Дележ власти и профнепригодность: Казахстан за неделю
"Казмунайгаз" недоволен сроками освоения Кашагана. Покупка Сбербанка России в Казахстане: почему именно TexaKaBank? Уроки Тенгиза. Казахстан заинтересован в Камбаратинской ГЭС. "Казына" и институты развития делят власть. Правительство: от госхолдингов прозрачности, от министерств - конкретных дел. Глава МИД за национальную безопасность. Ужесточение наказания за клевету: парламент против, парламент - за.
События
Резкие заявления прозвучали от руководства национальной нефтегазовой компании в адрес подрядчика крупнейшего нефтяного месторождения Казахстана. Руководство "Казмунайгаза" (КГМ) публично выразило недовольство сроками освоения месторождения Кашаган итальянской компанией ENI. Претензии были высказаны одновременно с подписанием Меморандума о взаимопонимании основных принципов сотрудничества по проекту создания Казахстанской каспийской системы транспортировки (ККСТ).
"Кашаган - одно из самых крупных открытий за последние 30 лет в мировой "нефтянке", одна из козырных карт Казахстана, с которой связываются надежды войти в десятку крупнейших нефтедобывающих стран, - напоминает "Экспресс-К". - Только извлекаемые запасы нефти этого месторождения оцениваются, как минимум, в 7-9 миллиардов баррелей (по другим данным, в 13 миллиардов баррелей)".
Этот документ, цитирует "Казахстанская правда" президента АО НК "КазМунайГаз" Узакбая Карабалина на церемонии подписания в Астане, является "первым шагом в создании новой системы транспортировки нефти, которая послужит дальнейшей диверсификации экспортных потоков углеводородного сырья". Издание поясняет: "Казахстанская каспийская система транспортировки предназначена для экспорта возрастающих объемов казахстанской нефти, добываемой, в первую очередь, на месторождениях Кашаган и Тенгиз. Энергоресурсы через Каспийское море будут поступать на международные рынки посредством энергетического коридора Восток - Запад по маршруту Ескене - Курык - Баку - Тбилиси - Джейхан. Как стало известно, ранее - в июне прошлого года - в целях создания условий для успешной реализации проекта Казахстан и Азербайджан заключили Договор по содействию и поддержке транспортировки нефти из Республики Казахстан через Каспийское море и территорию Азербайджанской Республики на международные рынки посредством системы Баку - Тбилиси - Джейхан. И вот первые договоренности. Они достигнуты между АО НК "КазМунайГаз" и подрядными компаниями по Соглашению о разделе продукции по Северному Каспию и Тенгизской группой. Кстати, в состав участников СРП по Северному Каспию входят Eni (единый оператор Северо-Каспийского проекта), Total, ExxonMobil, Royal Dutch/Shell (имеют по 18,52 процента доли участия), ConocoPhillips (9,26 процента), Inpex и "КазМунайГаз" (по 8,33 процента). В рамках ККСТ для обеспечения транспортировки казахстанской нефти планируется создать нефтепровод Ескене - Курык и Транскаспийскую систему, которая будет состоять из нефтесливных терминалов на казахстанском побережье Каспийского моря, танкеров и судов, нефтеналивных терминалов на азербайджанском побережье Каспийского моря и соединительных сооружений до системы Баку - Тбилиси - Джейхан. Планируется, что ККСТ обеспечит на начальном этапе транспортировку 25 миллионов тонн нефти в год с последующим увеличением до 38 миллионов тонн в год". Стоимость создания ККСТ, ссылается "Казправда" на управляющего директора по транспортировке нефти и сервисным проектам АО НК "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдина, "...оценивается приблизительно в три миллиарда долларов... Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию системы планируются к началу добычи на Кашагане в 2010-2011 годах".
В то же время казахстанскую сторону не устраивают сроки освоения Кашагана итальянским подрядчиком. Как сообщает "Экспресс-К", глава "КазМунайГаза" Узакбай Карабалин "...сделал неожиданное заявление": "Он сообщил, что национальная компания намерена инициировать собственное расследование с привлечением международных экспертов для выяснения причин отсрочки добычи нефти!".
История вопроса такова, пишет "Э-К": "Первые документы о разработке Кашагана были подписаны в 1997 году. Освоение ведет международный консорциум Agip KCO, возглавляемый итальянской компанией ENI. Изначально первую кашаганскую нефть планировали получить в середине 2005 года. Но у Agip KCO возникли финансовые и технические сложности с реализацией этого проекта, и в качестве новой даты был обозначен конец 2008 года. При этом перечислялась целая череда объективных причин. Нефтяным иностранным компаниям впервые в своей истории сразу пришлось столкнуться с комплексом сложных проблем разного рода. Это и высокое содержание сероводорода в кашаганской нефти (до 19 процентов), и аномально высокое пластовое давление, и необходимость полного решения проблемы утилизации газа и серы, и отдаленность от мировых рынков сбыта. Плюс мелководье и суровый климат. Казахстанскому правительству пришлось согласиться с переносом сроков, выторговав отступные в размере 150 миллионов долларов. После чего республика терпеливо ждала указанного срока. Но летом прошлого года министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Бактыкожа Измухамбетов заявил о том, что разработка Кашагана может начаться только в конце 2009 - начале 2010 года. Тогда это заявление осталось без должной реакции".
Теперь, спустя полгода, глава "КазМунайГаза" У.Карабалин заявил, что у нацкомпании "...имеются серьезные претензии к подрядчику в отношении существенного роста затрат и сдвига графика начала добычи нефти на Кашагане". Он также сообщил, что КГМ начинает собственное расследование с привлечением независимых международно признанных консультантов.
Сложившуюся ситуацию изданию прокомментировал Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Казахстане Бруно Антонио Паскуино. По его словам, отсрочка связана с необходимостью соблюдения максимальной безопасности для персонала, а также всего населения, "которое живет в окрестности": "Малая утечка сероводорода и углекислого газа может привести к гибели людей. Компания ENI, которая возглавляет Agip KCO, известна в мире тем, что больше всех придерживается правил безопасности. Поэтому лучше запаздывать, но быть уверенным, что работы ведутся в соответствии с правилами".
У "Экспресс-К" относительно резких заявлений казахстанской стороны свои версии - финансовая и имиджевая: во время первой отсрочки освоения Кашагана "...Казахстан выступал в роли стороннего наблюдателя, сейчас государство является одним из акционеров этого проекта, выкупив год назад 8,33 процента у компании British Gas. Поэтому все возможные финансовые потери национальной компании "КазМунайГаз" придется разделить вместе с другими участниками проекта". Второй причиной, полагает издание, может быть "имидж страны": "Учитывая неудачи, преследующие проект по разработке другого казахстанского месторождения - Курмангазы, следует признать, что проанонсированные ранее планы, в соответствии с которыми республика должна добывать к 2015 году 150 миллионов тонн нефти, имеют высокую вероятность остаться лишь декларативными намерениями".
СМИ обращают внимание на существенные изменения в нескольких казахстанских банках. Как отмечает "Панорама", на минувшей неделе было официально объявлено о кадровых перестановках в "Альянс Банке" и "Нурбанке", "...а также состоялось несколько раз откладывавшееся собрание акционеров TexaKaBank, после которого завершился переходный период, связанный с приходом нового собственника в лице российского Сбербанка". В частности, TexaKaBank сообщил о прошедшем 13 января собрании акционеров, созванном по инициативе Сбербанка. К этому моменту последний сконцентрировал в своих руках 99,9% акций. После покупки россиянами 80% акций прошлым летом миноритарный пакет находился в руках бывших собственников и менеджеров. Совет директоров банка в составе Аллы Алешкиной, Александра Бринза и независимого директора Сергея Лазуренко представляет интересы Сбербанка. При этом председателем правления остался Валерий Дорджиев. Банку предстоит ребрэндинг, поскольку собрание акционеров приняло решение о его переименовании в "Дочерний банк АО "Сбербанк России". При этом для газеты не совсем понятен смысл покупки Сбербанком не самого крупного банка в Казахстане. По мнению издания, "...активный выход на рынок с продуктами и репутацией Сбербанка мог бы стать более весомым, но для этого следует серьезно нарастить филиальную сеть". С учетом того, что среди задач TexaKaBank на 2007 год на первое место поставлена работа с корпоративными клиентами, которая не является основной специализацией Сбербанка в России, газета предполагает, что "...речь идет не столько о российских, сколько о казахстанских компаниях, осуществляющих проекты в России".
В Казахстане, возможно, будет создана новая энергетическая структура. Холдинг по управлению государственными активами "Самрук" предлагает создание энергетической корпорации, так как подобной организации в Казахстане нет, а "...АО KEGOC отвечает за энерготранспортный вопрос". "Литер" поясняет - создать корпорацию предлагается на основе нескольких компаний: поставщика тепло- и электроэнергии в Алма-ате и Алма-атинской области "Алматы Пауэр Консолидэйтед" и Жамбылской ГРЭС, которые будут выведены из состава национальной компании "КазМунайГаз". Кроме того, сообщает газета, руководитель "Самрука" Сауат Мынбаев считает, что Казахстан должен принять участие в строительстве Камбаратинской ГЭС в Киргизии. "Как известно, Россия проявила заинтересованность в проведении технико-экономических исследований по этому проекту. Глава холдинга уверен, что настало время и Казахстану заявить о своем намерении участвовать в проекте. Тем более что так можно будет решить многолетнюю проблему водных ресурсов. Планируется, что до начала февраля договоренность с Киргизией по этому вопросу будет достигнута, а также будет согласована организационно-правовая и финансовая формы сотрудничества".
Властям г. Атырау (административный центр Атырауской области) удалось предотвратить социальный конфликт. Напомним, в конце прошлого года на нефтяном месторождении Тенгиз произошла массовая драка между казахстанскими и турецкими рабочими, в результате которой пострадало более ста турецких граждан. На минувшей неделе региональные СМИ сообщали о тревожной ситуации в поселке Карабатан, где консорциум "Аджип ККО" строит нефтяной завод. Поступала информация о недовольстве казахстанских рабочих условиями труда, заработной платой по сравнению с иностранными сотрудниками и намерении провести массовую забастовку.
"Снова рабочие недовольны зарплатой и дискриминацией по национальному признаку, - пишет "Новое поколение". - Снова над Атырау нависла угроза потрясений. Но на этот раз в главной роли не "Тенгизшевройл", а "Аджип ККО". Однако, отмечает газета, на этот раз все сложилось иначе. "Рабочие вышли на законную забастовку, потребовали повышения зарплаты. На диалог с ними пошли не только руководители "Аджип ККО" (хотя это и не их сотрудники, а работники субподрядных организаций), но и аким области, прокуратура и представители профсоюзного движения". Тем самым, пишет "НП", "...Казахстан чудом избежал повторения тенгизской трагедии". Региональный директор "Аджип ККО" Лучано Васкес пояснил: "...В конце октября 2006 года рабочие турецкой строительной компании "ГАТЕ Иншаат Таахют Санайи ве Тиджрет" подняли вопрос об условиях работы, они не были удовлетворены питанием, медицинскими услугами, помещениями для проживания. В результате была создана комиссия из представителей консорциума, подрядных организаций и работников акимата, и все требования были удовлетворены. Однако вопрос повышения заработной платы, по всей видимости, не решался так просто, как проблемы питания, раз рабочим пришлось устроить забастовку. По словам г-на Васкеса, в пятницу, 12 января, некоторые рабочие субподрядных организаций (по некоторым данным, их было 400 человек) стали требовать повышения зарплаты. Приехал заместитель прокурора Атырауской области, обещал разобраться, и люди вернулись к работе. Хотя рабочие и не были удовлетворены диалогом, не получили того, чего желали. Поэтому на следующий день они попросили организовать встречу с акимом или его первым замом. Первый заместитель акима Сарсенбай Енсегенов, представители "Аджип ККО", подрядчиков и прокуратуры встретились с 16 активистами. На этой встрече работодатель согласился на надбавки к зарплате и обещал выполнить все ранее взятые обязательства (по всей видимости, те самые, о проживании и питании). А руководители головной организации, "Аджип ККО", сказали, что проработают с подрядчиками справедливую схему расчета зарплаты без какой-либо дискриминации по национальному признаку".
Есет Утеулиев, председатель профсоюза строителей Атырауской области, рассказал "НП", что "...на закрытой встрече замакима Сарсенбай Енсегенов подверг серьезной критике крупнейшие строительные организации, работающие на Карабатане, и настоятельно посоветовал им способствовать созданию профсоюзных организаций". По мнению изданий, причиной оперативности и эффективности областных чиновников и руководства крупнейших нефтекомпаний был не только тенгизский конфликт, "...но и волна серьезных мер, которые были приняты после него. В общем, все не на шутку перепугались".
Разделяй и властвуй
В центре внимания правительства оказалась деятельность созданных в прошлом году государственных холдингов "Самрук" и "Казына" (казна). На коллегиях с участием премьер-министра Карима Масимова говорили об итогах деятельности структур, недостатках и рекомендациях. Кроме того, выявились разногласия между руководством холдинга "Казына" и институтами развития, входящими в его состав, в частности, Инвестиционным фондом. Также на прошлой неделе "Казына" объявил о намерении продать 25 процентов акций данного инвестфонда.
В "Литере" заместитель директора Центра анализа общественных проблем Канат Берентаев объясняет: "Продажа акций (Инвестиционного фонда -прим. ИА REGNUM) означает, что "Казына" уступает часть своей собственности и получает взамен деньги. Так как пакет акций государственный, стало быть, государство уступает часть своих прав в инвестфонде взамен на деньги, которые пойдут в бюджет страны". Экономист не понимает, "зачем это делается": "Учитывая, что мы имеем постоянный профицит бюджета плюс нефтяные доходы, которые тоже уходят в национальный фонд без участия в доходной части бюджета, деньги от продажи 25 процентов акций нам не нужны. Получается приватизация ради приватизации". По мнению К.Берентаева, продажа четверти акций инвестфонда может стать пробным шагом, "который затем может перекинуться на акции самих "Казыны" и "Самрука". Продажей их акций мы приватизируем госсобственность, не подозревая об этом". Автор публикации предполагает, что тем самым "...во главу угла встали чьи-то узкие интересы, которые при всем при этом не совпадают с национальными интересами страны".
Итоги деятельности госхолдингов "Самрук" и "Казына" по-разному оцениваются их руководством, руководителями институтов развития и премьер-министров. "Подведение итогов годовой деятельности институтов развития и курирующего их фонда устойчивого развития "Казына" оказалось, без преувеличения, "жарким", - рассказывает "Казахстанская правда". - Комментируя работу финансовых помощников отечественной индустрии, премьер-министр Карим Масимов пригрозил поставить под сомнение соответствие занимаемой должности некоторых руководителей фондов и акцентировал внимание на личной ответственности Кайрата Келимбетова (председатель правления фонда "Казына" - прим. ИА REGNUM) за эффективность продвижения "прорывных" проектов. Председатель правления АО "ФУР "Казына", в свою очередь, устроил подотчетным институтам суровый "разбор полетов". Но в начале заседания, продолжает газета, прозвучали вполне оптимистичные цифры и факты: "...К началу года одобрение на финансирование получили 149 проектов общей стоимостью более четырех миллиардов долларов, и четвертую часть этой суммы составят вклады институтов развития. В 2007 году "Казына" планирует увеличить портфель еще на 50 процентов". При этом, отмечает "Казправда", К.Келимбетов констатировал, что в последние годы, несмотря на общий вектор диверсификации экономики, "большая часть инвестиций направляется в сырьевой сектор или "оседает" на рынке недвижимости". "В объеме инвестиций в основной капитал ежегодные вклады в обрабатывающую промышленность не превышают двенадцати процентов. И все же институты развития постепенно расширяют поле своего участия в перспективных проектах". Из уст главы "Казыны" прозвучал "уверенный отчет руководителя. Но откровенным диссонансом ему стало выступление председателя правления АО "Инвестиционный фонд Казахстана" Зейнуллы Какимжанова. Он заметил, что все одобренные проекты надо еще и реализовывать".
"Коллегия институтов развития (ИР), входящих в "Фонд устойчивого развития "Казына"... оказалась самой эмоциональной в череде совещаний, проведенных госорганами", - пишет "Панорама". - Эмоциональности добавил председатель правления АО "Инвестиционный фонд Казахстана" Зейнулла Какимжанов, который вместо "доклада о проделанной работе" призвал руководство "Казыны" отказаться от опеки над институтами развития". З.Какимжанов заявил, что в рамках взаимодействия "Казыны" и инвестфонда "...необходимо найти очень четкий баланс между самостоятельностью и эффективностью функционирования институтов развития и координирующей ролью "Казыны"...", "...разделить функции и полномочия между "Казыной" и институтами развития". В свою очередь глава "Казыны" К.Келимбетов подверг критике работу инвестиционного фонда и поставил "...вопрос об ответственности менеджеров данной компании". По его словам, два предыдущих года инвестфонд "...завершил с крупными убытками, что недопустимо для финансовой организации". Он также заявил, что "...время, когда тот или иной институт развития пытался бегать в правительство и "продавливать" тот или иной проект, где просто нет достаточного количества залогов или чего-то иного, прошло". Кроме того, продолжает "Панорама", К.Келимбетов "...рассказал о проблемах внутри институтов развития, среди которых "масса ненужных административных расходов", "куча всяких привилегий", "завышенная численность". Есть претензии и к процедурам, по которым работают ИР (институты развития - прим. ИА REGNUM): "Деньги из бюджета выделялись, но как они далее распределялись, по каким правилам - большой вопрос".
"Экспресс-К" приходит к выводу, что "Казына" и институты развития делят власть. Как полагает издание, "похоже, этот щекотливый процесс находится в самом разгаре", и, "как выяснилось, дела обстоят гладко только на бумаге".
Между тем, пишет "Казахстанская правда", премьер-министр, подводя черту под острыми прениями, дал понять: с институтов развития и непосредственно с фонда "Казына" отныне будет особый спрос. "Только когда новые предприятия станут выпускать продукцию, ориентированную на экспорт, можно будет говорить об эффективной реализации экономической политики". Кроме того, К. Масимов "...призвал развивать науку и инновации, активней заниматься продвижением казахстанских товаров и услуг на мировые рынки и укреплять партнерство с частным сектором".
На расширенном совещании руководителей национальных компаний, входящих в холдинг "Самрук", также "прозвучали довольно бодрые отчеты", пишет "Экспресс-К". Как сообщил председатель правления холдинга Сауат Мынбаев, "...все расходы АО за прошлый год составили 974 млн тенге. Выплачено дивидендов на сумму 4,4 млрд тенге (при плане 3,9 млрд). Один из примеров успешной работы холдинга - то, что у компании "Казахстан темир жолы" (которая еще в 2005 году была убыточной) чистая прибыль по итогам 2006 года составила около 32 млрд тенге". Однако и здесь не обошлось без критики: "...Премьер-министр высказал мнение, что холдинг должен больше информировать общество о своей деятельности. Карим Масимов отметил, что вопрос о транспарентности деятельности компаний, объединившихся под крылом госхолдинга, все еще остается открытым". По словам руководителя кабмина, пока правительство не может говорить о том, что все национальные компании обеспечивают стопроцентную прозрачность. "А этот вопрос находится под пристальным вниманием как главы государства и парламента, так и всего общества, потому что в "Самруке" сосредоточены главные национальные активы страны: нефть, газ, транспорт. Как сказал премьер, оставляет желать лучшего и то, каким образом "Самрук" ведет информирование через СМИ и публичные слушания".
"Известия-Казахстан" обращают внимание на то, что после прошлогоднего скандала с заработной платой генерального директора АО "Казахтелеком" первым, кто осмелился замолвить слово перед премьер-министром страны о необходимости увеличения оплаты труда высококлассных специалистов, стал председатель госхолдинга "Самрук" Сауат Мынбаев. По мнению Сауата Мынбаева, "без решения этого болезненного вопроса повысить роль советов независимых директоров в национальных компаниях невозможно, поскольку без соответствующей зарплаты невозможно привлечь действительно высококлассных специалистов". Однако премьер-министр не стал комментировать уровень заработной платы независимых директоров, отмечает издание.
Правительство
Правительственная неделя прошла под знаком отчетов министерств и ведомств, замечаний и критики, новых поручений. Премьер-министр Карим Масимов потребовал от министерств перехода от слов к делу - решения конкретных задач. В частности, Министерству финансов поручено проработать вопрос о введении всеобщего декларирования доходов населения с 2008 года, Министерству социальной защиты - подумать над пенсионной системой, миграционной и демографической политикой, а Министерство транспорта и коммуникаций должно показать результаты реализации концепций.
Как сообщает "Панорама", Министерство финансов премьер-министр критиковал "...за не налаженную до сих пор работу "электронного Минфина" (который определен "пилотным" во всей системе е-правительства). Также К.Масимов дал Минфину задание рассмотреть возможность отмены многочисленных налоговых льгот: "У нас от того Налогового кодекса, который мы первоначально приняли, одни дырки остались вместо бубликов, сплошные льготы. Я сторонник уменьшения налогов и отмены льгот", - цитирует издание. Также глава кабинета поручил финансовому ведомству проработать вопрос о введении всеобщего декларирования доходов населения с начала 2008 года. При этом он уточнил, что сроки будут зависеть от готовности налоговых служб. "Еще один вопрос, поставленный премьером перед фискалами и финансистами: каким образом стимулировать развитие отечественного фондового рынка. Ответ, предложенный им самим - путем продажи населению небольших пакетов акций экономически привлекательных компаний".
"Казахстанская правда" рассказывает о подробностях коллегии Министерства транспорта и коммуникаций, где К.Масимов призвал транспортников перейти от создания концепций к делу. "Должны быть выстроены приоритеты, на которых следует сосредоточиться и показать конкретные результаты". По мнению премьера, средств минтранскому выделяется достаточно, требуется качественное их использование. Со своей стороны министр Серик Ахметов рассказал о проблемах отрасли: не хватает квалифицированных кадров инженерно-технического и управленческого звена. К примеру, потребность только в морских специалистах около тысячи человек. А скоро понадобится до 3,5 тысячи человек". Рассказывая о результатах развития транспортно-коммуникационного комплекса в 2006 году, министр отметил "...рост показателей по сравнению с 2005 годом по грузообороту на одиннадцать процентов, по объемам перевезенных грузов - на шесть, по количеству перевезенных пассажиров - на семь, пассажирообороту - более чем на девять процентов". В то же время "по-прежнему недостаточное развитие получает транспортная инфраструктура, высок уровень износа основных фондов и транспортных средств, плохой сервис". В планах министерства на этот год - реализация ряда крупных инвестпроектов в рамках Транспортной стратегии на 3,4 триллиона тенге, в том числе 16 проектов на концессионной основе на 500 миллиардов тенге. "Всего для комплексного развития транспортной сети Казахстана до 2015 года будет построено 1 600 новых и электрифицировано 2 700 километров существующих железнодорожных участков, - сообщает "Казправда". - Запланированы строительство, ремонт и реабилитация 50 тысяч километров автодорог, расширение и модернизация портовой инфраструктуры и дальнейшее развитие гражданской авиации".
Министр социальной защиты населения Гульжана Карагусова, отчитываясь перед премьер-министром, заявила, что в прошлом году ее министерство реализовало "...практически все задачи, обозначенные в Послании Президента РК народу и в программе правительства на 2006-2008 годы", - рассказывает "Панорама". По данным министра, экономически активное население в Казахстане составляет 7,4 млн человек, уровень безработицы - 7,8% (8,1% в 2005 году), величина прожиточного минимума - 8 410 тенге (около 67 долларов США - прим. ИА REGNUM). В то же время сохраняется проблема доходности пенсионных активов, "...недостаточный темп развития схем добровольных пенсионных накоплений, низкий уровень информированности населения о сути накопительной пенсионной системы. Кроме того, отмечается низкий охват населения пенсионной системой". Так, из 7 млн вкладчиков только около 5 млн являются активными. Несмотря на названные недостатки, министр полагает, что "в целом пенсионная система РК имеет позитивные тенденции". Как отмечает издание, премьер-министр К.Масимов заявил, что действующую пенсионную систему необходимо скорректировать. По его словам, "если быть откровенным, накопительная пенсионная система требует от нас переосмысления, адекватного ответа на те проблемы, которые на сегодняшний день назрели". Однако ни сами проблемы, ни ответы на них он не назвал, лишь поручив главе Минтруда "критически посмотреть на этот вопрос".
Внешнеполитическое не стало исключением - в нем тоже подводили итоги и намечали планы. Новый министр иностранных дел Марат Тажин, открывая соответствующее совещание, рассказывает "Панорама", предложил "в режиме открытого диалога" обсудить итоги работы в 2006 году и планы на 2007-й. "Однако "открытым" мероприятие оказалось лишь для самих дипломатов: прессу попросили покинуть зал сразу после выступления министра". Говоря о результатах внешней политики государства, М.Тажин отметил налаженные "союзнические отношения с Россией", "стратегическое сотрудничество с КНР". Важным достижением, по мнению министра, "...стало новое качество партнерского диалога с США и государствами ЕС, что придает дополнительную устойчивость нашим международным позициям. Мы прагматично реализовали поступавшие с Запада импульсы и закрепили за Казахстаном статус ключевого партнера в Центральной Азии". Министр отметил также итоги, которые можно расценивать и как задачи: начало "серьезного" реформирования СНГ, развитие отношений с исламским миром, "потенциал которого нам необходимо более широко использовать". Что касается других планов, поясняет издание, "одной из ключевых задач МИДа в 2007 году также является укрепление системы национальной безопасности... Не обошел стороной новый министр и "проблему ОБСЕ-2009". "С учетом переноса голосования по кандидатуре Казахстана на пост председателя организации на мадридский СМИД (в конце 2007 года) перед нами стоит задача, не заводя ситуацию в тупик, направить усилия на ее положительное решение", - заявил он. Для решения перечисленных задач г-н Тажин намерен поднять "на качественно новый уровень брэндинговую, а также информационно-аналитическую и прогнозную составляющую работы" МИДа".
"Литер" полагает, что укрепление национальной безопасности актуально, "...в ситуации, когда соседи Казахстана по региону пока все еще далеки от стабильности". По мнению издания, "неслучайно, что Марат Тажин (в последнее время занимавший пост секретаря Совета безопасности, а в прошлом отвечавший за внутреннюю политику) при его опыте работы поставлен в авангард внешнеполитического ведомства. Естественно, что господин Тажин, находящийся в курсе всех проблем и угроз государственной безопасности, огромную роль уделяет именно укреплению стабильности в республике и не питает иллюзий по поводу спокойствия в стане наших соседей по Среднеазиатскому региону. Логично в данной ситуации и назначение бывшего министра иностранных дел Касым-Жомарта Токаева на пост спикера парламента РК. Таким образом, специалист по внутренней политике Тажин будет развивать дипломатические связи, а специалист по внешней политике Токаев будет выстраивать внутреннюю политику государства". Рассуждая о претензиях Казахстана быть лидером центральноазиатского региона, газета обращает внимание на слабые места в отношениях с соседними государствами: "...Мы несколько раз спотыкались в регионе, где сами считаем Казахстан лидером. Например, не далее как год назад киргизский парламент отказался ратифицировать договор о дружбе, инициированный, кстати, киргизской же стороной. А из доклада директора пограничной службы КНБ РК Болата Закиева общественность узнала о том, что за истекший год только на казахстанско-узбекской границе произошло 30 инцидентов, причем в 11 случаях применялось оружие. Для того, чтобы подобные факты больше не имели места, усилий одних пограничников недостаточно". По мнению издания, внешнеполитическим ведомствам государств ЦА нужно работать теснее, "если этого не произойдет, то и Астана, и Ташкент будут вынуждены отрывать средства от социальных программ в своих странах на укрепление рубежей государств". "Литер" отмечает, что Казахстану очень долгое время объективно не хватало ни средств, ни времени для подлинного сотрудничества с соседями по региону. "Внешняя политика строилась с прицелом на укрепление взаимоотношений с крупными державами, подразумевая, что соседи никуда не денутся, к тому же все транспортные коридоры, связывающие Центральную Азию и Запад, проходили через территорию Казахстана. Поэтому в казахстанской политической элите восторжествовало мнение, что Казахстан нужен соседям больше, нежели соседи нужны Казахстану. Более того, казахстанской элите было лестно чувствовать себя отличающейся от соседей. Но Казахстан не сможет стать процветающим государством, если будет окружен бедными и нестабильными соседями".
Парламент
В работе парламента наибольший интерес СМИ вызвал законопроект, предполагающий изменения в Уголовный, Гражданский и Административный кодексы, направленные на усиление ответственности за клевету и насилие. Этот документ вызвал споры и среди парламентариев. Противники законопроекта считают, что с его принятием у действующей власти появятся новые инструменты политического давления на оппонентов.
"Редко какой закон вызывает в мажилисе такую бурю эмоций, - пишет "Новое поколение". - Тем более что речь идет всего о десятке поправок. Радикально противоположные мнения, заявления о несоответствии Конституции, о нарушении прав человека и в итоге - одобрение документа в первом чтении. Все это - проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам усиления ответственности за клевету и насилие"
"Документ, который должен разом прижать к ногтю и наветчиков, и "кухонных мессершмиттов", палате презентовал вице-министр внутренних дел Алик Шпекбаев, - рассказывает "Экспресс-К". - Он сообщил, что ответственность за клевету предлагается усилить в первую очередь в период проведения общественно-политических мероприятий, например, выборов. Именно в это время последствия от наговоров могут быть особенно тяжелыми".
Как пишет "Казахстанская правда", законопроект вызвал оживленные споры в Мажилисе. Докладчик А. Шпекбаев, объясняя необходимость его принятия, сослался на опыт избирательных кампаний: "...Примерно треть из обращений граждан, поступающих в органы правопорядка во время выборов в стране, касается распространения заведомо ложных сведений о кандидатах в депутаты. В этой связи разработчики считают целесообразным предусмотреть уголовную ответственность за клевету в период проведения общественно-политических мероприятий". Еще одна причина связана с тем, что "в Казахстане действует более трех тысяч общественных формирований, занимающихся охраной общественного порядка, которые объединяют свыше 31 тысячи человек, продолжил замминистра. Однако эти люди не защищены законом... В 2006 году десять добровольных помощников полиции пострадали от преступных посягательств. Поэтому не случайно в Уголовном кодексе предполагается установить ответственность за насилие либо угрозу совершения насилия в отношении представителя лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего его нарушение". В Кодекс об административных правонарушениях разработчики предлагают "...включить статью, устанавливающую ответственность за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений". В свою очередь депутаты высказали сомнения относительно необходимости принятия подобного законопроекта. "В первую очередь они посетовали на то, что в тексте не даются четкие определения понятий "клевета" и "оскорбление". Да и почему уголовная ответственность за распространение заведомо ложных сведений усиливается только на период проведения общественно-политических мероприятий? Расплывчатой показалась мажилисменам формулировка "лица, исполняющие обязанности по охране общественного порядка". И как они могут получить дополнительную защиту от государства, когда по Конституции все граждане Казахстана перед законом равны? Что касается семейно-бытовой сферы, то ее в достаточной степени регламентирует брачно-семейное законодательство. Тем более что в настоящее время началась разработка закона о бытовом насилии. В целом в Казахстане имеются эффективные рычаги для защиты прав и выражения воли людей, убеждены парламентарии".
Но, несмотря на приведенные контрдоводы, депутаты законопроект все-таки не отклонили, а отправили на доработку в комитет по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса. "Несмотря на то, что большая часть депутатов высказывалась против концептуальных поправок законопроекта, документ был одобрен в первом чтении, - заключает "НП". - Подавляющим большинством голосов при всего четырех "против". Странно как-то. Чего кипятились-то, господа народные избранники? Вот слово и дело в реальном исполнении. Создается такое впечатление, что парламентарии, несмотря на свою любовь ко всему конституционному, все же больше недовольны СМИ и поведением конкурентов во время предвыборной гонки. А такой закон, если он не изменится существенно ко второму чтению, весьма выгодно сможет защитить их на очередных выборах в мажилис. Куда наверняка вновь захотят попасть нынешние "защитники отечества".
"Известия-Казахстан" рассказывают о законодательных инициативах депутатов нижней палаты. "...Ержан Рахметов представил депутатские поправки в законодательные акты по вопросам образования. Уникальность документа в том, что поводом для его принятия послужила не какая-то наблюдающаяся в стране проблемная тенденция, а всего один частный случай. То есть, по сути, закон может быть принят ради одного человека... Другой интересный документ, с поправками в Закон "О пенсионном обеспечении", инициировал мажилисмен Шаймерден Уразалинов, к которому обращается большое количество состоявшихся пенсионеров, не согласных с порядком выплаты накопленных средств из накопительных пенсионных фондов". Депутат Уразалинов убежден, что "...в действующее пенсионное законодательство и постановление правительства, утвердившее порядок выплаты пенсионных накоплений состоявшихся пенсионеров в ограниченном размере, нужно внести изменения". Как уточняют "И-К", мажилисмены единогласно решили, что оба законопроекта стоит принять в работу.
"Куда более жесткие замечания трибуны адресовали правительству в своих депутатских запросах, - отмечает "Литер". - Так, Серик Абдрахманов вновь поднял вопрос о защите прав владельцев праворульных авто. Депутат заметил, что проблема, возникшая в ноябре прошлого года на заседании Совета безопасности о запрете ввоза и ограничении сроков эксплуатации на территории страны автомобилей с правым расположением руля, продолжает будоражить казахстанское общество... Как выяснилось, "праворульная" тема продолжает беспокоить и мажилисмена Сергея Киселева, который заметил, что правительство молчит и не приводит никаких расчетов о вреде эксплуатации праворульных авто. По крайней мере депутат так и не получил внятного ответа на свой запрос, который был адресован кабмину месяц назад. А вот Ерасыл Абылкасымов ответ за свой депутатский запрос за подписью министра здравоохранения Анатолия Дернового получил и пришел в ужас, чем и поделился с журналистами. Как явствует из ответа главного медика республики, аттестация руководителей государственных организаций здравоохранения показала, что 47 процентов руководителей всех департаментов здравоохранения не смогли пройти тестирование, то есть попросту завалили экзамен на профпригодность".