Возбуждение уголовного дела против мэра Владивостока Владимира Николаева вновь напомнило, что уголовное преследование глав крупных городов - одна из наиболее заметных российских политических реалий 2006-2007 гг. О корнях и перспективах этого явления корреспондент ИА REGNUM беседует с директором Международного института политической экспертизы (Москва) Евгением Минченко.

ИА REGNUM: Много говорится о политическом аспекте возбуждения дел против мэров, о противостоянии мэра и губернатора как подоплеке большинства таких дел. Как это согласуется с тем, что в рамках нового разделения полномочий потенциал городского самоуправления, по единодушному признанию, оказался сильно урезан? Зачем в этой ситуации губернатору - если он действительно стоит за уголовным делом - "додавливать" мэра таким образом?

Кроме политической составляющей, в противостоянии мэр - губернатор, как правило, есть и экономическая. Очень часто "камнем преткновения" становятся вопросы землеотвода и распределения земель на территории столицы региона. Причем интересантами в таких ситуациях выступают не только губернаторы, но и крупные экономические субъекты, и номенклатурные кланы, имеющие хороший контакт с силовиками. Кроме того, при всей слабости ресурса самоуправления, мэры столичных городов, как правило, люди состоявшиеся, имеющие медийный и финансовый ресурс, а также личный рейтинг. Впрочем, где-то проблема противостояния с губернатором решается без излишнего экстрима в виде уголовных дел. Например, за счет введения поста сити-менеджера и продвижения на этот пост лояльной губернатору фигуры, как это произошло, например, в Перми.

ИА REGNUM: Наряду с регионами, где против мэра запущена репрессивная машина, есть такие, где отношения губернатор - мэр сложны, но мэру при этом удается сохранить сильные позиции (Псков, Екатеринбург, Кострома, Ярославль, Орел, Воронеж). Какой ресурс чаще всего "спасает" удачливых мэров и оказывается в недостатке у неудачливых?

Как правило, это ресурс не самих мэров, а других оппозиционных губернатору групп влияния, которые заинтересованы в сохранении альтернативных центров силы в регионе. Часто дополнительной опорой мэра выступает полпред президента, у которого не сложились отношения с губернатором.

ИА REGNUM: Ожидаете ли новых уголовных дел против мэров ближе в федеральным выборам?

Технология уже показала свою эффективность, поэтому велика вероятность ее воспроизведения. Я думаю, что федеральному центру имеет смысл дать сигнал в регионы о том, что "антимэрскую кампанию" пора бы прекратить, иначе велик риск дестабилизации обстановки в регионах. А вообще полагаю, что в стране неизбежен новый этап реформы местного самоуправления, ибо законодательство в его нынешнем виде имеет слишком большое количество недоработок.