3 сентября 2008 года в сообщении пресс-службы Кремля об итогах приёма президента Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) Игоря Смирнова президентом России Дмитрием Медведевым было сказано кратко, но достаточно красноречиво: в отличие от президентов Южной Осетии и Абхазии, ставших таковыми в протокольных сообщениях Кремля ещё до признания их независимости, Смирнов был назван не президентом, а "главой Приднестровья".

Это не удивительно: драгоценные годы после оскорбительного для России отказа президента Молдавии Владимира Воронина от "меморандума Козака" и естественного увеличения внимания России к интересам Приднестровья приднестровская президентская вертикаль провела в метаниях между Россией и Украиной - Украина отблагодарила Приднестровье блокадой. Ежедневному труду по реализации суверенных прав ПМР как международно признанной стороны урегулирования эта вертикаль предпочла заигрывания с западными "искусствоведами в штатском" и бессмысленные интриги против представителей страны-гаранта, страны-спонсора, страны-миротворца - России.

В приднестровско-молдавском урегулировании ПМР остаётся субъектом международного права, народ республики на референдуме единодушно проголосовал за самостоятельность и единство с Россией, но Игорь Смирнов фактически порвал отношения с Москвой, вступил в предвыборную кампанию на Украине на стороне Ющенко и бремя реализации этой "субъектности" почти целиком возложил на плечи России. Россия несёт это бремя - ведь в её национальных интересах - защита неотъемлемых прав российских граждан и соотечественников в ПМР, сохранение её государственности, её социально-экономическое и политическое развитие.

Однако Россия не имеет географической возможности односторонне признать отрезанное антироссийской Украиной Приднестровье и наполнить это признание стопроцентной политической, экономической и военной поддержкой. И значит - Приднестровье, как неотъемлемая часть российской цивилизации, обречено вместе с Россией исходить из возможного и выживать так, как ещё вчера выживала сама Россия: в сосредоточении сил, в подготовке к неизбежному: поглощению Молдавии Румынией и федерализации Украины. Перед лицом такой исторической перспективы всё более очевидными становятся рамки и задачи возможного будущего Приднестровья.

Что работает против интересов Приднестровья?

• Политический цейтнот и крайний дефицит договороспособности режима Владимира Воронина в Молдавии.

• Дефицит легитимности президента и парламента Молдавии в преддверии выборов 2009 года.

• Агрессивная позиция Молдавии и её западных кураторов в отношении приднестровского урегулирования, сводящаяся к силовому подчинению ПМР новым (хотя экономически и политически давно обанкротившимся) хозяевам из Кишинёва.

• Отказ властей Молдавии от принципиальной оценки конфликта на Днестре в начале 1990-х, апология молдавских румынизаторов и комбатантов, повинных в войне против Приднестровья, сопровождавшейся доказанными актами геноцида.

• Планы властей Молдавии по ревизии любых договорённостей с Приднестровьем в будущем, силовому уничтожению его интернациональной языковой, социальной, экономической, правовой и политической системы, безусловному подчинению их кишинёвской бюрократии, семейственности и олигархии.

• Антироссийский курс современной Украины и лично её президента Виктора Ющенко, подарившего Приднестровью памятник предателю Мазепе как свой партийный антироссийский символ. Власти ПМР, с энтузиазмом принявшие этот скользкий подарок, не могут не отдавать себе отчёт в его символическом смысле, а также в том, что за спиной у поклонника Мазепы Виктора Ющенко - рейтинг в 5% и перспектива гражданской войны на Украине.

• Попытки недемократического, кланового решения вопроса о будущем ПМР со стороны исполнительной власти республики: попытки тем более неэффективные, что они не опираются, как показал пример с памятником Мазепе, на мнение большинства многонационального народа ПМР.

Как защитить интересы Приднестровья?

• Немедленно провести конституционную реформу ПМР, обещанную президентом ПМР, и завершить строительство социально-экономической и политической системы Приднестровья, гармонизированной с действующим российским законодательством.

• Законодательно наполнить принадлежащие ПМР как международно признанной стороне урегулирования политические, внешнеэкономические, налоговые, образовательные, языковые, социальные, коммуникационные полномочия реальным нормативным содержанием, позволяющим уже сегодня гарантировать защиту прав его граждан и действующих на его территории собственников.

• Провести широкие общественно-политические консультации в Приднестровье вокруг всех подлежащих обсуждению вопросов урегулирования. Определить фундаментальные основы политической и социально-экономической системы Приднестровья как неотъемлемую часть урегулирования.

• Сформировать единую государственную делегацию всех ветвей власти Приднестровья для ведения переговоров с Молдавией и согласования позиции ПМР с представителями гаранта урегулирования - России.

Что защищать?

• Создание с Молдавией - по истечении переходного периода - договорного "общего государства" (ассиметричной федерации, конфедерации) с взаимным делегированием ограниченного круга полномочий надреспубликанскому органу в части обороны, дипломатии, таможенного контроля.

• Закрепление обязательств Молдавии в защищённых статьях её Конституции.

• Закрепление права вето Приднестровья по кругу фундаментальных вопросов "общего государства", защиты прав граждан и собственников, действующих на его территории.

• Демилитаризация и прекращение участия Молдавии в ГУАМ и интеграционных программах НАТО.

• Независимое и автоматическое самоопределение Приднестровья как независимого государства в случае утраты Молдавией её государственного суверенитета (объединения с Румынией), а также изменения безусловного военно-политического нейтралитета Молдавии.

• Сохранение всех институтов и атрибутов государственности Приднестровья, полномочий его государственных органов, за исключением делегированных "общему государству".

• Приоритет законодательства Приднестровья в вопросах, отнесённых к его ведению.

Когда все эти условия будут соблюдены, в России вновь забудут о клановых "лидерах Приднестровья" и с удовольствием увидят за столом переговоров законных представителей народа Приднестровской Молдавской Республики.