21 января вступило в силу постановление правительства Российской Федерации №964 от 29 декабря 2007 года, утвердившее список сильнодействующих и ядовитых веществ. Постановление вызвало ажиотажный спрос на ряд лекарств в некоторых крупных городах России. Что это - неадекватная инициатива местных властей или очередной законодательный "ляп"? Отдельные моменты постановления разъясняет заместитель начальника Управления ФСКН России по Кабардино-Балкарской Республике полковник полиции Виктор Черкесов.

ИА REGNUM: Откуда этот шум по поводу лекарств?

Честно говоря, я даже удивился, как в очередной раз ажиотаж получился из ничего. В этом постановлении нигде нет ни слова о том, что эти препараты должны отпускаться по рецепту. Да, в них содержится вещество, продажа которого без рецепта теперь подпадает под статью 234 Уголовного кодекса РФ - незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ. Но на розничные продажи это никак не повлияет: содержание фенобарбитала, входящего в список сильнодействующих и ядовитых веществ, в этих лекарствах настолько мало, что запрет на них никак не распространится. Судите сами: чтобы нанести вред здоровью, нужно выпить около 70 флаконов корвалола и 300 - валокордина! В наших аптеках я пока такого ажиотажа не заметил, но заранее хочу успокоить всех: корвалол, валокордин, пенталгин и другие лекарства, которые в настоящее время продаются без рецепта и содержат в своем составе незначительное количество сильнодействующих и ядовитых веществ, будут по-прежнему продаваться без рецепта.

ИА REGNUM: Вы сказали о незначительном количестве. Значит, есть лекарства и со значительным содержанием сильнодействующих и ядовитых веществ? Как это количество будет определяться?

Очень просто будет определяться, и в этом - одно из новшеств данного постановления. Теперь оно само определяет крупный размер сильнодействующих веществ. Раньше в Уголовном кодексе описывался крупный размер того или иного вещества, и ссылки при этом делались на данные постоянного комитета по контролю за наркотиками Минздравсоцразвития России (ПККН) - экспертную организацию. Теперь правительство России само определяет, что считать сильнодействующими и ядовитыми веществами, и что считать их крупным размером. Это вполне логичный шаг в совершенствовании правоприменительной практики. И, кстати, хотел бы обратить внимание аптек - непосредственных реализаторов лекарственных средств: продажа лекарственных средств в любой форме, в состав которых в определенном количестве входит хотя бы одно из веществ, перечисленных в списке сильнодействующих веществ, или соли этого вещества, будет считаться сбытом сильнодействующих веществ. И проверять это мы будем очень строго. Говорю об этом потому, что уже есть факты массовой безрецептурной реализации через аптечные сети сильнодействующих препаратов. Если сказать грубо, то трамал - это уже "немодно", вместо него появляются препараты со схожим содержанием, которыми и травится молодежь. Кроме того, ряд сильнодействующих веществ используется наркозависимыми для кустарного изготовления наркотиков.

ИА REGNUM: Раз уж вы заговорили о новшествах данного постановления, о каких еще следовало бы знать?

Новшеств не так много. В старый список сильнодействующих веществ пару лет назад благодаря многочисленным обращениям Федеральной службы наркоконтроля России был включен препарат сибутрамин. Напомню о нашумевшей истории с биологически активными добавками, содержащими сибутрамин, типа различных БАДов для похудения, в основном, китайского происхождения. Желание сбросить килограммы обернулось для многих людей бессонницей, головными болями, нарушением работы почек и печени, а также самой настоящей зависимостью от этого препарата. В новом списке сильнодействующих веществ сибутрамин остался, сюда же законодателем добавлены другие "структурные аналоги, обладающие схожим психоактивным действием". То есть, для оборота препаратов, содержащих сибутрамин, равно как и для прочих сильнодействующих веществ, законодательством предусмотрен специальный порядок: они должны отпускаться в аптеках строго по рецептам врача при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность с правом оборота сильнодействующих веществ. Незаконный сбыт таких веществ, а также содержащих их биодобавок, повлечет уголовную ответственность. Но аптеки - не единственные участники торгового рынка, которым адресованы разъяснения и предупреждения относительно сильнодействующих веществ.

ИА REGNUM:Кто же еще?

В новый список ядовитых веществ законодатель официально включил этиловый спирт со следующей формулировкой: "спирт этиловый синтетический технический и пищевой, непригодный для производства алкогольной продукции". То есть, если всем понятно, что технический и синтетический этиловый спирт являются ядовитыми веществами, впервые к этой категории отнесен и пищевой. Производители алкогольной продукции меня поймут сразу, для остальных объясню, что реализация алкогольной продукции с содержанием ядовитых веществ теперь является сбытом сильнодействующих и ядовитых веществ и влечет ответственность вплоть до уголовной.

ИА RENUM: Для людей, не раз отравившихся так называемой "паленой" водкой, это должно быть хорошей новостью.

Да, бесспорно. Есть еще одна хорошая новость для автомобилистов. Я сам езжу на автомобиле, поэтому проблема качества автомобильного топлива мне знакома не понаслышке. Эта проблема сегодня особенно значима, даже не столько потому, что из-за некачественного бензина сокращается срок жизни ходовых деталей в машинах, а скорее потому, что применение нефтепродуктов низкого качества становится решающим фактором загрязнения окружающей среды, провоцирующим катастрофический рост опасных заболеваний, в том числе онкологических, сокращает срок жизни людей, подрывает здоровье детей. Речь идет о тетраэтилсвинце и его смесях - антидетонирующей присадке к топливу, повышающей его октановое число. Предназначение у тетраэтилсвинца только одно, подчеркиваю, единственное: он используется как добавка к топливу, причем добавка со страшным экологическим и онкологическим эффектом. Он запрещен к использованию как ядовитое вещество. И, обращаясь на этот раз к владельцам автомобильных заправок, хотел бы предупредить, что в этом направлении мы начнем в ближайшее время серьезную работу.