Армения-Россия

О неформальном саммите в Астане

"Неформальный саммит глав государств СНГ оказался чересчур неформальным. Лидеры ряда стран не смогли оставить свои дела дома, чтобы приехать в Казахстан. В результате саммит превратился в многостороннюю встречу, но не проиграл от этого в содержательной части. Во всяком случае, в Казахстане прозвучало несколько сенсационных новостей", пишет Central Asian News. В частности, главы государств поддержали инициативу президента Казахстана Нурсултана Назарбаева сформировать в рамках ОДКБ единые постоянно действующие вооруженные силы для быстрого реагирования на внешние военные угрозы. Это решение было продиктовано под впечатлением кавказского кризиса, когда Грузия осуществила военную операцию в отношении мирных городов, потому что не опасалась никаких санкций. Если бы на тот момент существовали коллективные вооруженные силы, то это обстоятельство могло бы отрезвить тбилисских политиков, считает казахстанский лидер. "Эту идею уже поддержали президенты России Дмитрий Медведев и Армении Серж Саргсян. Назарбаев подчеркнул, что будущую структуру не следует отождествлять в полной мере с Вооруженными силами Варшавского договора, но определенные сходства могут быть", отмечает издание. Россия в свою очередь пообещала быть представителем интересов стран СНГ на следующем саммите "Большой двадцатки". А лидеры Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Армении заинтересовались перспективой введения единой валюты для рынка СНГ. (PanARMENIAN.Net).

В Казахстане состоялся саммит СНГ. Хотя вернее было бы назвать его посиделками. В конце концов, о чем должны были говорить между собой президенты стран-членов СНГ, причем, без галстуков? Скорее всего, они просто собрались, чтобы посплетничать о западных соседях. Медведев, по всей видимости, посетовал на то, что Америка-де, специально снижает цены на нефть, чтобы Россия развалилась и не стала США конкурентом в однополярном мире. Казахстан, наверное, заявил, что его вынуждают согласиться на прокладку Набукко, и ему уже сложно находить причины для отказа. Ну, а Саргсян, наверняка, пожаловался на двойные стандарты Европы. Дескать, ПАСЕ не лишает Азербайджан права голоса, хотя там политзаключенных хоть пруд пруди, а вот Армении, видите ли, угрожает санкциями. Потом, наверняка, все вместе порадовались, что на этот раз удалось не допустить вступления Грузии и Украины в НАТО. Но кто знает, о чем придется посплетничать на следующем саммите. Возможно, об Узбекистане, который так и рвется выбраться из СНГ, но ему пока не позволяют. В конце концов, несерьезно собираться на саммит впятером, а тем более, вчетвером. ("Лрагир").

Армянские власти утверждают, что в 2009 году произойдут события, которые укрепят безопасность нашей страны. Невольно возникает вопрос: какие это события могут оказать столь благоприятное воздействие на нашу безопасность? И в этом контексте вспомнилось, что на состоявшемся на прошлой неделе в Астане саммите стран СНГ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил сформировать в рамках ОДКБ единые постоянно действующие вооруженные силы для быстрого реагирования на внешние военные угрозы. Эту идею уже поддержали президенты России Дмитрий Медведев и Армении Серж Саргсян, пишут газеты. Уж не это ли это имел в виду Серж Саргсян, говоря о предстоящих событиях? Правда, эта тема как-то не активно обсуждается в армянских СМИ. Возможно, это связано с приближением Нового года - как говорится, не до этого. Но с другой стороны, вполне возможно, что тема искусственно замалчивается. ("Лрагир").

Об экономической политике

Как известно, Российская Федерация отказывается от договоренностей, достигнутых с армянскими властями 2-3 года назад, согласно которым на юге Армении, на границе с Ираном, планировалось построить армяно-российско-иранское совместное предприятие - нефтеперерабатывающий завод. Какое огромное экономическое и политическое значение мог бы иметь для Армении этот проект, наверное, говорить излишне. Однако, как заявил российский министр транспорта Игорь Левитин, строительство этого завода стоит весьма дорого и поэтому реализация проекта нецелесообразна. Однако есть информация о том, что на самом деле строительству завода препятствуют серьезные шаги, предпринимаемые некоторыми армянскими олигархами, контролирующими импорт нефтепродуктов и большую часть этого рынка. Дело в том, что при наличии нефтеперерабатывающего завода, Армения будет уже не импортировать, а производить бензин и дизельное топливо и, соответственно, цены на них понизятся. А это обстоятельство могло принести этим олигархам многомиллионные убытки. По источникам газеты "Пакагиц", именно они и использовали свои связи во властных структурах России для отказа от осуществления данного проекта.

В Москве принято весьма странное решение, связанное с Арменией. Совет директоров ОАО "Российские железные дороги" освободилАлександра Кузнецова от должности директора своей армянской "дочки" "Южно-Кавказская железная дорога". Странно, конечно же, не это. Это даже естественно, так как почти все предприниматели Армении возмущались тем, что ЮКЖД без всяких причин и объяснений повысила тарифы на железнодорожные перевозки в Армении. Странно то, что на смену Кузнецову пришел Шевкет Шайдуллин. Дело в том, что прежде он занимал пост директора "Свердловской железной дороги" и был освобожден от занимаемой должности после серии аварий на Св.ЖД. Иными словами, человек, который был снят с работы потому, что является плохим управленцем, назначен руководителем ЮКЖД. Это лучшее подтверждение того, как русские относятся к ЮКЖД в частности, и к Армении в целом. ("Пакагиц").

Кризис и ксенофобия

Редактор газеты "Аравот" Арам Абраамян сообщает о получении редакцией письма, в котором автор просит предупредить выезжающих из Армении на заработки армян, о царящих в России шовинистических настроениях,. "Предоставьте подробно эту информацию нашей общественности, - пишет автор. - Расскажите о том, что думают о нас русские, чтобы каждый второй не утверждал, что русские - наши друзья. Я жил в Москве и знаю, как там оправдывают жестокие убийства лиц других национальностей". Не соглашаясь с подобным обобщением, редактор, тем не менее, пишет: "Несмотря на это, автор прав в том, что для выезжающих на заработки жителей Армении ситуация ухудшится и станет более опасной, особенно в России. Этому будет способствовать два, в определенной степени, взаимосвязанных фактора: экономический кризис и ужесточение авторитарного режима в РФ. В сложившихся условиях параллельно с обострением социальных проблем официальная российская пропаганда неизбежно будет усиливать националистическую риторику, выявляя и демонстративно разоблачая "внешних врагов". Тезис "Гастарбайтеры приезжают и отнимают у нас хлеб", каким бы он ни был фальшивым, обязательно будет использован для оправдания экономических трудностей. Разумеется, ни Медведев, ни Путин официально о таких вещах не говорят и говорить не будут. Наоборот, на уровне заявлений они будут "вести борьбу с ксенофобией". Вместо этого националистические тезисы выдвигают организации "Наши", "Местные", "Молодая гвардия Единой России", которые, как известно, управляются и финансируются администрацией президента РФ.

Шпиономания?

Как сообщает армянская служба радио "Свободы", российские правозащитники выразили обеспокоенность в связи с ожидаемыми изменениями в Уголовном кодексе РФ, касающимися понятий "шпионство" и "государственная измена". Изменения представлены Госдуме 12-го декабря. Согласно "Свободе", председатель Хельсинкской комиссии Москвы Людмила Алексеева заявила, что, в случае принятия этих изменений, любой гражданин России, который выедет за границу или будет разговаривать с иностранцем, может быть обвинен в измене.

Армения пугает Россию Европой?..

На вопросы АрмИнфо отвечает экс-руководитель Управления по международным и культурным связям с зарубежными странами аппарата президента РФ, управляющий директор ИА REGNUM Модест Колеров

Можно ли ожидать серьезных корректировок Россией своей "южнокавказской политики" в разрезе новой расстановки сил и интересов западных альянсов и стран после августовских событий в Грузии? Достаточно ли места остается для Армении в новых условиях для продолжения политики так называемого "комплементаризма"?

Надежды Запада на то, что Россия будет готова к торгу относительно Абхазии и Южной Осетии очень распространены. Об этом говорят и политики, и эксперты. И у них есть на этот счет солидарное ожидание, что такой торг возможен. Однако торга не будет, так как это уже не является предметом торга, и позиция России по Абхазии и Южной Осетии корректироваться не будет. Понятно, что в проекте приема Украины и Грузии в НАТО, как обычно бывает в наших отношениях с Западом, Запад применил непростую, но понятную уловку, предъявив ложную цель: ПДЧ, или, как в случае с Украиной - сфокусировав внимание на проведение референдума о вступлении в НАТО. На деле оказалось, что эти мифологические формулы мало имеют общего с реальностью, так как уже сейчас украинские и грузинские военные инфраструктуры абсолютно подчинены НАТО. На Украине НАТО контролирует воздушное пространство, ПВО, имеет право свободного передвижения войск, и для этого никакого референдума не нужно, достаточно позиции президента и министра обороны. Таким образом, военные инфраструктуры Украины и Грузии в значительной степени уже интегрированы в НАТО, а вопрос об их политическом присоединении к альянсу, на самом деле, не является первоочередным для этой организации. Дело в том, что политическое присоединение к НАТО таких малопредсказуемых игроков, как нынешние власти Украины или Грузии, просто не нужно, так как в этом случае с ними придется о чем-то договариваться, советоваться. Сейчас и Украина, и Грузия, в одностороннем порядке, добровольно передали свой военный суверенитет НАТО, не получив доступа к принятию политических решений. НАТО это вполне устраивает. Так что интеграция этих стран в НАТО - свершившийся факт.

А как быть с формальной стороной вопроса? Это видимо вопрос времени?

Формальная интеграция с учетом того, что Грузия и Украина - малопредсказуемые игроки, может и не понадобиться. Потому что, как я уже сказал, от Брюсселя тогда понадобятся какие-то уступки относительно допуска этих стран к принятию политических решений в рамках НАТО. А эти страны, как таковые, пока не воспринимаются в качестве сторон, способных генерировать ответственные политические решения. Поэтому тут тоже нет предмета для торга. Видимо, евроатлантическая дискуссия располагалась в пространстве отношений Украины и Грузии с ЕС. Но модернизация политики "Нового соседства" ЕС, за которой была перспектива членства в ЕС, в программу "Восточного партнерства", в которой уже нет этой перспективы, достаточно однозначно показала, что ни Грузия, ни Украина не станут полноправными членами ЕС. Для того, чтобы Евросоюз не брал бы на себя лишнего бремени, эти страны будут находиться в "лягушатнике", что также фактически решает проблему ЕС в потребности в этих странах, и вместе с тем, не дает им возможности влиять на принятие решений. И в том, и в другом случае, - и военной интеграции в НАТО, и в "Восточном партнерстве", - Россия автоматически и однозначно выводится за пределы общего, а не индивидуального сотрудничества, и это тоже ограничивает пространство для компромисса. При этом совершенно очевидно, что, если бы Грузия политически вступила в НАТО, то, прямо говоря, для Армении не было бы большого вопроса - вступать в Альянс или нет. В последнее время и президент России Дмитрий Медведев сказал, что ОДКБ в первую очередь - политическая организация, а не военная, и последние заявления генсека ОДКБ Николая Бордюжи об этом говорят. Он оставляет, например, принципиальный для России вопрос о признании Абхазии и Южной Осетии на решение членов - участников ОДКБ. А последнее собрание секретарей Совбезов стран ОДКБ внятно показало, что его решения принимались в ходе серьезной политической полемики, а карабахский вопрос просто радикально выводился за скобки.

Опасная для Армении оценка...

Понятно, что Армении в этой ситуации, хотя бы просто для минимизации риска по безопасности, пришлось бы так или иначе интегрироваться в военно-политическую инфраструктуру НАТО, чтобы иметь право голоса. Но, повторяю: глубокоуважаемый, хитрый Запад нашел среднее, половинчатое решение. И страшилка, которую часто сейчас в Армении используют по отношению к России, о том, что "Ребята, вы там защищайте наши интересы, а то нам просто некуда будет деваться" - должна быть пересмотрена. Поскольку политического влияния Грузия в НАТО не получит, при всех возможных перспективах, не получит его и Азербайджан, особенно учитывая серьезный тренд Турции в сторону от слишком прямолинейного союзничества с США. Де-факто это будет просто военной экспансией НАТО до берегов Каспия. В этой ситуации, естественно, пугать русских политическими перспективами вступления в НАТО глупо, потому, что их не будет. Но, с другой стороны, вполне осмысленно было бы вести обсуждение гарантий национальной безопасности Армении, подвергнуть серьезному анализу тактику существующих союзных, межгосударственных и международных организаций с тем, чтобы повысить их не столько интегрирующий, сколько взаимозащищающий потенциал. Здесь есть большой простор для того, чтобы добиваться больших результатов. Есть несколько завиральных идей относительно того, как ощутимо повысить вес этих международных форматов, в которых на постсоветском пространстве участвует Армения. Но сейчас и мировой экономический кризис, и мощное политическое давление, оказываемое на Армению в пользу того, чтобы она поспешила с карабахским урегулированием, не оставляют времени для того, чтобы настроить в них филигранную работу. Поэтому нужна отдельная, напряженная работа с тем, чтобы организации, в которых участвует Армения, были бы способны в большей степени защищать ее интересы.

Для Армении Карабах не может находиться за скобками. Это вопрос судьбоносный, хоть и вопрос власти также...

Тем не менее, на последнем собрании высоких представителей ОДКБ вопрос был выведен за скобки. Значит, консенсуса на этот счет нет. Какой можно сделать вывод, учитывая двусторонние отношения. Опыт показывает, что ни летняя российско-азербайджанская декларация, прямо воспрещающая применение силы, ни последняя Московская декларация не смогли воспретить силовых угроз при решении конфликта. Московская декларация делает это более округло, что позволяет толковать ее двояко, но, очевидно, что такого рода декларации не служат сами по себе механизмами гарантий. Тот, кто хочет размораживать "замороженные" конфликты, должен понимать, что на него падает полная ответственность за последствия, которые нельзя предсказать. В дипломатической технике традиция деклараций для "поддержания в очаге огня" и наличие хоть какой-то динамики приветствуется. Но другое дело, что дипломатия представляет государство, а не чистую дипломатическую технику. И без общественного мнения, экспертного давления на практику внешнеполитических решений не обойтись. И, как традиционно принято в дипломатии нового времени, на каждый вынужденный шаг национальной дипломатии общество консолидирует свой голос и заявляет о минимальных требованиях, каким должна она соответствовать, и в каких рамках должны быть сбалансированы дипломатические решения. Если ОДКБ, как признанная система безопасности, добровольно выводит карабахский вопрос за скобки своих гарантий, то это значит, что ОДКБ исходит из того, что вышеупомянутые декларации представляются ей достаточными для гарантий. Но с другой стороны совершенно очевидно, что нужно искать новые, дополнительные гарантии безопасности. ("АрмИнфо", с сокращениями).

Российско-турецкая угроза

Заметное в последнее время потепление русско-турецких отношений может иметь катастрофические последствия для Армении. Подобное мнение на пресс-конференции 16 декабря высказал доктор политологии Левон Ширинян. По его словам, из истории известно, что любое русско-турецкое сближение заканчивается не в пользу Армении. Он не совсем одобряет улучшение армяно-турецких отношений. По его мнению, в процессе становления нового миропорядка Армения должна быть готова ко всему - по логике бескомпромисстности. "История показывает, что если миропорядок находится в процессе формирования, то границы устанавливаются в конце, по принципу "кто чего достиг". В этих обстоятельствах, Армения должна вести очень гибкую и бескомпромиссную политику", отметил Ширинян. В сложившейся ситуации для достижения каких-то успехов, по его словам, нужна внутренняя стабильность в стране. А внешняя политика Армении, по словам политолога, нуждается в некотором редактировании. "Персидский сектор пока что остается неосвоенным нами, между тем, одним из самых искренних друзей был и остается Иран", заявил он. По оценке политолога Алексана Манасяна, намечающиеся перемены в армяно-турецких отношениях были одним из самых важных событий 2008 года. В то же время он отметил, что нужно быть осторожными и делать все возможное, чтобы этим поворотом не воспользовалась только Турция, повысив свой имидж в Европе. Кроме того, Манасян считает, что Турция должна принять факт Геноцида армян и высказать готовность не только извиниться, но и предоставить компенсацию. ("Ноян Тапан").

Турецкие извинения и армянские корни Гюля

Представители интеллигенции Турции попросили у армян прощения за резню во время Первой мировой войны, пишет Der Standard в статье "Мы просим прощения". Любой турок может присоединиться к акции в интернете. Как отмечает корреспондент газеты Юрген Готтшлих, масштабы кампании превзошли все ожидания уже в день ее начала. Прямо в первые часы к акции присоединились 2000 человек, что свидетельствует о том, что большинство представителей турецкой интеллигенции не приемлет официальной позиции турецких властей относительно геноцида армян. Еще до старта кампании, ее инициаторы выразили надежду, что она не будет использована в каких бы то ни было политических целях. "Независимо от официальной политики мы как граждане Турции имеем право выразить свое мнение о нашей истории", заявил профессор Ахмет Инсель. Как отметили авторы послания, просить прощения - дело добровольное. Тем не менее, это не спасло авторов письма от нападок националистов. "По словам лидера партии "Национальное действие" Девлета Бахчели, туркам не за что просить прощения у армян - наоборот, это армяне убивали сограждан турецкой национальности, а позже и турецких дипломатов по всему миру. 16-го декабря стартовала антикампания, которая обвиняет устроителей сетевой акции в предательстве", пишет Der Standard. Под петицией "Армяне, простите нас", в которой армянскому народу приносятся извинения за Геноцид армян, подписалось уже более 10 тысяч человек. Петиция была размещена в Интернете 15 декабря и за один день собрала более 8 тысяч подписей.

(PanARMENIAN.Net).

На заседании Комиссии по внешним связям парламента Турции от 18 декабря была обсуждена кампания по принесению извинений армянам, развернутая в Интернете группой турецких ученых, писателей, журналистов и НПО. Депутаты от Республиканской народной партии и Партии националистического движения предложили принять заявление, осуждающее тех, кто поддержал кампанию. Против этого предложения выступила Партия демократического собрания, состоящая из этнических курдов. По итогам обсуждений было принято решение провести индивидуальный сбор подписей депутатов с целью осуждения кампании. Член оппозиционной Республиканской народной партии, депутат Джанан Арытман назвала организаторов кампании "предателями родины": "Подписавшиеся под этим письмом фальшивые интеллигенты должны извиниться перед Турцией". Арытман также подвергла критике отношение к данной кампании президента Абдуллы Гюля. По ее словам, организаторов кампании вдохновил визит Гюля в Армению. Кроме того, депутат намекнула, что мать президента страны является армянкой по национальности: "Мы видим, что президент поддерживает эту кампанию. Абдулла Гюль должен быть не последователем своих этнических корней, а президентом республики, главой новой турецкой нации. Выясните этнические корни президента со стороны матери и сами увидите", сообщает азербайджанское агентство "АПА" со ссылкой на турецкие СМИ. Как отмечает PanARMENIAN.Net, в некоторых кругах Турции поговаривают, что мать президента Гюля происходит из семьи кайсеринских армян, а отец является арабом, переселившимся из Сиирта в Кайсери. Под петицией "Армяне, простите нас", в которой армянскому народу приносятся извинения за Геноцид армян, подписалось уже более 13 тысяч человек. Петиция была размещена в Интернете 15 декабря и за один день собрала более 8 тысяч подписей. Инициаторами компании являются профессор университета Банчели в Стамбуле Ахмедом Инселом, журналист Ченгиз Актар, профессор Башкин Оран и еще 200 представителей академических кругов Турции, журналисты, общественные деятели. "Я не могу согласиться с безразличием в отношении этого бедствия, постигшего армян Османской империи и его отрицанием. Я отрекаюсь от несправедливости, действую по своей воле, разделяю чувства и боль моих армянских братьев и сестер и приношу им свои извинения", говорится в петиции.

"Для меня недопустимо поддерживать начавшуюся недавно акцию по сбору подписей в пользу извинений перед армянами. Я не принимаю и не понимаю эту кампанию, заявил премьер-министр Турции Реджеп Таип Эрдоган. "Мы не совершали преступления, поэтому нам нет смысла извиняться", заявил Эрдоган, добавив, что "данная проблема продолжает оставаться для историков предметом дискуссии". Кроме того, он заявил, что подобный шаг может поставить под угрозу начавшийся процесс нормализации отношений между Турцией и Арменией, отмечает турецкая газета "Хуррийет". (АрмИнфо).

Призыв извиниться перед армянами за Геноцид армян подвергается критике не только со стороны националистов, но и со стороны той части общества, которая считает, что этого заявления недостаточно. "Это хорошее начало, но этого недостаточно. Во-первых, что они подразумевают под "Великой катастрофой"? Давайте назовем вещи своими именами - это геноцид. Во-вторых, извиняться должно государство", сказала координатор турецкой Ассоциации противостояния Айтекин Йилдыз. Вместе с тем один из представителей турецкой интеллигенции, пожелавший остаться неназванным отметил, что турецкое государство, более чем отдельные люди, обязано извиниться перед армянами, пишет турецкая газета "Zaman". (PanARMENIAN.Net).

Как сообщает ИА "Де-Факто", с турецкого веб-сайта "özür diliyoruz" были удалены подписи и имена 13.315 человек, подписавшихся под заявлением "Армяне, простите нас". Как сообщил агентству независимый французский журналист Жан Экиян, 18 декабря, в период с 11:00 до 14:00, с данного веб-сайта, на котором размещена петиция, были удалены 73 страницы с подписями 13.315 представителей турецкого общества. Экиян отметил, что это событие следует рассматривать в контексте заявления премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который, в частности, отметил: "Я не являюсь сторонником данной кампании. Мы не совершали преступление, следовательно, мы не должны приносить извинения". Таким образом, цензура вновь одержала победу над свободой слова в Турции. В качестве противовеса сайту "özürdiliyoruz", турецкие националисты открыли другой сайт, на котором размещена следующая фраза: "Никакого геноцида не было, нам не за что просить прощение".

Президент Турции Абдулла Гюль подаст в суд на депутата Народно-республиканской партии, назвавшей его мать армянкой, сообщает Bakililar.AZ. "Мои родственники - чистокровные турки", заявил возмущенный подобными высказываниями Гюль. Обидчик семьи президента ответит в суде, передает АрмИнфо.

Как сообщает газета "Айк", турецкая газета "Заман" сообщила, что армяно-турецкая граница может открыться уже в 2009 году. "Если Ереван сможет за время своего председательствования в ОЧЭС пойти в прямых переговорах с Анкарой на смелые шаги, то Турция откроет границы в 2009 году. Если Армения предложит надежную программу вывода войск с территории Азербайджана и заявит, что признает территориальную целостность Турции, Турция предпримет ответные шаги", пишет турецкая газета, одновременно выражая беспокойство в том, что Азербайджан может помешать улучшению армяно-турецких отношений.

Расследование событий 1-го марта

По состоянию на 17 декабря 2008 года лиц, находящихся под предварительным заключением в связи с событиями 1-2 марта, нет. В суды направлено 90 уголовных дел в отношении 111 лиц. 5 человек оправданы, в отношении 1 уголовное дело прекращено, еще к 5 лицам в качестве меры наказания применены штрафные санкции, 38 человек условно освобождены от отбытия наказания, 52 человека осуждены на разные сроки лишения свободы, в отношении 26 человек дела прекращены, и они освобождены от уголовной ответственности. Все эти цифры, пишет газета "Республика Армения", озвучил на состоявшейся на днях пресс-конференции руководитель следственной группы Специальной следственной службы Армении Ваагн Арутюнян. По его словам, проведена крупномасштабная следственная и оперативная работа, допрошено свыше 2500 свидетелей, около 500 сотрудников Полиции, в том числе высокопоставленные офицеры. Пострадавшими признано около 250 человек, осуществлено несколько сот обследований, обысков, конфискаций, назначено и проведено свыше 500 различных экспертиз. Расследование по уголовному делу пока не завершено, работы предстоит еще много, заявил он. Необходимо дать оценку адекватности и правомерности действий Полиции как на площади Свободы, так и в ходе мероприятий по предотвращению массовых беспорядков, восстановлению общественного порядка. В частности, большой объем работы предстоит еще по полноценному раскрытию преступлений, поскольку они еще не раскрыты, не даны правовые оценки действиям как организаторов, так и непосредственных исполнителей. На встрече с журналистами Арутюнян продемонстрировал специальные средства и взрыватели к ним - дабы наглядно продемонстрировать, что на вооружении войск Полиции боевых гранат нет вообще. К слову, к ответственности за гибель людей пока не только никто не привлечен, но даже нет конкретных обвиняемых. В этой связи Арутюнян заявил, что орган предварительного расследования пока не располагает точными фактами и достаточными доказательствами для обвинения кого-либо "в причинении смерти по неосторожности либо вследствие правомерных действий". На пресс-конференции впервые были представлены обстоятельства гибели каждого из десяти жертв массовых беспорядков. Отвечая на повторяющийся рефреном вопрос, будут ли приглашены на допрос первый и второй президенты страны, Арутюнян заявил, что пока еще многие не допрошены, и если возникнет необходимость - бывшие главы государства также будут допрошены. Не преминув при этом добавить, что пока еще выявлены далеко не все организаторы и участники массовых беспорядков, и в этом направлении ведется работа.

Как сообщает АрмИнфо, глава следственной группы по делу о мартовских беспорядках в Ереване, старший следователь Специальной следственной службы Ваагн Арутюнян сообщил, что следствием доказано, что офицер внутренних войск Гамлет Тадевосян погиб от взрыва боевой гранаты "РГД", не используемой полицейскими при наведении конституционного порядка, другой военнослужащий внутренних войск - от сквозного пулевого ранения, оказавшегося смертельным. Еще трое погибших в тот день стали жертвой спецсредства "Черемуха-7", один погиб от черепно-мозговой травмы, остальные - от пулевых ранений. Пули из тел убитых извлечены и проведены соответствующие экспертизы, за исключением тех, кто погиб от сквозного ранения. Арутюнян также сообщил, что 1 марта в распоряжении сотрудников органов охраны правопорядка находилось автоматы Калашникова, заряженные как боевыми, так и холостыми патронами, 1 снайперская винтовка с 20 патронами, 4 вида спецсредства - "Черемуха-7", "Корнет", "Сирень-6" и "Заря". В этой связи допрошены все сотрудники полиции и военнослужащие внутренних войск, применявшие в тот день оружие и спецсредства, сообщил следователь. Он сообщил также, что оперативная информация о том, что в канун событий 1 марта армянская оппозиция получила из Грузии арсенал спецсредств для борьбы с правоохранительными структурами пока не подтвердилась. Агентство напоминает, что 12 декабря в ходе заседания Временной парламентской комиссии по выяснению обстоятельств событий 1-2 марта, бывший командующий внутренними войсками Полиции Армении Григор Григорян заявил о том, что получил информацию, согласно которой отечественная оппозиция во главе с первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном получила из Грузии в свое распоряжение целый арсенал - "ежи", металлические прутья и другие "специальные средства". "Такая оперативная информация у нас действительно имеется и она еще проверяется", сказал следователь.

Газета "Азг" сообщает, что представитель Армянского национального конгресса Давид Шахназарян опроверг заявление бывшего командующего внутренними войсками Полиции Армении Григора Григоряна о том, что 1 марта оппозиция применяла спецсредство "Заря" и гранаты. "Правоохранительные органы не нашли ни одного осколка боевой гранаты в телах убитых и раненных, и вообще где-либо на местности, из чего становится более чем очевидно, что военнослужащие получили ранения от ими же примененных специальных газовых или других гранат", сказал Шахназарян.

Как сообщает газета "Лрагир", представитель Армянского национального конгресс Давид Шахназарян заявил, что, по его сведениям, на днях в Армению должен прибыть международный эксперт, который примет участие в работе Группы по сбору фактов, расследующей события 1 марта. В каком статусе он будет участвовать в работе, пока неясно. Известно только, что он прибывает из Совета Европы. Шахназарян заверил, что оппозиция готовит новые разоблачения.

Погромами магазинов, сожжением машин и другими провокациями 1 марта в Ереване занимались определенные группы, общее численность которых составила 950 человек. Об этом 21 декабря в Ереване заявил лидер оппозиции, экс-президент Армении Левон Тер-Петросян. Как передает корреспондент ИА REGNUM, по его словам, согласно данным АНК, эти группировки были сформированы и руководились "пятью высокопоставленными официальными лицами и четырьмя известными олигархами". "Установлены и личности полицейских в масках, открывших огонь из автоматов по демонстрантам 1 марта". Все полученные из достоверных источников данные уже переданы Группе по сбору фактов, изучающей обстоятельства трагических событий 1 марта, Комиссару по правам человека Совета Европы Томасу Хаммарбергу, а также главам нескольких аккредитованных в Ереване дипмиссий.

Левон Тер-Петросян назвал одной из важнейших задач оппозиции полное опровержение версии произошедшего властей, согласно которой имели место столкновения между демонстрантами и полицией, якобы спровоцированные оппозицией. "Самым большим достижением нужно считать то, что нам удалось доказать полную несостоятельность властной версии событий 1 марта. Для армянской общественности уже является абсолютной истиной то обстоятельство, что преступление 1 марта ничто иное, как чудовищная бойня, хладнокровно организованная главарями бандократии. Под давлением фактов в этом, в конце концов, стала убеждаться и международная общественность", подчеркнул Тер-Петросян. Лидер оппозиции также сообщил, что вне зависимости от внутриполитической и геополитической конъюнктуры 1 марта наступающего 2009 года АНК проведет многотысячный общереспубликанский митинг и шествие в центре Еревана, приуроченное годовщине трагических событий. (АрмИнфо).

Армения пугает Европу исламским миром?..

В среду, 17 декабря в Париже состоялось заседание мониторинговой комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы, на котором был обсужден доклад комиссара ПАСЕ по правам человека Томаса Хаммарберга о выполнении Арменией Резолюций 1609 и 1620 Ассамблеи. Документы эти, напомним, касались мартовских событий в Ереване и содержали рекомендации по устранению их последствий. Доклад был представлен содокладчиками по вопросу Армении Джоном Прескоттом и Жоржем Коломбье. Дебаты продолжались около двух часов, по итогам принят проект, обсуждение которого на пленарном заседании ПАСЕ намечено на вторую половину января. Как сообщает газета "Республика Армения", в числе других рекомендаций, п.9 документа предлагает приостановить полномочия делегации Армении в ПАСЕ, однако в случае, если до января будет констатирован прогресс в выполнении указанных Резолюций, Армения может избежать этой меры. Одним из главных положений рекомендаций ПАСЕ было освобождение лиц, арестованных в связи с беспорядками 1-2 марта, и невыполнение этой рекомендации было расценено как отсутствие соответствующей политической воли. "Настрой был таким, что если их выпустить на свободу, делегация Армении не будет лишена права голоса", заявил член парламентской делегации Армении в ПАСЕ Армен Рустамян, добавив, что вопрос - не в проявлении политической воли, а в обеспечении ускорения судебного процесса. Глава армянской делегации в ПАСЕ Давид Арутюнян, в свою очередь, отметил, что в данный момент идет судебный процесс, на который нельзя оказывать давление. Основное недовольство мониторинговой комиссии вызывает так называемое "дело семерых". Напомним, что эти лица обвиняются в попытке государственного переворота и массовых беспорядках. По оценке содокладчиков, это дело должно было быть либо прекращено, либо эти лица должны быть помилованы. До начала заседания в Париже участникам заседания на английском языке было представлено 60-страничное объяснение Генеральной прокуратуры Армении. После выступлений членов армянской делегации было принято решение направить содокладчиков ПАСЕ в Армению для изучения ситуации. По итогам этого визита вполне возможно, что в докладе произойдут изменения. Газета отмечает, что еще месяцы назад парламент Армении, обсуждая ход выполнения Резолюций 1609 и 1620, пришел к заключению, что позитивные перемены по смягчению поствыборного внутриполитического напряжения в стране очевидны, и рекомендации ПАСЕ последовательно претворяются в жизнь. Того же мнения придерживается большинство политических партий страны (естественно, за исключением оппозиционных), которые также констатируют позитивные перемены в стране.

Накануне заседания Мониторинговой комиссии ПАСЕ газета "Айоц ашхар" поинтересовалась мнением отечественные политические деятели о ходе выполнения резолюций 1609 и 1620 ПАСЕ.

Виктор Даллакян, независимый депутат: Очевидно, что власти нашей страны предпринимают определенные шаги по выполнению требований резолюций 1609 и 1620. Однако я думаю, что они носят скорее имитационный характер. И тем не менее едва ли против Армении будут применены жесткие санкции. Мои наблюдения позволяют утверждать, что если Армению не лишать права голоса и не применять в ее отношении жестких санкций, она может добиться гораздо более высоких результатов. И Совет Европы будет оказывать куда более эффективное воздействие на деятельность демократических институтов, чем в случае лишения нашей страны права голоса. Галуст Саакян, руководитель парламентской фракции Республиканской партии Армении: Обуславливание отношений Армении с международными структурами, в том числе и с Советом Европы, какими-то второстепенными факторами, ожидание санкций и вмешательства извне исходит из нашего чужелюбия. Уверен, что мы не только выполнили резолюции СЕ, но и пошли дальше: осуществили значительные реформы. В конце концов, Томас Хаммарберг построил свои оценки и заключения на мнении наших политических деятелей. Он, по всей видимости, повторит все то, чем сегодня спекулируют наши политики. Нужно, чтобы во время общественных обсуждений мнение и подходы отдельно взятого гражданина соотносились с выступлениями и оценками членов армянской делегации. В этом случае аргументов будет достаточно, чтобы в отношениях между Арменией и СЕ не возникало искусственных проблем.

Арам Сафарян, партия "Процветающая Армения": Решение мониторинговой комиссии или январской сессии ПАСЕ о лишении Армении права голоса будет иметь весьма тяжелые последствия для нашей страны. Оно ослабит позиции тех политических деятелей, которые выступают за тесное сотрудничество Армении с европейскими и международными организациями и неукоснительное выполнение принятых ПАСЕ резолюций. Вместе с тем такое решение усилит позиции тех политиков и политических групп, которые являются сторонниками жесткого курса в отношении международных структур. От прогнозов я воздержусь. В то же время очень надеюсь, что начатые реформы будут продолжены, а Совет Европы осознает необходимость этого процесса. Ну а в противном случае нам надо будет подумать о том, почему именно сегодня СЕ занял жесткую позицию в отношении Армении и насколько она отвечает политическим интересам или общеевропейским принципам и ценностям? Армен Мартиросян, оппозиционная партия "Наследие": Санкции ПАСЕ для меня не столь важны. Меня куда более интересуют происходящие в нашей стране политические и общественные процессы. Уверен, что у Армении есть все предпосылки, чтобы достичь самого высокого в нашем представлении уровня демократии. Что касается выполнения предложений ПАСЕ, предприняты определенные шаги по реформированию Избирательного кодекса. Однако по итогам заинтересованных рабочих обсуждений с участием всех представленных в парламенте политических сил мы так и не пришли к какому-либо результату, поскольку поправки к ИК не были вынесены на рассмотрение НС. Вместе с тем были совершены и регрессивные шаги. В частности, я очень плохо отношусь к наличию в нашей стране политзаключенных, а также к политическим процессам. Негативно оцениваю работу государственных, правоохранительных структур и органов правосудия по выявлению виновников поствыборных событий. Тем не менее я не думаю, что в отношении нашей страны будут применены санкции, а тем более жесткие. ("Айоц ашхар").

Газета "Айкакан жаманак" пишет: "Предложение Мониторинговой комиссии ПАСЕ лишить права голоса делегацию Армении, действительно стало неожиданным. Не потому, что не было для этого оснований - оснований хватит на десяток таких решений. Просто, сегодня в Армении мало кто верит в то, что ПАСЕ защищает принципы - у нас эту структуру начали воспринимать как некую коммерческую организацию. А в деле коммерции Сержу (президент Армении Серж Саргсян, - ред.) равных нет: он показал, что знает, как завоевать сердца дуэта Прескотт-Коломбье. И сейчас удивление пары Серж-Эдик (министр ИД Армении Эдвард Налбандян, - ред.) можно понять - столько лет мелкое жульничество властей проходило, а теперь вдруг не прошло". По мнению газеты, одной из причин этому стало наличие в Армении сильной оппозиции.

Мониторинговая комиссия ПАСЕ поставила Армению в сложное положение, точнее говоря, поставила перед выбором: либо выполнить требования, либо же не отличающаяся принципиальностью ПАСЕ не откажет себе в удовольствии приостановить полномочия Армении, пишет газета "Азг". Отмечая, что на заседании комиссии присутствовали все члены армянской делегации, газета с нескрываемым разочарованием указывает на то, что "делегация, возглавляемая Давидом Арутюняном не смогла чего-либо добиться ни в ходе заседания, ни до него".

Решение Мониторинговой комиссии ПАСЕ по Армении в корне меняет внутриполитическую ситуацию Армении. Об этом в ходе пресс-конференции заявил координатор оппозиционного Армянского национального конгресса Левон Зурабян. По его словам, теперь уже не только отечественная оппозиция, но и международные структуры зафиксировали наличие в стране политических заключенных. Власти Армении, освободив их из-под стражи, усилили бы позиции армянской стороны в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, вновь создали бы благоприятные условия для инвестиций, остановленных именно в связи с наличием политических заключенных, а самое главное - оппозиция пошла бы на диалог с властями, о необходимости которого так много и долго говорится. Вместо этого власти продолжают удерживать политзаключенных, невзирая на столь высокую цену, которую за это платит страна, и которая станет еще выше в случае, если армянскую делегацию лишат права голоса в ПАСЕ, отметил Зурабян. (АрмИнфо).

"То, что ПАСЕ показала Армении "желтую карточку", еще не значит, что на зимней сессии ПАСЕ нам покажут "красную". Более того, мы считаем, что целью этого предупреждения был не контроль над выполнением резолюций. "Желтая карточка" нашей стране была показана по политическим причинам. И если подходить к вопросу под таким углом, то станет ясно, почему европейские чиновники вдруг вспомнили о расследовании событий 1 марта", пишет газета "Айоц ашхар". По ее мнению, предложение мониторинговой комиссии о лишении Армении права голоса - одно из звеньев в длинной цепи последовательных шагов по интеграции Армении в Евроатлантическое пространство. "После российско-грузинской войны и последовавших за ней событий, первоочередной задачей стран Евросоюза и безоговорочно поддерживающего их в южнокавказских делах Вашингтона стало окончательное разрешение вековой армяно-турецкой проблемы. Именно в этом кроется причина одновременного и параллельного мониторинга в Армении и Турции. Параллельно "перестройке", начавшейся в Турции, как по мановению волшебной палочки из архивов извлекаются все те существующие в Армении проблемы, которые позволят скорейшим образом интегрировать нашу страну в Евроатлантическое пространство путем создания нового баланса сил между властями и оппозицией. Это даст возможность основательно расшатать позиции России на Южном Кавказе и превратить регион в восточную базу Евросоюза", пишет газета и продолжает: "Оппозиционный блок, созданный в Армении в канун президентских выборов 2008 г., является единственной политической силой, реанимация которой позволит установить в стране внутренний баланс сил. Это свою очередь сделает власти Армении более уступчивыми в вопросе нормализации армяно-турецких отношений". "В преддверии зимней сессии ПАСЕ властям Армении, по сути дела, навязывают неприемлемый вариант: забыть о совершенных преступлениях, результатах следствия и закрыть уголовные дела. Это негативно отразится на имидже государственных институтов и прежде всего судебной системы. Более того, это подорвет доверие органов судебно-правовой системы к вышестоящим инстанциям: получается, что все это время они выполняли ненужную работу. Укрепив позиции политической силы, лидер которой, возвестив о скорейшем урегулировании Карабахской проблемы, тут же прекратил митинги, можно создать необходимые условия для достижения таких же результатов в вопросе нормализации армяно-турецких отношений. Усиление позиций "пятой колонны" в Армении требует от Запада оказания постоянной поддержки оппозиционным силам. Так можно всякий раз устраивать "1 марта" и принимать новые резолюции, пока "демократизированная" таким путем страна не станет "понятливой", заключает провластное издание.

Газета "Еркир" пишет: "Интрига заключется в том, что власти тоже рассматривали вопрос амнистии. Однако европейцы опередили и, таким образом, не только не облегчили задачу властям, но и поставили их в более трудное положение. Поскольку, если судебный процесс по "Делу семерых" продолжится и приговор не будет вынесен до зимней сессии ПАСЕ, то страна встенет перед серьезными угрозами. Если же власти пойдут навстречу Мониторинговой комиссии и прекратят судебное преследование по "Делу семерых", то это покажет несовершенство судебной системы Армении, поскольку на нее можно оказать давление извне. Кроме того, в таком случае, как и в случае амнистии по делу "О 1 марта", оппозиция заявит, что это было сделано не по доброй воле властей, а под нажимом оппозиции".

Решение мониторинговой комиссии ПАСЕ - блестящая победа Общенационального движения в Армении. Об этом, передает АрмИнфо, говорится в заявлении оппозиционного Армянского национального конгресса. В заявлении АНК отмечается, что решение мониторинговой комиссии ПАСЕ направлено не против Армении и армянского народа, а против "действующего в стране режима и вся ответственность за это решение ложится на режим". Возможное лишение армянской делегации в ПАСЕ права голоса не нанесет вреда Армении и армянскому народу, поскольку права голоса лишится делегация, чья деятельность в ПАСЕ была направлена не на защиту интересов страны и народа, а "на защиту режима бандократии". Именно вследствие антинародной политики властей было приостановлено очередное предоставление Армении денежной дотации в рамках Программы "Вызовы Тысячелетия", отмечается в заявлении. Авторы документа призывают международные структуры применить такие санкции, мишенью которых станет не страна и ее народ, а "антинародный режим". "Впервые подходы и оценки Всенародного Движения отражены в международных документах. Это - международное признание и оценка АНК как действующей в Армении серьезной политической силы", отмечается в заявлении.

Газета "Чоррорд ишханутюн" пишет: "Власти изначально искажают ситуацию, и делают это довольно искусно. Руководитель нашей делегации в ПАСЕ Давид Арутюнян, к примеру, говорит: "В конце концов, мы должны понимать, что хоть делегация и лишается голоса, однако это оценка не работы делегации, а страны". Глава МИД Эдвард Налбандян, в свою очередь это злополучное предложение называет "неблагоприятным для Армении". Оба искажают действительность: это не "оценка страны", а оценка властей Армении, и предложение Мониторинговой комиссии "неблагоприятна" не для Армении, а для ее властей. И это понимают все. Страна должна была освободить политзаключенных, обеспечить свободу митингов и дать возможность выхода в эфир телекомпании "А1+" или власти? Все требования были адресованы властям, и если они эти требования не выполняют, то "страна" тут ни при чем".

Самым сенсационным откликом на случившееся стало заявление руководителя парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении Галуста Саакяна. Как сообщает радио "Свобода", сей государственный деятель сказал: "В самом крайнем случае, если Армению права голоса лишат... Ну, во-первых, я не думаю, что СЕ окажется настолько неразумным, что толкнет нас туда, где его нет... К примеру, Совет Европы является лишь частью международной общественности, в мусульманском мире тоже структуры есть. Лишат нас голоса у себя - подадим голос там".

По мнению газеты "Лрагир", Галуст Саакян является средством оглашения информации, которую нельзя озвучивать в виде официальных заявлений. В России, утверждает газета, эта роль возложена на Жириновского. К примеру, пишет "Лрагир", заявление Галуста Саакяна о том, что Армения может отвернуться от Европы и пойти в ином направлении, дает армянским властям возможность заявить Европе, что они едва сдерживают стремление армянского народа идти по другому пути, и что в этом вопросе не стоит оставлять власти наедине со своим народом.

"Приговор по "Делу семерых" в некоторой степени зависит от реакции ПАСЕ на происходящее в Армении", сказал корреспонденту АрмИнфо политолог, директор института Кавказа Александр Искандарян. "Поведение и приговор суда зависят от того, насколько серьезно власти Армении отнесутся к тем угрозам, которые подспудно или не подспудно исходят со стороны ПАСЕ. Хотя мне более или менее понятна стратегия, принятая по политзаключенным в Армении, что тоже является частью политической игры", отметил он. "Думаю, что если власти все же сочтут давление со стороны Европы серьезным, то какие- то меры приниматься будут, для того чтобы смягчить для внешнего мира то, что происходит в Армении. Хотя я не исключаю, что решения во власти уже приняты, и этого происходить не будет, все зависит от того, насколько сильно испугаются власти действий ПАСЕ", резюмировал политолог.

"Дело семерых"

19 декабря в Ереване началось судебное заседание по так называемому "Делу семерых". Как сообщает ИА REGNUM, "Дело семерых" - выделенное в отдельное производство дело об участии в мартовских событиях семерых активистов команды лидера армянской оппозиции Левона Тер-Петросяна - депутатов парламента Армении Миасника Малхасяна, Акопа Акопяна, Сасуна Микаэляна, экс-министра иностранных дел Армении Александра Арзуманяна, бывшего начальника охраны экс-главы МВД Армении Сурена Сируняна, экс-мэра Абовяна Григора Воскерчяна и Шанта Арутюняна. Их обвиняют по третьему пункту ст. 225 (организация массовых беспорядков, сопровождающихся убийствами) и первому пункту ст. 300 (узурпация государственной власти) УК Армении. Малхасян также обвиняется в организации сопротивления полиции, а Микаэлян также обвиняется в незаконном ношении оружия. Материалы "Дела семерых" составляют 41 том - 12 тыс. страниц.

Армянский Национальный Конгресс выступил с очередным заявлением по поводу процесса по "Делу семерых", выделенного из основного дела о событиях 1 марта в Ереване. "Организованный властями судебный процесс на самом деле представляет собой расправу над армянским народом, который после президентских выборов 19 февраля выразил свою волю и поднялся на борьбу с избирательными фальсификациями. Судебный процесс над семью деятелями оппозиции, которые ведут борьбу за свободу, мы превратим в судебный процесс над прогнившей насквозь властной системой", говорится в заявлении АНК. В нем также содержится призыв "ко всем тем, кому дороги свобода и права человека, присутствовать на этом судебном процессе". ("Аравот").

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", свидетели и потерпевшие по "Делу семерых" в последнее время приглашаются в отделения полиции, где их "уговаривают", чтобы они в суде не распространялись о том, что видели 1-го марта и требуют повторить написанные следователями показания. По словам газеты, власти обеспокоены возможностью того, что свидетели в суде не выдержат и расскажут то, что с ними происходило, "то есть, станет очевидным, что преступниками являются чиновники, приказавшие учинить бойню".

Газета "Чоррорд ишханутюн" пишет: "Судебный процесс по "Делу семерых" является третьим актом трехактной трагедии кочаряносержевского режима. Первым актом были позорные президентские выборы 19 февраля, вторым - бойня 1-го марта".

Начавшийся судебный процесс по "Делу семерых" получил беспрецедентное направление: в ходе заседания выяснилось, что обвиняемые и потерпевшие находятся на одной стороне, а обвинители и судьи - на другой, пишет газета "Айкакан жаманак" и отмечает: "Такого, в нормальных условиях, не могло произойти - потерпевший не может быть на стороне того, по чьей вине он пострадал". Как сообщает газета, трижды адвокаты ходатайствовали об отводе судьи Мнацакана Мартиросяна, и трижды ходатайство было поддержано обвиняемыми и пострадавшими - возражала лишь сторона обвинения.

Как сообщает ARMENIA Today, оба первых судебных заседания по "Делу семерых" проходили со скандалами и эксцессами. Во время второго заседания в зале возникла перепалка между родственниками обвиняемых и лицами, заранее занявшими места в зале заседаний. По свидетельству адвокатов, это были переодевшие в гражданскую одежду полицейские, которые специально заняли одну треть мест в зале, чтобы вызвать провокации. Не были допущены в зал заседаний бывший премьер-министр Армении Грант Багратян, лидер Либеральной партии Армении Ованес Ованисян, лидер Социал-демократической партии "Гнчакян" Людмила Саркисян и координатор Армянского национального конгресса Левон Зурабян. Полицейские, окружившие здание суда, перекрыли им дорогу. Проводившие пикет перед зданием люди, стоявшие с плакатами с изображением политзаключенных скандировали "Борьба, борьба до конца", "Сержик уходи", "Свобода". Когда вошедший в зал с 40 минутным опозданием судья Мнацакан Мартиросян сообщил, опоздание было вызвано проблемами со здоровьем Григора Воскерчяна, все семь обвиняемых подняли крик, опровергая такую версию опоздания. В результате судья сразу же объявил получасовой перерыв. Однако и после перерыва страсти не улеглись. Судья принял решение отложить суд на 27 декабря, поскольку обвиняемые отказались встать, когда судья зашел в зал. В дальнейшем адвокат Воскерчяна Степан Восканян сообщил журналистам, что опоздание суда было вызвано не состоянием здоровья Воскерчяна, а насилием, осуществленным в его отношении. Он сообщил, что утром в камеру УИУ "Нубарашен", где содержится Воскерчян, зашли спецназовцы, которые выставили за дверь всех, кроме Воскерчяна, стали проводить обыск. Руководитель спецназовцев, выяснив, что Воскерчян обвиняется в захвате власти и участии в массовых беспорядках, избил его. При этом, врач отказался проводить освидетельствование.

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", за судебным процессом следят не только в Армении, но и за рубежом. Так, пишет газета, "Би-Би-Си" отмечает, что судебный процесс для властей Армении будет настоящим испытанием. "Перед судом предстанут 7 человек. все они являются сторонниками первого президента Армении Левона Тер-Петросяна. Все они, вместе с несколькими десятками других активистов, были арестованы после событий 1 марта, когда полиция и спецназ разогнали митинг сторонников Тер-Петросяна. Во время последовавших за разгоном столкновениях силовики применили огнестрельное оружие. 10 человек были убиты, около 200 ранены. В стране было введено чрезвычайное положение, более 100 активистов оппозиции были арестованы", сообщает "Би-Би-Си". Британская радиостанция обращает внимание на то, что в Армении многие уверены в том, что "Дело семерых" носит политический характер, и напоминает, что международная общественность осудила аресты активистов оппозиции. "Если политзаключенные не будут освобождены, то на январской сессии ПАСЕ делегация Армении будет лишена права голоса", заключает "Би-Би-Си".

На вопросы российской газеты "Коммерсант" отвечает первый президент Армении Левон Тер-Петросян

Как вы расцениваете ход следствия и судебный процесс над вашими соратниками?

Как политическую расправу. Власти делают все, что в их силах, чтобы переложить на оппозицию ответственность за собственные преступления, а именно узурпацию власти через фальсификацию выборов и расстрел мирных демонстрантов. Следствие целенаправленно фабрикует обвинения, а суды цинично, с нарушением всех мыслимых процессуальных канонов их подтверждают. Налицо самый настоящий правовой беспредел.

Адвокаты обвиняемых уже заявили, что суд необъективен и выполняет указание властей. Вы тоже так считаете?

Безусловно, это так. Любой объективный суд камня на камне не оставил бы от этих обвинений. Однако судам дано указание наказывать, и они "с честью" выполняют данное им поручение. Ни один из вынесенных обвинительных приговоров не имеет под собой оснований. Об этом уже напрямую выразился и комиссар по правам человека Совета Европы Хаммарберг.

Почему власти Армении не выполняют требования правозащитников и западных представителей, требующих амнистии для политзаключенных?

Власти боятся усиления всенародного оппозиционного движения и действуют исключительно репрессивными методами. Они, по всей видимости, понимают, насколько общество их не приемлет, и не видят других методов сохранения собственной власти. Однако это очень недальновидная позиция. Глубокий политический кризис в Армении можно урегулировать только с помощью новых выборов. И, наконец, события 1 марта: на кого-то же надо переложить ответственность за гибель десяти человек?

Среди обвиняемых есть близкий вам человек - Александр Арзуманян, руководивший предвыборным штабом. Вам известно, что именно вменяют ему в вину?

Арзуманяну и остальным шестерым участникам "дела семерых" вменяется узурпация власти и организация массовых беспорядков, повлекших за собой гибель людей, однако обвинительное заключение не приводит никаких доказательств. Истинная "вина" этих людей лишь в том, что они попытались бороться за восстановление конституционного порядка посредством мирных акций протеста, в ответ на что власти применили насилие и кровавую расправу. Еще раз подчеркну, что все эти дела грубо сфабрикованы.

После акций протеста 1 марта были приняты резолюции 1609 и 1620 ПАСЕ, которые требуют повышения уровня соблюдения норм демократии, в частности, свободы суда и слова. Недавно глава МИД Армении заявил, что работа над выполнением этих резолюций практически завершена. Вы согласны с такой позицией?

С этим уже не согласна и соответствующая комиссия Парламентской ассамблеи Совета Европы, которая буквально вчера приняла решение предложить ПАСЕ лишить армянскую делегацию права голоса. Власти попросту имитируют выполнение резолюций, надеясь таким образом ввести в заблуждение европейские структуры и избежать возможных санкций. Но похоже, терпению международного сообщества приходит конец.

Как вы расцениваете состояние демократии в стране спустя чуть меньше года после выборов?

Хуже, чем до выборов. В Армении никогда не было политзаключенных и политических судилищ. ("Коммерсант").