Президент России Владимир Путин подписал 14 июля 2007 года указ, который ввел мораторий на участие России в "Договоре об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров" (ДОВСЕ). Ситуацию прокомментировал 16 июля 2007 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM директор российского представительства Центра оборонной информации Иван Сафранчук.

ИА REGNUM: Каковы, на ваш взгляд, причины подписания президентом этого указа?

Основная причина состоит в том, что в какой-то момент у России просто кончилось терпение, потому что ситуация, когда страны НАТО не ратифицировали и не собирались ратифицировать этот договор, тянулась уже 8 лет, а Россия сделала это в одностороннем порядке. Восемь лет тянулись дипломатические дебаты о том, связано ли это или не связано со Стамбульским соглашением о выводе военных баз, и в конце концов терпение у России лопнуло. Ситуация с планами США по размещению элементов своей ПРО в Европе в значительной степени этому способствовала. Получалось, что в Европе могут быть размещены дополнительные войска и новые вооружения, и это никак не ограничивается ДОВСЕ. В ответ на это Россия предложила внести некоторые изменения в этот договор, а также ратифицировать его и созвала чрезвычайную конференцию по ДОВСЕ, которая прошла в середине июня. Конференция прошла для России неудачно: страны НАТО выступили консолидированной позицией. После этого России ничего не оставалось, кроме как выполнить ранее заявленную угрозу, а именно - наложить мораторий на исполнение ДОВСЕ. Насколько я понимаю ситуацию, с выполнением этой угрозы тянули - не хотели осуществлять ее накануне встречи с Джорджем Бушем, надеясь, что она принесет какие-то положительные результаты, но поскольку ничего положительного не произошло, то тянуть дальше с выполнением своего обещания не имело смысла.

ИА REGNUM: Какими могут быть последствия этого моратория?

Россию, скорее всего, теперь будут обвинять в нарушении международного права, потому что действительно, с точки зрения международных правовых норм, ситуация с этим мораторием неоднозначна. В практическом же плане, я думаю, что никаких реальных шагов в отношении России со стороны стран-членов НАТО предпринято не будет: вероятнее всего, они и не ратифицируют ДОВСЕ, и не разместят какие-то дополнительные войска в Европе. Иными словами, военно-технических последствий этот мораторий за собой не повлечет, политические же последствия, конечно, будут негативными. США теперь будут говорить Европе, что вот, мол, видите, какая Россия безответственная, краеугольный камень безопасности и стабильности в Европе для России ничего не значит, раз она поступает с ДОВСЕ так, как ей вздумается. С другой стороны, я полагаю, что европейцы постепенно осознают и усвоят урок о том, что это первый случай, когда США провалили крайне важный для Европы вопрос. Европа держалась в стороне от российско-американских дискуссий и по ДОВСЕ, и по ПРО, ожидая, что США и Россия договорятся сами, рассчитывая при этом, что Америка договорится с учетом также и интересов Европы.

ИА REGNUM: То есть эта ситуация бьет также и по имиджу США?

Да, и если Европа усвоит урок того, как американцы провалили важный для нее вопрос, то есть надежда, что она начнет более активно участвовать в решении важных для нее вопросов, например, в вопросе по размещению ПРО, если, конечно, европейцы не хотят, чтобы США провалили и другие важные для них вопросы.