Любопытная историческая полемика развернулась между представителями МИД и политологическими кругами Польши и Литвы. Спор идёт вокруг того, был ли оккупирован Вильнюс Польшей между мировыми войнами, либо он всегда принадлежал Литве.

Спор неуместен, ибо для него нет исторических оснований: историко-этнографическая принадлежность Вильнюса (Вильно) к польским землям не вызывает никаких сомнений. Согласно переписям населения Российской империи, в которую входили все этнографические литовские земли и большая часть польских, переписям межвоенной Литвы и данным статистики СССР, литовским Вильнюс становится только в 1959 году, когда литовцев в столице стало проживать 33,6% и они стали самой крупной национальной группой в городе (русских здесь тогда было 20%, поляков - 18%). До этого времени численность литовцев никогда не превышала 10%, а в имперской России всегда находилась около цифры 2% и даже получение Литвой Вильно в подарок от Сталина и быстрая его литовизация в 1939-1941 гг. довела численность литовцев только до отметки 28% (для сравнения поляки в 1941-году составляли 50% населения).

Интересны и немецкие данные: в переписи, проведенной оккупационными немецкими властями в 1942 году, количество литовцев в городе составляло 29.500 (20,5%), в советской переписи населения Вильнюса в 1945 году количество литовцев снизилось до 6.852 (6,9%). Интересно, почему произошло за 4 года уменьшение литовцев на 13,5 тысяч человек? Вряд ли их расстреливали так же тотально, как евреев Литвы, или среди литовцев была повышенная смертность. Скорее всего, основная масса литовцев просто вернулась обратно в деревни, из которых их переселили для литовизации Вильнюса в предвоенные годы.

Послевоенная депортация поляков из Виленского края и активный процесс заселения Вильнюса литовцами из остальной Литвы дал необходимый результат только к 1959 году, когда наконец-то литовцы стали заметны в "своей древней столице".

Таким образом, нынешний спор высокопоставленных литовцев и поляков очень похож на борьбу за почётное звание "оккупанта" Виленского края. Осталось ждать создания в Вильнюсе Музея польской оккупации, а в Варшаве - Музея литовской оккупации Вильны.

Сергей Артёменко