В Казахстане есть 2 ежегодные беды: 1 декабря неожиданно наступает зима и выпадает снег, а весной и осенью у нас, оказывается, посевная и уборочная кампания. Вот эти 2 вещи непрерывно повторяются на протяжении 18 лет. И отсутствие решения этих вопросов говорит о системном кризисе экономической власти. Даже урожай зерна 2009 показал неэффективность и недееспособность нынешнего правительства в решении этих вопросов.

ИА REGNUM Новости: При этом кабинет министров довольно бодро рапортует и даже приводит какие-то положительные цифры.

Говорить они могут что угодно, но самый главный показатель - это покупательная способность населения. Возможность розничного товарооборота, когда население имеет возможность потреблять услуги. К сожалению, по 3-му кварталу видно, что этот показатель снизился на 10-15%. То есть это можно экстраполировать на ВВП. Если покупательная способность населения упала, то и экономическая активность народного хозяйства замедляется. Говорить о том, что у нас идет рост, не приходится. Еще в начале года мы предупреждали, что определяющим для экономики Казахстана станет 2-й квартал. Он традиционно является наиболее экономически благоприятным, наиболее деятельным. Правительством было заявлено, что у нас +3 по 2-му кварталу, международные организации заявляют, что у нас было -3. Естественно, возникает вопрос о методиках расчета. Правительство получает деньги налогоплательщиков, и, естественно, будет уверять нас, что все хорошо, и ситуация под контролем. Но результата, даже оправдывающего ту зарплату, которую они получают, не видно. Концепция сама по себе нужна, она определяет стратегию, направление развития. Это все нужно. Но все определяет конкретный человеческий фактор. Несмотря на наличие достаточно образованных кадров, у нас возникает кадровый голод во всех отраслях. В политической сфере, в экономике. И опять экономика упирается как в стену в политическую систему.

ИА REGNUM Новости: Вы снова и снова возвращаетесь к политическим вопросам. Давайте тогда обозначим ключевые проблемы, на которых вы хотели бы заострить внимание.

Суперпрезидентская форма правления привела к тому, что один человек уже не может все контролировать. Естественно, он должен делиться и ответственностью, и полномочиями. Сейчас в любом вопросе ответственность перекладывают на президента. Это неправильно, но все вынуждены так поступать, потому что последняя инстанция - это президент. И по любому вопросу, нехватка куриц или недопоставка хлеба, будут утверждать, что виноват президент. Это видно даже по вопросам, которые звучали на прямой линии. Схема какая? Премьер дает поручение министру, министр дает поручение комитету или департаменту, департамент дает поручение региональным органам, региональные органы отправляют дальше вниз, и так по цепочке. Но мысль премьера не доходит до последнего. Низовой исполнитель делает так, как правильно с его точки зрения. В правительстве не хватает харизматичных личностей, идеологов, стратегов, которые бы вырабатывали шаги и решения, которые бы привели к сдвигу всей этой системы, решению проблемы. Много говорится о вопросе бензина. В Казахстане 3 НПЗ. Их суммарная мощность производства, проектная, где-то порядка 18 млн тонн. В результате эксплуатации их проектная мощность уменьшилась. И фактически мы не можем закрывать 7-10 млн тонн, которые необходимы Казахстану. Неужели за 18 лет нельзя было построить в том же Актау НПЗ, близко к месторождениям, на котором можно было бы применять технологию глубокой переработки. Не просто перекачивать сырье по нефтепроводу, а продавать полуфабрикаты по гораздо более высокой цене. Или вопрос по сере. Это же экономическая бомба замедленного действия. И решение упирается не в компанию Тенгиз Шевройл, а в политэкономическую систему Казахстана. Не могут решить вопрос из-за безответственности и беспринципности местных руководителей. Они за это не отвечают. Отвечает президент. Они просто перекладывают ответственность, они не виноваты. Это очень модно стало, перекладывать всю ответственность, кивая за спину. Это, дескать, он виноват. Не мы, там должно решаться. Хотя тех полномочий, которыми наделены местные власти, вполне достаточно, чтобы решать проблемы, озвученные на прямой линии: с жильем, с продуктами питания, контролем над тарифами. Это все на уровне регионов. А в итоге у нас отвечает за все президент, и фактически никто, кроме президента. Естественно, это расшатывает ту форму президентского правления, которая существует у нас в стране.

ИА REGNUM Новости: Вы подводите к идее выборности губернаторов?

При наличии таких двух мощных экономических держав, как Россия и Китай выборность акимов на областном и районном уровне чревата определенными последствиями с точки зрения безопасности. На мой взгляд, выборность можно ввести на уровне поселков, округов. Начиная с уровня районов нужна жесткая централизация. Почему? Был хороший пример в России. На волне выборности к власти во многих регионах пришли псевдодемократы. В результате многие области до сих пор находятся в тяжелейшем положении. Реформы всегда делаются в регионах, не в Астане и не в Алма-Ате. В Казахстане 16 субъектов. И необходимо добиться хотя бы промежуточного результата. Чтобы 8 субъектов не получали субвенций из центра. Это первый этап. Сейчас только 3 региона работают довольно стабильно. Это Атырауская область, Мангыстауская область и город Алматы. Несколько областей постоянно переходят из разряда доноров в разряд регионов, получающих субвенции, и обратно. Такие области как Актюбинская, Карагандинская, Костанайская, Западно-Казахстанская, Акмолинская не должны получать субвенции, должны быть донорами, или, по крайней мере, их сальдо должно быть нулевым. В худшем случае. А чисто казахские регионы: Джамбульская, Алматинская, Южно-Казахстанская и Кызылординская области должны стремиться к нулю. Но не за счет ухудшения социально-экономического положения населения, а за счет внедрения эффективных методов работы. Есть хорошая с экономической точки зрения идея внедрения государственно-частного партнерства, так называемых СПК. Но в итоге мы видим, что социально-предпринимательские корпорации, также как и "Самрук-Казына", превратились в рантье. Они живут за счет доходов, которые получает государство. Они, не имеющие отношения к получению этих доходов, живут на проценты от них. Есть много факторов, но пока государственно-частные партнерства в Казахстане не заработали, и в ближайшее время трудно ожидать, что они заработают.

ИА REGNUM Новости: Как повлияет на региональную карту Таможенный Союз? Он станет безусловным благом?

Вопрос спорный. В мире финансово-экономический кризис. Он усилил регионализацию мировых экономик. И маленькие экономики, такие, как Казахстан, вынуждены определяться с кем и куда. Учитывая социально-политическую ситуацию, географическое положение Казахстан выбрал сторону России. Это вполне оправданно. Но пока говорят только о преимуществах, а мы их сможем оценить не раньше, чем через 2-3 года. Для того, чтобы система в Казахстане заработала, необходимо сначала адаптироваться, для этого нужно время. Я не думаю, что 1 января Казахстан присоединится, а 2-го января сюда потечет река прибыли. Наоборот, надо быть готовым к усилению безработицы, конкуренции и банкротству многих мелких предприятий. По большому счету экономика Казахстана основана на затратных методах производства. То, что многие предприятия на плаву - это результат неэффективной тарифной политики, пошлин, квот. За счет этого наши предприятия поддерживают занятость. Так как границы откроются, общество должно быть готовым к издержкам. Рост безработицы, ухудшение социально-экономического положения части населения, определенная криминализация экономических отношений. Плюсы всегда приходят в сопровождении минусов. Российская экономика является локомотивом. Белоруссия и Казахстан только присоединяются к этому составу. Но в целом, с точки зрения стратегического развития, это положительный шаг. Но с точки зрения тактики мы проиграем. В первую очередь надо было вступать в ВТО, на мой взгляд.

ИА REGNUM Новости: Нам бы одну интеграционную структуру осилить, региональную. А вы говорите уже о глобальной. Существует мнение, что мы не выдюжим вступление в ВТО.

Такие мировые экономические гиганты как Киргизия и Грузия ведь выдержали. А Казахстан с его запасами и сырьем выдержит вообще без вопросов. У государства есть определенный запас прочности и устойчивости. Есть определенные параметры, но даже, если их превысить, это не значит, что государство автоматически развалится. Принято считать, если тяжелая промышленность падает на 30-40%, это значит, что экономика разваливается, и государство может развалиться. В Казахстане тяжелая промышленность упала больше, чем на 70% в 90-е годы, но мы же устойчивость сохранили. Есть еще факторы, которые на это влияют. И я считаю, нам надо было идти в ВТО. ВТО - это международная торговая организация, а Таможенный Союз - узкая целенаправленная. Но только время может показать правильность или неправильность этого решения. Для простого жителя главное - это возможность получения дешевых, доступных и качественных товаров. В России многие товары народного потребления и продукты дешевле. А электронику и машины мы переживем, хотя Казахстан уже привык к качественным машинам из Азии, Европы и Америки и не любит российские машины. Но, будем надеяться, что это один из немногих минусов российской экономики.

ИА REGNUM Новости: Есть один интересный нюанс - вы оговорились однажды, что большую долю в совокупном долге Казахстана занимают долги нефтегазового сектора. Это довольно странно.

Ничего странного. Нефтегазовый сектор - это очень капиталоемкая отрасль. Для того, чтобы заработало месторождение, нужно вложить огромные суммы. Взять для примера тот же Кашаган. Насколько я помню, в первоначальном контракте было свыше 30 млрд. долларов, в последнем фигурировали суммы свыше 138 млрд. Суммы, которые будут инвестироваться, это и есть тот долг, который ложится на компанию. Если компания работает на казахстанской стороне - значит, на казахстанскую сторону. В принципе, этого бояться не надо. То, что наконец-то стал уменьшаться долг финансовых институтов, это положительный момент. Сами по себе деньги - это не тот продукт, который жизненно необходим. Он помогает приобретать продукты и товары. Но не тот товар, на котором можно жить. Сами по себе деньги - это бумажки. Хороший пример показывает американская экономика. Нужно 100 млрд? Они с легкостью их печатают. Они не отвечают по обязательствам. И в Казахстане тенге не отвечает, не имеет золотого содержания. И нефтегазовый сектор является тем локомотивом, который выводит экономику Казахстана на другой уровень, как и заложено в Стратегии-2030. Другой вопрос, насколько эффективно эти деньги вкладываются. Соглашения о разделе продукции мы не имеем права пересматривать, но государство должно следить за их выполнением. Чтобы инвестирующая сторона эффективно финансы инвестировала, а не вкладывала в потребление. Вкладывала в производство. Тогда мы будем делать накопления и погашать этот долг. Но у всего должны быть разумные пределы. Для этого есть правительство. Оно должно за всем следить. Не только за финансовыми учреждениями, а за всей экономикой. Я бы согласился с победными рапортами членов правительства и об экономическом росте, и об улучшении образования и здравоохранения, и о росте социальной защищенности, если бы не национальный отчет о человеческом развитии, где Казахстан опустился еще на 10 позиций. Работа четырех определяющих социальных министерства: экономики и бюджетного планирования, здравоохранения, социальной защиты и образования, - фактически привела к тому, что Казахстан опустился на 10 позиций. Фактически за 15 лет мы из 6-го десятка опустились в 9-й десяток. То есть скоро мы можем выйти за пределы сотни по человеческому развитию. Вот - для меня основной показатель эффективности работы правительства. Что бы ни говорили об объеме инвестиций, строительства, главный результат реформ - это жизненный уровень населения. Мы же по индексу человеческого развития опустились еще на 10 позиций. Для меня это главный результат. И что бы они ни говорили, это будет определять их место в истории. Предыдущие допускали потерю 2-3 позиций, а это правительство установило рекорд - сразу 10. Если они еще год поруководят, мы выйдем за пределы первой сотни. Я могу это однозначно утверждать, исходя из методов работы этого правительства. Я считаю, президент должен задуматься, потому что у населения сложится мнение, что виноват только он.