Адам Ворд: "Турция считает себя независимым стратегическим актором"
Интервью ИА REGNUM Новости с директором исследовательских программ Международного института стратегических исследований (Великобритания) Адамом Вордом:
ИА REGNUM Новости: Ядерная программа Ирана стала одним из важнейших политических вопросов, стоящих на повестке дня международного сообщества. По Вашему мнению - насколько эффективно применение санкций в отношении Ирана?
Я считаю необходимым сохранение консенсуса среди членов Совбеза ООН по поводу санкций в отношении Ирана, дабы заставить официальный Тегеран выполнить международные обязательства в отношении своей ядерной программы. Я вижу разделение мнений в Совбезе ООН относительно того, насколько жесткими должны быть санкции против Ирана. К примеру, Россия и Китай выступают против слишком жестких санкций с той точки зрения, что это сокращает возможности для диалога и дипломатии.
Что касается европейских держав - Германии, Франции и Великобритании, наряду с США полагают, что только ужесточение санкций в отношении Ирана заставит эту страну занять более конструктивную позицию в переговорах. Таким образом, диалог с Ираном идет параллельно с санкциями. Но диалог зависит от режима санкций, и от того, будут ли они ужесточены или останутся на прежнем уровне. В итоге же все зависит от решения властей Ирана.
ИА REGNUM Новости: Возможно ли в перспективе изменение позиция России по вопросу санкций против Ирана?
Надо сказать, что отказ США от размещения элементов системы ПРО в Европе предусматривал ужесточение позиции России в отношении иранской ядерной программы, хотя на официальном уровне, как американцы, так и русские это отрицают. На мой взгляд, интерес России по отношению к Ирану более сложен и не зацикливается только на ядерной программе. Россия заинтересована также в решении вопросов безопасности Каспийского моря, правового статуса Каспия, и в конце концов в России проживает многочисленное мусульманское население, что тоже является фактором влияющим на российскую внешнюю политику в отношении в том числе и исламского Ирана.
Однако на Западе многие уже полагают, более важной страной в вопросах влияния на иранскую политику является Китай, а не Россия. Дело в том, что Китай не менее России не заинтересован в осуществлении военной ядерной программы Ирана, поскольку это приведет к дальнейшему распространению ядерного оружия на всем Ближнем и Среднем Востоке. Ведь не секрет, что после Ирана ядерным оружием смогут обзавестись и арабские страны.
ИА REGNUM Новости: Насколько в перспективе возможна реализация проектов по доставке иранского газа на европейский рынок?
В Европе есть немало кампаний, имеющих коммерческий интерес в Иране. Но нынешние власти Ирана не заинтересованы в сотрудничестве с западными кампаниями, способными в обмен на иранский газ принести в эту страну инвестиции и новое оборудование, что позволит развить и прочие отрасли промышленности.
ИА REGNUM Новости: По Вашему мнению, как далеко может зайти нынешнее сближение Турции с Россией, возможно ли стратегическое партнерство между Анкарой и Москвой и если у Запада рычаги влияния на турецкую политику?
Турция считает себя независимым стратегическим актором. Это происходит потому, что двери для Турции в ЕС все еще закрыты и не понятно когда вообще откроются, а также по причине наличия различий в позициях по некоторым международным и Ближневосточным вопросам между НАТО и США. Это тоже имеет свое влияние на внешнюю политику Турции, которая будучи важнейшим звеном в НАТО, строит политику согласно своим национальным интересам. Ведя независимую политику, Турция может позволить себе развивать отношения не только с ЕС и США, но и другими крупными державами, к примеру - с Россией.
Как мы видим в последнее время Турция, желая подчеркнуть свою независимую политику, выступала с рядом внешнеполитических инициатив, в частности - заключение Пакта стабильности на Кавказе, нормализации отношений с Арменией и т.д.
Что же касается отношений Турции с Россией, то мне трудно сказать насколько далеко они могут зайти в своем сближении. Ведь в дипломатии, как и в физике, действует закон притяжения - чем дальше ты отдаляешься в одну сторону, тем сильнее тебя начинает тянуть назад. Мне кажется, что в этом вопросе Турция просто хочет сбалансировать свою внешнюю политику между США и Россией и ищет наиболее оптимальную для этого внешнеполитическую версию.
ИА REGNUM Новости: На фоне всего этого заметно, так же и сближение между Анкарой и Тегераном. Возможно ли в недалеком будущем создание некоего альянса в регионе между Россией, Турцией и Ираном, что приведет в дальнейшем к полному вытеснению Запада из этого региона?
Не думаю, что это возможно, так как Турция желает сохранить тесные отношения с Западом. Противостоять вместе с Россией и Ираном Западу также не входит в интересы Турции. В этом я не вижу большой разницы и в политике России по отношению к Западу. Россия также заинтересована в сохранении тесных стратегических отношений с ЕС и США. К тому же Россия желает всегда быть равным партнером с ЕС и США и с их помощью противостоять растущему могуществу Китая.
ИА REGNUM Новости: Как Вы оцениваете предложения президента России Медведева по созданию новой архитектуры европейской безопасности?
Безусловно, это очень важный вопрос, но предложения Медведева нуждаются в дальнейшем определении и большей детализации. В Европе мы имеем с одной стороны НАТО, которое в настоящее время более заинтересовано Афганистаном, чем безопасностью самой Европы. А с другой стороны есть Евросоюз, думающий теперь о создании собственных сил безопасности. Хотя при этом не понятно, как все это будет сопрягаться с силами НАТО.
- Родные рассказали о состоянии сломавшего ногу Юрия Николаева
- Саратов и Энгельс подверглись массированной атаке БПЛА — 1055-й день СВО
- В Приморье пытаются поймать тигра, напавшего на рыбака
- На Украине обвинили Зеленского в сокращении численности населения
- В России могут шестикратно увеличить штраф для водителей тихоходов