"Как бы нам не захлебнуться в этой демократической волне": Азербайджан за неделю
После президентских выборов
24 октября в Баку во Дворце имени Гейдара Алиева состоялась официальная церемония инаугурации действующего главы государства Ильхама Алиева на пост президента. Результаты президентских выборов 15 октября 2008 года, на которых Алиев одержал уверенную победу, были утверждены Конституционным судом АР 20 октября (ИА "Тренд"). Согласно официальным данным, Алиев набрал 89 процентов голосов избирателей, пришедших в день выборов к урнам."Зеркало" пишет по поводу президентских выборов: "Судя по всему, уровень демократии в нашей стране зашкаливает. И власти заявляют, что демократии у нас хоть отбавляй, и международные структуры вполне довольны, и даже наши правозащитники в восторге от атмосферы демократии в Азербайджане. Как бы нам не захлебнуться в этой демократической волне..."
Посольство Франции в Баку распространило заявление председательства Евросоюза по поводу состоявшихся 15 октября президентских выборов в Азербайджане (ИА "Туран"). В этом документе было отмечено, что Евросоюз принимает во внимание, что ряд замечаний БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии были приняты во внимание. В то же время Евросоюз подчеркивает, что организация дебатов на этих выборах, проведение голосования и подсчет голосов не соответствовали международным демократическим стандартам. В документе также содержится призыв к властям Азербайджана продолжить усилия по выполнению своих обязательств в области демократического плюрализма и свободы СМИ.
МИД Азербайджана выразил сожаление по поводу заявления председательства Евросоюза о президентских выборах в Азербайджане (ИА "АзерТАдж"). "Заявление Франции в качестве председателя Европейского Союза не понятно и вызывает разочарование", - сказано в заявлении МИД Азербайджана. Как считают в МИД Азербайджана, в заявлении президентства ЕС "коренным образом искажены суть выборного процесса и заключения международных наблюдателей, в том числе представителей ЕС, и существующие реалии заменены предвзятостью". "Считаем, что подобный необъективный подход не отражает воли азербайджанского народа, противоречит характеру существующих отношений между Азербайджаном и ЕС и не послужит укреплению доверия", - подчеркивается в заявлении МИД Азербайджана.
"Как показывает наш опыт, радикализм оппозиции не способствует демократизации в Азербайджане, наоборот, наносит вред", - заявил ИА "Тренд" председатель оппозиционной Демократической Партии (ДПА) Сардар Джалалоглу. "Мы также понимаем, что президентские выборы были проведены с некоторыми недостатками. Мы приняли бы участие в выборах, если бы они были свободными и справедливыми. Но ни у кого не вызывает сомнений победа кандидата от правящей партии над другими шестью претендентами", - сказал председатель Демпартии.
Руководитель Центра исследований "Восток-Запад", политолог Арастун Оруджлу считает, что принципиальных перемен в Азербайджане после состоявшихся 15 октября президентских выборов ожидать не следует. "Если власти вышли из этих выборов с 75%-ной явкой и 88% голосов в пользу своего кандидата, и эти цифры не вызвали активных протестов, то правящий режим будет чувствовать себя уверенно и не будет склонен к коренным реформам", - сказал Оруджлу в интервью ИА "Туран". На его взгляд, после выборов власти и дальше будут вытеснять своих политических оппонентов. Последних будут стараться заменить либо на псевдооппонентов, либо вовсе создадут безальтернативную политическую систему. В то же время в результате мирового экономического кризиса убытки понесут и власть имущие в Азербайджане. Они будут стараться компенсировать потери за счет народа, что еще больше усугубит расслоение в обществе и послужит росту социальной напряженности. Под воздействием этих факторов следует ждать активизации в Азербайджане левых и правых политических сил. Помимо того, по мнению Оруджлу, власти столкнутся с серьезными внешнеполитическими проблемами. С одной стороны, они не стремятся к интеграции в евроатлантические структуры. В то же время власти не будут углублять партнерство и с Россией. Эти факторы могут стать почвой для дополнительного внешнего и внутреннего давления на Азербайджан.
На вопрос, можно ли ожидать в Азербайджане роста антизападных настроений из-за слабой реакции международных структур на нарушения в ходе выборов, А.Оруджлу сказал, что подобные настроения растут с 1998 года. Это связано с тем, что западные структуры оценивают выборы исходя из конъюнктурных соображений. Это вызывает разочарование в демократических ценностях. Поэтому западные демократии теряют свою социальную опору в Азербайджане. Что касается тенденций внутри власти, то возможны определенные кадровые обновления с целью укрепления, усиления его монолитности и тотального контроля над обществом. Вместе с тем А.Оруджлу указал, что вопросы сохранения последних островков свободных медиа и независимых институтов гражданского общества будут зависеть от позиции международных структур. Если они не будут последовательны и тверды, то и эти островки будут окончательно выдавлены и заменены на декоративные лояльные властям структуры.
Генсек НАТО Яаап де Хооп Схеффер сделал заявление по итогам президентских выборов в Азербайджане. "Я приветствую доклады международных наблюдателей от ОБСЕ, Совета Европы и Европарламента, отмечающих прогресс в проведении президентских выборов в Азербайджане 15 октября 2008 года. Азербайджан должен использовать эти достижения и устранить отмеченные недостатки. Азербайджан является долгосрочным и ценным партнером для альянса, и мы ожидаем продолжения и усиления диалога, практического сотрудничества и нашей поддержки реформам", - сказано в заявлении (ИА АПА).
Внутренняя политика
"Действующая власть в Азербайджане практически не имеет четко определенной политики по отношению к оппозиции. Главная причина этого заключается в том, что она фактически не считает ее равным себе участником общественно-политической жизни. Свидетельство тому последние президентские выборы в Азербайджане, когда так называемая конструктивная оппозиция начисто "проиграла" фавориту президентской гонки. То есть, на прошедших 15 октября выборах президента Азербайджана, которые завершились победой действующего главы государства и правящей партии "Ени Азербайджан" Ильхама Алиева, набравшего, согласно данным Центральной избирательной комиссии 89,04% голосов избирателей, власть продемонстрировала неопределенность в отношении оппозиции, вообще, и к конструктивной оппозиции, в частности", - пишет "Зеркало"."В данном случае, если верить официальным данным ЦИК, в Азербайджане почти искореняется такое понятие, как протестный электорат, который недоволен властью. Недовольных властью становится все меньше и меньше. С другой стороны, исходя из результатов выборов, можно предположить, что все же кандидаты от конструктивной оппозиции не смогли представить протестному электорату тех целей, к которым они должны были стремиться. Об этом вроде бы говорит и малый процент голосов, которые набрал кандидат в президенты, занявший второе место. А второе место по идее должен был взять кандидат, который набрал наибольшее количество голосов протестного электората. Значимость второго результата заключается в том, что политик, занявший это место, якобы становится видной фигурой общенационального масштаба. Власти сделали значимость и второго места несущественной. Согласитесь, что трудно играть роль лидера оппозиции, имея 2,86 процента электоральной поддержки. И это еще при том, что основные политические лидеры оппозиции бойкотировали выборы. То есть, власть даже не удосужилась хотя бы поднять планку якобы наиболее реального противника действующего президента. То есть, по сути, второе место осталось "вакантным"... Как и в любой стране с авторитарным режимом, в Азербайджане существуют два типа оппозиции: конструктивная оппозиция, цели которой "неизвестны", и радикальная (традиционная), которая называет себя "настоящей демократической оппозицией". Жестко критикуя власть как таковую, традиционная оппозиция не критикует ее конкретные политические решения, не предлагает альтернативных вариантов, а выдвигает взамен лишь абстрактный лозунг "демократии", которая "мгновенно решит все проблемы". Ведя борьбу с властью, она на данном этапе абсолютно лишена какого-либо конструктивного потенциала. Именно традиционная оппозиция не признает итогов последних выборов и считает действующую власть нелегитимной. Таким образом, оппозиция фактически выбивает из-под ног у власти один из главных козырей - ведение переговоров с традиционными оппозиционными силами. С другой стороны, власть сама вполне эффективно задвигает традиционную оппозицию. Однако это будет происходить лишь до той поры, пока не появится необходимость решать реальные сложные проблемы, стоящие перед страной. Тогда придется признать, что оппозиция все же представляет определенные общественные силы, и постараться заручиться ее поддержкой. Загнанная прежде в угол оппозиция, выпущенная с политических задворок в сферу реальной политики, уже начнет восприниматься как свежая сила. То есть традиционная оппозиция - это все же альтернативная общественная сила, которую следует привлекать на свою сторону и тем самым устранять важный фактор, способный дестабилизировать обстановку в будущем. Сегодня же власть всячески пытается внушить обществу, что любая политическая сила, не желающая вступать с нею в "конструктивный диалог", продолжающая задавать власти жесткие вопросы и стремящаяся призвать власть к ответу, является врагом. Что может произойти в результате всего этого? Гражданское общество может начать организовываться независимым образом в любой форме и стать угрозой любому авторитарному режиму. Чтобы избежать этого, авторитарный режим будет вынужден трансформироваться в более демократическое обличье. Так стоит ли попадать в ситуацию, когда власть и оппозиция, просто вынуждены будут уважать интересы друг друга?" ("Зеркало")
"Главная ошибка оппозиции связана с излишним увлечением внешним фактором и построением всей своей политики на основе этого фактора", - заявил главный редактор газеты "Ени Мусават" Рауф Арифоглу (ИА "Тренд"). Он считает, что внешний фактор против азербайджанской оппозиции, и это следует признать. Рауф Арифоглу сказал, что все международные силы, органы в демократических странах, государства, представляющие демократию, открыто выразили свою заинтересованность в сотрудничестве с президентом Ильхамом Алиевым. "Раньше они не так открыто выражали свои интересы, потому что в стране была сильная оппозиция. Сейчас никто не считается с оппозицией. НАТО, Совет Европы, США и другие западные страны, международные организации выступают не в интересах оппозиции Азербайджана. Позиция России на данный момент также ясна. Поэтому азербайджанская оппозиция должна исправить эту ошибку и постараться строить свою деятельность без внешнего фактора", - сказал Арифоглу.
Международная организация в защиту свободы прессы "Репортеры без границ" в шестой раз обнародовала Всемирный индекс свободы прессы за минувший год. В индекс включены 173 страны. Азербайджан опустился на 150-е место (в прошлом году - 139-е). Снижение индекса связано с продолжением содержания за решеткой нескольких журналистов и другими фактами ограничения деятельности прессы (ИА "Медиафорум").
Отчет организации "Репортеры без границ" далек от объективности и носит предвзятый характер. Так, в беседе с корреспондентом Day.Az, комментируя последний отчет вышеуказанной организации, заявил заместитель исполнительного секретаря правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) Мубариз Гурбанлы.
"У меня есть основания так говорить. В Азербайджане существует свободная пресса. Функционируют телеканалы, печатается большое количество газет, в регионах действуют телеканалы. Интернет-пространство не контролируется. Переписка по Всемирной паутине не контролируется, свободно функционируют электронные газеты, интернет-радио вещают без каких-либо проблем, посредством Интернета ведется обсуждение ситуации в стране. Именно поэтому считаю, что "Репортеры без границ" придерживаются необъективной позиции", - сказал М.Гурбанлы. При этом представитель правящей партии отметил, что у него нет информации относительно того, на что ссылались представители этой организации при составлении отчета. По его словам, нет информации относительно того, посетили представители этой организации Азербайджан для составления своего отчета или нет. "Непонятно, ссылалась эта организация на свои исследования или же воспользовалась ложью радикальных оппозиционных газет? Если эта организация действительно желает составить объективный отчет, то ее представители должны встречаться с представителями властей, в том числе с ПЕА, и должны учесть мнение нашей партии. В противном случае общественность страны рассмотрит этот отчет как не отражающий действительность. Они ошибаются, если думают, что кто-то в Азербайджане положительно воспримет их отчет. Это может сделать маленькая группа людей, которые могут представить только радикальную оппозицию, желающую распространять провокационные новости", - считает Мубариз Гурбанлы.
Истинной целью вооруженной атаки на мечеть "Абу-Бекр" было то, что община мечети выступала против объявленного радикальными группами джихада в Азербайджане. Об этом в интервью ИА "Туран" заявил имам мечети "Абу-Бекр" Гамет Сулейманов. "Решение об атаке на мечеть было принято "советом", находящимся за рубежом", - заявил Сулейманов, не уточнив, где именно находится этот "совет" и из кого он состоит. "Целью теракта 17 августа было мое убийство и начало джихада с участием 1000-2000 человек (сторонники радикального движения "Хаваридж"). Именно с такой целью радикалы уже вырыли блиндажи в северных районах страны", - сказал он. По его словам, силы, стоящие за этим террором, пытаются распространить подрывную деятельность с Северного Кавказа на Азербайджан. "Просто азербайджанские правоохранительные органы вовремя приняли меры против этого", - сказал Гамет Сулейманов. Комментируя позицию радикалов из "Хаваридж", он сказал, что у них не все в порядке с психикой и часть из них превратилась "в орудие в руках спецслужб определенных государств". Что касается деятельности мечети "Абу-Бекр", то она по-прежнему закрыта, и это вызывает "удивление" членов общины. "Мы не выступали против государства. Мы выступали против тех, кто был против государства. Поэтому такое обращение с нами вызывает удивление, но мы верим, что все закончится хорошо", - сказал Сулейманов. Напомним, что 17 августа во время вечернего намаза в мечеть "Абу-Бекр" была брошена граната, в результате чего три человека погибли и еще 15 верующих были ранены. Часть людей, причастных к этому преступлению, была арестована.
"Зеркало" пишет: "В 2003 году, сразу же после смерти экс-президента Гейдара Алиева, появились первые острые разногласия между верующими общины "Абу-Бекр". Сулейманов со своими сторонниками решил совершить в мечети "Абу-Бекр" джанезе намазы (прочитать молитву за упокой души экс-президента), тогда как часть верующих выступала против этого, так как они считали его атеистом. Примерно тогда один из главных оппонентов Г.Сулейманова поставил перед ним вопрос и потребовал внятного ответа: "Является ли Азербайджан кяфярской (безбожной) страной или нет?" Если Азербайджан - кяфярская страна, то, по мнению того же радикала, Сулейманов должен объявить джихад против руководства страны, в противном случае он сам будет объявлен кяфяром. Разумеется, имам мечети "Абу-Бекр" на это не пошел. Разногласия дошли до такого уровня, что члены общины поняли невозможность совместного существования. Часть из них отделилась от Г.Сулейманова, позже получив название хавариджы, то есть "вышедшие", "возмутившиеся". Но Г.Сулейманов не забыл "неблагодарности" бывших своих сторонников и ждал своего часа". По мнению газеты, "если действительно речь идет о подготовке джихада с участием 1000-2000 человек, о блиндажах в северных районах страны и о спецслужбах зарубежных стран, то опасность реально велика. Но если все это лишь продолжение борьбы за влияние внутри общины, то мы вновь вынуждены напомнить, что немалая часть общины "Абу-Бекр" достаточно часто обвиняла Г.Сулейманова в служении интересам властей".
Как пишет "Зеркало", "в утверждениях о том, что в Азербайджане есть силы религиозного толка, якобы пытающиеся скроить себе исламское государство, а тем более в подготовку к джихаду верится с большим трудом. В действительности же почву для радикализации ситуации в стране создают массовая безработица, нарушения элементарных прав граждан, социальные и экономические проблемы. И панацеей от всех бед является устранение этих проблем, а не раздувание мифа об "исламском экстремизме". Кроме всего прочего, действующее законодательство предусматривает уголовное наказание за распространение религиозного экстремизма. Другое дело, что борьба против экстремизма ведется в рамках грубейшего нарушения свободы совести и вероисповедания. Как в Баку, так и в пресловутых северных районах, общественность страны была свидетелем насильственного сбривания бород у отдельных лиц (предположительно, ваххабитов) со стороны правоохранительных органов. Всякого рода популистские спекуляции о том, что якобы причиной проведения подобных "профилактических" работ является борьба с ваххабизмом на севере страны, могут вызывать только сожаление и недоумение. Ибо подобные незаконные действия по сути детерминизируют именно радикализацию в среде определенной группы верующих и создают благоприятную почву для развития разного рода экстремистских и радикальных течений вроде ваххабизма, не имеющих по сути никакого отношения к священной исламской религии..."
Есть необходимость создания единого координационного центра, объединяющего лагерь оппозиции Азербайджана, считает глава общественного форума "Во имя Азербайджана" Эльдар Намазов. "В новую структуру нужно привлечь известных людей, действующих в политических партиях, общественных организациях и неправительственном секторе", - заявил Э.Намазов (ИА "Тренд"). "Однако, когда дело доходит до объединения, появляются некоторые принципиальные вопросы. В Азербайджане есть множество организаций, именующих себя оппозиционными и демократическими. Но проводимая большинством из них политика не соответствует этим принципам. Для объединения нужно точно определить критерии, чтобы расширение центра не носило искусственного характера. Полагаю, что нужно подготовить единую стратегию оппозиции, связанную с будущим Азербайджана и демократическими изменениями. И наше сотрудничество должно быть налажено только с политическими движениями, поддерживающими данную стратегию", - сказал Эльдар Намазов.
Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха
"Активизация посреднических усилий России по карабахскому регулированию связана с двумя моментами: изменением ситуации в регионе после августовских событий в Грузии и продвижением Запада на Южный Кавказ", - заявил ИА "Туран" руководитель Центра политических и экономических исследований Far Centr Хикмет Гаджизаде, комментируя инициативу президента России Дмитрия Медведева о проведении в начале ноября встречи лидеров Азербайджана, Армении и России. Как отметил Гаджизаде, военный конфликт между Россией и Грузией привел к изменению ситуации в регионе. В частности, ближайший союзник России на Кавказе - Армения - оказался фактически лишен связей с внешним миром. С другой стороны, продвижение Запада на Восток и его присутствие в Грузии также заставляют Россию активизироваться для сохранения влияния в регионе. По мнению Гаджизаде, Россия может предложить освобождение оккупированных районов вокруг Нагорного Карабаха и размещение там российских миротворцев. Вопрос же о статусе Нагорного Карабаха будет отложен. В таком случае карабахский конфликт будет заморожен, как это произошло на Кипре. Однако Запад также не хочет упускать инициативу и будет настаивать на размещении в регионе международных сил. Политолог затруднился ответить на вопрос, согласится ли Азербайджан с этим российским предложением.Глава общественного форума "Во имя Азербайджана" Эльдар Намазов считает, что дипломатическую активность в регионе проявляет не только Россия, но и другие центры политических сил. При этом он указал на недавние визиты президента Турции в Армению и Азербайджан, поездки в регион французского и американского сопредседателей Минской группы ОБСЕ, поездки на прошлой неделе в Ереван заместителя госсекретаря США Даниэла Фрида. Все это последовало за военным конфликтом между Россией и Грузией. В целом есть общий настрой к решению карабахской проблемы. "Именно активность многих игроков показывает, что конфликт не решался не только из-за неспособности сторон договориться, но и из-за отсутствия большой заинтересованности в этом влиятельных внешних сил", - заметил Намазов. Не помешают ли обострившиеся отношения Запада и России достижению согласия по карабахскому конфликту? На этот вопрос Намазов ответил, что карабахский конфликт как раз может стать одним из тех моментов, которые "могут восстановить баланс во взаимоотношениях Запада и России, нарушенный из-за конфликта в Грузии" (ИА "Тренд").
"Зеркало" пишет: "Сегодня никто в международных организациях как в начале, 90-х годов прошлого столетия, не утверждает, что азербайджанские территории вокруг Нагорного Карабаха оккупированы "местными" армянскими вооруженными отрядами. Наоборот, в известной резолюции ПАСЕ однозначно заявляется сам факт недопустимости оккупации членом Совета Европы, имеется в виду Армения, территории другого члена СЕ, то есть Азербайджана. Значит, любые наступательные операции со стороны армян будут расценены международными организациями как новый этап агрессии Армении в отношении Азербайджана. А это значит, что Азербайджан с "чистой совестью" сможет отказаться от всех обязательств перед международными организациями по мирному урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Но в Ереване кажется забывают, что армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха имеет свои нюансы, которые позволяют Азербайджану даже в рамках обязательств перед международными организациями об урегулировании конфликта мирными средствами использовать в определенных границах силовые составляющие. Первое: Азербайджан на вполне законных основаниях может попытаться восстановить контроль над оккупированными территориями, не входящими в Нагорный Карабах, где армяне компактно проживают. Освобождение этих территорий уж точно нельзя расценить как отказ от обязательств по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта мирными средствами. Эти территории, даже если их рассмотреть с точки зрения известных четырех резолюций Совбеза ООН, не имеют никакого отношения к мирному решению армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Второе: Азербайджан имеет полное право восстановить контроль над внешними государственными границами страны, которые также, в отличие от конфликтов в Грузии, не имеют никакого отношения к Нагорному Карабаху, где компактно проживают армяне. А это значит, что и действия, направленные на восстановление контроля над внешними границами, не могут быть расценены как отказ от обязательств по мирному урегулированию армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха..."
Азербайджан-Россия
В ближайшее время может состояться встреча президентов России, Азербайджана и Армении. На ней будет обсуждаться вопрос о решении карабахской проблемы. Об этом заявил в ходе своего визита в Ереван президент России Дмитрий Медведев ("Эхо"). "В ближайшее время должна состояться встреча трех президентов", - заявил глава российского государства. "Эта встреча пройдет в России", - уточнил он. "Августовские события показали, что сложный вопрос должен решаться, исходя из международных принципов, на основе международных переговоров", - напомнил Медведев, по мнению которого, "ничто другое не может привести к положительному результату". Дмитрий Медведев не стал даже уточнять уровень достигнутых на сегодняшний день договоренностей по Нагорному Карабаху, ограничившись тем, что это, дескать, "штука сложная". "Надеюсь, что мы находимся в продвинутой стадии", - сказал он, заметив, что "обе стороны готовы искать решение". После чего заверил: "Россия и впредь будет содействовать решению непростой проблемы по Нагорному Карабаху"."Эхо" отмечает: "Одного только этого заявления еще недостаточно, чтобы заявить об организации Россией собственной посреднической миссии в регионе вне рамок Минской группы, где приходится координировать действия с Вашингтоном и Парижем. Тем более что президенты Армении и Азербайджана уже не раз проводили двух- и трехсторонние встречи - с участием России - в рамках саммитов СНГ. Однако геополитическая конкуренция в регионе нарастает, свою посредническую миссию в рамках "Кавказкой платформы" осуществляет Турция, нешуточную дипломатическую активность проявляют США, так что заявление Медведева явно указывает на попытку России активизировать свою посредническую деятельность в Карабахе. Пока что остается неизвестным, намерена ли Россия предложить на этой встрече некий план урегулирования, и уж тем более остается только гадать, в чем он может состоять. Президент России как бы говорил о международных принципах, основополагающим из которых является принцип территориальной целостности государств, но вся проблема в том, что ссылка на международные принципы прозвучала в увязке с августовскими событиями, а поведение России в их ходе можно назвать чем угодно, но вот уважением международного права и принципа территориальной целостности вряд ли..."
Из интервью Day.Az с известным азербайджанским политологом Расимом Мусабековым: "Не указывают ли последние события и визит Дмитрия Медведева в Ереван на то, что Россия решила усилить свое влияние на Армению и Азербайджан посредничеством в карабахском процессе?
Я ожидал, что Медведев выступит с инициативой по выводу карабахского урегулирования из тупика. Грузинские события августа показали, что сохранять нынешнее положение "ни мира, ни войны" бесконечно нельзя. Стремление Москвы поставить во главу угла кавказской политики собственные интересы, а не завышенные ожидания армян, стало для Еревана неприятным сюрпризом. Хотя наиболее дальновидные политики предупреждали их от неизбежности такого разворота Москвы. История повторяется, как это уже было в начале прошлого века, когда отношениям с Баку и Анкарой были принесены в жертву армянские притязания. Но, несмотря на тотальную зависимость от Москвы, армяне будут тянуть время. Обращает внимание, что в преддверие решающих переговоров в Москве армянская оппозиция вместо борьбы с режимом Саркисяна начала подпирать его. Чтобы продемонстрировать неуступчивость, в Нагорном Карабахе срочно провели демонстрационные учения и звучат воинственные заявления. Но это вряд ли сработает. В ситуации финансового кризиса Армения, полностью зависимая от внешних денежных потоков, не способна противостоять внешнему давлению. Сейчас Ереван с завистью смотрит на Грузию, которой в ответ на российское вторжение обещана почти 5-миллиардная западная помощь. Думаю, что последняя надежда армян на победу Обамы в президентской гонке в США и то, что в ответ на оказанную ему поддержку тот выполнит свои обещания в отношении признания "геноцида" и поддержит угодный армянам вариант карабахского урегулирования, окажет Армении финансовую помощь..."
"Все наблюдатели заявили, что выборы президента Азербайджана были проведены образцово с точки зрения самого процесса выборов и сотрудничества с наблюдателями. Поэтому институт наблюдателей СНГ намерен сотрудничать с ЦИК Азербайджана по обмену опытом", - такое заявление сделал посол РФ в Азербайджане Василий Истратов (ИА "Новости-Азербайджан"). Он отметил, что итоги выборов были вполне закономерными. Как сказал посол, "был создан специальный институт по мониторингу, который в течение выборов активно вел мониторинг всего процесса в четырех пунктах Азербайджана. Ни одна из организаций, приславших своих наблюдателей на выборы, не располагала таким центром". В.Истратов подчеркнул, что высокий уровень организации выборов был отмечен многими наблюдателями. Он заметил, что трехсторонняя встреча президентов Азербайджана, Армении и России может содействовать разрешению нагорно-карабахского конфликта. Одновременно он посоветовал журналистам подождать со своими вопросами относительно этой встречи.
По его словам, на данный момент существуют различные форматы переговоров. "Они дополняют друг друга. Иногда пересекаются, а иногда работают параллельно. Но все они действуют в правильном направлении и не надо их противопоставлять друг другу", - сказал он. Дипломат считает, что каждая страна пытается внести свой вклад в дело урегулирования конфликта. "Все форматы хороши, лишь бы они дали результат", - заявил российский посол. Посол дал следующее объяснение причин активизации роли Турции в решении нагорно-карабахского конфликта. "Анкара принимает активное участие в урегулировании всех конфликтов в регионе", - заявил дипломат. Он отметил, что действия Турции не вызывают нареканий со стороны других стран региона. В.Истратов заметил, что каждая из сторон по-своему понимает справедливое урегулирование конфликта. "Самое важное состоит в том, что стороны осознают, что никто не может выиграть от этого конфликта", - считает он. Рассказывая о нынешнем состоянии взаимоотношений США с Россией, посол заметил, что между этими странами периоды улучшения и ужесточения двусторонних связей постоянно сменяли друг друга. "Но проблемы оборонного характера поставили сегодня эти отношения на грань разрыва, а это чревато опасными последствиями", - сказал он.
"Россия не заинтересована в военном разрешении нагорно-карабахского конфликта", утверждает президент российского Института национальной стратегии Михаил Ремизов в статье, написанной для ИА "Тренд". Итак, по утверждению политолога, мотивы России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта очевидны. Несмотря на то, что он не затрагивает Москву, как в случае с конфликтом Грузии со своими бывшими автономиями, он имеет важное значение для Кремля, так как ограничивает его геополитические возможности в регионе, более того - создает зону уязвимости. "Зеркало" пишет: "Армения является союзницей России по ОДКБ. Если начнутся серьезные военные действия и Россия найдет формальный повод для отказа в помощи, не проявив себя как гарант безопасности для своего союзника, это сильно ударит по имиджу ОДКБ и поставит под сомнение логику союзничества с Россией. С другой стороны, России очень важен Азербайджан как партнер. И мотивов портить отношения с Баку из-за карабахского вопроса просто нет. Поэтому Россия не заинтересована в военном разрешении конфликта. А сейчас ситуация близка к тому, что это может произойти. У Азербайджана переполнена чаша терпения, все больше звучат призывы о необходимости решения проблемы. Другие же региональные игроки сейчас могут быть заинтересованы в том, чтобы произошла эскалация конфликта. И реальная цель России - не допустить этого. Однако российский политолог тут же признает, что это не значит, что конфликт будет решен, так как не верит "в разрешение такого рода территориальных конфликтов к обоюдному удовольствию сторон". Хотя, по его мнению, определенный политический прагматизм мог бы подсказать и Азербайджану, и Армении определенную сдержанность в этом вопросе. Карабахский фактор для обеих стран является балластом в мировой политике. Не исключено, что Россия на самом деле предложит "промежуточно-пакетный", но крайне выгодный для себя вариант урегулирования конфликта, о котором, кстати, недавно сообщили российские сайты. Взамен на освобождение пяти-шести районов открываются коммуникации и налаживаются политико-экономические отношения. Вопрос определения окончательного статуса Нагорного Карабаха остается на потом. Войска Армении формально выводятся с территории Нагорного Карабаха. Вместо них в зоне конфликта размещаются российские миротворцы, которые и гарантируют безопасность армян Нагорного Карабаха. И на этом все останавливается. Этот вариант не выгоден ни Азербайджану, ни Армении. Однако С.Саркисян не располагает серьезными аргументами, чтобы отказать Д.Медведеву, особенно если вдобавок ко всему, Россия добьется и открытия армяно-турецкой границы. А от Азербайджана взамен потребуют сказать "нет" НАТО и НАБУККО. Таким образом, Россия получит возможность навечно "заморозить" конфликт и навечно манипулировать как Арменией, так и Азербайджаном. В этих условиях решающее слова останется за президентом Азербайджана. Ему или придется отказаться от "заманчивого" предложения об освобождении почти всех оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха, но сохранить внешнеполитическую независимость, или согласиться на эту "пиррову победу" и оказаться в полной зависимости от капризов Кремля, так как в случае реализации этого мирного плана армянскую оккупацию Нагорного Карабаха заменит российская. Создается почти абсурдная ситуация: перспективы сохранения независимости и Армении сегодня зависят от политической воли президента Азербайджана. Именно он может сорвать реализацию данного "мирного плана", если сможет настоять на международной миротворческой миссии, что не выгодно России..."
После завершения срока договора об аренде со стороны России Габалинской радиолокационной станции ("Дарьял"), официальный Кремль не откажется от услуг этого объекта. Об этом сообщил "Эхо" военный эксперт Узеир Джафаров, комментируя появившиеся сообщения в ряде отечественных СМИ о том, что Россия хочет продлить истекающий в 2012 году срок аренды Габалинской РЛС. Между тем, "Правда, в одно время официальные лица России заявили о том, что они хотят вывезти свои станции с территории бывшего СССР. Они, якобы, собираются акцентировать все внимание на РЛС, которую они построили в Армавире. Тем не менее, ситуация в мире стремительно изменилась, и не исключено, что Габалинская РЛС еще на один период, 10 лет и более, останется в ведении России", - продолжил У.Джафаров. Эксперт также считает, что после продления договора российская сторона обновит оборудование, находящееся на станции. Относительно строительства РЛС на территории Армении, то, по мнению эксперта, скорее всего, там будет создана не стационарная, а мобильная РЛС. "Такой большой станции, как Габалинская, или аналогичной, которая находится в Подмосковье, в Армении они не построят. Если эта станция и появится на территории Армении, то перед ней будет поставлена более узкая задача". Одновременно он считает, что если Азербайджан даст согласие на продление договора об аренде РЛС, то он вправе повысить арендную плату. "Мы являемся хозяевами этой станции. Это закреплено в межгосударственном соглашении. Думаю, что Азербайджану не следует упускать этот вопрос из внимания. К тому же, полагаю, что рано или поздно в повестку дня может быть включен и вопрос относительно передачи под юрисдикцию Азербайджана движимого имущества РЛС, который на данный момент пока еще является собственностью России", - заключил он.
"Информацию о том, что Россия хочет продлить срок Габалинской РЛС, я слышу впервые. Это сообщение не поступало по официальным каналам", - сообщил "Эхо" депутат Милли меджлиса от правящей партии "Ени Азербайджан", заместитель председателя парламентской комиссии по вопросам обороны и безопасности Айдын Мирзазаде. С другой стороны парламентарий считает, что нет никаких препятствий для продолжения таких договоренностей. "За это время обе стороны показали себя как добросовестно выполняющие свои обязательства. И никаких конфликтов, проблем из-за использования российской стороной азербайджанской военной базы, расположенной на нашей территории, не возникало", - продолжил он.
- Кому война, а кому... Верховный суд одобрил сверхдоходы AstraZeneca из российского бюджета
- ВВС Украины заявили о массированном ударе ВС РФ по мосту в Одесской области
- В России стартовал новый сезон конкурса «Наука. Территория героев»
- Пленный боец заявил о ротах ВСУ с «мёртвыми душами» — 980-й день СВО
- Правнучку Чкалова внесли в список террористов и экстремистов