Токтогул Какчекеев - полковник в запасе Вооруженных сил Киргизии. Окончил военно-политический общевойсковой факультет Ленинградского Высшего политического училище МВД СССР, второй факультет Московской Академии МВД СССР, Колледж стратегических исследований и оборонной экономики имени Дж.С.Маршалла. Участвовал в 6 гуманитарных операциях - в том числе в киргизско-таджикском приграничном земельно-водном конфликте (1989), в киргизско-узбекском межнациональном конфликте в Ошской области (1990), в организации горно-спасательных операций войск МЧС Киргизии в ходе отражения нападения международных бандформирований, вторгшихся в Баткенскую области Киргизии (1999). Председатель рабочей группы "Управление кризисами в Центральной Азии" консорциума военных академий и вузов, изучающих проблемы безопасности (2001). Автор более 120 опубликованных работ по вопросам специальной тактики борьбы с оргпреступностью, экстремизмом, терроризмом, сепаратизмом, криминологии, политологии.

ИА REGNUM Новости: Какова в настоящее время боеспособность киргизской армии?

Трудно сравнить киргизскую армию с любой другой среднеазиатской армией. Казахстан, к примеру, сейчас имеет самую боеспособную армию в Центральной Азии. В Узбекистане насчитывается порядка 200 тысяч личного состава. Лет 10-12 назад, когда представители Талибана прорвались в Узбекистан, армия не смогла отразить нападение, побросала бронетехнику и просто сбежала. Но это было давно. Наверняка из этого случая были сделаны соотвествующие выводы.

ИА REGNUM Новости: Что еще вы можете сказать о ВС Узбекистана?

Узбеки сохранили все вооружение Туркестанского военного округа, выторговали у президента России за пятый рукав газопровода поставку высокоточного оружия. Они ведут не только политическую, но и военную конкуренцию с Казахстаном, Таджикистаном или Киргизией, у них реальная, осознанная подготовка армии по стандартам НАТО на случай вхождения ее в военный блок. Именно поэтому натовские специалисты находятся вокруг Ислама Каримова. В целом армия Узбекистана развивается, насыщается современной техникой и подкрепляется политическими контактами с целью вступления в НАТО. Что, скорее всего, и произойдет, так как республика проиграла Казахстану с точки зрения экономической, ресурсной, транспортной, транзитной и прочей мощи страны.

Близость Назарбаева к России еще больше подстегивает Узбекистан к принятию неких неадекватных решений. Узбекистан свое недовольство тем, что проиграл внутреннюю конкуренцию за 1-е место в Средней Азии, выражает еще и нелестными отзывами о Казахстане: было высказано, что 70% природных ресурсов - газовых и нефтяных месторождений - казахи продали и после этого надеются на независимость и развитие. Это укор Назарбаеву.

ИА REGNUM Новости: Насколько сильна армия Казахстана?

Армия Казахстана развивается по российскому типу. Они создали больше военных округов, из них один особый - южный военный округ. При проведении учений по переброске живой силы и техники с севера на юг было задействовано порядка 150 вагонов -- это очень много. Они развернули оперативно-тактическую противовоздушную систему обороны на юге, подготовили пуски оперативно-тактических ракет. И все это Казахстан отработал на самом высоком уровне. В республике сегодня имеются военные образовательные учреждения, исследовательские центры и агентство по изучению ядерной энергетики и космоса. Это говорит о том, что Казахстан, несмотря на трудности, смело входит в технологическую зону, чтобы повторить путь Южной Кореи, Японии. Кроме того, Назарбаев был первым в мире президентом, который создал вселенский собор всех конфессий, проводившийся дважды, построил кафедральную синагогу, там РПЦ чувствует себя прекрасно, и ислам соответственно. Он сумел решить те проблемы, которые чаще всего тревожат любое многоконфессиональное общество.

Что касается вооружения Туркмении, то там очень сильная бронетанковая, авиационная техника, которую им поставляет Украина за нефтедоллары.

ИА REGNUM Новости: Насколько вооруженные силы Киргизии способны противостоять внешней угрозе?

Киргизская армия служит только символом государственного аппарата как гарант территориальной целостности и отражения вероятных нападений из вне. Но Исламское движение Узбекистана в 1999-2000 гг показало, насколько Киргизия готова отражать удары. Беда в том, что киргизская армия попала в руки к проходимцам, которые продали оставшееся от СССР вооружение, боеприпасы, снаряжение, технику и даже ракетное топливо. В результате мы имеем следующее: одного генерала уже посадили, второй генерал - Исмаил Исаков находится под следствием, еще один сбежал вместе с Акаевым, другой попал в плен. И сегодня говорить, что киргизская армия боеспособна, конечно, опрометчиво. Генералитет киргизских вооруженных сил, правоохранительных органов, фискальных органов, улыбаясь в лицо Акаеву, его попросту продал в марте 2005 года. Подобная слава не вселяет надежду гражданам, что эта верхушка армии на что-то способна. Единственный уважаемый генерал, которому верят, - Мырзакан Субанов, который вырос как генерал на российских просторах. Есть еще несколько молодых генералов, которые командовали частями в России, имеют боевой опыт, опыт подготовки войск, развертывания войск, но их в упор не видят, потому что они не попадают в число "своих".

ИА REGNUM Новости: Как в киргизских войсках происходит продвижение по службе? На основе чего: талантов, выучки или родственных связей?

По азиатскому менталитету принято приближать родственников, евнухов, родственников казначеев, родственников стражников к ханам, султанам. В Киргизии не смотрят, какую академию ты окончил. Были случаи, когда выпускников автомобильных училищ назначали командовать не штабными подразделениями. В зарубежных армиях есть специальные менеджеры войны - общевойсковые офицеры, это как правило пехотинцы, стрелки и танкисты. Они заменяют друг друга. В Киргизии же в вопросе выдвижения на высшие офицерские должности происходит нечто непонятное. Большую часть опытных генералов, офицеров просто уволили. Ведь когда на должность министра приходит кто-то из регионального командования, он старается сразу набирать своих.

ИА REGNUM Новости: Что можете сказать о выучке солдат?

За 18 лет я видел только один раз, как были проведены боевые стрельбы из бронетранспортеров, из БМП, из гаубичной артиллерии, минометов, танковых пушек. Командиры не знают, на каком уровне находится вождение бронетанковой техники, способность скрытно провести танковые марши и т.д. Такого я не видел и не слышал. А когда в тиши кабинетов говорят: "Мы готовы", хочется задать вопрос: "К чему?". Готовы погибнуть просто так или готовы сдаться, как раньше, или готовы сказать, что мы не готовы?