Проблема с обеспечением жильем вынужденных мигрантов негативно сказывается на программе по добровольному переселению соотечественников, отмечают в Государственной думе РФ. Обещанного жилья по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ожидают 28600 семей вынужденных переселенцев, привел данные председатель комитета Государственной думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский. Как передает корреспондент ИА REGNUM, в ходе прошедшего 24 апреля заседания комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Островский отметил, что сложная ситуация с обеспечением жильем вынужденных переселенцев сложилась в Брянской, Калужской, Рязанской, Ярославской областях, республике северная Осетия - Алания. "Калининградская область бьет тревогу", - заявил Островский.

В свою очередь глава подкомитета по миграционной политике комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Владимир Никитин (КПРФ) отметил, что 90 тысяч вынужденных переселенцев не имеют на территории России постоянного жилья и проживают в центрах временного размещения, общежитиях, а также в условиях поднайма или найма жилья у физических лиц, нанимателей или собственников жилья.

"Тот факт, что 90 тыс человек-вынужденных переселенцев не имеют постоянного жилья, отрицательным образом сказывается на реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", - подчеркнул депутат. По его словам, из-за проблем с обеспечением жильем в 2007 году приехали лишь "несколько сотен" соотечественников, хотя по плану предполагалось, что желающих вернуться на родину будет около 50 000 тысяч.

Никитин также привел данные, в соответствии с которыми из 28600 семей вынужденных переселенцев больше всего проживают в Южном федеральном округе - 9,4 тысячи семей, в Центральном, а также Приволжском федеральных округах - 5,7 тысяч, в Сибирском федеральном округе - 3,9 тысяч, Северо-Западном федеральном округе - 2,1, Уральском федеральном округе - 1,6 тысяч, Дальневосточном федеральном округе - 0,2 тысячи семей.

В соответствии с частью четвертой статьи 5 федерального закона "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется сроком на пять лет, сказал Никитин. За этот срок федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны принять меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации. При наличии обстоятельств, препятствующих в обустройстве срок действия этого статуса продлевается ежегодно. Для многих он растянут на три пятилетки. Сейчас получают жилищные сертификаты те, кто встал на очередь в 1997 году, привел данные Никитин.

Глава подкомитета по миграционной политике отметил, что при таком финансировании и механизме решения проблемы во многих регионах, как например, в Брянской области, все вынужденные переселенцы будут обеспечены постоянным жильем лишь через 14 лет, то есть к 2022 году. А если учесть, что в числе нуждающихся более 20% - это пенсионеры по возрасту, то они до этого счастливого дня могут не дожить. "Это антигуманная политика", - заявил Никитин.

Никитин напомнил, что Россия трижды меняла механизм решения проблемы "по принципу от плохого к худшему". В частности, в Рязанской области с 1993 по 2001 год семьям вынужденных переселенцев предоставлялись беспроцентные возвратные ссуды на строительство или приобретение жилья. В результате за 9 лет их смогли получить 1419 семей вынужденных переселенцев, то есть по 158 семей в год, сказал депутат. С 2002 по 2006 год был изменен механизм финансирования, возвратные ссуды были заменены субсидиями из федерального бюджета. За 5 лет их смогли получить всего 35 семей, то есть по 7 семей в год, отметил Никитин. А с 2006 года по настоящее время действует третий механизм решения проблемы. Субсидии заменили государственными жилищными сертификатами. За 3 года их смогли получить всего 19 семей, то есть по 6 семей в год. А в очереди в Рязанской области стоит 120 семей вынужденных переселенцев. "При таких темпах данная очередь будет ликвидирована через 20 лет", - сказал Никитин.

С 2006 года ФМС России и ее территориальные органы лишены полномочий по выдаче и реализации государственных сертификатов для вынужденных переселенцев. Государственным заказчиком подпрограммы в программе "Жилище" определено Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Рострой). Но, сказал Никитин, установленный Росстроем порядок распределения сертификатов между регионами не учитывает их особенности с точки зрения социальной напряженности в среде вынужденных переселенцев. Например, самое большое в России количество вынужденных переселенцев сконцентрировано в республике Северная Осетия - Алания - 4,3 тысячи семей из 28600. "Это почти 15% от числа всех семей, перед которыми не выполнила государственные обязательства Российская Федерация", - сказал Никитин. "Казалось бы, именно сюда должны быть направлены наибольшие финансовые ресурсы. Но в соответствии с порядком Росстроя этой республике выделены для решения проблемы в 2006 году один государственный жилищный сертификат, в 2007 году тоже один сертификат. Таким образом, обустроены две семьи. Это издевательство над здравым смыслом", - заявил Никитин.

В тоже время, сказал Никитин, Росстрой справедливо отмечает, что эффективность реализации жилищных сертификатов сдерживается из-за отсутствия утвержденных региональных программ строительства жилья социальной направленности, которое могло бы приобретаться соотечественниками, получающими государственную поддержку в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы по ценам соответствующим размерам предоставления социальных выплат.

По словам Никитина на обеспечение жильем вынужденных переселенцев в 2008-2010 годах предполагается потратить около 4 млрд. рублей, что "позволит решить проблему обеспечения жильем 13% семей". "А может быть и меньше, с учетом инфляции и роста цен", - добавил депутат.

Комитет Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками предлагает правительству РФ увеличить ассигнование на реализацию подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы" с учетом инфляции, удорожания стоимости жилья на рынке недвижимости.

Комитет также рекомендует ускорить выполнение поручения президента РФ о подготовке предложений о едином порядке оказания господдержки в жилищном обустройстве граждан, утративших жилье в результате разрешения кризисов в Чеченской Республике, осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года, а также граждан-вынужденных переселенцев из республик бывшего советского Союза.

Комитет поддерживает предложение Федеральной миграционной службы (ФМС) о дополнительном выделении средств бюджета на жилищное обустройство вынужденных переселенцев, лишившихся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года. "В целях окончательного завершения в 2008 году обеспечения постоянным жильем вынужденных переселенцев, лишившихся жилья в результате осетино-ингушского конфликта, необходимо дополнительно выделить из федерального бюджета 909,2 млн. рублей. Тогда 2000 семей, а это почти 7,5 тысяч человек, будут обеспечены постоянным жильём уже в этом году", - сказал Никитин.

Подкомитет также обратил внимание на то, что при ограниченном финансировании подпрограммы "удивительно резко сократилось число вынужденных переселенцев, имеющих право на получение государственной поддержки в обеспечении постоянным жильем", сказал Никитин. Если по состоянию на 1 января 2007 года в территориальных органах ФМС России в сводных списках вынужденных переселенцев состояло 34200 семей, или 89400 человек, то по состоянию на 1 января 2008 года их осталось 28600 тысячи семей, или 72800 тысячи человек, привел данные депутат.

Никитин обратил внимание на то, как могли почти 17 тысяч человек потерять право на государственную поддержку, если в 2007 году для получения ими постоянного жилья было выделено менее одной тысячи государственных сертификатов. "Как выяснилось, одной из причин такого сокращения очереди явилось проводимое в России изменение статуса общежитий", - заявил Никитин, отметив, что многие вынужденные переселенцы, проживавшие ранее в общежитиях, потеряли право на получение господдержки для обеспечения постоянным жильем в связи с передачей общежитий на баланс органов местного самоуправления, которые заключили с ними договора социального найма жилья. "А наличие такого договора по жилищному законодательству определяет, что данный человек жильем обеспечен. И поэтому он лишается права получить господдержку из федерального бюджета, как вынужденный переселенец", - сказал Никитин. Он заявил о необходимости внести изменения, убирающие нестыковку жилищного и миграционного законодательства. В частности, одним из путей может быть включение в региональные законодательства нормы, предусматривающей заключение с вынужденным переселенцем, проживающим в общежитии краткосрочного договора социального найма.