"Спасет ли нас миграция?": Средняя Азия за неделю глазами российских СМИ
Заголовки недели: "Узбекские автомобили испортили премьеру праздник". "Узбекам в Приморье неуютно". "Москва трещит, Нижний пустеет". "Бросок на Ашхабад". "Британцы отступают из Киргизии". "Политики позаботились о трубе".
На минувшей неделе (12.03 - 18.03.2007) российские СМИ продолжали обсуждать на своих страницах вопросы миграции и реализации госпрограммы по переселению соотечественников. В частности, из администрации Калининградской области пришла информация о подписании Тройственного Соглашения, "не имеющего аналогов в других 11 субъектах России". Соглашение, заключенное между областным министерством по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления, мэрией Калининграда и руководством предприятий-работодателей, предусматривает помощь переселенцам.
В СМИ Тамбовской области нашел отражение визит делегации региона в Казахстан. В ходе него выяснилось, что консульстве лежит почти 7 тысяч заявлений от тех, кто хочет уехать в Россию. "Казахские власти настороже и намерены бороться за каждого специалиста, в чем они дипломатично признались нашим послам доброй воли. Как бы то ни было, областная программа добровольного переселения соотечественников, живущих за рубежом, набирает здесь обороты. И если люди к нам потянутся, отказа не будет, главное - чтобы им у нас понравилось, а уж власти сделают все, чтобы обеспечить новоявленных земляков и жильем, и, конечно, приличной работой". Тамбовчане побывали в двух крупнейших городах страны - Астане и Алма-ате, устроили там презентацию Тамбовской области, своих районов и областной программы переселения соотечественников. "Толков и кривотолков областная программа переселения соотечественников из-за рубежа вызывает немало. Приходилось слышать даже самые нелепые, вплоть до того, что программа переселения - это законный способ переселить на Тамбовщину десять тысяч курдов...".
Обращает на себя внимание и тревожная статистика, опубликованная на страницах "Российской газеты - Неделя": "Росстат опубликовал результаты последних исследований, связанных с изменением численности городов России. Согласно этим данным, пять лет назад у нас было 13 мегаполисов с населением более миллиона человек. Сегодня - 11. Список миллионников покинули Волгоград и Пермь. Медленно, но сокращается также население Уфы, Ростова-на-Дону, Омска, Новосибирска. В Нижнем Новгороде - городе, который не выглядит в глазах населения ни бедным, ни неперспективным, с 1989 года население уменьшилось на 10 процентов...".
Узбекистан
"Независимая газета" (Москва, 12.03) пишет: "Узбекистан с помощью России пытается реанимировать самолетостроение. На фоне активных контактов с Узбекистаном в нефтегазовой сфере Россия, похоже, дает Ташкенту шанс развить и собственное авиапроизводство. В условиях экономической блокады со стороны некоторых стран Запада и США Москва протянула руку помощи режиму Ислама Каримова. Как сообщила на днях пресс-служба главы российского государства, президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение, в котором поручил правительству принять решение о подготовке межправительственного соглашения с Узбекистаном о сотрудничестве в создании ООО "УзРосавиа". По словам главы Роспрома Бориса Алешина, сопровождавшего премьера Михаила Фрадкова 7 марта во время визита в Ташкент, данное совместное российско-узбекское предприятие уже в этом году должно начать ремонт в Чирчике (промышленный город в 20 км восточнее узбекской столицы) вертолетов Ми-8 и Ми-24. Кроме этого между Москвой и узбекским правительством продолжается диалог о возможном вхождении Ташкентского производственного авиационного объединения им. Чкалова (ТАПОиЧ) в создаваемую в России Объединенную авиастроительную корпорацию (OAK). Об этом сообщил сам глава российского правительства, подводя итоги своего визита в Узбекистан".
По мнению издания, на первый взгляд, данные шаги в вопросах российско-узбекского авиационного сотрудничества вселяют оптимизм. Однако вряд ли создаваемое в Чирчике СП по ремонту военно-транспортных вертолетов принесет Узбекистану большие экономические дивиденды. "По словам Алешина, данный проект будет поддерживаться финансово узбекским правительством, так как ремонт авиатехники является малодоходным видом деятельности. Почему Узбекистан пошел на создание такого предприятия - вполне понятно. Основу Вооруженных сил Узбекистана, на которые руководство страны тратит почти 5% от ВВП страны, составляют десантно-штурмовые бригады. У них на вооружении и состоят военно-транспортные вертолеты Ми-8 и ударные -Ми-24. В условиях горно-пустынной местности это оптимальный вариант. По словам Бориса Алешина, не исключено, что в Чирчике со временем будет развернуто и производство новых вертолетов".
Между тем, издание отмечает перспективы другого российско-узбекского авиационного проекта по использованию ТАПОиЧ. Они "менее оптимистичны", считает газета. "Находясь в Ташкенте, Фрадков никоим образом не гарантировал возможное вхождении ТАПОиЧ в OAK. По его словам, "это вопрос острый и непростой, потому что нужно загрузить тогда завод (ТАПОиЧ. - "НГ"), дать некие гарантии". "Завод пока загрузить есть чем. Узбекистан - единственная (кроме Украины) в СНГ республика, которая после распада СССР сохранила на своей территории авиапредприятия, производящие самолеты. Правда, пока на ТАПОиЧ собираются тяжелые военно-транспортные самолеты Ил-76, на 90% состоящие из российских комплектующих. В советский период в Чирчике было собрано не менее 1 000 самолетов этого типа. Хотя за последние 15 лет, по оценкам экспертов, в Ташкенте произведено не более двух десятков Ил-76. "Завод во многом утратил свою способность быстро и качественно производить самолеты, поэтому принято решение о переносе производства Ил-76 на территорию России", - рассказывает бывший сотрудник конструкторского бюро на ТАПОиЧ Роберт Тен. Это в Ташкенте подтвердил и сам Фрадков. "Мы этим тоже занимаемся - переносом и созданием производственной базы в Ульяновске, но несколько лет потребуется для того, чтобы выполнять существующие контракты", - отметил он. По его мнению, авиационное предприятие в Ташкенте "работающее, но его перспективы необходимо трезво оценить". При этом постановление правительства РФ о переносе производства Ил-76 в Россию подписано еще в декабре прошлого года. Предполагается, что для производства Ил-76 будут созданы стапеля на ульяновском "Авиастаре". На эти цели правительство РФ выделит до 2009 года 6,4 млрд. руб. Начало серийной сборки ульяновским ЗАО "Авиастар-СП" запланировано на 2010 год, с 2012 года ульяновский завод должен выпускать ежегодно по десять самолетов типа Ил-76МД и Ил-76МФ".
Как заявил "НГ" директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, вряд ли российское руководство пойдет на включение ТАПОиЧ в OAK. "На Ташкентском авиапредприятии почти не осталось квалифицированных специалистов. Завозить их туда из России никто не будет. Пока не построят стапеля на "Аваиастаре", ТАПОиЧ будет участвовать в производстве Ил-76. Когда же все сборочное производство будет создано в России, с точки зрения элементарной экономики нет никакого резона производить эти самолеты в Ташкенте", - считает эксперт.
"Известия" (Москва, 12.03) констатируют - "Узбекские автомобили испортили премьеру праздник". Касаясь визита премьера Фрадкова в республику, газета отмечает: "...Узбекистан является единственной страной на всем постсоветском пространстве, которая своих товаров в Россию поставляет в гораздо больших объемах, чем покупает у нас. И нам, естественно, такой расклад совсем не нравится. Как пояснил "Известиям" замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов уже по итогам переговоров, все это связано с большим объемом поставок автомобилей производства "УзДЭУ" в Россию. В одном только 2006 году было поставлено 67 тысяч автомобилей из 110 тысяч произведенных. В то же время из России в Узбекистан, по словам Шаронова, было поставлено только 3,5 тыс. автомобилей: 2 тыс. автомобилей "ВАЗ", 1 тыс. "ГАЗ" и 500 "УАЗ". В связи со всей этой неприятной историей мы предложили, рассказал замминистра, увеличить поставки своих автомобилей, чтобы выравнять сальдо торгового баланса. Но понимания с узбекской стороны не встретили. Действительно, а им-то зачем эта головная боль?..".
"Ежедневные новости" (Владивосток, 13.03) пишут, что узбекам в Приморье неуютно. "Иммигранты из Средней Азии, приехавшие в Приморье на заработки, считают наш край негостеприимным. Многие представители узбекской диаспоры даже намерены провести митинг протеста против преследований и поборов со стороны милицейских органов. Как сообщил "Н" глава андижанского землячества во Владивостоке Нурмухаммед Тузмухамедов, в настоящее время узбекская диаспора собирает документы для проведения пикета в краевом центре. Выйти на улицу узбеков побудил ряд причин, среди которых - случаи избиения на улицах, рост националистических высказываний и прочие нарушения прав человека. За комментарием "Н" обратились к лидеру объединений представителей Средней Азии в Приморье члену общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной миграционной службы по Приморскому краю Закиржону Мусоеву: "По поводу неправомерных действий правоохранительных органов я бы сказал так: милиции просто нужно выполнять план, поэтому хочешь не хочешь - штампуй протокол на гражданина восточной национальности. Это же легко и просто, и не только узбеков касается. Срок регистрации на территории края с момента прибытия составляет три месяца, все это время человек может просто гулять и даже не работать. После истечения этого времени приезжего вправе выслать на родину. Между тем, правоохранительные органы требуют оформить регистрацию в течение трех дней. Достаточно трех протоколов - и домой. Это же несправедливо!".
"С января по новому закону убрали льготы, привлекавшие мигрантов. Плюс ко всему в Приморье, в отличие от России в целом, миграционная служба резко сократила квоты на въезд, поэтому растет число нелегалов, - пишет издание. - Кстати, миграционная служба обязана предлагать приезжим работу, но не делает этого - мои земляки вынуждены искать ее самостоятельно, чаще всего тоже нелегальную. Соответственно и заработок минимален. С жильем и того хуже: снять квартиру крайне сложно. Хозяева квартир не хотят платить государству налоги за аренду своего жилья, и поэтому многие из приезжих вынуждены скитаться вместе с семьями по чердакам и подвалам. Поэтому всем, кто приезжает в Приморье на заработки из Средней Азии, приходится нелегко. Никто не ждет нас с распростертыми для объятий руками брата!".
Насколько остро стоит вопрос о пребывании в Приморье иностранцев вообще и иностранной рабочей силы в частности, "Н" попросили рассказать исполняющего обязанности начальника Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю Бориса Бугаева: "С тем, что на территории края так остро ставится вопрос мигрантов, я совершенно не согласен. Проблему как таковую сами же для себя создают незаконопослушные иностранцы, которые не желают следовать российскому закону. Только за минувший 2006 год по решению суда с территории Приморья были депортированы 900 иностранцев, многие из которых не были зарегистрированы в течение двух лет. Согласно закону, такие граждане лишаются права пребывания на территории России сроком в пять лет. За первые два месяца наступившего года судами было принято 82 таких решения... Наша служба постоянно проводит специальные разъяснительные семинары как для работодателей, так и для представителей среднеазиатских диаспор. Однако многие иностранцы по-прежнему занимаются незаконной трудовой деятельностью и не регистрируются, а их работодатели нарушают закон, т.к. не имеют права на привлечение незарегистрированной иностранной рабочей силы. Естественно, никто не платит налоги...".
Что касается Владивостока, то здесь основная проблема заключается в том, что в городе нет приемника-распределителя, в котором было бы проще и быстрее установить личность задержанного иностранного гражданина. Ближайший распределитель находится в Артеме. Практика последних лет показала, что из 100 задержанных иностранцев-нарушителей, ссылающихся на ложную потерю документов, 80 все же находят эти документы после нескольких задержаний и начинают оформляться, как это положено по российским законам, отмечает газета.
Насколько справедлив гнев выходцев из Средней Азии на нашу приморскую милицию, "Н" попросили разъяснить начальника отдела миграции Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю Первомайского района Владивостока Наталью Борисенко: Я не понимаю, какой тут может быть гнев, если сами иностранные граждане не знают элементарных правил пребывания на территории России. Доходит до того, что некоторые умудряются не регистрироваться в течение нескольких лет! Только за два месяца текущего года мы привлекли к административной ответственности 90 граждан Узбекистана, но ни один из них не был выдворен на родину. Всего за это же время было задержано 202 иностранца. Многие из них специально не носят при себе ни паспорта, ни миграционной карты. А раз нет документов, то и к административной ответственности мы не можем их привлечь. Посидят положенные три часа в отделении милиции - и вновь на свободе. И так все, как по цепочке, продолжается до бесконечности...".
Туркмения
"Красная звезда" (Москва, 13.03) публикует аналитическую статью "Ашхабад: между прошлым и будущим". Автор статьи - Игорь Новиков, эксперт Института геополитической информации "Энергия".
"В прошлом месяце в бывшей советской республике Туркмении новым главой государства стал Гурбангулы Бердымухаммедов. Выбор туркменского народа был прогнозируем, принимая во внимание специфику политической жизни республики. Новый президент, как считает большинство экспертов, сохранит основные приоритеты политического курса своего предшественника и обеспечит молодому государству сохранение стабильности. Но внимание к далекой от столиц мировых игроков стране не ослабевает. И причина этому - не ожидание каких-либо внутриполитических неожиданностей, а интерес к топливно-энергетическому комплексу республики", - пишет автор.
По мнению Новикова, Туркмения в ближайшие 10-15 лет может сыграть важную роль не просто в энергетической сфере, но и в известной мере в определении геополитических трендов на евразийском континенте. "Республика, богатая углеводородным сырьем, без которого не может функционировать современная экономика, по-прежнему находится в треугольнике интересов' Евросоюза, Китая и России. Всем трем евразийским центрам силы, как известно, требуются во все возрастающем объеме энергоресуры. К этому надо добавить геостратегические интересы США, которым, во-первых, хотелось бы переориентировать потоки нефти и природного газа из постсоветских республик на маршруты в обход России; во-вторых, и это, наверное, главное, максимально затруднить Китаю импорт энергоресурсов. Для России же желательно сохранить нынешнее положение дел с экспортом туркменского газа в Европу. Дело в том, что на основании долгосрочных контрактов "голубое топливо" из этой среднеазиатской республики будет закупаться российским "Газпромом" в 2007-2009 годах по достаточно низкой цене -100 долларов за 1.000 кубометров. Но еще важнее для российского газового гиганта объем получаемого топлива -это около 50 млрд. кубометров, что весьма существенно для газового баланса России".
"Сегодня не секрет, что без туркменского газа невозможно, по крайней мере в ближайшие несколько лет, обеспечить развитие экономики России и осуществить намеченную газификацию регионов, а также выполнить в полном объеме долгосрочные экспортные обязательства по отношению к странам Евросоюза и СНГ. Трудно даже представить, к каким экономическим и политическим осложнениям могло бы привести резкое и значительное сокращение поставок природного газа в Европу из России, - пишет Новиков. - В настоящее время "Газпром" усиливает внимание к газификации регионов РФ. К концу 2007 года будет газифицировано 62 процента российской территории, при этом инвестиции в газификацию увеличатся с 12 до 20 млрд. рублей. Фактически произойдет некоторая переориентация российского газа на внутренний рынок, что усилит зависимость "Газпрома" от политических взаимоотношений России с Туркменией, Узбекистаном и Казахстаном. Среднеазиатское "голубое топливо" потребуется российскому газовому гиганту в возрастающих объемах для поставок в страны СНГ (из поставляемых Россией на Украину 57 млрд. кубометров газа в год около 40 миллиардов составляет туркменский). По прогнозу Минэкономразвития, экспорт собственно российского газа составит в 2007 году 198,8 млрд. кубометров (в 2006 году -202,5 млрд. кубометров)".
Как отмечается на страницах "Красной звезды", проведенные в прошлом месяце в Ашхабаде встречи российских и туркменских представителей показали, что новое руководство республики намерено сохранить традиционные связи с Россией в энергетической сфере. "После переговоров с главой российского правительства Михаилом Фрадковым новый президент Туркмении сообщил журналистам, что "Россия и Туркмения подтвердили выполнение взятых на себя по газу обязательств". Позитивно прошли и встречи главы "Газпрома" Алексея Миллера с заместителем председателя кабинета министров Туркменистана, министром нефтегазовой промышленности и минеральных ресурсов Гурбанмыратом Атаевым, председателем концерна "Туркменгаз" Багтыяром Хаджыгурбановым и председателем концерна "Туркменнефть" Гарягды Ташлиевым. Стороны подтвердили приверженность выполнению контракта на поставку туркменского газа в Россию до 2028 года. "Газпром" еще в прошлом году декларировал свою заинтересованность принять участие в строительстве газопровода из Туркмении вдоль Каспия до входа в газотранспортную систему РФ, правда, условием этого является подтверждение достаточности запасов газа. В прошлом году в Ашхабаде сообщили об открытии уникального месторождения с запасами газа до 7 трлн. кубометров (Иолотанское месторождение), что превышает запасы российского Штокмановского месторождения, но у некоторых экспертов есть сомнения в обоснованности этих оценок местных геологов".
По мнению эксперта, углубление российско-туркменских связей объективно не совпадает с экономическими интересами других центров силы, также стремящихся расширить свой доступ к туркменскому газу. "В связи с этим многие аналитики обратили внимание на появившийся в конце февраля материал на специализированном сайте китайской нефтегазовой отрасли "Чжунго шию ван". Экономические эксперты великой азиатской державы обычно очень сдержаны в своих высказываниях относительно России, но на этот раз ими было высказано опасение, что выполнение новым руководством Туркмении обязательств перед Россией по поставкам природного газа может негативно отразиться на китайских интересах в этой сфере. Правда, спустя всего несколько дней источник в руководстве Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) постарался дезавуировать это продиктованное, видимо, эмоциями мнение. Как было заявлено в Пекине корреспонденту агентства Интерфакс-Китай, импорт Россией газа из Туркмении не несет угрозы интересам Китая в китайско-туркменском сотрудничестве в этой области. "Тот факт, что российская сторона практически монополизировала импорт туркменского газа, тем не менее не угрожает интересам Китая в сфере получения газа из Туркменистана", - сказал источник. Он пояснил, что "подписанное весной 2006 года во время визита в Китай бывшего президента Туркмении Сапармурата Ниязова рамочное соглашение предусматривает поставки в Китай газа, который CNPC должна найти и добыть на правом берегу реки Амударьи. Китай не претендует на газ, который в настоящее время добывается в Туркмении". Весной 2006 года Сапармурат Ниязов во время визита в Китай обязался поставлять в Китай начиная с 2009 года по 30 млрд, кубометров газа ежегодно на протяжении 30 лет".
"Стремление максимально диверсифицировать источники импортных энергоресурсов и маршруты их доставки в Поднебесную вполне естественно, особенно с учетом сложных американо-китайских отношений, чреватых в перспективе военно-политическим конфликтом, - пишет "Красная звезда". - Для государства, неуклонно превращающегося в сверхдержаву номер 2, важно обрести наземные маршруты поставок энергоносителей, менее уязвимые в случае конфликта со стороны американских ВМС и ВВС. Поэтому естественно, что существует большая заинтересованность переориентировать хотя бы часть экспортных потоков углеводородного сырья из Туркмении, Казахстана и Узбекистана в восточном направлении. Китайским ведомством экономического планирования уже утвержден проект строительства газопровода, по которому туркменский природный газ должен доставляться с месторождений правобережья Амударьи на южное тихоокеанское побережье Китая, в провинцию Гуандун. Однако не совсем ясно, о каких конкретно месторождениях идет речь и кто все же будет допущен к освоению гигантского Иолотанского месторождения".
"Руководство Туркмении благосклонно относится к помощи великого Китая. В начале марта государственный банк внешнеэкономической деятельности Туркмении подписал два кредитных соглашения с экспортно-импортным банком Китая. Одно из них предназначено для финансирования закупки и установки бурового оборудования и полевых домиков для госкорпорации "Туркменгеология". Китайцы помогают также финансами в постройке завода по производству карбамида и крупнейшего в Средней Азии стекольного комбината. Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов в прошлом месяце заявил, что развитие и укрепление отношений с дружественным Китаем занимают особое место во внешнеполитических приоритетах Туркмении. "Это особенно важно, если учесть, что в XXI веке Азия выходит на передовые позиции мировой политики и экономики и этот процесс продвигается в немалой степени благодаря динамичному росту, роли и мощи современного Китая", - заявил новый туркменский руководитель в интервью китайскому информационному агентству Синьхуа. По его словам, "обладая крупнейшими запасами углеводородного сырья, Туркменистан реализует концепцию многовариантности экспортных трубопроводных маршрутов. В этой связи и Туркменистан, и Китай выражают готовность к заинтересованному сотрудничеству в сфере осуществления перспективных проектов по доставке туркменских энергоносителей на китайский рынок", - пишет эксперт на страницах "Красной звезды".
Эту же мысль Гурбангулы Бердымухаммедов провел и в своем выступлении на первом расширенном заседании нового кабинета министров, прошедшем на прошлой неделе, отмечает Новиков. "Он отметил, что внешняя политика - направление первостепенной важности для правительства республики. В качестве второй по важности сферы руководитель Туркмении назвал, как сообщило агентство РИА "Новости", нефтегазовую. Президент страны подчеркнул, что "и политика, и экономика страны во многом зависят от состояния нефтегазовой сферы". Глава государства также напомнил, что перед нефтегазовым комплексом страны стоит первоочередная задача -транспортировка газа в Китай в 2009 году".
Евросоюз также имеет свои экономические интересы в Туркмении, отмечает автор. "Западноевропейской элите хотелось бы убедить туркменское руководство подключиться к проекту создания нового маршрута экспорта "голубого топлива" из Средней Азии: из Туркмении по дну Каспия в Азербайджан, а оттуда через Грузию в Турцию и дальше через Балканы в Европу. Экономически, вероятно, этот маршрут будет дороже привычного маршрута через территорию России, которая исправно со времен советского лидера Леонида Брежнева снабжает Западную Европу природным газом. США всячески поддерживают Евросоюз в его попытках реализовать идею транскаспийского газопровода. В запасе у американцев есть еще один замысел - вывести маршрут доставки углеводородного сырья на берег Индийского океана. Собственно говоря, военная операция в Афганистане замышлялась ими не только и не столько ради борьбы с исламскими экстремистскими организациями, взявшими власть в Кабуле, сколько для установления контроля над новым - южным маршрутом вывоза нефти и газа из постсоветских республик. Но этот проект вряд ли реализуем в ближайшие годы из-за сложной военной обстановки в большинстве афганских провинций".
Помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Мэтью Брайза, побывавший в начале февраля в Азербайджане и Казахстане, в беседе с журналистами не скрывал заинтересованности США в постройке транскаспийского газопровода, пишет "Красная звезда". "Сейчас происходят важные, геополитические перемены в Туркмении, - сказал американский дипломат. - Мы собираемся продолжить дипломатию с этой страной и надеемся на новые подходы в отношениях с ней после выборов президента, в том числе и в вопросе строительства газовой магистрали по дну Каспия".
Справка издания. "Запасы газа в Каспийском регионе, по оценкам европейских экспертов, составляют 18-20 трлн, кубометров. 5 трлн, из них приходятся на Азербайджан. Проект транскаспийского трубопровода пропускной способностью 30 млрд. кубометров в год и стоимостью около 4 млрд, долларов пытались реализовать в конце 1990-х годов. Но из-за противоречий в позициях Азербайджана и Туркмении по поводу объемов прокачки "голубого топлива" проект так и остался неосуществленным. Сейчас этот проект, получивший название Nabucco, усиленно лоббируется Евросоюзом и США. Заместитель помощника госсекретаря США по делам Центральной и Южной Азии Эван Файгенбаум также не делает тайны из попыток администрации Буша пролоббировать идею сооружения транскаспийского газопровода. Недавно он заявил в Вашингтоне, что в настоящее время при участии США составляется технико-экономическое обоснование проекта строительства магистрали по дну Каспийского моря. Отвечая на вопрос корреспондента ИТАР-ТАСС во время выступления в вашингтонском Институте Центральной Азии и Кавказа, Файгенбаум сказал, что администрация Буша выступает за многовариантность путей доставки энергоресурсов из региона Каспийского моря на мировые рынки".
В обстановке геополитического соперничества за влияние на Туркмению руководство этого государства, как представляется, не будет делать "резких движений" и неожиданных маневров на региональной арене, прогнозирует издание. "Ставку следует ожидать на развитие топливно-энергетического комплекса республики с привлечением в этих целях иностранной помощи. Особенно будет интересовать Ашхабад уточнение имеющихся в его распоряжении запасов природного газа и нефти (оценки западных специалистов пока весьма разнятся: разброс по природному газу от 3 до 20 млрд. кубометров). В первых числах марта Гурбангулы Бердымухаммедов принял руководителей крупной омано-канадской компании (среди них - бывшего премьер-министра Канады Жана Кретьена) для обсуждения вопросов партнерства в нефтегазовой отрасли. Иностранные гости декларировали свою заинтересованность в сотрудничестве по освоению углеводородных ресурсов туркменского сектора Каспийского моря и по производству сжиженного газа на месторождении Тахта-базар в Марыйской области. В Ашхабаде побывали на днях и японцы -представительная делегация деловых кругов во главе с сопредседателем японо-туркменского комитета по экономическому сотрудничеству Минору Мурофуси. Стороны, как не трудно догадаться, также обсуждали вопросы сотрудничества в нефтегазовом секторе. Глава японской делегации выразил готовность компании реализовать в Туркмении проект по строительству газоочистных и опреснительных установок, а также содействовать в поставках полипропилена, производимого на Туркменбашинском комплексе нефтеперерабатывающих заводов, на мировой рынок. В "битве за Туркмению" у мировых держав есть весомый козырь - новейшие технологии. Компании ведущих западных и восточных стран, обладающие большими технологическими возможностями, станут инструментами, задействуя которые, геополитические соперники России попытаются поглубже проникнуть в республику. Удастся ли это им, покажет время".
Регион
"РБК daily" (Москва, 13.03) рассказывает о продаже части активов Oxus Gold. "Наши соседи по СНГ все активнее проявляют себя в сфере слияний и поглощений. Работающая в Казахстане KazakhGold договорилась о покупке части активов у британской золотодобывающей компании Oxus Gold за 152 млн. долл. За эти деньги KazakhGold получит золотообогатительную фабрику в Киргизии, а также доли в предприятиях в Румынии и Турции. Эксперты отмечают, что казахская компания выбрала удачный момент для сделки с британской компанией, столкнувшейся с серьезными проблемами в Киргизии. Зарегистрированная в Британии KazakhGold является владельцем золотодобывающей компании "Казахалтын", входящей в тройку крупнейших в Казахстане. В 2006 году эта компания добыла 219, 853 тыс. унций золота. Основным акционером KazakhGold является семья Асаубаевых".
Как отмечает издание, покупка киргизских, румынских и турецких активов Oxus Gold обойдется казахам в 152 млн. долл. "Условия сделки предусматривают, что часть средств - 80 млн.долл. - будет выплачена в виде наличных, а остальные средства Oxus Gold получит в виде 7% акций KazakhGold. Для этого казахская компания выпустит дополнительные 3, 5 млрд. акций. Исходя из текущей капитализации компании, сейчас стоимость этого пакета оценивается примерно в 72 млн. долл. Как заявил председатель совета директоров KazakhGold Канат Асаубаев, слова которого приводятся в сообщении компании, приобретение активов позволит стать возглавляемой им компании крупнейшим в Средней Азии золотодобытчиком. Эти мечты станут реальностью, если KazakhGold сможет получить лицензию на разработку киргизского золотоносного месторождения Джеруй. Сейчас лицензия на разработку этого месторождения принадлежит СП "Джеруйалтын", где 60% акций принадлежит австрийской компании GLOBAL G.O.L.D. Holding Gmbh, a 40% - местной государственной компании "Кыргызалтын". В свое время эта лицензия принадлежала Oxus Gold, однако в середине прошлого года Киргизия обвинила британцев в неуплате налогов и отозвала у них право на разработку месторождения, передав его "Джеруйалтын". KazakhGold может получить доступ к этому месторождению за счет вхождения в СП "Джеруйалтын". Если же KazakhGold не сможет заполучить доступ к этому месторождению, то пострадает от этого и Oxus Gold. По условиям сделки, KazakhGold обязуется выплатить британцам 80 млн. долл. только в том случае, если казахской компании удастся получить лицензию на разработку месторождения Джеруй".
Эксперты называют это условие вполне справедливым, пишет издание. "Даже несмотря на то что Oxus Gold потратила на строительство золотообогатительной фабрики 56 млн. долл., без лицензии на добычу золота этот актив не так привлекателен, замечает аналитик ИК "Атон" Владимир Катунин. Эксперты полагают, что уход Oxus Gold связан с высокими политическими рисками в Киргизии. Британцы уже лишились своего главного актива в этой стране - лицензии на Джеруй - и поэтому поспешили вообще уйти из этой республики. Для казахской компании эти риски остаются, однако в меньшей степени, чем для Oxus".
"Ведомости" (Москва, 16.03) публикуют материал - "Политики позаботились о трубе" - о подписании трехстороннего межправительственное соглашение о строительстве нефтепровода Бургас - Александруполис. "Политические дивиденды от этого проекта для России очевидны, но под вопросом остается не только экономическая эффективность проекта для нефтяников, но и востребованность новой трубы с их стороны. Проект не предусматривает переориентации нефтяных потоков с других транспортных направлений, объявил на пресс-конференции в Афинах после подписания соглашения президент России Владимир Путин. Трубопровод, по его словам, будет наполняться новыми объемами нефти, которые транспортируются через Россию. Он отметил, в частности, что реализация проекта "дает возможность задуматься о расширении поставок по территории России из Каспийского региона".
"Без переориентации все же не обойтись, уверен аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров, хотя бы потому, что одним из главных аргументов в пользу строительства трубы всегда называлось снижение нагрузки на турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, где из-за простоев танкеров нефтяные компании теряют порядка $1 млрд в год. Что же касается дополнительных объемов, то, по мнению эксперта, речь может идти главным образом о казахстанской нефти, которая сейчас транспортируется по КТК Сейчас Казахстан добывает 54 млн т нефти в год, но к 2015 г. планируется довести объем добычи до 150 млн т. По оценке Нестерова, из этого объема 20-30 млн т могли бы быть направлены по трубе Бургас - Александруполис, но для этого надо увеличить мощность КТК, чему пока противится российское правительство. "Возможно, наши чиновники станут сговорчивее в этом вопросе после того, как трансбалканский проект получил высочайшее одобрение", - предполагает аналитик. Что же касается российской нефти, то дополнительный ее экспорт, по его мнению, вряд ли возможен. Более того, после пуска первой очереди ВСТО в конце 2008 г. поставки через Черное море могут сократиться, так как некоторая часть западносибирской нефти будет перенаправлена на восток", - отмечают "Ведомости".
"Для нефтяников в этом проекте есть и плюсы, и минусы, - отмечает независимый аналитик Александр Ершов на страницах газеты "Ведомости". - Хорошо, например, то, что порт Александруполис способен принимать супертанкеры, обеспечивающие эффективность поставок на любые рынки, включая США и Китай". Однако, добавляет эксперт, выгодно ли будет нефтяникам пользоваться новой трубой, пока не ясно: тарифы на прокачку по ней еще не известны, а две лишние перевалки - из танкера в трубу в Бургасе и из трубы в танкер в Александруполисе - заведомо удорожают транспортировку по сравнению с существующей схемой. Но в любом случае, полагает Ершов, нефтепровод пустым не останется - этого не допустит госмонополия "Транснефть", в том числе и за счет административного ресурса".
"Российские компании получат в проекте 51%, которые поделят "Роснефть", "Транснефть" и "Газпром нефть". Греция и Болгария получат по 24,5%, - пишет издание. - Причем обе страны могут уступить свою долю, но только нефтедобывающим компаниям. Одним из претендентов является ТНК-ВР, которая несколько лет назад пыталась взять на себя роль лидера в проекте. "Мы готовы стать пользователями этого нефтепровода, а также приобрести акционерную долю в нем, если Греция или Болгария согласятся нам ее уступить", - сказал руководитель пресс-службы компании Александр Шадрин. Еще один потенциальный претендент на долю - американская Chevron, которая управляет ведущим производителем нефти в Казахстане - "Тенгизшевройлом". Chevron готова участвовать в проекте, но только при условии расширения КТК, заявил "Ведомостям" представитель компании".
Переселение
"Восточно-Сибирская правда" (Иркутск, 13.03) со ссылкой на агентство "Сибирские новости" пишет: "В Управление Федеральной миграционной службы РФ по Иркутской области поступило 107 заявок от соотечественников из-за рубежа на переселение в регион в рамках федеральной программы. В частности, анкеты на переселение заполнили соотечественники из Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Палестины, Украины, Молдавии, Польши, Германии. Предполагается, что переселение начнется через два-три месяца...".
"Страна Калининград" (14.03) отмечает на своих страницах со ссылкой на пресс-службу администрации области: "В областном министерстве по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления подписано Тройственное соглашение - документ, не имеющий аналогов в других 11 субъектах РФ - участниках программы переселения соотечественников. Соглашение, заключенное между министерством, мэрией Калининграда и руководством предприятий-работодателей, предусматривает помощь переселенцам. ООО "Стройкомплектсервис", ООО "ВС и Ко", ООО "Пушнина Прибалтики" готовы предоставить новым жителям региона рабочие места в пределах существующих и планируемых вакансий. В "Стройкомплектсервис" требуются квалифицированные рабочие-строители, в "ВС и К0" - специалисты торгового профиля, в "Пушнину Прибалтики" - инженерно-технический и рабочий персонал. На последнем предприятии до 2012 года Количество рабочих мест планируется увеличить почти до тысячи. Здесь же в перспективе будут предоставлять вновь прибывшим работникам временные места в общежитии".
"Город на Цне" (Тамбов, 14.03): "...О Тамбовской области теперь знают не только в Москве, но и в солнечном Казахстане. Недавно оттуда вернулась наша делегация, которая провела в Астане и Алма-Ате несколько дней, устроив там широкомасштабную презентацию нашей области, рассказав, чем она привлекательна и как хорошо здесь жить. Приглашая к нам бывших соотечественников. В Казахстане их действительно много, и вернуться они не прочь, в консульстве лежит почти 7 тысяч заявлений от тех, кто хочет уехать в Россию. Казахские власти настороже и намерены бороться за каждого специалиста, в чем они дипломатично признались нашим послам доброй воли. Как бы то ни было, областная программа добровольного переселения соотечественников, живущих за рубежом, набирает здесь обороты. И если люди к нам потянутся, отказа не будет, главное - чтобы им у нас понравилось, а уж власти сделают все, чтобы обеспечить новоявленных земляков и жильем, и, конечно, приличной работой. Ну а жилищный вопрос? Как можно его обойти? В этом году область получит 217 жилищных сертификатов, подкрепленных деньгами, благодаря которым чернобыльцы, афганцы и другие льготники смогут получить жилье. В 2006-м сертификатов было 97, так что прирост налицо, и в будущем году, хочется верить, эта тенденция сохранится. Не зря и Тамбов, и область с приходом весны взялись за благоустройство. Дороги уже ремонтируют, а чтобы в ремонте не было перебоев, губернатор дал четкое поручение задействовать как можно активнее асфальтовые заводы. Результаты дорожных работ глава области проверит лично, оценив качество асфальтового покрытия по всей строгости...".
Тему продолжает "Московский комсомолец в Тамбове" (14.03). "Главы трех районов - Мичуринского, Первомайского и Никифоровского - во главе с руководителем Управления государственной службы занятости по Тамбовской области Станиславом Дроковым на прошлой неделе побывали в Казахстане. Развлекательного в этой поездке было мало. Так далеко от дома тамбовский десант забрался в поисках соотечественников, волею случая или судьбы после развала Союза оставшихся жить в Казахстане, но теперь желающих вернуться в Россию. Тамбовчане побывали в двух крупнейших городах страны - Астане и Алма-ате, устроили там презентацию Тамбовской области, своих районов и областной программы переселения соотечественников. Толков и кривотолков областная программа переселения соотечественников из-за рубежа вызывает немало. Приходилось слышать даже самые нелепые, вплоть до того, что программа переселения - это законный способ переселить на Тамбовщину десять тысяч курдов... Кстати, уже одна поездка тамбовской делегации в Казахстан этот слух опровергает - нет там курдов. Зато есть русские врачи и учителя, которые так нужны в тамбовских селах. Например, Мичуринскому району, по словам его главы Сергея Щукина, требуются 12 участковых терапевтов, 10 стоматологов, окулисты и эндокринологи, 15 школьных учителей по самым разным предметам... И, как любой сельской территории, району нужны механизаторы, водители, агрономы... Первомайскому району только на одно сельскохозяйственное предприятие, ООО "Снежеток", нужны пятьдесят специалистов - агрономы-садоводы, механизаторы, водители, и даже повара".
"Есть ли смысл менять жизнь в столице Казахстана на провинциальный Тамбов, да тем более какое-нибудь захолустное село? - задается вопросом издание. - Тем более что уровень жизни в Казахстане считается достаточно высоким, как и зарплаты казахских специалистов? По словам Станислава Дрокова, руководителя Управления государственной службы занятости по Тамбовской области, желающих переехать в Россию там немало. Как рассказал российский консул в Казахстане, с которым довелось общаться членам тамбовской делегации, в консульстве сегодня лежит семь тысяч заявок от русских, желающих уехать в Россию. Они появились после того, как весь документооборот в стране начал вестись на казахском языке. Это требование, как рассказал тот же консул, не радует и казахов, 72% которых сами не умеют писать на родном языке в необходимой мере. Но русским от этого не легче... Правда, большая часть русскоговорящих мечтает переехать в Калининград, но кому-то может приглянуться и Тамбовская область...".
Вместе с тем, "Российская газета - Неделя" (Москва, 16.03) публикает данные о тревожной статистике в материале "Москва трещит, Нижний пустеет". "Росстат опубликовал результаты последних исследований, связанных с изменением численности городов России. Согласно этим данным, пять лет назад у нас было 13 мегаполисов с населением более миллиона человек. Сегодня - 11. Список миллионников покинули Волгоград и Пермь. Медленно, но сокращается также население Уфы, Ростова-на-Дону, Омска, Новосибирска. В Нижнем Новгороде - городе, который не выглядит в глазах населения ни бедным, ни неперспективным, с 1989 года население уменьшилось на 10 процентов. Что происходит? Игорь Белобородов, директор Института демографических исследований: "На самом деле мы судим о сокращении населения городов по данным госстатистики, а она учитывает лишь официальные сведения. В условиях же нелегальной иммиграции, под прессом которой долгое время находилась Россия, точную статистику получить почти невозможно, так имеет место значительный недоучет. С равной вероятностью можно предположить, что в России не 11, а 15 городов-миллионников, а население Нижнего по сравнению с 1989 годом не сократилось, а, наоборот, пополнилось за счет новых мигрантов".
Вместе с тем, проблема сокращения численности населения действительно характерна как для процветающих территорий, таких, как Москва и Санкт-Петербург, так и для депрессивной сельской местности, отмечает издание. "Проблема низкой рождаемости актуальна как на селе, так и в гораздо большей степени в большом городе. В мегаполисах самые низкие коэффициенты рождаемости по России. Суммарный коэффициент рождаемости в столице ниже единицы. Это значит, что одна среднестатистическая москвичка в среднем за репродуктивный период - от 15 до 49 лет - рожает менее одного ребенка. Растет численность бездетных женщин. Москва - особый случай, здесь наблюдается временный миграционный рост населения, но это процесс механический и аномальный, к демографии в подлинном смысле отношения не имеющий. Потому что если что-то прибывает в одном месте, то в другом, естественно, убывает. В нашем случае оголяются другие места и территории. Например, Сибирь и Дальний Восток".
Спасет ли нас миграция? - задается вопросом газета. "Польза от так называемой замещающей миграции сомнительна, - считает Игорь Белобородов. - Самое главное, что миграция практически не влияет на рождаемость. Даже в случае с приезжими из традиционно многодетных регионов ситуация в корне меняется уже в следующем, а нередко и в первом поколении: срабатывает механизм социального подражания". В качестве средства демографического спасения иногда называют и борьбу со смертностью, но это всего лишь околонаучная утопия. Доказательством тому является Япония - страна с самой высокой продолжительностью жизни. Средний японец живет на 20 лет больше среднего россиянина, а средняя японка рожает почти столько же, сколько и наши женщины. В результате Япония - самая старая страна в мире с активно вымирающим и, кстати, тоже урбанизированным населением. Остановить депопуляцию крупных городов и России в целом сможет только существенный рост рождаемости".
Справка "РГ": По итогам прошлого года пятерка стран - миграционных "доноров" для России выглядит так: Узбекистан (более 35 тысяч), Казахстан (26 тысяч), Украина (20 тысяч), Армения (почти 12 тысяч), Молдавия (8 тысяч).
- При пожаре в приюте в Подмосковье пострадали 15 детей
- Британские истребители сопроводили российский Ту-142 над Северным морем
- Россиянам расскажут, как уберечь себя от сахарного диабета
- В Москве выросло количество уголовных дел против иностранцев за педофилию
- Протестующие в Сухуме дали час президенту Абхазии на сложение полномочий