Презентация журналистам готовой стратегии развития Архангельской области до 2030 года отложена на неопределенный срок. В связи с этим редакция ИА REGNUM публикует проект стратегии, представленный на презентации губернатору и сотрудникам администрации области в конце декабря 2008 года.

Рис. 2. ВРП на душу населения и среднегодовой темп роста. ВРП в регионах России

Стратегия Архангельской области разработана с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Правительством Российской Федерации 25 ноября 2008 года.

Процесс разработки Стратегии происходил поэтапно. В него входили:

1. Стратегический анализ ключевых отраслей экономики и конкурентоспособности Архангельской области;

2. Выбор долгосрочной стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года;

3. Определение основных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Архангельской области на 2009 2012 годы, а также плана первоочередных мероприятий на один год.

На этапе Стратегического анализа были проанализированы 20 отраслей экономики Архангельской области. Анализ включал в себя: текущее состояние отрасли, уровень производительности труда в отрасли, крупнейшие предприятия и их планы по развитию. С учетом текущего уровня развития отрасли, заявленных планов предприятий, общероссийских тенденций, наличия или отсутствия в регионе предпосылок и факторных условий для развития каждой из отраслей, а также с учетом глобальных и национальных тенденций были определены прогнозы по отраслям экономики Архангельской области до 2030 года. Потенциал роста каждого сектора был описан в 3 сценариях, при этом для каждой отрасли были определены потенциал роста выручки, уровень добавленной стоимости, уровень производительности труда, численность занятых и средний уровень заработной платы. Кроме этого были оценены мультипликативный эффект от развития каждой из ключевых отраслей на другие отрасли экономики, возможности по развитию экспорта продукции за пределы Архангельской области и отраслевые риски.

На основе подготовленного анализа были проведены заседания 10 рабочих групп по основным отраслям с участием предприятий, научной общественности, администрации области и консультантов для выявления проблем, препятствующих развитию отраслей в Архангельской области, а также уточнения построенных прогнозов.

В ходе первого этапа работ также была проведена оценка конкурентоспособности области по отношению к другим регионам России, в результате определены основные преимущества области и проблемы, препятствующие ее развитию. Кроме того, был проанализирован международный опыт развития стран и регионов со схожими природно-климатическими условиями.

По итогам Стратегического анализа были определены отраслевые приоритеты Архангельской области с учетом потенциального вклада отрасли в развитие экономики области и значимости действий областной администрации для развития данной отрасли. Далее принятые на уровне всей области отраслевые приоритеты были уточнены, относительно муниципальных образований (районов), в зависимости от наличия в них необходимых для развития каждой из отраслей факторных условий, а также возможности их создания. На основе целевой структуры экономики были сформулированы требования к развитию региональной инфраструктуры (транспорт и энергетика), а также определены требования к структуре и потребности в трудовых ресурсах, развитию малого и среднего бизнеса, потребность в государственных и частных инвестициях. Понимание отраслевых приоритетов, существующих препятствий и ограничений для их развития, а также возможностей администрации влиять на устранение существующих разрывов между требованиями к факторным условиям и текущему уровню их развития, определило основные направления деятельности администрации по стимулированию экономического роста Архангельской области.

Для определения целевой структуры экономики и прогноза ключевых экономических показателей области до 2030 года (ВРП, выпуск по отраслям, средний уровень производительности труда, бюджетные доходы, уровень доходов населения) была построена экономическая модель Архангельской области, с применением которой были определены значения долгосрочных целевых показателей, которые администрация планирует достигнуть в ходе реализации Стратегии.

Стратегия развития Архангельской области до 2030 года основополагающий документ, в котором зафиксированы стратегические цели, определяющие приоритеты для инвестиций времени и ресурсов администрации области.

Для обеспечения профессиональной поддержки процесса разработки Стратегии был привлечен стратегический консультант ООО "Про-Инвест-Спецпроект" совместно с ООО "Стратеджи Партнерс".

Архангельская область сегодня

Архангельская область расположена на севере европейской части России. В состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ - государственно-территориальное образование, являющееся субъектом Российской Федерации и одновременно составной частью области. Архангельская область сегодня это:

- территория - 411 тыс. км (2,4% территории России);

- население 1230 тыс. чел. (0,9% от населения России);

- областной центр - город Архангельск (население 356 тыс. чел.);

- ВРП - 150 млрд. руб. (2006 г.) (0,7% ВВП России);

- общие границы с Республикой Карелия, Вологодской обл., Кировской обл., Республикой Коми;

- выход к Белому, Баренцеву, Печорскому и Карскому морям;

- крупнейшие реки: Северная Двина, Мезень, Пинега, Вычегда;

- природные ресурсы, доступные на территории области: лесной фонд, значительные запасы полезных ископаемых, морские ресурсы.

По уровню доходов на душу населения Архангельская область занимает 29-е место среди регионов России. По уровню ВРП на душу населения Архангельская область находится на 40-м месте, на 24% отставая от среднего по России уровня. Темпы роста среднедушевого ВРП Архангельской области соответствуют среднему значению по РФ.

См. рис. 1 Среднедушевой месячный доход населения, 2006 год, тыс. руб.

См. рис. 2. ВРП на душу населения и среднегодовой темп роста.

Наибольший вклад в ВРП Архангельской области вносят лесопромышленный комплекс, включая лесное хозяйство (17,1%), транспорт и логистика (16,8%), торговля (16,3%), строительство (9,6%) и судостроение (4,2%). Суммарно 5 крупнейших секторов экономики области формируют около 2/3 всего ВРП Архангельской области.

См. рис. 3.

В последние годы наиболее быстрыми темпами развивались связь и телекоммуникации, а также машиностроение. Темпы роста этих секторов в 2005 - 2007 гг. составили около 40% в год. Также высокой динамикой роста характеризовались промышленность строительных материалов (темпы роста в 2004 - 2007 гг. составили 36% в год) и строительство (темпы роста в 2004 - 2007 гг. составили 35% в год). Такие секторы, как транспорт и логистика, туризм, научно-образовательный комплекс и торговля, продемонстрировали темпы роста на уровне средних по экономике области (20% в год). Существенно более низкими темпами, чем в целом экономика региона, последние годы росли лесопромышленный комплекс (11%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (12%), рыболовство (10%), пищевая промышленность (3%) и сельское хозяйство (3%). Судостроительная отрасль региона в последние годы продемонстрировала существенную отрицательную динамику. Так, темпы падения отрасли в 2005 - 2007 гг. составили -32% в год, что вызвано высокой цикличностью производства в отрасли.

См. рис. 4 "Производительность труда в отрасли - темпы роста"

В целом экономика Архангельской области характеризуется относительно низкой производительностью труда. Так, по большинству секторов экономики уровень производительности труда в области составляет от 5 до 15% соответствующего показателя в европейских странах. Наиболее высоким уровнем производительности труда в экономике региона характеризуются торговля, туризм, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, пищевая промышленность, строительство и лесопромышленный комплекс.

См. рис. 5

При текущей структуре экономики Архангельской области около половины населения региона занято в секторах экономики с относительно низким уровнем оплаты труда. В частности, сегодня уровень оплаты труда в научно-образовательном секторе и торговле на 35-40% ниже, чем в среднем по области, при этом в данных секторах занято 13 и 12% всех занятых в экономике соответственно. В обрабатывающих секторах занято 19% населения, в том числе в судостроении, где относительно высокий уровень оплаты труда, занято 8%; в деревообработке и целлюлозно-бумажном производстве - 7%; в строительстве - 6%. В секторе "Транспорт и логистика" уровень оплаты труда один из наиболее высоких: на его долю приходится 10% всех занятых в экономике.

См. рис 6 и 7.

Бюджет области формируются в первую очередь за счет налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и безвозмездных поступлений из федерального бюджета. В разрезе секторов по объему налоговых отчислений в консолидированный бюджет Архангельской области лидируют лесопромышленный комплекс, торговля, судостроение и транспорт.

См. рис 8. Структура доходов консолидированного бюджета Архангельской области, 2006 г

Вызовы

Архангельская область испытывает влияние происходящих в России и мире изменений. Данные изменения могут как открывать перед областью новые возможности, так и оказывать негативное влияние на ее дальнейшее развитие. В настоящей Стратегии учтены наиболее важные глобальные и межрегиональные тенденции, влияющие на будущее региона.

Глобальные вызовы

Из значимых глобальных тенденций положительное влияние на область могут оказать климатические изменения и возрастание значимости северных территорий, связанное в первую очередь с развитием разведки и добычи полезных ископаемых. Финансовый кризис, старение населения и рост миграции - глобальные тенденции, которые могут оказать существенное негативное влияние на развитие области.

Климатические изменения

Глобальное потепление может привести к значительным изменениям в экономике северных регионов, в том числе, облегчит доступ к шельфовым месторождениям и увеличит время навигации. При этом возможно негативное воздействие, включая угрозу подтопления для городов, сельских поселений и сельскохозяйственных угодий, расположенных вблизи побережья; риск разрушения объектов, построенных в зоне вечной мерзлоты.

Рост значимости северных территорий

Истощение мировых запасов полезных ископаемых будет повышать привлекательность освоения труднодоступных регионов Севера. По мере истощения нефтяных месторождений ведущие энергетические корпорации будут стремиться инвестировать в северные регионы, такие как Архангельская область. Архангельская область является привлекательной территорией для освоения шельфовых месторождений нефти и газа в Баренцевом, Печорском и Карском морях.

Финансовый кризис

Возможное влияние финансового кризиса на экономику региона:

- снижение инвестиционной активности в регионе;

- рост стоимости финансовых ресурсов для ведения хозяйственной деятельности;

- рост безработицы, падение уровня доходов населения;

- сокращение спроса на продукцию ряда секторов экономики;

- сокращение субсидий со стороны федерального центра.

Для более устойчивого развития региона во время финансового кризиса потребуется:

- диверсификация отраслевой структуры экономики с целью снижения рисков;

- увеличение экспорта, расширение географии сбыта продукции предприятий области с целью сокращения зависимости от внутреннего рынка;

- развитие условий для малого бизнеса с целью увеличения его доли в экономике и поддержания устойчивой занятости населения.

Необходимо отметить, что курс на диверсификацию российской экономики является одним из приоритетов государства, отраженных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция развития РФ до 2020 г.).

Старение населения и рост миграции

Увеличение средней продолжительности жизни населения и снижение рождаемости приведет к старению населения. В результате будет сокращаться доля населения региона в трудоспособном возрасте, что приведет к росту социальной нагрузки на бюджет области.

См. Рис 9. Прогноз структуры населения Архангельской области по возрасту.

Усиление миграции населения будет приводить к значительному оттоку кадров, прежде всего высококвалифицированных специалистов, в регионы с более привлекательными условиями для жизни и работы. В связи с этим могут возникнуть существенные ограничения для развития экономики региона со стороны наличия трудовых ресурсов.

Межрегиональные вызовы

Наиболее значительным для развития Архангельской области региональным вызовом в долгосрочной перспективе станет рост конкуренции между регионами России за инвестиционные, административные и человеческие ресурсы.

Инвестиции

По мере развития экономики, конкуренция за инвестиционные ресурсы обостряется. Необходимо отметить, что сегодня Архангельская область находится на одном из последних мест среди регионов СЗФО по объему инвестиций в основной капитал на душу населения. Залогом дальнейшего успешного развития экономики области станет активная политика, направленная на привлечение инвесторов на территорию области.

См. Рис 10.

Административные ресурсы

Влияние государства на развитие экономики и социальной сферы продолжает усиливаться. Правительством РФ в последние годы реализуются масштабные инфраструктурные проекты, федеральные целевые программы и другие проекты, на выполнение которых выделяется значительное финансирование из федерального бюджета. Среди регионов Северо-Западного федерального округа основная часть федеральной поддержки приходится на г. Санкт-Петербург, Ленинградскую и Калининградскую области.

В условиях ограниченного областного бюджета успех и динамика строительства эффективной, сбалансированной экономики, а также развитой социальной сферы в Архангельской области будут в большой степени определяться способностью администрации конкурировать за инвестиции из федерального бюджета.

См. Рис 11.

Человеческий потенциал

Человеческие ресурсы становятся определяющим фактором конкурентоспособности экономики. Миграция населения в значительной степени вызвана диспропорциями в развитии различных регионов и, как следствие, различиях в условиях для жизни и работы населения. Особенно важное значение имеет качество жизни для удержания квалифицированных кадров.

В последние годы Архангельская область уступала другим регионам в конкуренции за человеческие ресурсы. Эта ситуация должна быть в корне изменена. Чтобы решить эту проблему, администрация должна способствовать созданию в области благоприятных условий для работы и жизни населения, которые позволили бы сократить отток населения из региона, в первую очередь профессиональных кадров.

См. Рис 12.

Ключевые проблемы

При проведении стратегического анализа экономики и социальной сферы Архангельской области были выявлены основные проблемы и недостатки, которые необходимо преодолеть либо компенсировать в ходе реализации Стратегии. Наиболее негативное влияние на развитие экономики и качество жизни в области оказывают следующие проблемы и недостатки:

- относительно низкий уровень производительности в экономике;

- недостаточное развитие инфраструктуры (транспортно-логистической, энергетической и телекоммуникационной);

- низкий уровень деловой активности и развития предпринимательства;

- неблагоприятные условия для жизни (суровые климатические условия, низкий уровень развития ЖКХ и высокий уровень заболеваемости населения).

Низкий уровень производительности труда

Экономика Архангельской области характеризуется относительно низкой производительностью труда. Так, средняя производительность труда в экономике региона составляет около 0,65 млн. руб. на человека в год, что составляет около 15% текущего уровня производительности труда в экономике США. В большинстве секторов экономики Архангельской области уровень производительности сопоставим со средними по РФ показателями, однако значительно уступает уровню европейских стран. В ключевых секторах экономики уровень производительности труда в области составляет от 5 до 15% соответствующего показателя в европейских странах. Так, в лесопромышленном комплексе региона производительность труда находится на уровне 13% показателя стран Европы, в транспортном секторе - 12%, а в судостроении - 7%. Если производительность труда останется на прежнем, низком уровне, предприятия области будут неспособны эффективно конкурировать на российском и международном рынке.

См. Рис. 13.

Инфраструктурные ограничения

Уровень развития инфраструктуры в значительной степени определяет рост экономики и инвестиционную привлекательность региона. Наиболее важными и проблемными для Архангельской области являются транспортно-логистическая, энергетическая и телекоммуникационная инфраструктура. По уровню развития транспортно-логистической инфраструктуры Архангельская область значительно уступает не только развитым европейским странам, но и многим российским регионам. Основными проблемами, транспортной инфраструктуры области, являются:

- низкая плотность и недостаточное развитие автомобильных дорог, ограничивающих возможности для роста ряда секторов экономики области: лесопромышленного комплекса, туризма, торговли, строительства, добычи полезных ископаемых и др.;

- низкая плотность и недостаточное развитие железных дорог;

- необходимость реконструкции и строительства ряда объектов транспортной инфраструктуры (мосты, переправы и т.д.);

- отсутствие круглогодичного автомобильного сообщения в сезонный период для некоторых районов области;

- отсутствие современных логистических комплексов в области.

См. Рис. 14.

Касательно электроэнергетической инфраструктуры, следует отметить, что на сегодняшний день в области созданы значительные генерирующие энергетические мощности, которые превосходят потребности экономики в электроэнергии, что является существенным преимуществом, но существует также ряд проблем:

1. значительная часть генерации осуществляется за счет дорогих топливных энергоресурсов (мазут, уголь);

2. недостаточно развиты магистральные и распределительные сети, что ограничивает возможность создания новых производств в ряде районов области;

3. требуются реконструкция и строительство ряда трансформаторных подстанций для обеспечения развития новых объектов в городах Архангельск, Котлас и других районах области.

Существующие проблемы в электроэнергетической инфраструктуре региона, приводят к относительно высокой стоимости электроэнергии, сложностям с обеспечением электроэнергией промышленных предприятий и ограничениям развития ряда отдаленных районов области.

См. Рис. 15.

Уровень развития необходимой телекоммуникационной инфраструктуры, несмотря на быстрое развитие сектора телекоммуникаций, наблюдавшееся в области в последние годы, не соответствует потребностям растущей экономики. Так, уровень проникновения Интернета в Архангельской области составляет всего 1,6% против 32% в среднем по СЗФО и 27% в среднем по РФ. Низкий уровень деловой активности и развития предпринимательства.

Согласно последним результатам регулярного исследования "Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России "Индекс ОПОРА" из 35 анализируемых регионов Архангельская область заняла 11-е место, что является относительно хорошим показателем, но вместе с тем уровень деловой активности в области остается низким. Так, например, доля занятых в малом бизнесе от общей занятости в Архангельской области составляет менее 10%. В то время как в регионах лидерах по этому показателю: Москве, Санкт-Петербурге и Калининградской области доля занятых в малом бизнесе составляет от 25 до 30%. Наиболее значимые проблемы это доступ к земельным участкам и коммерческой недвижимости, а также дефицит квалифицированных кадров.

Земля и недвижимость

> Область недостаточно обеспечена качественной коммерческой недвижимостью, прежде всего торговыми, офисными и складскими площадями; существует также недостаток выставочных помещений.

> Существуют сложности с получением земельных участков под строительство и обеспеченностью земельных участков необходимой инфраструктурой

> Наблюдается недостаток производственных помещений, в том числе региональных промышленных площадок, обеспеченных необходимой инфраструктурой.

Кадры

Недостаточный уровень подготовки и доступности трудовых ресурсов. Согласно упомянутому выше рейтингу ОООМСП "ОПОРА РОССИИ" главной проблемой опрошенные представители малого и среднего предпринимательства Архангельской области назвали "низкую доступность персонала требуемой квалификации на рынке труда" (ее отметили 60% респондентов). Эта проблема обусловлена рядом причин:

1. Действующая в области система подготовки кадров не позволяет готовить специалистов, в полной мере отвечающих требованиям современных предприятий. Качество образовательных программ требует существенного пересмотра и улучшения;

2. Наблюдается значительный отток квалифицированных кадров в другие регионы России ввиду отсутствия в области достаточного количества рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда, а также относительно неблагоприятных условий для жизни в регионе.

3. Негативные демографические тенденции. Так, ожидается сокращение численности экономически активного населения области к 2030 г. до 460 тыс. чел. по сравнению с 676 тыс. чел. в 2006 г.

Место Архангельской области в рейтинге факторов, способствующих развитию малого и среднего бизнеса (по 35 регионам РФ), согласно исследованию ООМСП "ОПОРА РОССИИ" 2008 г.

См. Рис. 16.

Неблагоприятные условия для жизни

Условия для жизни объединяют целый комплекс характеристик, среди которых качество жилищных условий, безопасность, развитость системы здравоохранения, образования, социальной защиты, экологическая обстановка, уровень развития объектов культуры и отдыха. Архангельская область характеризуется относительно неблагоприятными условиями для жизни. Область отличается суровым и неустойчивым климатом. Здесь прохладное лето и продолжительная зима, в год выпадает 300-500 мм осадков, на севере области - вечная мерзлота, на территории области распространены тундрово-глеевые и тундрово-болотные почвы.

См. Рис. 17.

По количеству жилой площади на жителя область соответствует среднему по России показателю. Однако доля ветхого и аварийного жилья в Архангельской области более чем в 2 раза выше, чем в среднем по РФ.

См. Рис. 18.

Одной из причин проблем с качеством жилья является низкий объем ввода в действие нового жилья в сравнении с другими регионами СЗФО, несмотря на сопоставимый уровень доходов населения. Жилищно-бытовые условия в Архангельской области хуже, чем в среднем по России: регион отстает от среднего по России уровня по таким показателям, как обеспеченность горячим водоснабжением, водопроводами, водоотведением, газоснабжением и отоплением

См. Рис. 19.

Высокий уровень заболеваемости населения является острейшей проблемой в области, по этому показателю Архангельская область занимает 77-е место в России, превышая среднероссийский показатель на 22%.

См. Рис. 20.

Ключевые преимущества

Область обладает рядом важных преимуществ, которые должны быть ис-пользованы для преодоления недостатков, создания конкурентоспособной экономики и социальной сферы. Наиболее важными преимуществами Ар-хангельской области являются: 1. наличие развитого машиностроительного кластера;

2. выгодное географическое положение (область представляет собой развитый транспортный узел и имеет доступ к морю);

3. близость к большому потребительскому рынку России и Европы;

4. богатые природные ресурсы (лес, полезные ископаемые, рыбные ресурсы);

5. уникальные природные и культурно-исторические достопримечательности как условия для развития туризма.

6. Наличие развитого машиностроительного кластера

В Архангельской области создан мощный машиностроительный кластер, прежде всего речь идет о судостроении. Судостроительная отрасль является важной частью экономики региона, в первую очередь благодаря развитым здесь высоким компетенциям и уникальным производственным активам. Крупнейшие предприятия сектора: ОАО "ПО Севмаш" и ОАО "ЦС Звездочка" формируют около 90% выручки сектора.

См. Рис. 21. Расположение судостроительных заводов области.

Среди направлений деятельности компаний - строительство и ремонт атомных и дизельных подводных лодок, производство нефтегазодобывающих платформ, строительство гражданских судов, а также ряд других направлений. Здесь создан единственный в России центр по строительству, ремонту и утилизации атомных подводных лодок. Предприятия обладают мощностями и технологиями по строительству платформ для добычи нефти и газа на шельфах и необходимыми уникальными компетенциями для реализации проекта строительства плавучих атомных теплоэлектростанций. Создана инфраструктура для подготовки специалистов для машиностроительной отрасли. Сегодня в Архангельской области действуют два вуза, ведущих подготовку таких специалистов: Архангельский государственный технический университет и филиал СевмашВТУЗ Санкт-Петербургского морского университета.

См. Рис. 22.

Выгодное географическое положение

Выгодное географическое положение Архангельска обуславливает его значимую роль в транспортной системе Северо-Западного ФО и России. Область обладает значительным транзитным потенциалом. Архангельск является одним из самых оптимальных транспортных узлов для транзита грузов между Европой и Азией. В настоящее время через Архангельск проходят два транспортных коридора: Северный морской путь и Международный евроазиатский транспортный коридор: Север - Юг.

См. Рис. 23. Транспортная инфраструктура Архангельской области

Еще одним важным преимуществом географического положения Архангельской области является выход к морям: Белому, Баренцеву, Печорскому и Карскому. В Архангельске расположен один из немногих морских портов Северо-Западного бассейна, позволяющий экспортировать продукцию на зарубежные рынки и осуществлять транзит грузов. В дополнение к существующему, планируется строительство Глубоководного района морского порта Архангельск.

См. Рис. 24.

См. Рис. 25.

При этом Архангельский морской порт обладает рядом преимуществ по отношению к другим портам Северо-Западного бассейна. Так, например, по сравнению с Мурманским, порт Архангельска имеет значительно более короткое железнодорожное плечо от основных центров формирования грузопотоков.

См. Рис. 26. Ж/д тарифы на перевозку грузов до/из основных портов Северо-Западного бассейна, тыс. руб. за вагон

В случае реализации проекта строительства ж/д магистрали через Сыктывкар до Перми (Белкомур) Архангельская область получит кратчайший выход к регионам Урала и ж/д магистрали Транссиб, что откроет дополнительные преимущества для транзита грузопотоков.

См. Рис. 27.

Близость к большому потребительскому рынку

Еще одним важным преимуществом Архангельской области является относительная близость к рынкам сбыта потребительских товаров и промышленной продукции. Так, в радиусе 1500 км от Архангельска проживает 25% населения РФ и сосредоточено около 42% всего российского промышленного производства. В радиусе 3000 км 82% населения и более 80% промышленного производства РФ.

См. Рис. 28.

Например, в радиусе 1500 км от Архангельска сосредоточено (по оценке на 2008 год) 56% российского рынка мебели, 40% рынка древесных плит (ДСП, MDF, OSB), а также на этот район приходится 50% спроса на молоко и молочную продукцию, 60% спроса на цемент. В радиусе 3000 км сосредоточено 80% спроса на продукцию промышленного машиностроения и приходится 85% спроса на отделочные материалы и более 80% спроса на бумагу. Это обуславливает привлекательность области для размещения на ее территории широкого спектра производств.

См. Рис. 29

Богатые природные ресурсы

Территория Архангельской области богата природными ресурсами. Здесь находятся значительные запасы леса, а также ряда полезных ископаемых. Доступ к морю открывает возможности использования биологических ресурсов и освоение шельфа. По объему лесных ресурсов Архангельская область находится на 8-м месте в России и на 2-м в СЗФО. Общая площадь эксплуатационных лесов региона составляет 22 млн. га, запас древесины 2,8 млрд. м. При этом лесные запасы Архангельской области характеризуется высоким качеством. В структуре запасов древесины 82% приходится на хвойную древесину и 18% на лиственную. Использование разрешенной лесосеки составляет 48%.

См. Рис. 30.

На территории области расположены крупные месторождения природных полезных ископаемых: алмазов, бокситов, гипса, базальта, свинца, цинка, марганца. Они составляют значительную часть общероссийских запасов. Так, здесь сосредоточено 20% российских запасов алмазов и 18% российских запасов бокситов.

См. Рис. 31.

Благоприятные условия для развития туризма

Наличие уникальных культурных, исторических и природных объектов являются важными предпосылками для развития туризма в Архангельской области. Среди привлекательных объектов для развития туризма можно особо выделить Соловецкий архипелаг и Кенозерский национальный парк. Соловецкий архипелаг Кенозерскийнациональный парк

Большое количество рек и озер, ландшафтные особенности и обширные леса позволяют предлагать современный и конкурентоспособный туристический продукт и развивать различные виды туризма: экстремальный туризм (сплавы по рекам, катание на оленьих упряжках, катание на горных лыжах, джипинг, снежные сафари на снегоходах), культурно-познавательный туризм (посещение культурно-исторических памятников, спелеологические туры), экологический туризм (охота, рыбалка).

См. Рис. 32.

Видение: Архангельская область в 2030 году

Архангельская область один из наиболее развитых экономических центров России. Вследствие модернизации существующих предприятий и активного привлечения инвестиций в создание новых рабочих мест производительность труда в экономике области возросла в 3-5 раз. В результате реальные доходы населения составили около 35 000 руб. в месяц, а по ВРП на душу населения область достигла уровня Португалии. В регионе сформирован центр компетенций в области машиностроения, ставший источником инноваций и конкурентоспособности региональной промышленности. Наряду с судостроением машиностроительный кластер включает предприятия, производящие технологическое оборудование, востребованное растущей российской экономикой. Масштабная модернизация лесопромышленного комплекса позволила качественно изменить структуру выпуска, обеспечив преимущественно производство продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональное использование лесных ресурсов. Налаженная транспортная инфраструктура не только обеспечивает эффективный доступ к природным ресурсам области, но и позволила существенно нарастить транзитные грузопотоки.

Развитая деловая и транспортная инфраструктура обеспечила Архангельской области статус опорного региона для реализации масштабных проектов по изучению и освоению Арктики. Уникальные природные и культурные достопримечательности региона, современная туристическая инфраструктура, активное продвижение области на российском и международном рынках позволили обеспечить более 1 млн. туристических прибытий в год.

Возрожденный рыбный флот и созданные перерабатывающие мощности вернули Архангельской области былую славу одного из ведущих в России центров рыбной промышленности. Российские предприниматели и иностранные инвесторы по праву считают Архангельскую область одним из лучших мест для ведения бизнеса. Область является активным участником международных экономических отношений. Высокая степень интернационализации, интенсивный обмен знаниями, людьми, продуктами и капиталами обеспечивают конкурентоспособность архангельских предприятий на международных рынках и привлекательность области для внешних и внутренних инвесторов. В области сформированы высокие стандарты и благоприятные условия для жизни, включая качество окружающей среды, уровень социального обеспечения, качественное образование и медицинское обслуживание, безопасность, а также современную жилищно-коммунальную инфраструктуру. Архангельская область одно из наиболее привлекательных в России мест для работы, отдыха и воспитания детей, предоставляющее своим жителям обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала, включая лучшие карьерные возможности для наиболее одаренных, образованных и амбициозных людей.

Стратегические цели

Стратегические цели администрации Архангельской области соответствуют целям Правительства Российской Федерации. Главная цель администрации области обеспечение высокого уровня благосостояния населения и стандартов качества жизни декомпозируется на три цели второго уровня.

См. Рис. 33.

1. Формирование в области эффективной, динамично растущей и сбалансированной экономики, а именно:

1.1. Структуры экономики, обеспечивающей занятость населения, преимущественно на предприятиях с высоким уровнем производительности и добавленной стоимости;

1.2. Благоприятных условий для ведения бизнеса;

1.3. Высокого уровня производительности и степени модернизации существующих предприятий;

1.4. Инвестиционной привлекательности территории для создания новых предприятий в приоритетных секторах экономики.

2. Создания в области благоприятных условий для жизни, профессиональной и творческой самореализации жителей области, а именно:

2.1. Качественной жилищно-коммунальной инфраструктуры;

2.2. Развитой системы здравоохранения и образования;

2.3. Эффективной системы социального обеспечения;

2.4. Развитой инфраструктуры услуг для населения;

2.5. Развитой инфраструктуры культуры, спорта и отдыха;

2.6. Физической и экологической безопасности;

2.7. Ши возможностей для профессиональной и творческой самореализации.

3. Обеспечения эффективности исполнительной власти области, а именно:

3.1. Управления по целям и результатам;

3.2. Эффективной организационной структуры и деловых процессов;

3.3. Наличия квалифицированного персонала.

Для оценки достижения заявленных целей принята система показателей.

Ниже приведены ключевые показатели, прогнозируемые на основе экономической модели области и их целевые значения на 2030 год. (см. таблицу № 1)

См. Рис. 34.

Стратегические приоритеты администрации, отраслевые приоритеты экономики региона

В основу Стратегии развития региона должны быть положены ключевые направления усилий администрации по развитию экономики. Фактически правильно выбранный отраслевой фокус в действиях администрации является залогом долгосрочного успешного и стабильного развития экономики региона.

В процессе стратегического анализа по каждому из секторов экономики Архангельской области была проведена оценка текущего состояния и потенциала их развития, а также проанализированы основные факторы, ограничивающие развитие сектора, и возможности администрации влиять на улучшение этих факторов. Данный анализ был положен в основу определения отраслевых приоритетов развития экономики Архангельской области.

Для определения приоритетных секторов экономики было проведено сравнение секторов по двум параметрам:

> потенциал сектора для развития экономики Архангельской области;

> значимость действий администрации области для успешного развития сектора.

Потенциал сектора для развития экономики определяется на основе прогноза развития сектора в Архангельской области (с учетом планов предприятий региона, планов конкурентов, прогнозов развития рынков и т.д.), мультипликативного эффекта и экспортного потенциала сектора. Значимость действий администрации показывает, насколько реализация потенциала сектора зависит от действий администрации. На основе сравнения секторов экономики Архангельской области по этим двум параметрам были выделены 4 группы секторов.

См. Рис. 35.

В результате были определены следующие отраслевые приоритеты:

1-й приоритет: судостроение; машиностроение; ЛПК; транспорт; туризм;

2-й приоритет: производство топливно-энергетической продукции (нефтеперерабаты- вающий завод); добыча, кроме топливно-энергетических ресурсов; рыболовство;

3-й приоритет: торговля; пищевая промышленность; электроэнергетика, газ и вода; научно-образовательный комплекс;

4-й приоритет: химия и нефтехимия; связь и телекоммуникации; промышленность строительных материалов; строительство; ювелирная промышленность; сельское хозяйство; металлургия; добыча ТЭР.

При этом отраслевые приоритеты Архангельской области будут соответствовать обозначенным в Концепции развития РФ до 2020 г. основным направлениям развития регионов Северо-Западного федерального округа. Среди обозначенных перспективных направлений - развитие транспортных услуг, военно-промышленный комплекс и судостроение, машиностроение, добыча нефтегазовых ресурсов на шельфе, лесная промышленность, а также добыча и переработка водных биологических ресурсов.

Судостроение

Значительный потенциал развития судостроительного сектора Архангельской области прежде всего связан с ожиданием устойчивого спроса на продукцию судостроения вследствие увеличения оборонного заказа и роста спроса на платформы для добычи нефти и газа на шельфе. Выполнение судостроительными предприятиями Архангельской области госзаказа на строительство военно-морской техники будет обеспечиваться планами государства по пополнению ВМФ, а также уникальными компетенциями и производственными мощностями предприятий региона. Согласно принятой в 2006 г. Государственной программе развития вооружений на 2007 2015 годы за период 2007 2015 гг. для пополнения ВМФ планируется выделить 1,25 трлн. руб. Программой предусмотрено строительство 3 атомных подводных лодок, 5 дизельных подводных лодок, 5 авианосцев и 12 корветов. Судостроительные предприятия Архангельской области обладают сильной позицией для получения госзаказа за счет наличия уникальных мощностей и компетенций для строительства и ремонта атомных подводных лодок. Помимо реализации проектов по госзаказу судостроительные предприятия региона имеют значительный потенциал роста, связанный со строительством нефтегазодобывающих платформ для освоения шельфовых месторождений.

Для освоения арктического шельфа к 2030 г. потребуется строительство около 55 платформ для добычи нефти и газа. Архангельская область имеет значительные преимущества географического положения для обеспечения нефтяных месторождений в акватории близлежащих морей (Баренцево, Печорское, Карское моря). К 2030 г. ежегодный объем заказа на строительство платформ для этих месторождений составит около 50 млрд. руб.

См. Рис. 36. Выручка сектора в базовом сценарии, млрд. руб., прогноз 2030г

Необходимо также отметить, что согласно Концепции развития РФ до 2020 г. развитие судостроительной промышленности является одним из приоритетов государства. Концепцией предполагается, что "приоритетными направлениями государственной политики в области развития судостроительной промышленности" станут создание конкурентоспособной специализированной морской техники для освоения континентатьного шельфа и Северного морского пути, проведение институциональных преобразований в отрасли, в том числе создание объединенной судостроительной корпорации, а также развертывание программ содействия технологической модернизации и продвижению продукции судостроительных предприятий на рынки.

Машиностроение

В целом развитие машиностроительной отрасли в России характеризуется высокой привлекательностью. Во-первых, это обусловлено высокими темпами роста промышленного производства и, соответственно ростом спроса на продукцию машиностроения. К 2028 г. ожидается рост объема производства машин и оборудования на территории РФ с текущих 500 млрд. руб. до 1800 млрд. руб. Во-вторых, сектор машиностроения характеризуется относительно низкими отраслевыми рисками, высоким мультипликативным эффектом, высокой производительностью труда и высоким экспортным потенциалом. В-третьих, согласно Концепции развития РФ до 2020 г. развитие машиностроительного сектора является одним из приоритетов в развитии базовых отраслей промышленности в РФ. Так, предусмотрена значительная поддержка сектора со стороны государства, в том числе субсидирование из средств федерального бюджета процентных ставок по кредитам, налоговое стимулирование, подготовка кадров и ряд других мероприятий. Высокий потенциал развития машиностроения на территории Архангельской области связан с наличием требуемых компетенций и опыта, а также с возможностью администрации значительно влиять на успех сектора. Основной потенциал развития сектора в Архангельской области связан с развитием промышленного машиностроения (станкостроение, подъемно-транспортные механизмы, лесозаготовительная техника и т.д.). Для развития промышленного машиностроения на территории области существует ряд значимых предпосылок:

> сильный кластер судостроения, а также тенденция к аутсорсингу субподрядчикам части процессов в судостроении;

> наличие квалифицированных инженеров и сильной инженерной школы;

> отсутствие жестких требований к масштабу операций в большинстве секторов промышленного машиностроения;

> несущественное влияние удаленности от рынков сбыта на конкурентоспособность продукции как следствие высокой добавленной стоимости;

> некритичность отсутствия крупных машиностроительных предприятий, поскольку сектор могут развивать предприятия среднего и малого бизнеса. Так, например, в Германии средняя компания в секторе имеет оборот 25 млн. евро и штат 150 чел.

Помимо этого, развитие сектора промышленного машиностроения в значительной степени зависит от действий администрации. Ее действия играют решающую роль для успеха развития сектора на территории региона. Критичными для развития промышленного машиностроения являются:

См. Рис. 37. Выручка сектора в базовом сценарии, млрд. руб., прогноз 2030г.

- строительство промышленной площадки, располагающей необходимой инфраструктурой;

- привлечение новых инвесторов;

- подготовка кадров для машиностроения;

- разработка системы преференций инвесторам.

Реализация данных мероприятий в значительной степени связана с усилиями со стороны региональной администрации.

Лесопромышленный комплекс (ЛПК)

Основной потенциал развития лесопромышленного комплекса Архангельской области связан с обеспечением доступности лесных ресурсов и более высокой глубины переработки леса, то есть с производством продукции с более высокой добавленной стоимостью. Сегодня развитие сектора лесозаготовки в Архангельской области сдерживается нехваткой экономически доступной лесосеки. В дальнейшем основной возможностью для развития сектора станет развитие лесных дорог, в том числе магистральных, а также повышение эффективности лесопользования. По мнению большинства экспертов, строительство нового ЦБК в Архангельской области маловероятно вследствие ресурсных ограничений. Существенным для развития сектора станет модернизация действующих ЦБК с целью повышения их эффективности. Высоким потенциалом развития в области обладает мебельная промышленность. Так, к 2030 г. выручка предприятий региона в сегменте мебельного производства может достигнуть 9 млрд. руб. в год, или 15% от общего выпуска отрасли. Реализация потенциала мебельного производства на территории области будет возможна только при создании на территории области собственного плитного производства.

См. Рис. 38. Выручка сектора в базовом сценарии, млрд. руб., прогноз 2030г.

Транспорт и логистика

Значительный потенциал транспортной отрасли Архангельской области обусловлен выгодным географическим положением региона. Так, по географическому положению Архангельск является одним из наиболее оптимальных транспортных узлов для транзита грузов между Европой и Азией. Основной потенциал развития транспортного сектора Архангельской области связан с проектами строительства глубоководного района морского порта Архангельска и железнодорожной магистрали Белкомур, а также с развитием пассажирских авиаперевозок.

Новый глубоководный район морского порта Архангельска рассчитан на перевалку около 28 млн. тонн груза ежегодно, что примерно в 5 раз больше текущего объема перевалки грузов в порту Архангельска. Основная часть грузов, около 18 млн. тонн, будет приходиться на контейнеры. Строительство нового района порта позволит увеличить дедвейт принимаемых в порту судов с 20 тыс. тонн до 75 тыс. тонн. Объем инвестиций по проекту составит около 25 млрд. руб. Проект строительства глубоководного района морского порта Архангельска включен в Стратегию развития транспортного комплекса СЗФО.

См. Рис. 39. Выручка секторав базовомсценарии, млрд. руб., прогноз 2030г.

Строительство железнодорожной магистрали Белкомур позволит напрямую соединить Соликамск, Сыктывкар и Архангельск, откроет кратчайшее сообщение между Архангельском и промышленными районами Урала, а также даст прямой выход на магистраль Транссиб в районе Екатеринбурга. Планируемый грузопоток через магистраль Белкомур составит более 25 млн. тонн в год. Реализация проекта предусмотрена Стратегией развития транспортного комплекса СЗФО, а также Транспортной стратегией РФ до 2030 г. В случае реализации проектов "Белкомур" и нового глубоководного района морского порта Архангельская область будет иметь существенные преимущества для транзита ряда грузопотоков по территории региона, и развитие транспортной отрасли даст значительный импульс дальнейшему развитию региона. Помимо этого, важно также отметить, что рост доходов населения области и рост туристического потока в область приведут к значительному увеличению авиаперевозок в пассажирообороте вырастет с спроса на авиаперевозки: доля 28% в 2006 г. до 40% в 2030 г.

Туризм

Высокая привлекательность туристического сектора в целом в России обусловлена прежде всего растущими доходами населения и, как следствие, быстрым ростом расходов населения на отдых, а также увеличением популярности новых туристических направлений и видов туризма. Так, прогнозируется долгосрочный рост количества внутренних туристических поездок в России на уровне 4% ежегодно, а средние расходы туристов на поездку увеличатся в 2 2,5 раза к 2030 г. Необходимо также отметить, что туризм характеризуется одним из самых высоких мультипликативных эффектов и оказывает существенное влияние на развитие смежных секторов. В Архангельской области есть значительный потенциал для привлечения туристов и развития туристического сектора региона:

на территории области расположены уникальные культурные и исторические объекты, в том числе Соловецкий архипелаг, Кенозерский национальный парк и др.;

особенные природные условия региона обладают высокой привлекательностью для развития многих современных, набирающих популярность видов туризма, таких как экстремальный туризм, охота и рыбалка.

См. Рис. 40. Выручка сектора в базовом сценарии, млрд. руб., прогноз 2030г.

Большинство стран со схожими природногеографическими условиями выделяют туризм как одно из приоритетных направлений развития экономики. Так, например, ежегодный въездной поток туристов в Финляндию превышает 4 млн. чел., в Ирландию - 1,6 млн. чел. На территории области привлекательно развитие таких направлений туризма, как познавательный и экологический туризм, экстремальный туризм (джипинг, спелеологические туры, лыжные походы, катание на оленьих упряжках, сплавы по рекам, сафари на снегоходах), охота и рыбалка. Одним из существенных факторов, определяющих высокий приоритет туристического сектора в Стратегии развития региона, является объективная зависимость успеха развития этого сектора от эффективности региональной администрации.

Добыча полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) Основной потенциал развития сектора добычи полезных ископаемых в Архангельской области связан с разработкой месторождений алмазов, расположенных на территории области. В Архангельской области расположены 3 месторождения алмазов, одно из которых уже разрабатывается (месторождение им. Ломоносова), в ближайшее время планируется начало разработки второго месторождения (месторождение им. Гриба).

См. Рис. 41. Выручка сектора в базовом сценарии, млрд. руб., прогноз 2030г.

Совокупные запасы трех месторождений могут достигать свыше 20 млрд. долл. Существенным потенциалом для развития на территории области обладают также добыча полезных ископаемых для строительной индустрии: известняка, базальта, гипса и добыча металлов: цинка и свинца.

Рыболовство

Основным направлением развития рыболовства в Архангельской области останется океанический лов рыбы. Объем ближнего океанического лова также может существенно возрасти в случае создания более благоприятных условий для обслуживания рыболовецких предприятий в морском порту Архангельска. Помимо этого, высоким потенциалом роста обладает промысел тюленя. Необходимо отметить, что в значительной степени реализация потенциала Архангельской области в рыболовстве будет связана с действиями администрации, направленными на развитие сектора. Так, от ее действий существенно зависит распределение квот, повышение эффективности работы порта, обновление промыслового флота в области и др.

См. Рис. 42. Выручка сектора в базовом сценарии, млрд. руб., прогноз 2030г.

Производство топливно-энергетической продукции (строительство НПЗ) В настоящий момент в Архангельской области нет предприятий, занимающихся производством топливно-энергетической продукции, однако есть определенные условия для их появления. Так, нефтепровод, проходящий через п. Приводино Котласского района, может стать поставщиком сырья для нефтеперерабатывающего завода на территории области. При существенном росте нефтедобычи в Ненецком автономном округе нефтяные компании могут быть заинтересованы в создании нефтеперерабатывающего завода. В оптимистичном сценарии в случае строительства на территории области нефтеперерабатывающего завода выпуск сектора к 2030 году может составить около 70 млрд. руб.

См. Рис. 43. Выручка сектора в оптимистичном сценарии, млрд. руб., прогноз 2030г.

Отраслевые приоритеты экономики на уровне районов

Территория Архангельской области весьма неоднородна с точки зрения наличия условий для развития различных секторов экономики. Для определения фокуса усилий администраций муниципальных образований области были уточнены отраслевые приоритеты развития экономики на уровне районов Архангельской области. При этом учитывались приоритеты развития экономики на уровне региона, а также специфические особенности отдельных муниципальных образований с точки зрения наличия и возможности создания условий, необходимых для успешного развития определенных секторов экономики. В результате были определены 6 основных зон Архангельской области, объединяющих районы со схожими отраслевыми приоритетами:

1. Многофункциональные промышленные районы области;

2. Районы развития лесопромышленного комплекса и туризма;

3. Лесопромышленные районы;

4. Рекреационные районы;

5. Районы развития лесного и сельского хозяйства, пищевой промышленности;

6. Район добычи полезных ископаемых.

См. Рис. 44. Основные приоритеты районов. и рис. 45. Отраслевые приоритеты районов Архангельской области.

Условия для реализации Стратегии

Для реализации экономического потенциала Архангельской области и обеспечения прогнозируемого роста секторов экономики потребуется создание условий, необходимых для успешного развития экономики региона в целом, и прежде всего приоритетных отраслей.

Критичными условиями для реализации Стратегии являются:

1. Привлечение в экономику региона необходимого объема инвестиций;

2. Обеспечение потребностей экономики в трудовых ресурсах;

3. Развитие малого и среднего бизнеса в регионе;

4. Развитие необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры.

Привлечение инвестиций

Реализация потенциала секторов экономики Архангельской области будет в значительной степени зависеть от способности привлечь необходимый объем инвестиций для развития этих секторов. Как показывает опыт других стран и наиболее успешных регионов Российской Федерации, для увеличения ВВП (ВРП) в долгосрочной перспективе на 1 рубль в среднем требуется инвестировать в экономику страны или региона от 3 до 8 рублей. Прогнозный прирост ВРП Архангельской области к 2030 г. составит около 230 млрд. руб. Для осуществления такого роста экономики в период с 2009 по 2030 г. потребуется суммарный объем инвестиций в основной капитал в размере около 1 трлн. руб. Таким образом, с 2009 по 2030 г. в среднем ежегодно инвестиции в экономику области должны составить 47 млрд. руб., что в 3,4 раза больше показателя за 2006 г.

См. Рис. 46. Объём инвестиций в основной капитал, необходимый для прироста ВРП на 1 рубль в долгосрочной перспективе, руб.

Основной объем необходимых инвестиций будет приходиться на обрабатывающие и добывающие производства (29% всего объема инвестиций), транспорт (20%) и сектор производства и распределения электроэнергии, газа и воды (9%). Для реализации Стратегии потребуется значительный рост инвестиций в инфраструктуру и образовательный сектор. Так, среднегодовой объем инвестиций в период с 2009 по 2030 г. в транспортную и энергетическую инфраструктуру должен быть соответственно в 7 и 6 раз выше уровня 2006 г., а ежегодные инвестиции в научно-образовательный комплекс потребуется увеличить примерно в 5 раз.

См. Рис. 47. Оценка структуры годовых инвестиций вэконо микуАОв2009-2030 гг. 100%* = 47 млрд. руб. в год. Сравнение текущего и требуемого среднего ежегодного объема инвестиций в сектор в 2009 - 2030 гг. (в базовом сценарии), млрд. руб

Важную роль в обеспечении роста экономики региона будут играть государственные инвестиции. Бюджетное финансирование будет являться значимым фактором для реализации инфраструктурных проектов и стимулирования притока частных инвестиций в экономику. На текущий момент доля бюджетных инвестиций в Архангельской области от общего объема инвестиций в основной капитал составляет около 9%, из которых 4% приходится на федеральный бюджет и 3% на областной бюджет. Эти показатели несколько ниже, чем в среднем по Российской Федерации. Для реализации Стратегии потребуется увеличение среднегодового бюджетного финансирования инвестиций в основной капитал в 2009 2030 гг. примерно в 3 раза относительно уровня 2006 г.

См. Рис. 48. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2006 г., млрд. руб. И оценка* требуемого среднегодового объема инвестиций в экономику области за счет бюджетных средств в 2009-2030 гг., млрд. руб.

Трудовые ресурсы

Успех развития экономики Архангельской области будет в значительной степени определяться человеческими ресурсами региона. Для обеспечения роста экономики области потребуются трудовые ресурсы различного уровня квалификации и образования. С целью развития кадрового потенциала Архангельской области усилия администрации должны быть направлены на обеспечение привлекательных условий для жизни и труда в регионе, а также на создание качественной системы образования, отвечающей потребностям экономики.

К 2030 г. в базовом сценарии спрос на трудовые ресурсы со стороны экономики региона сократится на 23% вследствие опережающего роста производительности труда. Однако, несмотря на сокращение спроса, к 2030 г. в Архангельской области вероятно появление дефицита трудовых ресурсов, что будет обусловлено снижением численности населения области и его старением.

См. Рис. 49. Прогноз численности экономически активного населения Архангельской области.

Помимо этого, будут происходить существенные изменения в экономике региона, которые приведут к изменению характера занятости населения и требований к качеству трудовых ресурсов. Для обеспечения динамичного развития экономики региона потребуется четкая ориентация системы подготовки кадров на удовлетворение актуального запроса со стороны экономики. В первую очередь должны быть учтены:

1. Изменение структуры занятости населения по уровням образования и видам деятельности;

2. Изменение структуры занятости населения по секторам;

3. Требования приоритетных секторов экономики к кадрам.

Изменение структуры занятости населения по уровням образования и видам деятельности

Доля занятых в экономике, имеющих среднее специальное образование, значительно увеличится к 2030 г., что потребует увеличения численности специалистов, выпускаемых ссузами по востребованным в экономике специальностям.

См. Рис. 50. Структура занятых в экономике Архангельской обл. по уровню образования. Прогноз структуры выпуска образовательных учреждений Архангельской области по уровню образования.

В 2030 г. в структуре занятости населения региона основными группами по видам деятельности будут квалифицированные специалисты (20% занятости), административный и офисный персонал (17%), а также рабочие (18%).

См. Рис. 51. Целевая структура занятых по видам деятельности на 2030 г., 100% = 493 тыс. чел.

Изменение структуры занятости населения по секторам

В структуре спроса на кадры к 2030 г. увеличится доля сервисных секторов и сократится доля производственных секторов, сельского и лесного хозяйства, рыболовства. Так, доля занятых в сервисных секторах к 2030 г. вырастет с текущих 30% до 43% в базовом сценарии. См. Рис. 52. Структура занятости населения Архангельской области по группам отраслей экономики, млн. чел.

Основной приток рабочей силы в 2006 2030 гг., с учетом ухода занятых на пенсию, потребуется в торговле, социальном секторе, туризме, связи и телекоммуникациях, промышленности стройматериалов и машиностроении. Наибольший отток кадров произойдет в лесопромышленном комплексе.

См. Рис. 53. Необходимый приток кадров по секторам экономики с 2006 по 2030 г. (с учётом изменения численности занятых по секторам и выходящих на пенсию).

Развитие малого и среднего бизнеса в регионе

Развитие малого и среднего бизнеса является важной движущей силой эффективного развития большинства секторов экономики. В Архангельской области развитие малого и среднего бизнеса будет критичным для реализации потенциала роста приоритетных секторов экономики.

Для обеспечения прогнозируемого роста экономики региона потребуется увеличение доли малого бизнеса в общем обороте экономики Архангельской области с текущих 16 до 30% в 2030 г. (в базовом сценарии). Основной прирост оборота малого и среднего бизнеса в регионе должен произойти за счет торговли, машиностроения, судостроения, транспорта, лесопромышленного комплекса, строительства и туризма.

См. Рис. 54. Доля оборота малого предпринимательства в секторе в базовом сценарии. Оборот малого предпринимательства по секторам экономики Архангельской области в базовом сценарии.

К 2030 г. в структуре оборота малого и среднего бизнеса доля торговли значительно сократится, что в первую очередь будет связано с активным развитием предпринимательства в других секторах экономики.

См. Рис. 55. Структура оборота малого предпринимательства Архангельской области в базовом сценарии.

Развитие необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры

При условии реализации потенциала роста секторов экономики Архангельской области к 2030 г. существенно вырастет спрос на грузовые и пассажирские перевозки. Так, грузооборот к 2030 г. вырастет более чем на 60%, а пассажирооборот на 70% по сравнению с показателями 2006 г. (в базовом сценарии).

См. Рис. 56. Структура спроса на грузовые перевозки в Архангельской области по видам транспорта по различным сценариям, 2006-2030 гг

Таким образом, для реализации экономического потенциала Архангельской области потребуется осуществление ряда приоритетных проектов по развитию транспортной инфраструктуры региона:

1. Строительство железнодорожной магистрали Белкомур (проект включен в Стратегию развития транспортного комплекса СЗФО, а также в проект Стратегии развития транспортной инфраструктуры РФ до 2030 г.);

2. Строительство Глубоководного района Архангельского морского порта (проект включен в Стратегию развития транспортного комплекса СЗФО);

3. Реконструкция федеральной автотрассы М-8 "Холмогоры" (реконструкция трассы предусмотрена ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002 2010 годы)");

4. Развитие существующей сети железных дорог (включено в Стратегию развития транспортного комплекса СЗФО):

a) увеличение пропускной способности железнодорожного участка Обозерская- (в том числе электрификация данного участка и строительство второго главного пути);

b) электрификация и строительство второго пути железнодорожного участка Обозерская-Архангельск;

c) увеличение пропускной способности железнодорожного участка Обозерская- Архангельск;

5. Развитие аэропортового комплекса Талаги, реконструкция аэропортов в районных центрах Архангельской области, расширение сети региональных и местных авиамаршрутов (включено в Стратегию развития транспортного комплекса СЗФО);

6. Реконструкция терминалов и акватории, реконструкция подходного канала к морскому порту Архангельска (включено в Стратегию развития транспортного комплекса СЗФО).

Энергетическая инфраструктура

С учетом текущих планов предприятий по расширению генерации электроэнергии к 2030 г. в Архангельской области возникнет значительный дефицит электроэнергии. Так, прогнозируемое к 2030 г. электропотребление секторов экономики и населения области в базовом сценарии развития составит более 19 млрд. кВт·ч в год, тогда как планы существующих предприятий сектора предусматривают увеличение генерации до 8 млрд. кВт·ч в год. Устранение разрыва между производством и потреблением электроэнергии в области потребует реализации ряда приоритетных проектов в электроэнергетике.

См. Рис. 57. Суммарное потребление электроэнергии по секторам Архангельской области.

Основные направления деятельности администрации

С целью концентрации усилий и ресурсов на решении приоритетных задач, направленных на достижение поставленных целей, были определены основные направления деятельности администрации по реализации Стратегии развития: в области экономики, в социальной сфере и в области эффективности государственного управления.

Основные направления деятельности администрации в экономике

1. Создание условий для развития приоритетных секторов экономики: Обеспечение доступа предприятий к квалифицированным кадрам. Адаптация образовательного процесса к потребностям экономики, включая увеличение доли подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, а также квалифицированных менеджеров, обладающих всем необходимым комплексом знаний и навыков в соответствии с современными требованиями приоритетных секторов экономики. Обеспечение доступа предприятий к недвижимости и земельным участкам. Концентрация усилий и ресурсов администрации области на обеспечении инвесторов необходимыми и оборудованными соответствующей инфраструктурой участками земли, а также на строительстве коммерческой недвижимости в требуемых для развития приоритетных секторов экономики объемах. Развитие энергетической инфраструктуры. Преимущественное развитие сетевой инфраструктуры, а также модернизация генерирующих мощностей, направленная на снижение стоимости и доступности электрической и тепловой энергии. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры. В первую очередь развитие дорожной сети, портовой инфраструктуры и создание современных логистических мощностей для обеспечения доступа к природным и рекреационным ресурсам, а также стимулирования роста приоритетных секторов экономики. Обеспечение доступа предприятий к финансированию. Концентрация усилий на развитии финансовой инфраструктуры (филиалов банков, инвестиционных фондов, лизинговых компаний, финансовых посредников и государственных финансовых институтов). Обеспечение доступа предприятий к поставщикам и ресурсной базе. Содействие в развитии международной и межрегиональной кооперации, инвентаризация лесного фонда и повышение доступности других природных ресурсов.

2. Разработка и реализация политики по развитию приоритетных секторов экономики. Разработка программ развития в приоритетных секторах, в первую очередь в туризме, машиностроении, включая судостроение, ЛПК, рыболовстве.

3. Повышение конкурентоспособности и модернизация существующих предприятий: повышение квалификации и обучение современным технологиям и методам ведения бизнеса; создание на территории области развитой инфраструктуры профессиональных услуг для поддержки процессов преобразований на предприятиях области (консультационные, маркетинговые, инжиниринговые, юридические, финансовые, аудиторские и т.п.); помощь в продвижении продукции предприятий на российских и международных рынках; помощь в привлечении партнеров и инвесторов на предприятия области.

4. Привлечение инвестиций и повышение инвестиционной привлекательности Архангельской области: фокус на оптимизации административно-правовых процессов привлечения инвестиций; продвижение области в российском и международном деловом сообществе и формирование имиджа территории привлекательной для инвесторов; работа преимущественно со стратегическими инвесторами в области машиностроения, туризма, ЛПК и развития инфраструктуры.

5. Развитие малого бизнеса и предпринимательства: стимулирование создания и развития малого и среднего бизнеса на территории области; решение проблем с дефицитом кадровых ресурсов и доступом к недвижимости.

6. Создание и обеспечение деятельности институтов развития: агентства по содействию в привлечении инвестиций; агентства по развитию бизнеса, промышленности и инноваций; агентства по развитию предпринимательства; агентства по развитию туризма; агентства по управлению госимуществом в области инфраструктуры и недвижимости; агентства по разработке и реализации инвестиционных проектов в области инфраструктуры.

7. Обеспечение доступа к возможностям и ресурсам Федерального центра: лоббирование интересов бизнеса области на федеральном уровне; обеспечение участия предприятий и администрации области в программах, реализуемых федеральным центром.

Основные направления деятельности администрации в социальной сфере

1. Наряду с реализаций ранее запланированных инициатив в области культуры, спорта, образования и социальной защиты населения, администрация сконцентрирует усилия на трех наиболее проблемных областях, по которым Архангельская область значительно уступает другим регионам России: улучшение здоровья жителей области; решение проблемы ветхого жилья; реформа жилищно-коммунальной инфраструктуры.

2. Совершенствование и реализация демографической политики, направленной на предотвращение оттока населения из области.

Ключевые направления деятельности администрации в сфере государственного управления

1. Внедрение системы управления по целям и результатам;

2. Оптимизация деловых процессов и организационной структуры в соответствии с долгосрочной стратегией, целями и современными принципами построения эффективных организаций;

3. Повышение квалификации персонала администрации области.

Целевая структура экономики и прогнозы

В результате моделирования были получены прогнозы ключевых показателей экономики Архангельской области на период до 2030 года. Среднедушевые доходы населения Архангельской области вырастут с 8,9 тыс. руб. на человека в 2006 г. до 33 тыс. руб. на человека в 2030 г. при реализации базового сценария развития. В оптимистичном сценарии за период с 2007 по 2020 г. рост доходов населения области составит 2,9 раза, что будет несколько выше аналогичного показателя по РФ при реализации инновационного сценария развития экономики (согласно Концепции развития РФ до 2020 г., доходы населения РФ за период 2007 2020 гг. увеличатся в 2,6 раза при инновационном сценарии развития РФ).

См. Рис. 58. Прогноз среднедушевых доходов населения, тыс. руб. на чел. Прогноз в ценах2006 г.(без учета инфляции).

Совокупный объем выручки по секторам экономики Архангельской области будет расти примерно на 4,5% в год и увеличится с 300 млрд. руб. в 2006 г. до более 850 млрд. руб. в 2030 г.

См. Рис. 59. Прогноз оборота экономики Архангельской области, млрд. руб.

К 2030 г. в базовом сценарии развития показатель ВРП на душу населения в Архангельской области достигнет уровня около 420 тыс. руб. на человека в ценах 2006 г.

См. Рис. 60. Прогноз ВРП на душу населения, тыс. руб. на чел.

Таким образом, уровень ВРП на душу населения в Архангельской области в 2030 г. будет сопоставим с уровнем Чехии, Португалии, Тайваня и Южной Кореи в 2006 г. При реализации оптимистичного сценария развития экономики региона по этому показателю Архангельская область достигнет текущего уровня Италии, Германии и Франции.

См. Рис. 61. ВВП на душу населения в 2006 г. в развитых и развивающихся странах мира и прогноз согласно разным сценариям в 2030 г. для Архангельской области, тыс. руб./чел.

Основными драйверами экономики региона в период до 2030 г. станут транспорт и логистика, судостроение, машиностроение, лесопромышленный комплекс и туризм. Среди всех экспортно ориентированных секторов экономики региона на эти отрасли придется наибольший прирост добавленной стоимости.

См. Рис. 62. Абсолютный прирост добавленной стоимости по экспортно- ориентированным секторам* в 2006-2030, млрд. руб и Темпы роста добавленной стоимости по экспортно-ориентированным секторам* в 2006-2030 гг., %

Лидирующим сектором экономики Архангельской области по темпам роста и уровню производительности труда в 2030 г. станет машиностроение.

См. Рис. 63. Производительность труда в отрасли - темпы роста, согласно базовому сценарию

К 2030 г. в структуре экономики региона увеличится доля обрабатывающих производств и сектора услуг, включая социальный сектор. В структуре оборота обрабатывающих и добывающих производств значительно возрастет доля машиностроения.

См. Рис. 64. Структура оборота в экономике Архангельской области, согласно базовому сценарию, млрд. руб.

См. Рис. 65. Структура оборота в обрабатывающих и добывающих секторах Архангельской области, млрд. руб.

К 2030 г. в экономике Архангельской области увеличится относительная доля занятых в секторах с более высоким уровнем оплаты труда. В секторах обрабатывающих и добывающих производств сократится доля занятых в лесопромышленном комплексе, значительно увеличится занятость в секторе машиностроения.

См. Рис. 66. Текущая структура занятостив экономике Архангельской области, 2006 г.

См. Рис. 67. Текущая структура занятости в секторах добывающих и обрабатывающих производств Архангельской области, 2006 г.

Существенная доля занятых будет приходиться на сектора с высоким уровнем производительности труда: судостроение, ЛПК, машиностроение и электроэнергетику.

См. Рис. 68.Численность занятых по отраслям экономики в Архангельской области в 2030 г., тыс. чел. и Сравнение уровень производительности в АО в 2030 г. и производительности EU 15 в 2006 г., млн. руб./чел.

Заключение

Долгосрочная стратегия развития Архангельской области до 2030 года разработана администрацией области при поддержке консультантов в конце 2008 года. Данный документ определяет долгосрочные цели и приоритеты в деятельности администрации области, и будет уточняться ежегодно с учетом происходящих изменений в экономике и социальной сфере. На основе настоящей Стратегии определены Основные направления деятельности органов исполнительной власти Архангельской области на 2009-2012 годы и План первоочередных мероприятий на один год.