"Мы имеем дело с другим Азербайджаном": статья уволенного спикера МИД Армении
Бывший пресс-секретарь министерства иностранных дел Армении Владимир Карапетян опубликовал статью, в которой выражается серьезная озабоченность тенденциями вокруг переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. По мнению Карапетяна, новые тенденции более чем озадачивают, они перестают быть просто вызовами, и становятся поистине серьезной проблемой, вставшей перед властями Армении. В статье Карапетяна отмечается, что Армения никогда ранее не пребывала в столь тяжелой ситуации в переговорном процессе.
"Последние несколько лет отмечены прогрессирующим процессом - две страны Южного Кавказа (Армения и Азербайджан - ред.) были вовлечены в переговоры вокруг Пражских договоренностей, отражающих перспективу самоопределения Нагорного Карабаха, что исходило из интересов Армении. Ереван, будучи уверенным, что переговоры проходят при посредничестве стран - сопредседателей МГ ОБСЕ, которые являются значимыми фигурантами международной политики, сосредоточились на этом формате, а параллельно предпринимали шаги по упрочению международного имиджа Армении, углублению демократизации, партнерства и институционального сотрудничества. Приобретенное Арменией международное реноме, как и продуктивное сотрудничество с Российской Федерацией в военно-технической сфере, были призваны поддержать путь на дипломатическое разрешение карабахского конфликта на основе взаимных уступок, что жизненно необходимо для Армении. То, что мы имели в середине 2006 года, выглядело достаточно многообещающим, если учесть наше сравнительно устойчивое положение в переговорном процессе, а также осмотрительные подходы противоположной стороны по беспокоящим нас вопросам", - пишет Карапетян. Он напоминает, что еще в июне 2006 года министр иностранных дел Армении Вардан Осканян в интервью агентству "Арменпресс" заявил о строгой формулировке будущего статуса Лачина - "коридор, связывающий Нагорный Карабах с Арменией". Министр тогда отметил, что статус Лачинского коридора должен быть аналогичен статусу самого Нагорного Карабаха, а Кельбаджар будет возвращен только после референдума и определения статуса Нагорного Карабаха.
Ситуация, по мнению Карапетяна, изменилась после того, как 14 марта 2008 года на сессии Генеральной ассамблеи ООН прошла резолюция, что стало возможным вследствие падения международного имиджа Армении после событий 1 марта и реакции Армении на заявления международных структур. Карапетян отмечает, что за все последние 16 лет Армения удачно выдерживала турецко-азербайджанское давление на международной арене, не допуская в каких - либо международных документах односторонних и несправедливых для нее формулировок. В связи с этим Карапетян считает неуместным заявления о том, что решение Генассамблеи ООН является обычным событием, которое не имеет никакого политического или юридического последствия, так как азербайджанская сторона, пользуясь резолюцией ООН, пробует повлиять на основные положения лежащего на переговорном столе документа. И сегодня они уже без колебания предлагают "совместное использование Лачина с условием, что он будет неотделимой частью Азербайджана", что было бы недопустимо ранее, а по Кельбаджару ответ был дан уже на мадридской встрече министров иностранных дел двух стран, - отмечает бывший споуксмен МИД Армении.
Слова осуждения, озвученные заместителем министра иностранных дел Азербайджана Аразом Азимовым относительно заявления сопредседателей МГ ОБСЕ о том, что статус Нагорного Карабаха должен быть утвержден в результате переговоров, также вызывают озабоченность. Они свидетельствует о том, что Азербайджан намерен решить вопрос статуса, опираясь только на свое внутреннее законодательство и на " согласие между общинами Карабаха", а не в результате согласования позиций с Арменией", - пишет Карапетян.
Заявление МИД Армении от 14 марта о том, что сопредседатели Минской группы инициировали встречу президентов Армении и Азербайджана в Бухаресте Карапетян расценивает как попытку продемонстрировать желание продолжения переговорного процесса на базе Пражских договоренностей. Но отказ Азербайджана дает повод предположить, что Баку не желает возвращаться к этому формату, о чем свидетельствуют попытки Азербайджана изменить или распустить Минскую группу. Из всего этого Карапетян заключает, что процесс мирных переговоров дошел до опасной грани, что может привести к непредсказуемым последствиям. Он при этом ожидает замораживания переговорного процесса или его вынужденное затягивание со стороны Армении на фоне понижения международного имиджа страны, поскольку все последующие действия республики будут направлены на укрепление утерянных позиций на международной арене и предотвращение возможной дипломатической блокады. Но переговорный процесс будет затягиваться также и со стороны Азербайджана, уверен Карапетян, по причине предстоящих осенью президентских выборов.
Автор добавляет, что армянская сторона будет придерживаться своих принципов, тем более, что они ясно определены в предвыборной программе новоизбранного президента Армении - это самоопределение Нагорного Карабаха и сохранение его общей границы с Арменией. Но после провокационных действий Азербайджана трудно будет сесть за стол переговоров, тем более, если учитывать общественное мнение населения Армении, которое требует выработать четкую доктрину властей в ответ на эти действия. "По моему глубокому убеждению, признание Нагорного Карабаха имеет смысл лишь тогда, когда будут получены гарантии хотя бы нескольких союзников относительно подобного шага", - отмечает Карапетян. Признание независимости Нагорного Карабаха стратегически является шагом, который Азербайджан сможет использовать для создания антиармянской "коалиции" и поочередно проталкивать с ее помощью резолюции против ослабевшей Армении.
Бывший споуксмен внешнеполитического ведомства отмечает, что Армения сегодня имеет дело с совершенно другим Азербайджаном, который за последние 2 года может оказывать сопротивление сверхдержавам, как, в частности, России в газовом вопросе и США в вопросе отношений с Ираном. Азербайджан осознает свое значимое место в сфере энергетической безопасности ЕС, и пользуется этим, что не исключает, что Баку пойдет на шантаж. Будут сделаны заявления, подобные заявлениям Азимова о статусе Лачина, и после получения отказа с армянской стороны перед мировой общественностью будет заявлено о том, что Армения не идет к конструктивному диалогу, что станет причиной для остановки переговоров.
В данной ситуации, при крайнем отдалении позиций Армении и Азербайджана становится маловероятным действенное участие властей Нагорного Карабаха в переговорном процессе, что уменьшает возможности выражения армянской позиции. Но так как в ближайшие 2-3 года Азербайджан будет занят завершением строительства железнодорожной магистрали Баку - Тбилиси - Карс, Армении необходимо будет использовать полученную возможность для дипломатического прорыва. В обратном случае, после завершения проекта угроза применения силы станет не возможностью, а реальностью, тем более, что Азербайджан будет искать причины для начала военных действий под предлогом стремления восстановить территориальную целостность. Баку будет продолжать добиваться внесения резолюций в различные международные инстанции, в которых основополагающим будет принцип сохранения Нагорного Карабаха в составе страны и признание территориальной целостности Азербайджана. Во избежание этого, по мнению Карапетяна, потребуются не только усилия армянской дипломатии, но и парламента Армении, и, что самое главное, для этого необходима стабильность в Армении.
Бывший пресс-секретарь МИД Армении замечает, что Баку смог найти выгоду даже в международной обстановке вокруг признания независимости Косово, о чем свидетельствуют заявления сопредседателей Минской группы о том, что Азербайджану удалось провести резолюцию Генассамблеей ООН, благодаря международной обстановке вокруг Косово. "Для армян ясно одно - без разрешения карабахского вопроса на выгодных нам позициях или взаимных уступок, под вопросом оказывается становление государственности Армении", - отмечает Карапетян, указывая на провал переговорного процесса. "Мы стоим перед новыми задачами, в основе которых лежат наши упущения и сегодняшняя слабость, новый региональный статус Азербайджана и общая неблагоприятная международная обстановка", - резюмирует он, добавляя, что "сегодняшний Азербайджан отличается от того, с которым мы имели дело в переговорном процессе в конце прошлого века". Выход из подобного состояния Карапетян видит в демократических преобразованиях общества, во внутренней солидарности и консолидации, вместе с которыми призывает активировать дипломатию и делать все, чтобы ознакомить мировое сообщество с принципами, подходами и позициями армянской стороны в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. "Необходима активная позиция МИД Армении и частые визиты главы государства и договоренности. В противном случае повторится ситуация 1996 года, когда за один день провалились все достигнутые за год договоренности между министрами иностранных дел Липаритяном и Гулузаде, что привело к известному заявлению сопредседателей. Сейчас Азербайджан повторил тот же шаг, что и в 1996 году", - пишет Карапетян и советует "не ошибиться в третий раз".
Отметим, что Владимир Карапетям был уволен из МИД Армении вместе с рядом других дипломатов после того, как все они выразили обеспокоенность внутриполитической ситуацией в стране в поствыборный период.
- Кому война, а кому... Верховный суд одобрил сверхдоходы AstraZeneca из российского бюджета
- Пленный боец заявил о ротах ВСУ с «мёртвыми душами» — 980-й день СВО
- В России стартовал новый сезон конкурса «Наука. Территория героев»
- ВВС Украины заявили о массированном ударе ВС РФ по мосту в Одесской области
- В Госдуме перечислили новые законы, вступающие в силу в ноябре