Каринэ Геворгян: Россия и мир. Пессимистический сценарий
Из стихотворения "Безумцы" французского поэта Пьера Жана Беранже (1780-1857) в переводе (1862) Василия Степановича Курочкина (1831 - 1875):
Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
"Пугают чукчу!" Из старого советского анекдота
Сценарий
Данность:1. В сложившихся в России условиях неизбежен неконтролируемый рост безработицы в российских столицах, региональных и промышленных центрах. И это при высоком уровне безработицы в малых населенных пунктах и по всему Северному Кавказу. В нынешних условиях, как и во всем мире, в России уже отмечается всплеск суицидальных настроений. Ожидаемый уровень безработицы в РФ достигнет, по данным ВЦИОМ, 28%, однако эта цифра выведена из линейной экстраполяции, не учитывающей системный принцип подхода к социально-политической сложности. К отечественным безработным присоединяются оставшиеся без работы гастарбайтеры, легальные и нелегальные, и планируемые 200 тыс. уволенных по сокращению из армии офицеров.
2. По мнению специалистов, общество атомизирировано и "психопатизировано", под воздействием всех видов гуманитарных технологий, включающих СМИ, рекламу, психологические практики.
3. Православная иерархия, над которой нависает угроза обострения внутренних противоречий после смерти Алексия II, теряет авторитет в обществе, поскольку не оправдала надежд на восстановление идентичности. Над РПЦ также нависает угроза маргинализации умеренно-консервативной части клира и мирян.
Последствия отвержения Южной Осетии и Абхазии Московской Патриархией, связанного в немалой степени с интригами вокруг Украины, нам еще аукнутся.
4. Газо- и нефтепроводы держатся на "честном слове", околоиндустриальная наука вымирает, смены нет.
5. Экономическая разведка даже спутниками не располагает.
6. Грузия возобновит атаки на Абхазию и Южную Осетию под предлогом аргумента, озвученного недавно помощником госсекретаря Мэтью Брайзой (см. ниже).
7. Обостряется ситуация на Северном Кавказе, начиная с Ингушетии и южного Дагестана.
8. Обостряется "русский вопрос" на Украине, что осложняется "газовым конфликтом". Взаимоотношения России и Украины зависят в большой степени от геополитических установок на макрополитическом уровне, то есть выходят за рамки регионального формата.
Все идет к созданию автокефалии. Неизбежен рост провокаций в Крыму. Напряженность будет усиливаться и из-за базы российского военно-морского флота в Севастополе.
9. США готовы, по ряду показателей, ввести контингенты в Крым и на побережье Черного моря по просьбе украинских властей, а также - на Кавказ: в Грузию и Азербайджан "для охраны нефтепровода Баку-Джейхан".
10. Российская армия деморализована, Генштаб ослаблен (в т.ч. технически), обороноспособность страны и системы безопасности слабо эффективны.
11. Спецслужбы идейно не заряжены, их профессиональный уровень в целом невысок, они выполняют текущие задачи, неэффективно занимаясь предупреждением возникновения новых проблем.
12. Единого антикризисного Центра ситуационного анализа, который объединял бы команду интеллектуалов, занимающихся фундаментальными исследованиями, и аналитиков-практиков, в стране нет. В сложившихся условиях велик риск того, что при создании такого Центра в критических условиях не лучшим образом сработает "человеческий фактор": личные пристрастия руководителя и формальный научный и деловой статусы сотрудников.
Следствия:
1) Обстановка
- разгул преступности, рост подростковой преступности и молодежного экстремизма;
- террористические провокации;
- рост ксенофобии;
- техногенные катастрофы;
- аварии на нефте- и газопроводах;
- обнищание населения и социальная незащищенность малоимущих;
- продовольственная проблема.
2) Результаты
- бедствия такого масштаба в ядерной России и одновременное мультиплицирование проблем вблизи ее границ (Украина, Кавказ) могут привести к тому, что у властных структур возникнет дефицит механизмов и ресурсов для решения необходимых задач;
- новая администрация США предложит свои контингенты для охраны гражданских и военных атомных объектов в России, по существу, - мягкую десуверенизацию, для "спасения мира и России от ядерной угрозы";
- группы, стоящие за Газпромом, потеряют самостоятельность так же, как и российско-европейские группы в других сырьевых отраслях;
- США для решения текущих вопросов преодоления кризиса у себя могут инициировать судебные процессы против российских держателей капиталов за рубежом с арестом счетов, что делает для последних самоубийственным и бесперспективным "перевод денег за рубеж";
- десуверенизация под "внешним управлением" вынудит прежние российские элитные группы частично уступить власть другим группам, которые могут быть выряжены даже и в ультрапатриотические одежды;
- "мозговые" остатки историко-культурного феномена "Россия" будут работать на "новую стратегию развития" или/и перейдут на катакомбный тип существования, если помимо чьей бы то ни было воли останется наше "коллективное бессознательное".
"О красотах природы"
В основе всех нынешних мировых кризисов, коснувшихся России, лежит кризис смысловой. Для его преодоления необходимо сверхусилие, а не только догоняющие меры, которые порождают все новые проблемы. Такого рода ситуации в истории чаще преодолевались через войну, реже - через творческий поиск новых форматов. Нет такой страны в мире, которая готова была бы стать жертвой на алтаре нового миропорядка. Россия не исключение. Очевидно, что перед нами, гражданами России, в первую очередь, встает сверхзадача выработки системного подхода в формировании нового созидательного формата.
Несправедливо говорить о том, что ничего не делается. Проходят мероприятия и конференции. Большая часть докладов, в которых описывается сложившаяся ситуация в сфере технического состояния отечественной наукоемкой промышленности и коммуникаций, очень информативны. И пессимистичны. Попытки систематизации картины выглядят оторванными от реальности и практически не учитывают динамики процессов и системное усложнение ситуации во времени. Трудно отделаться от ощущения, что собрания российских экспертов напоминают споры византийских богословов во время последней осады Константинополя. Властные структуры заняты "текучкой". Здесь, перефразируя Гераклита, заметим, что многоделание не заменяет успеха. Ричард Львиное сердце выиграл все битвы и проиграл все кампании.
Радио и телевидение продолжают формировать у общества клиповое сознание. Однако народ наш ехиден и неглуп. Мне попалась в интернете "Памятка для социально ответственных блоггеров и работников PR-служб" о том, как не надо, и о том, как надо:
Пример неправильного текста
"Из-за гребаного кризиса месяц назад мне понизили зарплату сразу на 30%. А теперь еще и жену уволили. Без выходного пособия, сволочи! Очень боимся девальвации, хотели купить долларов, а их нет. Нашли в одном месте, но там курс нереально высокий!".
Пример правильного текста
"Мировой кризис сказался на мне самым неожиданным образом. Личная эффективность возросла сразу на 30%! Жена стартовала во фриланс налегке и с хорошей рекомендацией. Есть опасения, правда, что недооцененность рубля возрастет из-за финансового кризиса в США. Поэтому на семейном совете мы решили оптимизировать свою валютную корзину. Удивительно, но банки в основном предпочитают российскую валюту. Только один пункт работал с долларом, но установил при этом неоправданный спекулятивный курс для долгосрочно падающей американской валюты".
"Против лома нет приема, если нет другого лома"
"Лом" найдется, если хорошо подумать. Все высказываются относительно политики будущей американской администрации. Позволю себе и я. "Внешние угрозы для США", а на деле - возможность сбыта вооружений, это - ситуация в Индии и Пакистане, Тайланде, возможном китайско-вьетнамском конфликте. Легко провоцируемые всплески недовольства в Европе, разорение среднего класса и голод в Китае с уже намечающейся скупкой с/х земель в России и реальностью прорыва голодных китайцев в Сибирь и на Дальний Восток, сомалийские пираты и пр., "подтолкнут" администрацию Обамы к решению внутренних проблем с помощью "экономики неконтактной войны".
Мультипликация сложности неизбежно приведет к сбоям...
И еще. Я внимательно смотрела американский документальный фильм "Призрачный дух времени" и обратила внимание на то, что в картинке будущих региональных союзов для России места не нашлось. Такое впечатление, что, принимая желаемое за действительное, нас стерли с политической карты мира. Для преодоления ситуации России необходимо самой найти новый смысловой формат и перейти к мобилизационной форме жизни общества, иначе велик риск того, что нас "скушают, как пончик", выигрывая время для создания нового мирового порядка.
Избирательная и неполная "информация к размышлению"
1. Политика США в ближайшее время обретет новые очертания и пропагандировать ее призван новый проект создания "Национального центра стратегических коммуникаций".
В Сенат США внесен законопроект о полной реструктуризации всей государственной пропаганды на зарубежные страны. Он предусматривает создание в США мощной государственной информационной и вещательной организации - "Национального центра стратегических коммуникаций". Центр будет напрямую подчинен президенту США, и будет возглавляться "директором стратегических коммуникаций", который станет главным советником главы государства по всей информационной работе, пиар-деятельности и вещанию на зарубежные страны. "Центр является головной организацией правительства США для осуществления стратегических коммуникаций, включая информационную, образовательную и культурную деятельность, призванную оказывать влияние на мнение зарубежных аудиторий для поддержки американских идеалов и противодействия насильственному экстремизму", а также для того, чтобы в зарубежных странах "лучше понимали политику, ценности, институты и культуру США", - говорится в тексте документа. Центр будет отвечать за "распространение правдивой информации посредством всех медийных информационных средств".
Автор законопроекта заместитель главы сенатского подкомитета по финансовым услугам и надзору за деятельностью правительства США сенатор-республиканец Сэм Браунбек в сопроводительном заявлении к документу заявил, что информационная работа на зарубежные страны "лишена наступательности". И что глубокая реструктуризация нужна для того, чтобы к работе на зарубежную аудиторию правительство США могло подключить американский частный бизнес и неправительственные организации, получив при этом законодательное право выдавать бюджетные гранты на ведение информационной работы за рубежом частным или неправительственным организациям.
Согласно законопроекту, работающие за рубежом сотрудники центра будут работать в посольствах и консульствах США за рубежом, подчиняясь напрямую руководству центра. В разделе документа о телевизионной и радиовещательной деятельности говорится, что для руководства данной работой в центре будет создано Бюро по международному вещанию, которое будет подчиняться заместителю директора центра по информационным операциям. При этом в рамках бюро должен действовать координационный комитет из представителей вещающих на зарубежные страны телекомпаний и радиостанций, таких как "Голос Америки", "Свобода/Свободная Европа", "Радио Свободная Азия" и других. Законопроект содержит отдельный раздел, в котором оговариваются "стандарты и принципы иновещания", направленные на обеспечение "потенциала для резкого увеличения возможностей (вещательной работы) для поддержки внешней политики США во время кризисов за рубежом".
2. Новая администрация США поставит на первое место вопросы ядерной безопасности.
Вероятность применения каким-либо государством ядерного оружия в ближайшие 20 лет представляется более высокой, чем в настоящее время. Таково мнение Национального разведывательного совета - главного консультационного органа директора Национальной разведки США Майкла Макконнелла. Как отмечают эксперты, повышенный риск использования ядерного оружия - "результат нескольких перемежающихся тенденций". Среди них - дальнейшее распространение ядерных технологий, вследствие чего возможно появление на мировой арене новых ядерных государств или попадание ядерных материалов в руки террористов; продолжающиеся конфликты малой интенсивности между Индией и Пакистаном, которые вполне могут перерасти в обмен ядерными ударами; возможность насильственного свержения или краха правящего режима в одной из стран, обладающих ядерными боеголовками.
Особую тревогу у совета вызывает то, что появление ядерного оружия в Иране спровоцирует гонку ядерных вооружений на Ближнем Востоке - регионе, и так уже перенасыщенном конфликтами. Боеголовки могут оказаться в распоряжении стран со слабой системой управления войск, что усиливает вероятность случайного или несанкционированного использования такого оружия. Не исключается и то, что какое-либо небольшое государство, заполучившее ядерное оружие, посчитает возможным - в случае угрозы вторжения на его территорию превосходящих сил противника - продемонстрировать решимость пойти на крайние меры, к примеру, проведет ядерное испытание.
По словам американских экспертов, применение ядерного оружия "сотрясет всю международную систему" и "приведет к значительным геополитическим изменениям". "Ряд стран будет стремиться к установлению или укреплению альянсов с ядерными государствами, в то время как другие будут требовать глобального ядерного разоружения, - считает НРС. - В Европе, к примеру, может произойти раскол между некоторыми западноевропейскими странами, поддерживающими ядерное разоружение, и теми восточноевропейскими государствами, которые все еще могут испытывать страх перед российским ядерным арсеналом".
3. Реформа вооруженных сил, проводимая в жизнь Министерством обороны РФ, ставит под вопрос обороноспособность страны.
"Этот процесс начался не сегодня, а гораздо раньше, когда начальник Генштаба генерал армии Юрий Балуевский подал в отставку из-за несогласия с военными реформами. Затем ушел в отставку начальник Главного оперативного управления Генштаба генерал-полковник Александр Рукшин, и этот процесс будет продолжаться", - заявил в интервью "Русской линии" президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник, доктор исторических наук Леонид Ивашов, комментируя отставку нескольких высокопоставленных генералов.
По данным газеты "Коммерсант", рапорт об увольнении подали начальник ГРУ Генштаба генерал армии Валентин Корабельников, начальник тыла генерал армии Владимир Исаков и начальник Центрального командного пункта генерал-лейтенант Владимир Гошкодера, а также еще целый ряд армейских руководителей. Их отставка, по мнению издания, напрямую связана с военной реформой в России, которая вызвала серьезную критику внутри армии, в том числе в руководящих структурах.
4. Заявления Юрия Еханурова и действия украинских властей в контексте рассматриваемого сценария - отнюдь не сумасшествие.
"То, что собирается делать Украина, - сумасшествие", - сказал в одном из своих интервью первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации (СФ) по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Ивановской области Владимир Гусев, комментируя заявление министра обороны Украины Юрия Еханурова о стремлении Киева передислоцировать войска к российским границам. Напомним, что Ехануров объяснил такие действия августовским конфликтом в Южной Осетии и сообщил, что планы по переброске сил могут быть готовы к концу недели.
Подчеркнув, что такие провокационные действия украинских политиков не способствуют укреплению основ европейской безопасности, парламентарий указал на наличие у России рычагов, с помощью которых Москва, по его словам, "может, и будет реагировать на эти непристойные поступки". "У нас есть чем реагировать, и мы знаем, как это сделать. Мы знаем, как не дать в обиду своих граждан", - заключил В.Гусев.
5. Недовольство Госдепа США действиями России на Кавказе - долгосрочный и ключевой инструмент для дипломатического давления на РФ. Вашингтон призывает своих европейских союзников не забывать о том, что Россия так и не выполнила своих обязательств по выводу всех войск с территории Грузии, а потому не торопится восстанавливать с Москвой прежние отношения. Как напомнил помощник госсекретаря США Мэтью Брайза, согласно достигнутой договоренности Россия должна была полностью отозвать военных на позиции, существовавшие до августовских событий, и дать возможность международным гуманитарным организациям работать в конфликтных зонах. По его словам, ряд партнеров США в Европе готовы спрятать все это под сукно и поскорее вернуть видимость нормальных отношений. "Мы не хотим этого. Мы хотим, чтобы Москва отвечала за свои действия", - отметил дипломат. Любопытно, что недавно президент Польши Лех Качиньский выступил с резкой критикой в адрес своего французского коллеги Николя Саркози, обвинив его в "постоянных уступках России".
Комментируя инцидент в Ахалгори, когда на границе с Южной Осетией в непосредственной близости от колонны автомобилей, в которой находились президенты Польши и Грузии, раздались выстрелы, он заявил, что "поставил в неудобную ситуацию тех европейских политиков, которые в отношениях с Россией только уступают". На уточняющий вопрос журналиста, имеется ли в виду лидер Франции, польский президент ответил: "Это вы сказали. Я думаю о том, о ком думаю. Но мы все знаем, о ком идет речь". Качиньский подчеркнул, что его поездка в Грузию показала мировому сообществу, что россияне не выполняют соглашения Медведева-Саркози. "А иные утверждения, что соглашение было выполнено, вытекают из определенной философии: во-первых, уступать России, во-вторых, уступать России, и, в-третьих, - уступать России. А что, в-четвертых? Уступать России!" - отчеканил Качиньский.