НАТО психологически не готово к сотрудничеству с нами: интервью Генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи
Об основных этапах становления Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Россия и Узбекистан, а также о проблемах и вызовах, стоящих сегодня перед организацией, корреспондент ИА REGNUM беседует с Генеральным секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей.
ИА REGNUM: Николай Николаевич, в 2007 году отмечается 15-летний юбилей Договора о коллективной безопасности. Обрисуйте, пожалуйста, основные вехи становления и нынешние приоритеты сотрудничества в рамках уже реформированного оборонного союза. Каковы главные достижения и текущие задачи организации?
Во всей 15-летней истории ОДКБ я бы выделил два события - само подписание в 1992 году Договора о коллективной безопасности и принятие в 2002 году решения о создании на базе этого договора международной организации.
Вспомним условия, в которых Договор о коллективной безопасности действовал в первом периоде своего существования. На пространстве бывшего Советского Союза сформировались новые государства; они строили свою государственность, создавали свои правоохранительные органы и Вооруженные Силы. Эти страны фактически не имели элементов защиты от возможных посягательств на их суверенитет, и не раз возникали ситуации, когда частичная утрата суверенитета реально угрожала тому или иному государству. При этом все государства находились в состоянии дележа. Делили всё - территории, предприятия, воинские части, недвижимость за рубежом и т.п. В такой ситуации и возник Договор о коллективной безопасности. В нем есть несколько принципиальных положений. Первое - стороны не применяют в отношении друг друга военную силу, второе - в случае обострения отношений стороны включают механизм консультаций, третье - в случае угрозы суверенитету одного из государств или агрессии в отношении него, другие государства рассматривают это как агрессию против себя со всеми вытекающими последствиями. На мой взгляд, именно эти меры помогли более или менее обеспечить стабильность на пространстве бывшего Советского Союза.
Один из конкретных результатов действия Договора - охрана государственной границы Таджикистана и фактическое пресечение гражданской войны в этой стране, недопущение переброски крупных бандформирований из Афганистана. В этих событиях принимали участие помимо собственно таджикских Вооруженных Сил и правоохранительных органов, также российские, казахстанские и кыргызстанские воинские контингенты. Так ярко проявилось действие системы коллективной безопасности.
Второй пример - оказание помощи Кыргызстану, когда в 1999 году бандформирования Исламского движения Узбекистана вторглись на территорию этой страны; там шли настоящие бои, и только помощь - как политическая, так и военная, - со стороны государств-участников Договора о коллективной безопасности позволила восстановить стабильность.
К первому этапу истории Договора можно отнести и оказание помощи государствам, вновь образовавшимся на постсоветском пространстве, по формированию национальных систем безопасности. Именно участники Договора о коллективной безопасности оказывали содействие, например, Таджикистану и Кыргызстану в становлении и оснащении пограничных войск и Вооруженных Сил, в формировании правоохранительных органов и органов безопасности. Это касалось также и Белоруссии, и Армении и других государств. Россия, Казахстан и другие страны оказывали такую помощь, исходя из тех договоренностей, которые были подписаны в Ташкенте в 1992 году.
На нынешнем этапе, спустя почти пять лет после создания Организации Договора о коллективной безопасности мы постепенно отходим от модели чисто военно-политического блока в направлении создания многофункциональной универсальной международной организации, которая направлена на противодействие всем существующим коллективным вызовам и угрозам - терроризму, незаконному обороту наркотиков, незаконной миграции и многим другим, не связанным с чисто военными вопросами.
Сегодня наши усилия направлены на создание соответствующего потенциала, который позволил бы организации противодействовать не только военной, но и другим видам угроз. Исходя из этого, ОДКБ ведет работу в трех направлениях. Это, во-первых, координация внешнеполитической деятельности в интересах обеспечения безопасности государств-членов; во-вторых, формирование военной составляющей (Вооруженные Силы, военные группировки, соответствующие коллективные Силы быстрого развертывания); в-третьих, практическая работа по противодействию новым коллективным вызовам. Сейчас формируется еще одно интересное направление - парламентское. Через Парламентскую ассамблею ОДКБ, созданную полгода назад, мы ведем работу по гармонизации законодательства стран-членов, осуществляем информационный обмен и т.д. Вот, вкратце те результаты, которых нам удалось достичь за 15 лет, и то, что мы делаем сегодня.
ИА REGNUM: Наиболее остро вопросы безопасности стоят, пожалуй, в Закавказье. В этом регионе остаются неурегулированными конфликты, явственно ощущается угроза возникновения разделительных линий, что связано с намерением Грузии стать членом НАТО. На ваш взгляд, достаточно ли ресурсов у ОДКБ, чтобы обеспечить безопасность в Черноморско-Каспийском регионе?
Нас действительно беспокоит потенциальная возможность возникновения разделительных линий и в целом то, что происходит на Кавказе с учетом действия там представителей так называемых "внерегиональных сил". Но ресурс ОДКБ - это ресурс тех государств, которые входят в эту организацию, и я думаю, что ресурс Армении и России достаточен для того, чтобы обеспечить стабильность в Закавказье.
ИА REGNUM: Спецпредставитель НАТО на Южном Кавказе Роберт Симмонс в одном из своих интервью заявил, что Альянс не намерен сотрудничать с ОДКБ, поскольку предпочитает двустороннее сотрудничество с государствами-членами оборонного союза. Чем, по-вашему, мотивирована данная позиция функционера НАТО, и есть ли вообще необходимость в подобном сотрудничестве?
НАТО действительно не заинтересовано в сотрудничестве с нами - для нас это очевидно. Однако, по нашей оценке, на самом деле точек соприкосновения для совместной деятельности очень много. Сегодня НАТО реально присутствует на Кавказе и в Центральной Азии, а ОДКБ работает по проблематике Афганистана, где НАТО имеет свой военный контингент. Если бы мы объединили свои усилия, хотя бы по проблеме наркотиков, я думаю, это принесло бы только пользу, как государствам НАТО, так и государствам, входящим в ОДКБ.
Но сегодня НАТО при всей очевидности пользы сотрудничества с нами, к такому сотрудничеству не готово. Во-первых, Альянсу по многим причинам выгоднее работать с отдельными государствами, нежели с ОДКБ в целом. Во-вторых, на мой взгляд, они не готовы к сотрудничеству чисто психологически. В-третьих, насколько я знаю, межу старыми и новыми членами НАТО нет консенсуса по вопросу о взаимодействии с ОДКБ. На мой взгляд, НАТО из-за своей неготовности к сотрудничеству с ОДКБ во многих случаях просто теряет те возможности, которые в таком случае могло бы приобрести.
ИА REGNUM: Рассматривается ли возможность более тесной интеграции ОДКБ с Шанхайской организацией сотрудничества для более эффективного противостояния угрозам в Средней Азии? Какие механизмы сотрудничества могут быть применены в рамках сотрудничества ОДКБ - ШОС?
Мы взаимодействием с ШОС пока не так интенсивно, как хотелось бы. Хотя уже сегодня есть примеры, когда мы осуществляли практическое сотрудничество. Несколько месяцев назад я встречался с генеральным секретарем ШОС, и мы обговаривали наши совместные шаги. В частности, мы сотрудничаем по линии Регионального антитеррористического центра ШОС, находящегося в Ташкенте. Мы также предложили ШОС план совместных действий по активизации противодействию афганскому наркотрафику. В настоящее время уже в высокой степени готовности находится проект протокола о нашем сотрудничестве, и когда мы юридически закрепим наши отношения, взаимодействие будет вестись более активно. Учитывая, что набор государств, входящих в ШОС и ОДКБ, очень близок, я думаю, что такое сотрудничество будет и интересным, и полезным для обеих сторон.
Конечно, в рамах ОДКБ межгосударственное сотрудничество более интегрировано. У нас достаточно высока степень согласованности политики в сфере безопасности, которую проводят государства - члены организации; нам легче удается находить общий язык, согласовывать общие документы, выходить на практически решения, чем это происходит в ШОС, но, тем не менее, я считаю, что взаимодействие ОДКБ и ШОС - очень интересное и перспективное направление.
ИА REGNUM: В мире развивается полемика вокруг планов США развернуть свою систему ПРО в странах Восточной Европы и в Закавказье. Какова позиция ОДКБ по этой проблеме? Насколько состоятельна идея развертывания единой системы ПРО ОДКБ?
Сейчас и на Кавказе, и в Восточной Европе, и в Центральной Азии восстанавливается военная инфраструктура, которая действовала против Советского Союза или создается новая, причем действия эти абсолютно скоординированы. Мы считаем, что действия по размещению системы ПРО в Чехии и в Польше - это только один элемент из очень серьезной, плановой системной работы США и государств НАТО по созданию элементов военной инфраструктуры вокруг государств - членов ОДКБ. Нас это, естественно, беспокоит. Но, на мой взгляд, тот потенциал, который сейчас есть у России и других государств-членов ОДКБ, позволит обеспечить стабильность на всем пространстве этих регионов.
Говорить о противоракетной обороне всех государств, входящих в систему ОДКБ, пока преждевременно. Но сегодня уже функционирует объединенная система ПВО СНГ. Должен отметить, что активность деятельности разных государств в рамках этой системы неодинакова; если Россия, Казахстан и другие государства - члены ОДКБ, благодаря высокой согласованности их военной политики, активно участвуют в мероприятиях по линии объединенной системы ПВО, то такие государства как Грузия и Украина достаточно пассивны. Поэтому на базе этой системы мы выделили сегмент государств, входящих в ОДКБ, и в его рамках выходим на качественно новый уровень согласованных действий. Уже сейчас мы реализуем систему, при которой все воздушное пространство стран ОДКБ рассматривается как единое. Мы говорим о создании единых наднациональных центров управления силами и средствами ПВО в регионах и о возможности несения боевого дежурства средствами ПВО по одним и тем же правилам. Если мы реализуем задуманное, можно будет говорить о создании единой системы ПВО всех государств ОДКБ.
- Госдума предложила правительству 10 «незамедлительных» мер по миграции
- Подростка, ударившего ногой в грудь девочку, так и не отчислили из школы
- ВСУ через левый берег Днепра хотели пробиться к Крыму, сообщило СМИ
- Мадуро назвал безумием разрешение на удары вглубь России — 998-й день СВО
- В США рассказали о конфликте Маска и Эпштейна