Николай Межевич: Транзитный цугцванг в Прибалтике
Существует старый анекдот про дипломата, военного и метеоролога, построенный на обыгрывании профессиональной специфики построения ответов ( да- нет - может быть) на те или иные актуальные вопросы. Дипломат из анекдота, как и дипломаты из реальной жизни, действительно, предпочитают ответ "может быть". Именно поэтому, провозглашение той или иной бескомпромиссной позиции, скорее всего, это профессиональный ответ военного.
В связи с этим следует обратить внимание на заявление Заместителя председателя Правительства РФ Сергея Иванова, сделанное в июне 2008 года на заседании Морской коллегии Российской Федерации. Иванов заявил то, что к 2015 году Россия прекратит экспорт любых грузов через порты Прибалтики, поскольку "у нас будет достаточно своих пропускных способностей". Вопрос, связанный с оценкой транзита как явления, также не предполагает однозначного ответа. Транзит - процесс перемещения товаров или услуг от производителя к потребителям через территорию третьих стран. Транзит предполагает сложную систему взаимозависимостей между производителями потребителями и транзитными странами. В том случае, когда климат доверия между производителями и потребителями отсутствует, транзитные страны приобретают несвойственные им функции суперарбитра в дискуссиях более крупных и влиятельных государств.
Российский транзит через Прибалтику сам по себе не является положительным или отрицательным фактором в экономике и тем более в политике. Транзит, прежде всего, является техническим инструментом обеспечения внешней торговли. В свою очередь, внешняя торговля - не более, чем механизм реализации ключевых интересов государства. Любая торговля предполагает минимизацию издержек, именно поэтому страны, имеющие возможность не прибегать к транзиту, стараются использовать этот ресурс по-минимуму. В этом контексте возникает принципиальный вопрос: существует ли политическая и экономическая необходимость полного свёртывания транзита и какие экономические (или не экономические) результаты могут быть получены в результате этих действий?
В данном материале мы не рассматриваем конфликтную ситуацию, связанную с переносом останков и памятника советским солдатам в центре Таллина. Нас интересует лишь то, как отразились эти события на транзите через эстонские порты.
Еще до этого события влиятельнейшие представители российского транзитного бизнеса, имеющие собственные мощности в Эстонии, в ультрадипломатичной форме информировали эстонские власти о том, что предполагаемый перенос захоронения и памятника не улучшит торгово-экономических связей России и Эстонии. Бизнесмены, конечно, люди циничные, но и у них есть отцы и деды и прадеды, есть или были,... оставшись между Волгой и Эльбой. Именно поэтому не надо демонизировать Кремль, якобы давший распоряжение о санкциях. В 2007 году произошёл тот редкий случай, когда общественная реакция опередила государственную и стала более жёсткой, чем "кремлёвская". Затем, после известных печальных событий, крупный транзитный бизнес, опять же, избегая громких заявлений, начал тихо выводить активы. Но вернёмся к транзиту. Посмотрим на данные по грузообороту большого таллинского порта в 2007 году (1).
Наименование груза | Перегружено | 2007/2006 | |
2006 г. | 2007 г. | % | |
Генеральные грузы | 1039,4 | 749,9 | 72,1 |
Насыпные и навалочные грузы | 11334,0 | 7827,7 | 69,1 |
Наливные грузы | 24051,4 | 22369,1 | 93,0 |
Ro-Ro грузы | 3338,8 | 3562,7 | 106,7 |
Неморские грузы | 174,5 | 152,9 | 87,6 |
Всего, тыс. т | 41258,6 | 36027,6 | 87,3 |
Контейнеры, TEU | 152399 | 180911 | 118,7 |
Снижение масштабов российского транзита очевидно, однако возможно возражение: а может быть это - просто конъюнктурные цифры, отражающие не самые ключевые тенденции? Для того, чтобы разобраться с этим вопросом, рассмотрим данные по грузообороту латвийских портов.
Порт Вентспилс, Латвия, январь-декабрь 2007 г. (по данным журнала "Балтийский Курс") | |||
Наименование груза | Перегружено | 2007/2006 | |
2006 г. | 2007 г. | % | |
Наливные грузы | 17997,0 | 20017,1 | 111,2 |
Насыпные и навалочные грузы | 8596,5 | 8510,7 | 99,0 |
Генеральные грузы | 2468,7 | 2509,5 | 101,7 |
Всего, тыс. т | 29062,2 | 31037,3 | 106,8 |
Контейнеры, TEU | 14241 | 16846 | 118,0 |
Порт Лиепая, Латвия, январь-декабрь 2007 г. (по данным журнала "Балтийский Курс") | |||
Наименование груза | Перегружено | 2007/2006 | |
2006 г. | 2007 г. | % | |
Наливные грузы | 965,7 | 818,7 | 84,8 |
Насыпные и навалочные грузы | 1652,3 | 1880,5 | 113,8 |
Генеральные грузы | 1382,7 | 1339,5 | 96,9 |
Всего, тыс. т | 4000,7 | 4038,7 | 100,9 |
Контейнеры, TEU | 7809 | 7665 | 98,2 |
Порт Рига, Латвия, январь-декабрь 2007 г. | |||
Наименование груза | Перегружено | 2007/2006 | |
2006 г. | 2007 г. | % | |
Наливные грузы | 4933,1 | 4823,0 | 97,8 |
Насыпные и навалочные грузы | 15348,5 | 15485,2 | 100,9 |
Генеральные грузы | 5075,4 | 5624,6 | 110,8 |
Всего, тыс. т | 25357,0 | 25932,8 | 102,3 |
Контейнеры, TEU | 176826 | 211840 | 119,8 |
Идентичная картина сложилась и в 2008 году. За первые пять месяцев нынешнего года порты Прибалтики перевалили в общей сложности 59 млн. тонн грузов. Это на всего лишь 3,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (2). Таким образом совокупные изменения несущественные, но как изменилась география транзита! Откуда и куда продолжали уходить транзитные грузы в пределах восточной части Балтийского моря?
Объем перевалки в эстонских портах в январе-мае 2008 года сократился сразу на 31,6% - до 15,5 млн. тонн. При этом Латвия за это время обработала 27,2 млн. тонн грузов (+5,3%), Литва - 16,4 млн. тонн (+29,3%)(3). Действительно, как-то мало предпосылок для расширения транзита через Эстонию - государство, выбравшее антироссийскую пропаганду как механизм этнополитической консолидации до/после/во время выборов. В Риге появилась даже сугубо транзитная шутка - поставить в рижском порту памятник эстонскому премьер-министру А. Ансипу с надписью "Освободителю эстонского отечества от российского транзита - благодарные латвийские транспортники".
Итак, часть грузов просто сбежала из Эстонии в Латвию, оценив не качество логистики (достаточно высокое, но примерно равное от Таллина до Клайпеды), а иной политический климат. Ратифицированный Сеймом (Парламентом) Латвии пограничный договор с Россией, осторожные переговоры по подключению газопровода Nord Stream к Инчукалинским и Баусским подземным газохранилищам как к резервным мощностям, дают определенный запас прочности - прагматизма в наших отношениях. И вот результат: прибыль латвийского железнодорожного концерна в 2007 году выросла в 10 раз по сравнению с предыдущим. Конечно же следует учитывать и рост тарифов и инфляционную составляющую, но, тем не менее, показатель интересный, значимый.
В связи с этим возникает закономерный вопрос, а стоит ли зачеркивать те минимальные результаты российско-латвийского сближения, едва показавшиеся после семнадцатилетней микро-холодной войны? Следует ли считать текущий характер политических российско-литовских отношений единственно возможным, или в большей степени надо ориентироваться на сугубо позитивную динамику российско-литовской (и литовско-российской) торговли? С нашей точки зрения, следует поддерживать положительную динамику российско-латвийских и российско-литовских связей, исходя из того, что рано или поздно логика экономического сотрудничества может оказаться сильнее политической конъюнктуры, к тому же привнесеннной со стороны. К сожалению, российско-эстонские отношения, вероятно, уже не подлежат быстрой реанимации.
Руководители Эстонии, Литвы и Латвии, безусловно, умеют сохранять улыбку почти в любой ситуации. Принцип "keep smile" хорош и для офисов чиновников, и для президенского кабинета. Однако экономические законы - явление объективное, хотя и оцениваются экономистами субъективно. Поэтому эксперты Швеции, России, стран Балтии почти единодушны: экономику Прибалтики ожидает "жесткая посадка". В этих условиях транзит для прибалтийских стран приобретает стратегическое значение. Для России, имеющей возможности транспортировать большую часть грузов как через Эстонию, так и через Латвию и Литву, существует выбор и, конечно же, он делается в пользу лояльного партнера по транзиту и торговле, что не противоречит нормам ВТО, ЕС и общечеловеческой морали.
Цугцванг - положение в шахматной игре, при котором у одной из сторон нет полезных ходов, и любой ход игрока ведет к ухудшению его собственной позиции. Однако в шахматах состояние ничьей может быть зафиксированно чисто технически, а в практике экономической дипломатии можно продолжать "сражаться", несмотря на отсутствие перспективы победы, набирая голоса правоцентристского и национально ангажированного электората. Шахматисты, особенно эстонские (школа политических шахмат имени М. Лаара - А. Ансипа, но никак не П.Кереса) (4), укажут на существование т.н. "взаимного цугцванга". Действительно, в шахматах такая ситуация возможна. Во внешнеэкономической политике современных государств "техническая ничья" невозможна, именно поэтому России следует продолжать курс на закрепление независимости от иностранной транзитно-транспортной инфраструктуры.
*****
(1) По данным журнала "Балтийский Курс".
(2) Дунда А. Иванов испугал Латвию // Бизнес & Балтия Nr. 127 (3498) от 8 июля 2008 года.
(3) Там же.
(4) Март Лаар - эстонский политик, государственный деятель, премьер-министр Эстонии с 1992 по 1994 и с 1999 по 2002 годы. Лаар является членом националистической партии "Союз Отечества"; Андрус Ансип - премьер-министр Эстонии и председатель эстонской "Партии Реформ" - последовательные сторонники максимально жесткой политической линии в отношении России. Па́уль Ке́рес - выдающийся эстонский, советский шахматист.
Николай Межевич. Директор Центра трансграничных исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного университета, доктор экономических наук. Профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского Государственного университета. В 1991-1997 гг. эксперт советской, затем российских государственных делегаций на переговорах с Эстонией.
- Ругавший День Победы актер Майков пообещал россиянам свет в конце тоннеля
- В Москве повар готовился к участию в террористической организации
- В США рассказали о страхе Зеленского из-за нападения на Курскую область
- Зеленский выдал военного из Тувы за пленного из КНДР — 1053-й день СВО
- В Британии задержан по подозрению в педофилии экс-парламентарий Кэплин